Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
министерства образования
Кировской области
от 4 февраля 2016 г. N 5-131
Порядок
проведения IV (областного) этапа конкурса "Учитель года Кировской области" в 2016 году
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения Конкурса определяет перечень представляемых на Конкурс документов и требования к их оформлению, а также перечень конкурсных заданий по каждой номинации и критерии их оценивания.
1.2. Девиз конкурса "Учить и учиться" отражает приоритетные задачи современного образования: непрерывный, профессиональный и личностный рост педагога, трансляцию лучших образцов педагогической практики, пропаганду инновационных идей и достижений.
1.3. Для участников IV (областного) этапа Конкурса ИРО Кировской области 14 марта 2016 года проводит установочный семинар.
1.4. Перечень и содержание конкурсных материалов, требования к их оформлению, сроки и место их представления на I - III этапы Конкурса определяются соответствующими оргкомитетами.
2. Требования к оформлению документов участников IV (областного) этапа Конкурса
2.1. Участники IV (областного) этапа Конкурса (далее - участники) представляют следующие материалы:
- представление по форме (приложение N 1 к Порядку);
- заявление участника по образцу (приложение N 2 к Порядку);
- информационную карту участника конкурса (приложение N 3 к Порядку);
- заявку на оборудование учебного занятия (в свободной форме);
- согласие на обработку персональных данных участника (приложение N 4 к Порядку);
- 2 фотографии: портрет 9х13 см; жанровое фото (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т. п.).
Фотографии представляются в бумажном варианте и в электронной копии на компакт-диске в формате*.jpg с разрешением 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера.
Все документы предоставляются на бумажном и электронном носителях.
2.2. Прием конкурсных материалов на IV (областной) этап Конкурса осуществляется до 14 марта 2016 года ИРО Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Р. Ердякова, д. 23/2, каб. 410.
2.3. Материалы, представляемые на конкурс, не возвращаются.
3. Конкурсные задания IV (областного) этапа Конкурса
3.1. Общими заданиями для всех участников Конкурса являются "Визитная карточка" и конкурсное задание "Интернет-ресурс".
3.1.1. "Визитная карточка".
Регламент: 3 минуты.
Формат: в устной форме ярко, оригинально и содержательно представить себя и свой предмет, отразить направленность интересов педагога на работу в образовательной организации с учащимися.
Мероприятие "Визитная карточка" - это очное знакомство с участниками, членами жюри не оценивается.
3.1.2. Конкурсное задание "Интернет-ресурс".
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного задания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами. Участники до 14 марта 2016 года размещают информацию в сети интернет. Интернет-ресурс должен открываться любым браузером (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera и т.д.).
Конкурсное задание оценивается заочно, итоги включаются в общий зачет баллов участника.
Критерии оценивания конкурсного задания:
дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки);
информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи);
информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).
3.2. В номинации "Учитель года" конкурсными заданиями являются эссе "Я - учитель", "Урок"; "Методический семинар", "Мастер - класс".
3.2.1. Эссе "Я - учитель" (заочное конкурсное задание).
Формат конкурсного задания: текст эссе "Я - учитель" (до 6 страниц).
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- глубина мировоззренческой, философской позиции;
- широта и масштабность взгляда на профессию;
- уровень изложения и художественный стиль;
- ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии.
3.2.2. Конкурсное задание "Урок".
Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент - 45 минут), самоанализ урока и вопросы жюри (10 минут), который проводится в школе (школах), предложенных Оргкомитетом Конкурса текущего года. Предмет и класс для проведения учебного занятия выбирает участник конкурса. Тема учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием объявляется участнику за 2 дня до начала конкурса.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- творчество (креативность);
- новизна подходов (инновационность);
- корректность и адекватность содержания;
- методическое мастерство;
- результативность урока;
- рефлексивность и оценивание;
- доброжелательная атмосфера;
- актуальность;
- коммуникация;
- личность учителя.
3.2.3. Конкурсное задание "Методический семинар".
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент - 20 минут). Конкурсант в тезисной форме в течение 5 - 10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы.
Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию: требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог". Затем в течение 10 - 15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- результативность и практическая применяемость;
- коммуникативная культура;
- оригинальность и творческий подход;
- научная корректность и методическая грамотность;
- информационная и языковая грамотность.
3.2.4. Конкурсное задание "Мастер-класс".
Формат конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.).
Цель: демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта, перспектива использования данного ресурса в системе повышения квалификации учителей (регламент - до 25 минут, включая вопросы жюри).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения, - профессиональная компетентность;
- способность к импровизации;
- коммуникативная культура.
3.3. В номинации "Воспитатель года" конкурсными заданиями являются эссе "Моя педагогическая философия, "Творческая презентация", "Педагогические мероприятия с детьми", "Мастер - класс".
3.3.1. Эссе "Моя педагогическая философия" (заочное конкурсное задание).
Формат: мини-сочинение. Предполагает изложение своей педагогической концепции, попытку философского осмысления своей профессии, определение своей роли и места в современной системе образования, которое раскрывается на конкретных фактах педагогической деятельности (как урочной, так и внеурочной).
Объем эссе в пределах 2 страниц (лист А4), шрифт - Times New Roman, начертание - обычный, размер шрифта - 12. Абзац: красная строка - 1,5 см, выравнивание - по ширине, межстрочный интервал - одинарный.
Критерии оценивания:
- наличие идеалов и принципов, ценностей и установок, определяющих педагогическую деятельность учителя;
- ясность и логичность изложения;
- содержательность и оригинальность идей;
- реалистичная оценка собственных возможностей;
- соотнесенность с педагогической практикой учителя использование конкретных примеров);
- грамотность, правильность речи, соответствие ее нормам литературного языка.
Конкурсное задание является обязательным, оценивается заочно, итоги подводятся отдельно и не входят в общий зачет баллов участника.
3.3.2 Конкурсное задание "Творческая презентация" (заочное конкурсное задание).
Формат: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника финала, позволяющие оценить профессиональный педагогический опыт конкурсанта, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; инновационность применяемых им методик и технологий.
Критерии оценивания:
- умение выявить и сформулировать педагогическую задачу;
- умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;
- умение логично, в соответствии с заявленной темой представить содержание своей работы;
- коммуникационная культура.
3.3.3. Конкурсное задание "Педагогическое мероприятие с детьми".
Формат: осуществление совместной деятельности педагога с детьми, демонстрирующее практический опыт использования образовательных методик и технологий, заявленных в заочном задании "Творческая презентация". Тема мероприятия и возраст детей определяется участником конкурса. Регламент: занятие с детьми - до 20 минут, самоанализ и ответы на вопросы членов жюри - до 10 минут.
Критерии оценивания:
- методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов возрасту детей);
- умение заинтересовать группу детей выбранным содержанием, оригинальность содержания занятия;
- умение организовать детей и удерживать интерес детей на протяжении всей деятельности;
- соответствие открытого педагогического мероприятия и заявленного опыта работы;
- адекватность стиля взаимодействия воспитателя с детьми;
- организация взаимодействия/сотрудничества детей группы;
- учет и поддержка инициативы и самостоятельности детей в процессе деятельности;
- общая культура педагога;
- глубина и точность анализа занятия и рефлексии своей деятельности.
3.3.4. Конкурсное задание "Мастер-класс".
Формат: публичное выступление перед коллегами и членами жюри, демонстрирующее конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающий современные тенденции развития дошкольного образования. Тема "Мастер-класса" участником определяется самостоятельно.
Регламент: 15 минут на выступление участника, 5 минут на вопросы членов жюри.
Критерии оценивания:
- глубина и оригинальность содержания;
- методическая и практическая ценность для дошкольного образования;
- умение транслировать (передать) свой опыт работы;
- общая культура;
- коммуникативные качества.
3.4. В номинации "Педагог дополнительного образования года" конкурсными заданиями являются самопрезентация "Мое педагогическое кредо", защита дополнительной общеобразовательной программы "Моя дополнительная общеобразовательная программа", "Открытое занятие с учащимися "Введение в дополнительную общеобразовательную программу", "Импровизированный конкурс "Эссе на заданную тему".
В конкурсе могут участвовать педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, вожатые, тренеры-преподаватели. Конкурсанты кроме документов, указанных в п. 2.1 настоящего Порядка, представляют текст дополнительной общеобразовательной программы.
3.4.1. Конкурсное задание "Самопрезентация "Мое педагогическое кредо".
Регламент: 15 минут (включая 5 минут для ответов на вопросы членов жюри).
Формат: устное выступление участника, раскрывающее ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- наличие идеалов и принципов, ценностей и установок, определяющих педагогическую деятельность участника;
- соответствие данных мировоззренческих установок тенденциям гуманистически ориентированной культуры;
- наличие представлений о современных тенденциях развития образования;
- оригинальность мировоззренческой позиции автора;
- эмоциональность, образность высказывания, краткость, логичность, доступность изложения;
- культура публичного выступления.
3.4.2. Конкурсное задание "Защита дополнительной общеобразовательной программы "Моя дополнительная общеобразовательная программа"
Регламент: 20 минут (включая 5 минут для ответов на вопросы членов жюри).
Формат: устное представление участником краткой аннотации к своей образовательной программе, отражающей ее ведущую идею; аргументированное объяснение содержания программы, ее педагогической значимости и авторского замысла.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- обоснование актуальности, социальной значимости цели и задач программы;
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
- профилактика асоциального поведения несовершеннолетних;
- преемственность и согласованность ее с образовательными программами общеобразовательной школы;
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- практическая значимость, технологичность программы, доступность для использования ее в педагогической практике;
- культура публичного выступления.
3.4.3. Конкурсное задание "Открытое занятие с учащимися "Введение в дополнительную общеобразовательную программу".
Регламент: для младшего школьного возраста - 35 минут, для старшеклассников - 45 минут. Для самоанализа учебного занятия и ответов на вопросы членов жюри - 10 минут.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства;
- соответствие результата поставленной цели занятия;
- завершенность занятия и эффективность формы его проведения;
- умение пробудить у детей интерес и желание заниматься в аналогичном творческом объединении;
- умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;
- умение включить каждого обучающегося в совместную творческую деятельность;
- культура общения с детьми;
- глубина и точность самоанализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
3.4.4. Конкурсное задание "Импровизированный конкурс "Эссе на заданную тему".
Тема эссе объявляется за 30 минут до начала конкурса.
Регламент: продолжительность подготовки эссе - 45 минут. Представление - до 5 минут. (Участники конкурса пишут эссе в одной аудитории).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- ясность, четкость и грамотность изложения;
- широта кругозора;
- самостоятельность и индивидуальность;
- логика и аргументированность;
- оригинальность изложения.
3.5. В номинации "Педагог - психолог года" конкурсными заданиями являются эссе "Моя педагогическая философия", "Защита психолого-педагогической технологии", "Открытое занятие", "Кейсы".
Педагоги - психологи кроме документов, указанных в п. 2.1 настоящего Порядка, представляют:
- резюме педагога-психолога, которое должно представлять собой изложение профессиональных достижений, подкрепленных аргументами и доводами. Основная цель резюме - всесторонне и в лаконичной форме представить в системе опыт работы участника в Службе практической психологии. Работа должна быть оформлена с помощью компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических; объем резюме не более 2 тысяч знаков с пробелами;
- список научных статей и публикаций (если они есть), оформленный с учетом всех библиографических требований;
- описание психолого-педагогической технологии работы участника (объем не более 20 тысяч знаков с пробелами);
- план-конспект занятия, урока, тренинга и т.п. (объем не более 10 тысяч знаков с пробелами).
3.5.1. Эссе "Моя педагогическая философия".
Формат: мини-сочинение. Предполагает изложение своей педагогической концепции, попытку философского осмысления своей профессии, определение своей роли и места в современной системе образования, которое раскрывается на конкретных фактах педагогической деятельности (как урочной, так и внеурочной).
Объем эссе в пределах 2 страниц (лист А4), шрифт-Times New Roman, начертание - обычный, размер шрифта - 12. Абзац: красная строка - 1,5 см, выравнивание - по ширине, межстрочный интервал - одинарный.
Критерии оценивания:
- наличие идеалов и принципов, ценностей и установок, определяющих педагогическую деятельность учителя;
- ясность и логичность изложения;
- содержательность и оригинальность идей;
- реалистичная оценка собственных возможностей;
- соотнесенность с педагогической практикой учителя (использование конкретных примеров);
- грамотность, правильность речи, соответствие ее нормам литературного языка.
Конкурсное задание является обязательным, оценивается заочно, итоги подводятся отдельно и не входят в общий зачет баллов участника.
3.5.2. Конкурсное задание "Защита психолого-педагогической технологии".
Регламент: 15 минут (10 минут - защита, 5 минут - вопросы жюри).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- общая культура (речь, манера поведения, внешний вид);
- профессиональная компетентность;
- теоретическая подготовленность в сфере психологии и педагогики;
- уровень практического владения представляемой психолого-педагогической технологией;
- целесообразность решения данной задачи предлагаемым участником методом;
- методическая компетентность (адекватность применяемых методик и технологий поставленной задаче, целесообразность использования предлагаемого метода для решения поставленной задачи);
- корректность в использовании психолого-педагогических методик и технологий;
- соблюдение этических норм;
- представленность авторской позиции;
- соблюдение регламента.
3.5.3. Конкурсное задание "Открытое занятие".
Регламент: 20 минут (12 минут - занятие, 8 минут - структурированный анализ). Во время выступления можно использовать мультимедийные устройства (видеопроектор, музыка).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- общая культура (речь, манера поведения, внешний вид);
- логичность в построении занятия;
- коммуникативная компетентность (умение слушать, слышать, устанавливать контакт, адекватно реагировать, умение общаться с аудиторией);
- общая эрудиция;
- профессиональная компетентность в сфере психологии и педагогики;
- уровень профессионального психологического мастерства, владение современными педагогическими и психологическими технологиями (индивидуальный личностный подход, разноуровневая дифференциация и др.);
- методическая компетентность (соответствие применяемых форм работы поставленным целям и задачам, использование способов, методов и приемов, обеспечивающих эффективность занятия, создание психологического комфорта);
- владение навыками коммуникативного взаимодействия (присоединение, тактичность, эмоциональность, принятие, толерантность, культура речи);
- соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность;
- использование различных способов мотивации и поощрения обучающихся во время занятия, поддержание психологического комфорта;
- рациональное использование времени и смена видов деятельности;
- степень психолого-педагогического, эстетического и воспитательного воздействия;
- достижение поставленной цели;
- соблюдение регламента.
3.5.4. Конкурсное задание "Кейсы".
Общая продолжительность выполнения задания - 15 минут (7 минут - кейс, 5 минут - структурированный анализ, 3 минуты - вопросы жюри).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- общая культура (речь, манера поведения, внешний вид);
- профессиональная компетентность;
- целесообразность решения данной задачи предлагаемым участником методом;
- коммуникативная компетентность (умение слушать, слышать, устанавливать контакт, адекватно реагировать);
- владение навыками коммуникативного взаимодействия (присоединение, тактичность, эмоциональность, принятие, толерантность, культура речи);
- соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность;
- профессиональная компетентность в сфере психологии и педагогики;
- достижение поставленной цели;
- соблюдение этических норм;
- соблюдение регламента.
3.6. В номинации "Лучший мастер производственного обучения года" конкурсными заданиями являются "Эссе по проблемам образования", "Видеозапись занятий учебной практики", "Учебно-методический комплект занятия учебной практики", "Компьютерное тестирование "Моя профессия в вопросах и ответах", "Педагогический проект "От идеи до успеха", "Палитра моих интересов".
Мастера производственного обучения кроме документов, указанных в п. 2.1 настоящего Порядка, предоставляют:
- справку о достижениях мастера производственного обучения;
- справку о достижениях обучающихся, в том числе в чемпионатах WorlSkills различных уровней;
- видеозапись занятия учебной практики;
- учебно-методический комплект занятия учебной практики.
Справка о достижениях мастера производственного обучения
Мероприятие |
Уровень образовательной организации |
Областной уровень |
Уровень ПФО |
Всероссийский уровень, международный уровень |
|||
победы |
участие |
победы |
участие |
победы |
участие |
победы |
|
Олимпиады проф. мастерства |
|
|
|
|
|
|
|
Научно-технические чтения, конференции |
|
|
|
|
|
|
|
Чемпионат WSR |
|
|
|
|
|
|
|
Рационализаторские предложения |
|
|
|
|
|
|
|
Справка о достижениях обучающихся
Мероприятие |
Уровень образовательной организации |
Областной уровень |
Уровень ПФО |
Всероссийский уровень, международный уровень |
|||
победы |
участие |
победы |
участие |
победы |
участие |
победы |
|
Олимпиады проф. мастерства |
|
|
|
|
|
|
|
Научно-технические чтения, конференции |
|
|
|
|
|
|
|
Чемпионат WSR |
|
|
|
|
|
|
|
Рационализаторские предложения |
|
|
|
|
|
|
|
3.6.1. "Эссе по проблемам образования" (оценивается заочно).
Формат: мини-сочинение по проблемам образования.
Темами эссе могут быть:
- роль профессионального образования в современном обществе.
- моя педагогическая философия;
- моя формула успеха.
- мое педагогическое кредо.
Название эссе должно отражать его главную содержательную мысль. Объем эссе в пределах 2 страниц (лист А4) печатного текста, шрифт-Times New Roman, начертание - обычный, размер шрифта- 12. Абзац: красная строка - 1,5 см, выравнивание - по ширине, межстрочный интервал - одинарный.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- ясность и логичность изложения;
- содержательность и оригинальность идей;
- реалистичная оценка собственных возможностей;
- способность по-новому взглянуть на обычные вещи;
- соответствие формальным требованиям.
3.6.2. Конкурсное задание "Видеозапись занятия учебной практики" (оценивается заочно).
Регламент: - 60 минут, включая 10 минут для самоанализа урока.
Формат: завершенный видеофрагмент урока производственного обучения с несколькими этапами (на компакт-диске в формате avi).
Сопровождает видеофрагмент подробный план - разработка всего урока со всеми заданиями и самоанализ урока в бумажном варианте и в электронной копии на компакт-диске.
Критерии оценивания:
- адекватность поставленных целей содержанию и полученным результатам;
- использование педагогических и производственных инноваций в процессе учебной практики;
- характер общения с обучающимися;
- личные профессиональные качества мастера;
- соблюдение санитарных норм и техники безопасности, требований к организации рабочего места;
- качество самоанализа.
3.6.3. Конкурсное задание "Учебно-методический комплект занятия учебной практики" (оценивается заочно).
Критерии оценивания:
- соответствие структуры и содержания занятия учебной практики заявленным целям и задачам;
- соответствие дидактического и электронного контента выбранной технологии проведения занятия;
- культура оформления учебно-методического комплекта занятия учебной практики.
3.6.4. Конкурсное задание "Компьютерное тестирование "Моя профессия в вопросах и ответах" (оценивается заочно).
Регламент - 40 минут.
Формат: компьютерное тестирование по вопросам психологии, педагогики и методики производственного обучения.
Критерий оценивания:
- профессиональная компетентность.
3.6.5. Конкурсное задание "Педагогический проект "От идеи до успеха" (оценивается заочно).
Регламент: 10 минут (включая ответы на вопросы жюри)
Формат: устное представление участником своего профессионального опыта, демонстрирующего умения анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности (мультимедийное сопровождение - не более 15 слайдов).
Критерии оценивания конкурсного задания:
- актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;
- оригинальность проектной идеи: новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации;
- эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, преобразование существующей образовательной или производственной ситуации;
- транслируемость проектной идеи;
- качество оформления проекта;
- культура публичного выступления.
3.6.6. Конкурсное задание "Палитра моих интересов" (оценивается заочно).
Регламент - 5 минут
Формат: устное выступление участника, раскрывающее мировоззренческие установки, ведущие жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии, увлечения.
Критерии оценивания конкурсного задания:
- полнота и оригинальность раскрытия личности участника: оригинальность мировоззренческой позиции автора, ценностная направленность, творческий потенциал участника;
- эмоциональность, образность высказывания, краткость, логичность, доступность изложения;
- культура публичного выступления;
- мастерство и качество творческого представления, артистичность.
______________________________
* Участие и победы в мероприятиях различных уровней за последние три года подтверждаются копиями грамот, дипломов, сертификатов и др. документами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.