Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 16 июня 2017 г. N 2.13-22/8991с
УФНС России по Рязанской области рассмотрело обращение от 29.05.2017 по вопросу получения стандартного, социального и имущественного налоговых вычетов, и рекомендует учитывать следующее.
1. В отношении стандартного налогового вычета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 317-ФЗ) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода в размере 1400 рублей на первого и (или) второго ребенка, и 3000 рублей на 3-его и каждого последующего ребенка, находящегося на его обеспечении.
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Установленные данной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.
В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено статьей 218 Кодекса, то по окончании налогового периода в соответствии со статьей 229 Кодекса налогоплательщик вправе обратиться за перерасчетом налоговой базы и предоставлением стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных статьей 218 Кодекса, а также возвратом излишне удержанного налога на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства путем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
2. В отношении социального налогового вычета.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Социальный налоговые вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанного социального налогового вычета должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на его получение, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 данной статьи.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзаца 2 пункта 2 статьи 219 Кодекса.
3. В отношении имущественного налогового вычета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение, имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, но не превышающем 2 000 000 рублей.
Положениями статей 220 и 229 Кодекса установлено, что имущественный налоговый вычет может быть получен налогоплательщиком по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства или до окончания налогового периода при обращении к налоговому агенту с письменным заявлением при наличии соответствующего подтверждения от вышеупомянутого налогового органа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Документом, подтверждающим такое право, является уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса (далее - Уведомление), утвержденное Приказом ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@ (зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36625), выдаваемое налоговым органом только при наличии у налогоплательщика соответствующего права на такие вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, с учетом пункта 3 статьи 226 Кодекса в случае, если сотрудник организации в налоговом периоде обратился за предоставлением имущественного налогового вычета, организация - налоговый агент при определении налоговой базы предоставляет указанный вычет с начала налогового периода, в котором сотрудник обратился за его предоставлением.
Сумма налога, исчисленная и удержанная с начала налогового периода до месяца включительно (если налог в нем уже был исчислен и удержан), в котором сотрудник обратился за получением вычета, является излишне удержанной и подлежит возврату налоговым агентом в соответствии с положениями статьи 231 Кодекса.
Таким образом, право налогоплательщика на получение у работодателя стандартного, социального и имущественного налоговых вычетов, предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 218, пунктом 2 статьи 219 и пунктом 8 статьи 220 Кодекса соответственно.
Данными положениями Кодекса установлено, что стандартный налоговый вычет представляется на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такой вычет, а социальный и имущественный представляется работодателем на основании письменного заявления работника при условии представления им подтверждения права на получение налоговых вычетов, выданных налогоплательщику налоговым органом.
Каких-либо ограничений в очередности получения налоговых вычетов у работодателя Кодекс не содержит.
В связи с этим работодатель после получения от работника заявления на предоставление ему стандартного, социального и имущественного налоговых вычетов, вправе предоставить любой из данных вычетов, на который налогоплательщик имеет право, в любой очередности, а также в любой пропорции - в пределах суммы начисляемого дохода, облагаемого по налоговой ставке 13%.
Аналогичное разъяснение дано в письме ФНС России от 17.02.2017 N БС-4-11/3008.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Заместитель руководителя, |
Ю.В. Орловцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 16 июня 2017 г. N 2.13-22/8991с
Текст письма официально опубликован не был