Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министерства социальной
защиты населения Рязанской области
от 30.12.2016 г. N 60
Порядок
осуществления министерством социальной защиты населения Рязанской области внутреннего финансового контроля
I. Общие положения
Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления министерством социальной защиты населения Рязанской области (далее - министерство) внутреннего финансового контроля в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 30.05.2014 N 150 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения областного бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета министерством;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях министерства.
2.3. Должностные лица структурных подразделений министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур.
Перечень структурных подразделений, которые осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур определяется согласно приложение N 2 к настоящему приказу.
2.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.5. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности, смежного контроля (далее - методы контроля).
2.6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры.
III. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля
2.8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля по форме и в соответствии с рекомендациями по заполнению карты согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год в министерстве утверждаются министром (заместителем министра), не позднее 30 декабря текущего года.
2.9. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.10. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры (далее - Перечень) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций по форме и рекомендациям по его заполнению согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с выполнением указанной в Перечне операции в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля и определения применяемых к ней контрольных действий.
К бюджетным рискам относятся:
риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;
риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных министерством финансов Рязанской области в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств.
Оценка бюджетных рисков осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.
2.11. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения министром (иным уполномоченным лицом) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.12. В карте внутреннего финансового контроля по каждой
отражаемой в ней операции внутреннего финансового контроля
указываются:
- данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
- периодичности выполнения операции;
- данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
- методах контроля;
- периодичности контрольных действий;
- способах проведения контрольных действий.
Ознакомление сотрудников соответствующего структурного подразделения министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля подтверждается их подписью в карте внутреннего финансового контроля.
2.13. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях министерства осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.14. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом структурного подразделения министерства путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.15. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения министерства путем подтверждения (согласования) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.16. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем (иным уполномоченным лицом) структурного подразделения министерства путем согласования (подтверждения) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений министерства.
2.17. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на министра или заместителя министра, курирующий соответствующие структурные подразделения министерства и начальника управления, в соответствии с распределением обязанностей.
IV. Ведение, учет и хранение Журналов внутреннего финансового контроля
2.18. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в Журналах внутреннего финансового контроля.
2.19. Журнал внутреннего финансового контроля составляется и ведется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.20. Ведение, учет и хранение Журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении министерства, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Ответственность за ведение Журналов внутреннего финансового контроля возлагается на руководителя соответствующего структурного подразделения министерства, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур.
2.21. Журналы внутреннего финансового контроля оформляются на каждый календарный год.
До начала календарного года Журнал внутреннего финансового контроля нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью руководителя (иного уполномоченного лица) соответствующего структурного подразделения.
2.22. Записи в Журнал внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке, результатом которых стали выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур.
2.23. Хранение Журналов внутреннего финансового контроля осуществляется способом, обеспечивающим защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности и информации в них.
2.24. Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в структурных подразделениях министерства в соответствии с установленными сроками.
V. Составление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
2.25. Руководители структурных подразделений министерства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, составляют отчет о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных Журналов внутреннего финансового контроля по форме и рекомендациям по его заполнению согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и представляют министру.
В состав отчета включается пояснительная записка, содержащая:
причины расхождений между выявленными и устраненными
недостатками и (или) нарушениями при осуществлении внутреннего финансового контроля;
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин возникновения в отчетном периоде;
о принятых мерах, направленных на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.27. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий) по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий министерства;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение внутренних стандартов и процедур;
е) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений министерства.
2.28. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю министерства.
Рекомендации по заполнению Карты внутреннего финансового контроля
При заполнении Карты внутреннего финансового контроля (далее - Карта) указываются следующие сведения.
1. В графе 1 Карты указывается порядковый номер операции внутренней бюджетной процедуры.
2. В графе 2 Карты указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
3. В графе 3 Карты указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие фамилию и инициалы и наименование замещаемой им должности.
4. В графе 4 Карты указывается периодичность выполнения операции (например, не позднее одного рабочего дня с даты поступления сведений, необходимых для формирования документа).
5. В графе 5 Карты указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие фамилию и инициалы и (или) наименование замещаемой им должности.
6. В графе 6 Карты указывается один из методов контроля "Самоконтроль", "Смежный контроль", "Контроль по подчиненности".
7. В графе 7 Карты указываются наименование и описание контрольных действий, применяемых в отношении операции, указанной в графе 2 Карты. Например: проверка оформления документа; сверка данных бюджетной заявки данным первичных документов; проверка полноты заполнения заявки и т.д.
8. В графе 8 Карты указывается один из следующих видов контроля - "Визуальный"; "Автоматический"; "Смешанный", а также способов контроля - "Сплошной" или "Выборочный".
Рекомендации
по заполнению Отчета о результатах внутреннего финансового контроля
1. В графе 1 Отчета о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) указываются методы контроля, осуществляемые в соответствии с картой внутреннего финансового контроля: самоконтроль, смежный контроль и контроль по уровню подчиненности.
2. В графе 2 Отчета указывается количество контрольных действий, проведенных в рамках внутреннего финансового контроля за отчетный период.
3. В графе 3 Отчета указывается количество выявленных недостатков (нарушений) при исполнении внутренних бюджетных процедур.
4. В графе 4 Отчета указывается количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения.
4. В графе 5 Отчета указывается количество принятых мер.
Рекомендации
по заполнению Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
При заполнении Перечня указываются следующие сведения.
1. В графе 1 Перечня указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры как совокупности взаимосвязанных (последовательных) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), направленных на достижение результата выполнения внутренней бюджетной процедуры (далее - процесс).
2. В графе 2 Перечня указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
3. В графе 3 Перечня указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
4. В графе 4 Перечня указывается код бюджетного риска, связанного с проведением операции, указанной в графе 2 Перечня:
1 код - риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2 код - риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
3 код - риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;
4 код - риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных министерством финансов Рязанской области в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств.
Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях и предложениях внутреннего финансового аудита, иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях и заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).
5. В графе 5 Перечня указывается уровень вероятность наступления бюджетного риска по критерию "Вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур.
Уровень по критерию "Вероятность" - от 0 до 20%, от 21 до 40%, от 41 до 60%, от 61 до 80%, от 81 до 100%.
Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
- недостаточность положений нормативных правовых актов, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
- длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;
- наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку
товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом);
- отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры.
6. В графе 6 Перечня указывается уровень последствий наступления бюджетного риска по критерию "Последствия", характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств.
Уровень по критерию "Последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.
7. В графе 7 Перечня указывается уровень бюджетного риска, рассчитываемый в соответствии с Таблицей:
Таблица
Оценок уровня бюджетного риска операции
Уровень бюджетного риска операции по критерию "вероятность" (в %) |
Уровень бюджетного риска операции по критерию "последствия" |
|||
низкий |
умеренный |
высокий |
очень высокий (высокий) |
|
уровень бюджетного риска операции | ||||
от 0% до 20% |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
от 21% до 40% |
низкий |
низкий |
средний |
высокий |
от 41% до 60% |
средний |
средний |
высокий |
очень высокий |
от 61% до 80% |
средний |
высокий |
очень высокий |
очень высокий |
от 81% до 100% |
высокий |
высокий |
очень высокий |
очень высокий |
Примечание. Операции с уровнем бюджетного риска "средний", "высокий", "очень высокий" включаются в карту внутреннего финансового контроля.
8. В графе 8 Перечня по осуществлению внутреннего финансового контроля указывается слово "да" в случае включения операции в карту внутреннего финансового контроля или слово "нет" в ином случае.
9. В графе 9 Перечня отражаются предложения по применению контрольных действий с указанием их характеристик в отношении операций, включаемых в карту внутреннего финансового контроля (самоконтроль, смежный контроль или контроль по подчиненности).
<< Назад |
Приложение >> N 1. Карта внутреннего финансового контроля |
|
Содержание Приказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области от 30 декабря 2016 г. N 60 "Об утверждении порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.