Решение Липецкого областного суда от 13 сентября 2018 г. N 3а-31/2018
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Федосовой Н.Н., при секретаре Бобылевой К.В., Склядневе О.Е., при участии лиц, участвующих в деле:
представителя административного истца прокуратуры Липецкой области прокурора Бесединой Э.В.,
представителя административных ответчиков администрации Липецкой области и Управления здравоохранения Липецкой области Толмачевой Т.А.,
представителя административного ответчика администрации Липецкой области Свидетелевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке в здании Липецкого областного суда административное дело по административному иску прокурора Липецкой области о признании не действующими Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 и Приказ Управления здравоохранения Липецкой области от 06 апреля 2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой", установил:
прокурор Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 и Приказа управления здравоохранения Липецкой области от 06 апреля 2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой" в той части, в которой в них не предусматривается положений, устанавливающих обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что территориальные программы перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50% оплате) субъекты РФ должны учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении N 2 которого закреплен перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 в таблице 8 определен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. Для реализации названных положений Приказом управления здравоохранения Липецкой области от 06 апреля 2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой" закреплен Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. К таковым категориям относятся граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР". При этом, согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрен следующий перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой: пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными; инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50-процентной скидкой изделий медицинского назначения (мочеприемников, калоприемников), перевязочных средств по медицинским показаниям; граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещенные в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, в том числе, лица из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах." или медалью "За победу над Японией"; лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, привлекавшиеся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 год. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
То есть, в региональных нормативных правовых актов не предусмотрено право для применения подобного механизма лекарственного обеспечения в отношении категорий граждан, закрепленных постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля1994 г.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании представитель прокуратуры Липецкой области прокурор Беседина Э.В. административное исковое заявление, поданное в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления здравоохранения Липецкой области и администрации Липецкой области Толмачева Т.А. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" к правоотношениям по осуществлению лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой неприменимо, поскольку оно принято не на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Инвалиды любой группы, а также другие категории граждан, обозначенные в постановлении N 890, имеют право на бесплатное, а не с 50-процентной скидкой обеспечение лекарственными препаратами в рамках выбора социальных услуг, установленного пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Порядок социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, установлен ФЗ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Такая категория граждан, как пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца в минимальных размерах, законодательно не определена. Соответственно, объект применения механизма льготного лекарственного обеспечения законодательством не установлен. Законом Липецкой области от 02.12.2004 года N 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области" категории граждан, указанные в постановлении N 890 не предусмотрены. Взимание с граждан 50-процентной стоимости лекарственных препаратов, когда они имеют право получать лекарственные средства бесплатно, ущемляет права таких граждан, установленные статьей 55 Конституции РФ. Обращений граждан в управление здравоохранение, администрацию Липецкой области, медицинские организации, содержащих требование граждан по выдаче им лекарственных препаратов с 50-процентной скидкой, не поступало. Кроме того, представитель административных ответчиков указала на отсутствие денежных средств в бюджете субъекта РФ на реализацию льготы для данной категории граждан. Также представитель административных ответчиков указала на то, что административными ответчиками проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере здравоохранения и в Министерство экономического развития Российской Федерации направлены предложения по дерегулированию полномочий субъекта Российской Федерации, в частности, по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года. В частности, предлагается исключить дублирование групп населения получающих льготы в рамках ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года, установив исчерпывающий перечень лекарственных препаратов, исключительно из числа жизненно важных лекарственных препаратов для обеспечения групп населения в рамках постановления Правительства российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890. В настоящее время граждане, получающие льготы на федеральном уровне имеют право отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию. При этом, в соответствии с постановлением правительства российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 у них сохраняется право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств регионального бюджета, в том числе не жизненно необходимых и важнейших, что приводит к нарушению принципа разграничения полномочий между органами власти федерального и регионального уровней. Оспариваемые нормативные правовые акты прошли правовую и антикоррупционную экспертизу и замечаний, в том числе со стороны прокурора не было, дано положительное заключение.
В обоснование своих доводов предоставили письменные возражения на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика администрации Липецкой области Свидетелева Т.В. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Предоставлены в суд письменные возражения на иск, доводы которых идентичны позиции представителя административных ответчиков по делу Толмачевой Т.А.
Заслушав объяснения представителя административного истца прокурора Беседину Э.В., поддержавшую административный иск и просившую его удовлетворить, представителей административных ответчиков Толмачеву Т.А. и Свидетелеву Т.В., полагавших требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку основания, предусмотренные действующим законодательством для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими отсутствуют, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 213, статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что на основании Устава Липецкой области, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Раздел V "Финансовое обеспечение Программы" указывает, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований областного бюджета гражданам оказывается медицинская помощь, и финансируются в том числе, мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Раздел VIII Программы "Порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке" содержит перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-типроцентной скидкой (таблица 8).
В перечень групп населения включены две категории граждан -граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР".
Данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Липецкая газета", N 11, 19 января 2018 года.
Постановлением администрации Липецкой области от 15 февраля 2018 года N 105 "О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в постановление администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" были внесены изменения, в частности подраздел "Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов питания (по желанию пациента)" раздела V "Финансовое обеспечение Программы" приложения к постановлению дополнен новым абзацем десятым, согласно которому Порядок обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, устанавливается нормативным правовым актом управления здравоохранения Липецкой области.
Данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Липецкая газета", N 39, 02 марта 2018 года.
Во исполнение постановления администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в целях обеспечения лекарственными препаратами граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", по рецептам врачей с 50-процентной скидкой управлением здравоохранения Липецкой области издан 06 апреля 2018 года Приказ N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой", которым утвержден Порядок обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (является приложением к Приказу).
Данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Липецкая газета", N 120, 26 июня 2018 года.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым в том числе, определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся, в том числе, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 21.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.
В силу части 1 и пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в том числе, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Согласно Закону Липецкой области N 64-ОЗ от 27 марта 1997 года администрация области в пределах своих полномочий издает постановления, которые подписываются главой администрации области.
Распоряжением администрации Липецкой области от 04 сентября 2008 года N 369-р "Об утверждении положения об управлении здравоохранения Липецкой области" (с учетом изменений внесенных распоряжением администрации Липецкой области от 04 апреля 2018 года N 169-р) управление издает нормативные правовые акты по вопросам установления порядка обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. Специальным законом, регулирующим отношения в сфере отпуска, передачи и реализации лекарственных средств является Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в силу статьи 5 которого, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан в Российской Федерации отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 6 данного Закона определен перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который является исчерпывающим и включает разработку и реализацию региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами; установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2017 года N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Российской Федерации утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В части 3 постановления рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 30 декабря 2017 года утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты полномочными органами, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу соблюдены, процедура принятия нормативных правовых актов нарушена не была.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи в разделе V "Финансовое обеспечение Программы" предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В силу раздела VIII "Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации).
Таким образом, в федеральном законодательстве четко регламентированы конкретные положения, которые должна содержать территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой и дополнительных групп по собственному решению.
Указанный в Программе Перечень, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и содержится в приложении N 2 к постановлению, куда включены: пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, кроме лекарственных средств имеют право на приобретение с 50-процентной скидкой изделий медицинского назначения (мочеприемников, калоприемников), перевязочных средств по медицинским показаниям. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица, начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещенные в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, в том числе лица из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности. Указанные в настоящем абзаце лица имеют право на льготы при приобретении лекарственных средств при условии, что они имеют инвалидность или являются пенсионерами и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов." или медалью "За победу над Японией". Лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, привлекавшиеся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 год не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Указанные лица имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов).
Факт принятия и утверждения постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, свидетельствует о реализации им своих полномочий.
Данный перечень является обязательным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не включение указанных категорий граждан в территориальную Программу, а соответственно, не определение Порядка обеспечения указанных категорий граждан Российской Федерации, лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой нарушает права данных граждан и свидетельствует о не соответствии принятых оспариваемых региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству, в частности, Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года N 1492 и постановлению Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Пункт 5 постановления в абзаце четвертом предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным.
Оспариваемыми нормативными правовыми актами за счет средств бюджета субъекта РФ введены дополнительные льготы на обеспечение лекарственными препаратами граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, что не противоречит федеральному законодательству.
Между тем, оспариваемые нормативные правовые акты ограничивают круг лиц, входящих в Перечень, указанный в Приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года на получение лекарственных средств при амбулаторном лечении, которые отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, поскольку вообще не предусматривают предоставление указанной льготы этим категориям граждан.
Как следует из анализа приведенных выше нормативных правовых актов, объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе.
При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное (со скидкой) обеспечение лекарственными средствами определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данную государственную гарантию в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарством граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.
Доводы представителей административных ответчиков об отсутствии в бюджете денежных средств на реализацию данной льготы, не является основанием для снижения уровня, государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 года N 1492.
Утверждение представителей административных ответчиков об отсутствии ущемления прав неопределенного круга лиц оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку не имело место быть обращение с жалобами по данному вопросу, следует признать несостоятельным, поскольку установленные действующим законодательством гарантии должны быть обеспечены в не зависимости от каких либо факторов.
Кроме того, в материалы дела (том 2 л.д.1-9) административным истцом были предоставлены обращения по данному вопросу гражданина Российской Федерации ФИО7 что являлось поводом для проведения прокуратурой Липецкой области проверки обоснованности его жалоб.
Не состоятельными следует признать и доводы административных ответчиком в той части, где они указывают, что поскольку определенная категория граждан, в частности инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС любой группы, а также некоторые другие категории граждан, обозначенные в постановлении Правительства Российской Федерации N 890, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в рамках выбора социальных услуг, установленного пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", соответственно, предоставление им 50-процентной скидки по оплате лекарственных средств при амбулаторном лечении противоречит данным федеральным законам и ущемляет их права.
Как следует из положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Набор социальных услуг это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 6.2 данного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.
Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.
В нашем случае, постановлением Правительства Российской Федерации N 890 урегулирован вопрос о предоставлении конкретной группе населения, указанной в приложении N 2 50-процентной скидки на лекарственные средства, отпускаемые по рецептам врачей при амбулаторном лечении. Наличие у этих граждан права на получение лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, предусмотренного Законами, на которые указывают административные ответчики, не свидетельствует о нарушении прав этих граждан и не освобождает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности за счет средств субъекта Российской Федерации обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых гражданам, указанным в приложении N 2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Вопросы назначения, выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях и их отпуска для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, перечень которых указан в приложении N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года, должны быть определены Управлением здравоохранения Липецкой области в Порядке обеспечения данных граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области лекарственными средствами с 50-процентной скидкой.
Статьей 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
На момент рассмотрения судом дела, постановление Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года не отменено, действует на территории Российской Федерации, в связи с чем, доводы административных ответчиков и предоставленные суду в их подтверждение доказательства об обращении административных ответчиков с предложениями о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации, не могут повлиять на существо настоящего дела.
Доводы административных ответчиков, что проекты оспариваемых нормативных правовых актов прошли правовую экспертизу и коррупциогенных факторов не было выявлено, соответственно, оснований для признания их не действующими нет, не имеет правового значения, поскольку вопрос о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в настоящее время проверяется судом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года N 625 в той части, в которой в ней не предусмотрено положений, устанавливающих обеспечение лекарственными средствами перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года подлежит признанию не действующей.
Приказ управления здравоохранения Липецкой области от 06.04.2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой", утвердивший Порядок обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой в той части, в которой он не содержит положений, регулирующих порядок лекарственного обеспечения перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года также следует признать не действующим.
В силу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В соответствии с указанной нормой, суд считает необходимым возложить на администрацию Липецкой области и на Управление здравоохранения Липецкой области обязанность внести изменения в оспариваемые нормативные правовые акты, поскольку выявлена правовая неурегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемые акты были опубликованы в "Липецкой газете", и соответственно, сообщение о принятии настоящего решения после вступления его в законную силу подлежит опубликованию административными ответчиками в "Липецкой газете".
Руководствуясь ст.ст. 177 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление прокурора Липецкой области удовлетворить.
Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденную постановлением администрации Липецкой области N 625 от 28 декабря 2017 года в той части, в которой в ней не предусмотрено положений, устанавливающих обеспечение лекарственными средствами перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ Управления здравоохранения Липецкой области от 06 апреля 2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой", утвердивший Порядок обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой в той части, в которой он не содержит положений, регулирующих порядок лекарственного обеспечения перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Возложить на администрацию Липецкой области обязанность дополнить Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденную постановлением администрации Липецкой области N 625 от 28 декабря 2017 года положениями, устанавливающими лекарственное обеспечение перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Возложить на Управление здравоохранения Липецкой области обязанность дополнить Приказ Управления здравоохранения Липецкой области от 06 апреля 2018 N 465 "Об осуществлении лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой", утвердивший Порядок обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Липецкой области, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", положениями, регулирующими порядок лекарственного обеспечения перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.
Сообщение о настоящем решении суда опубликовать в официальном печатном издании органа государственной власти "Липецкая газета" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий областной суд.
Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2018 года.
Председательствующий судья |
Н.Н. Федосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого областного суда от 13 сентября 2018 г. N 3а-31/2018
Текст решения официально опубликован не был