Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Рязанской области
от 28.09.2018 N 454-р
Программа
оздоровления государственных финансов Рязанской области на 2018 - 2024 годы
I. Общие положения
1. Программа оздоровления государственных финансов Рязанской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа) разработана в целях оздоровления государственных финансов Рязанской области, формирования бюджетной политики региона, ориентированной на социально-экономическое развитие Рязанской области, создание условий для эффективного управления государственными финансами Рязанской области и муниципальными финансами муниципальных образований Рязанской области, укрепления устойчивости бюджетной системы Рязанской области.
2. Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области в сфере оптимизации и приоритизации расходов областного и местных бюджетов Рязанской области в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, мобилизацию доходов в областной и местные бюджеты Рязанской области.
II. Цель и задачи Программы
3. Цель Программы - улучшение состояния бюджетной системы, оздоровление государственных финансов Рязанской области и муниципальных финансов муниципальных образований Рязанской области и социально-экономическое развитие Рязанской области в финансовой и бюджетной сферах.
4. Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач Программы:
1) сохранение устойчивости бюджетной системы Рязанской области и обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов;
2) сокращение долговой нагрузки на областной бюджет;
3) недопущение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Рязанской области;
4) сокращение к 2020 году расходов консолидированного бюджета Рязанской области до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (в сопоставимых условиях).
III. Характеристика текущей ситуации
5. Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств осуществляется в Рязанской области постоянно.
Уже в 2010 году распоряжением Правительства Рязанской области от 06.08.2010 N 334-р был утвержден План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2010 - 2013 годы, распоряжением Правительства Рязанской области от 09.12.2011 N 626-р был утвержден План мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета Рязанской области на период 2011 - 2014 годов.
С 2014 года мероприятия, направленные на консолидацию бюджетных средств, приобрели структурированный и комплексный характер в рамках реализации плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Рязанской области по 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Рязанской области от 14.11.2013 N 524-р. Кроме того, распоряжением Правительства Рязанской области от 02.12.2014 N 565-р была утверждена долговая политика Рязанской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (пролонгирована на период до 2020 года).
В целях оздоровления государственных финансов, обеспечения сбалансированности бюджета и сохранения устойчивости бюджетной системы Рязанской области распоряжением Губернатора Рязанской области от 12.02.2015 N 38-рг утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Рязанской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы. В рамках реализации данного плана в целях организации взаимодействия и координации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области при исполнении областного бюджета с учетом складывающихся макроэкономических условий Правительством Рязанской области ежегодно принимались постановления, предусматривающие меры по реализации законов Рязанской об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Главной задачей бюджетной политики Рязанской области был правильный выбор приоритетов, а также сдерживание расходов областного и местных бюджетов, изыскание внутренних резервов, ограничение расходов на содержание органов государственной власти и государственных учреждений.
Реализация мероприятий, утвержденных вышеперечисленными правовыми актами, включая оптимизацию бюджетных расходов, позволила предупредить финансовые риски и в значительной мере нейтрализовать негативное внешнее воздействие на экономику Рязанской области. В необходимом объеме обеспечена реализация "майских" указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы и выполнены публичные нормативные обязательства. В 2013 году расходы областного бюджета были оптимизированы на сумму около 1 млрд. рублей, в 2014 году - на 1,2 млрд. рублей, в 2015 году - на 1,3 млрд. рублей, в 2016 году - на 1,4 млрд. рублей.
Информация об основных показателях исполнения бюджета Рязанской области в динамике за 2013 - 2017 годы приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Основные показатели исполнения бюджета Рязанской области за 2013 - 2017 годы
(млн. рублей)
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, всего |
37 055,3 |
38 333,3 |
40 817,7 |
44 379,9 |
48 954,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
25 948,7 |
27 327,9 |
28 915,1 |
32 244,2 |
36 640,0 |
Безвозмездные поступления |
11 106,6 |
11 005,4 |
11 902,6 |
12 135,7 |
12 314,4 |
из них |
|
|
|
|
|
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
10 572,9 |
10 804,7 |
11 386,4 |
11 668,8 |
12 190,8 |
в том числе дотации |
3 003,4 |
3 747,8 |
3 217,6 |
3 468,5 |
3 888,3 |
Расходы, всего |
43 699,2 |
40 443,8 |
41 932,0 |
42 613,5 |
44 795,6 |
Дефицит (-)/профицит (+) |
-6 643,9 |
-2 110,5 |
-1 114,3 |
1 766,4 |
4 158,8 |
Государственный долг Рязанской области |
24 913,4 |
27 058,4 |
26 835,5 |
26 362,1 |
24 361,8 |
Государственный долг Рязанской области в % к налоговым и неналоговым доходам |
96,0 |
99,0 |
92,8 |
81,8 |
66,5 |
В 2017 году впервые за последние четыре года наметились позитивные тенденции в развитии экономики региона, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на исполнение областного и местных бюджетов.
Были реализованы мероприятия по оздоровлению областного бюджета, сохранению его устойчивости за счет привлечения дополнительных доходов, профинансированы в полном объеме все социальные обязательства, обеспечено значительное снижение государственного долга Рязанской области.
В 2017 году государственный долг Рязанской области был уменьшен на 2 млрд. рублей и улучшен показатель долга до 66,5% к собственным доходам.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
6. Реализация Программы позволит:
оздоровить государственные финансы Рязанской области и муниципальные финансы муниципальных образований Рязанской области;
укрепить устойчивость бюджетной системы Рязанской области;
обеспечить сокращение долговой нагрузки на областной и местные бюджеты Рязанской области;
сократить расходы по обслуживанию государственного долга Рязанской области и муниципального долга.
Целевые показатели реализации Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
V. Риски реализации Программы
7. Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мер по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мер по их минимизации при реализации Программы
Наименование рисков |
Вероятность |
Сила влияния |
Меры по минимизации риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внешние риски реализации Программы | |||
Изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы консолидированного бюджета Рязанской области |
средняя |
высокая |
разработка предложений по внесению изменений в законодательство Рязанской области в сфере бюджетных правоотношений |
Ухудшение макроэкономической ситуации |
средняя |
высокая |
реализация мероприятий по мобилизации доходов в областной бюджет, оптимизация бюджетных расходов, уточнение областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период |
Негативные природные явления и техногенные аварии |
средняя |
средняя |
перераспределение бюджетных расходов для устранения последствий негативных природных явлений и техногенных аварий |
Внутренние риски реализации Программы | |||
Невыполнение расходных обязательств Рязанской области по финансовому обеспечению первоочередных расходов |
низкая |
высокая |
формирование областного бюджета исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Рязанской области |
Наращивание расходных обязательств, не имеющих первостепенного значения, возникновение расходных обязательств, необеспеченных финансовыми ресурсами |
средняя |
высокая |
принятие мер по обеспечению сбалансированности утвержденных бюджетов |
Неэффективное использование бюджетных средств |
средняя |
средняя |
выполнение программы повышения эффективности управления государственными финансами Рязанской области |
Недостаточная заинтересованность главных администраторов доходов областного бюджета в увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета |
средняя |
высокая |
доведение заданий по мобилизации доходов до главных администраторов доходов областного бюджета, контроль их выполнения |
В целях смягчения негативных последствий данных рисков необходима координация деятельности всех исполнителей и соисполнителей, курирующих вопросы реализации мероприятий Программы, а также повышение ответственности сотрудников исполнительных органов государственной власти Рязанской области, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы, за своевременную и эффективную реализацию запланированных мероприятий.
Принятие мер по минимизации рисков реализации Программы осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее результативности и эффективности.
VI. Мероприятия Программы
8. Мероприятия Программы предусматривают систему мер исполнительных органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области по оздоровлению государственных финансов Рязанской области, социально-экономическому развитию и улучшению состояния бюджетной системы Рязанской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Рязанской области и муниципального долга;
оптимизация льгот по региональным налогам и сборам;
повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества Рязанской области;
оптимизация расходов на функционирование государственной и муниципальной службы, обеспечение соблюдения нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Рязанской области, установленных Правительством Российской Федерации;
обеспечение непревышения расходов областного бюджета в соответствующих сферах деятельности расчетных объемов, определенных Министерством финансов Российской Федерации по итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за 2016 год;
оптимизация инвестиционных расходов и дебиторской задолженности;
оптимизация мер социальной поддержки;
повышение функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
совершенствование межбюджетных отношений;
сокращение расходов на обслуживание государственного долга Рязанской области.
Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Рязанской области в целях оздоровления государственных финансов на 2018 - 2024 годы согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.