Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
Правительства
Кировской области
от 05.05.2017 N 64/243
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и экспертизы нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и экспертизы нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок), определяет правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов области, проектов нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, органов исполнительной власти Кировской области, экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия и их определения:
1.2.1. Проект нормативного правового акта - проекты закона области, проекты нормативного правового акта Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, органов исполнительной власти Кировской области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Кировской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:
проектов законов Кировской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
проектов законов Кировской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.2.2. Разработчик:
1.2.2.1. Орган исполнительной власти Кировской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах, установленных пунктом 1.1 настоящего раздела, или разработавший проект нормативного правового акта (далее - орган-разработчик).
1.2.2.2. Субъекты права законодательной инициативы, установленные частью 1 статьи 48 Устава Кировской области (за исключением Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области), осуществляющие разработку проекта закона Кировской области и представляющие его для проведения оценки регулирующего воздействия в уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области.
1.2.3. Уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области - министерство экономического развития Кировской области (далее - уполномоченный орган):
выполняющий функции нормативно-правового и информационно-методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза нормативных правовых актов);
ответственный за контроль качества проведения органом-разработчиком оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
осуществляющий проведение оценки регулирующего воздействия проектов законов Кировской области, подготовленных разработчиком, указанным в подпункте 1.2.2.2 настоящего Порядка;
осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов.
1.2.4. Публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения оценки регулирующего воздействия (экспертизы нормативных правовых актов) и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (заключения об экспертизе нормативных правовых актов);
1.2.5. Участники публичных консультаций - граждане и юридические лица, объединения граждан (потребителей), саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, органы исполнительной власти Кировской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.2.6. Официальный сайт - специализированный раздел официального информационного сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения сведений о проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.
1.2.7. Сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы разработчика о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения, составленный согласно приложению N 1.
2. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
2.1. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Кировской области.
2.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте нормативного правового акта:
2.2.1. Высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.2.2. Средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Кировской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.2.3. Низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.3. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:
2.3.1. Предварительная оценка предлагаемого разработчиком правового регулирования, разработка проекта нормативного правового акта, формирование сводного отчета.
2.3.2. Проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
2.3.3. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
2.4. Предварительная оценка предлагаемого правового регулирования осуществляется разработчиком при формирования идеи (концепции) правового регулирования на основе анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, подвергающихся воздействию государственного регулирования, для определения наиболее эффективного варианта государственного регулирующего решения.
2.5. Сформированная разработчиком идея (концепция) правового регулирования может обсуждаться в следующих формах:
2.5.1. Публичные консультации по обсуждению идеи (концепции) правового регулирования.
2.5.2. Совещания, заседания экспертных групп, общественных советов при органе исполнительной власти Кировской области и других совещательных и консультативных органов, проведение опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также иные формы и источники получения информации.
2.6. Для организации проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) правового регулирования разработчик направляет в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте уведомление об обсуждении предлагаемого правового регулирования, составленное согласно приложению N 2, перечень вопросов для участников публичных консультаций, иные материалы, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить необходимость введения предлагаемого правового регулирования.
2.7. Срок проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) правового регулирования устанавливается разработчиком и не должен быть менее 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте документов в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка.
2.8. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) правового регулирования, разработчик принимает одно из следующих решений:
осуществить подготовку проекта нормативного правового акта;
отказаться от введения предлагаемого правового регулирования.
2.9. По окончанию публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) правового регулирования, разработчик составляет свод предложений согласно приложению N 3 и направляет в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте.
2.10. Уполномоченный орган размещает свод предложений на официальном сайте не позднее 3 рабочих дней с момента его получения.
2.11. После подготовки проекта нормативного правового акта:
2.11.1. Орган-разработчик направляет сводный отчет с прилагаемым проектом нормативного правового акта в уполномоченный орган.
2.11.2. Разработчик, указанный в подпункте 1.2.2.2 настоящего Порядка, направляет сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для проведения оценки регулирующего воздействия, с учетом рекомендованных в приложении N 4, с прилагаемым проектом нормативного правового акта в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган на основании представленных сведений о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для проведения оценки регулирующего воздействия, составляет сводный отчет.
2.12. В случаях, предусмотренных настоящим разделом, проект нормативного правового акта подлежит обсуждению в форме публичных консультаций.
2.13. Публичные консультации по проекту нормативного правового акта не проводятся в отношении:
проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
проектов нормативных правовых актов, устанавливающих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в целях приведения нормативных правовых актов Кировской области в соответствие с требованиями федерального законодательства и законодательства Кировской области;
проектов нормативных правовых актов по вопросам предоставления субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности субсидий из областного бюджета, региональных налоговых льгот, иных мер поддержки и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, исполнение которых не приведет к возникновению у указанных субъектов дополнительных расходов при осуществлении ими предпринимательской и инвестиционной деятельности, а равно к возникновению дополнительных расходов бюджета Кировской области, в том числе связанных с финансовым обеспечением мероприятий по контролю (надзору) за исполнением таких обязанностей.
2.14. Проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта осуществляется в целях получения разработчиком позиций участников публичных консультаций о предлагаемом правовом регулировании.
2.15. Срок проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта устанавливается уполномоченным органом с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта, но не должен превышать 30 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте документов, указанных в пункте 2.16 настоящего Порядка, и составлять менее:
20 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
10 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
5 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
2.16. Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта уполномоченный орган размещает на официальном сайте следующие документы:
уведомление о проведении публичных консультаций, составленное уполномоченным органом согласно приложению N 5;
проект нормативного правового акта;
сводный отчет;
перечень вопросов по проекту нормативного правового акта, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, согласно приложению N 6.
2.17. После размещения уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта уполномоченный орган извещает органы исполнительной власти Кировской области, к сфере регулирования которых относится указанный нормативный правовой акт, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования, о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
2.18. Датой начала публичных консультаций по проекту нормативного правового акта является дата размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте.
2.19. Не позднее 2 рабочих дней с момента окончания публичных консультаций по проекту нормативного правового акта уполномоченный орган направляет разработчику замечания и предложения участников публичных консультаций, поступившие в установленный уведомлением о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта срок.
2.20. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций по проекту нормативного правового акта разработчик при необходимости дорабатывает проект нормативного правового акта и принимает одно из следующих решений:
направить в уполномоченный орган документы для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;
отказаться от введения предлагаемого правового регулирования.
2.21. Орган-разработчик для оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта направляет в уполномоченный орган следующие документы:
свод предложений согласно приложению N 3;
проект нормативного правового акта;
сводный отчет.
2.22. Разработчик, указанный в подпункте 1.2.2.2 настоящего Порядка, для оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта направляет в уполномоченный орган следующие документы:
свод предложений по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
проект нормативного правового акта.
Уполномоченный орган на основании представленного свода предложений составляет сводный отчет.
2.23. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте документы, предусмотренные пунктами 2.21, 2.22 настоящего Порядка, не позднее 3 рабочих дней с момента их поступления.
2.24. В течение 5 рабочих дней с момента размещения на официальном сайте документов, предусмотренных пунктами 2.21, 2.22 настоящего Порядка, уполномоченный орган осуществляет оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, результаты которой оформляет заключением об оценке регулирующего воздействия.
2.25. Заключение об оценке регулирующего воздействия содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета Кировской области, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
2.26. Заключение об оценке регулирующего воздействия подписывается руководителем уполномоченного органа либо лицом, его замещающим, направляется разработчику и размещается на официальном сайте.
2.27. В случае наличия в заключении об оценке регулирующего воздействия выводов о том, что разработчиком при подготовке проекта нормативного правового акта не соблюден порядок, предусмотренный настоящим разделом, проект нормативного правового акта содержит положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, разработчик устраняет замечания уполномоченного органа, путем доработки проекта нормативного правового акта.
Не позднее 5 рабочих дней разработчик направляет в уполномоченный орган доработанный проект нормативного правового акта либо мотивированный отказ от устранения замечаний, представленных в заключении об оценке регулирующего воздействия, в письменном виде.
2.28. В случае отказа разработчика от устранения замечаний, представленных в заключении об оценке регулирующего воздействия, уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней с момента поступления такого отказа направляет его, проект нормативного правового акта, сводный отчет и заключение об оценке регулирующего воздействия на рассмотрение экономического совета по инвестиционной политике при Губернаторе Кировской области, созданного Указом Губернатора Кировской области от 13.12.2016 N 120 "Об экономическом совете при Губернаторе Кировской области" (далее - экономический совет).
На основании поступивших документов экономический совет в течение 15 рабочих дней принимает одно из следующих решений:
рекомендовать разработчику устранить замечания, представленные в заключении об оценке регулирующего воздействия;
признать замечания, представленные в заключении об оценке регулирующего воздействия, необоснованными.
2.29. Решение экономического совета отражается уполномоченным органом в заключении об оценке регулирующего воздействия, которое размещается на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания руководителем уполномоченного органа либо лицом, его замещающим.
3. Экспертиза нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
3.1. Экспертиза нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится в целях определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета Кировской области (далее - экспертиза нормативных правовых актов).
3.2. Экспертиза нормативных правовых актов проводится органами исполнительной власти Кировской области в соответствии с Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее - План), ежегодно формируемым и утверждаемым уполномоченным органом на основании предложений о проведении экспертизы нормативных правовых актов, поступивших от органов исполнительной власти Кировской области, руководителей общественных объединений предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Кировской области, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - инициатор проведения экспертизы нормативного правового акта).
Нормативные правовые акты включаются в План при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать (либо создают) условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.3. План размещается уполномоченным органом на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
3.4. Экспертиза нормативных правовых актов проводится в срок не более 3 месяцев.
В случае, предусмотренном пунктом 3.11 настоящего Порядка, срок проведения экспертизы нормативного правового акта продлевается не более чем на 1 месяц.
3.5. С даты, установленной Планом, орган-разработчик в течение 10 рабочих дней осуществляет анализ нормативного правового акта и определяет позицию о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт.
3.6. Анализ нормативного правового акта осуществляется на основании данных официальной статистической информации, данных ведомственной статистики, результатах социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих определить значения выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также определить степень достижения целей государственного регулирования.
3.7. При проведении анализа нормативного правового акта выявляются положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, путем изучения следующих вопросов:
наличие в нормативном правовом акте избыточных требований по подготовке и (или) предоставлению документов (информации);
наличие в нормативном правовом акте требований, связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, наличия персонала, осуществления не связанных с предоставлением информации или подготовкой документов, работ, услуг в связи с организацией, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые, по мнению субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованно усложняют осуществление деятельности либо приводят к существенным издержкам или невозможности осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
отсутствие, неточность или избыточность полномочий лиц, наделенных правом проведения проверок, участия в комиссиях, выдачи или осуществления согласований, определения условий и выполнения иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных процедур;
отсутствие необходимых организационных или технических условий, приводящее к невозможности реализации органами исполнительной власти Кировской области установленных функций в отношении субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.8. При выявлении в ходе анализа нормативных правовых актов положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, орган-разработчик рассматривает возможность применения одного из вариантов государственного регулирования отношений:
отмена (признание утратившим силу) нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
оптимизация нормативного правового акта;
введение нового государственного регулирования.
3.9. По результатам анализа нормативного правового акта орган-разработчик в течение 5 рабочих дней подготавливает аналитическую записку, содержащую сведения, указанные в пунктах 3.7 и 3.8 настоящего Порядка (далее - аналитическая записка), и направляет ее с перечнем вопросов по нормативному правовому акту, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, в уполномоченный орган для проведения публичных консультаций.
3.10. Уполномоченный орган в целях проведения публичных консультаций в течение 2 рабочих дней с момента получения аналитической записки размещает на официальном сайте:
уведомление о проведении публичных консультаций, составленное согласно приложению N 5;
нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза нормативного правового акта;
аналитическую записку;
перечень вопросов по нормативному правовому акту, обсуждаемых в ходе публичных консультаций.
Публичные консультации проводятся в срок не менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления.
3.11. Дополнительные позиции участников публичных консультаций по вопросам, указанным в пункте 3.7 настоящего Порядка, могут быть получены уполномоченным органом путем проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультативных органов, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
3.12. Не позднее 2 рабочих дней с момента окончания публичных консультаций уполномоченный орган направляет органу-разработчику позиции участников публичных консультаций.
3.13. Орган-разработчик в течение 3 рабочих дней рассматривает поступившие от уполномоченного органа позиции участников публичных консультаций, составляет свод предложений согласно приложению N 3, и направляет его в уполномоченный орган.
3.14. Подготовка проекта заключения о проведении экспертизы нормативного правового акта осуществляется уполномоченным органом в течение 7 рабочих дней со дня поступления свода предложений, указанного в пункте 3.13 настоящего Порядка.
В проекте заключения о проведении экспертизы нормативного правового акта указываются сведения о нормативном правовом акте, его разработчике, выявленных положениях нормативного правового акта, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Кировской области, предложения о способах их устранения или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов, информация о проведенных публичных консультациях, позиции органов исполнительной власти Кировской области (их должностных лиц) и иных участников публичных консультаций.
3.15. Проект заключения о проведении экспертизы нормативного правового акта направляется уполномоченным органом в орган-разработчик и участникам публичных консультаций для представления замечаний и предложений в срок не более 5 рабочих дней.
Поступившие в уполномоченный орган замечания и предложения рассматриваются и учитываются при доработке проекта заключения о проведении экспертизы нормативного правового акта в течение 2 рабочих дней.
3.16. Заключение о проведении экспертизы нормативного правового акта, подписанное руководителем уполномоченного органа либо лицом, его замещающим, в течение 2 рабочих дней размещается на официальном сайте, а также направляется инициатору проведения экспертизы нормативного правового акта и в орган-разработчик.
3.17. Орган-разработчик в течение 20 рабочих дней со дня получения заключения о проведении экспертизы нормативного правового акта разрабатывает проект нормативного правового акта Кировской области, устраняющий отрицательные последствия действующего правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.