Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2 изменено. - Распоряжение Правительства Кировской области от 12 октября 2017 г. N 16
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением
Правительства
Кировской области
от 24.07.2017 N 211
Концепция
создания и обеспечения функционирования сети детских технопарков "Кванториум" на 2018 - 2020 годы в Кировской области
12 октября 2017 г.
1. Общие положения
Одной из важных задач развития Кировской области является обеспечение экономики региона высококвалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами. В связи с этим особую роль в системе образования играет дополнительное образование технической и естественнонаучной направленности.
На территории области сеть детских технопарков "Кванториум" создается на территории Омутнинского муниципального района Кировской области (далее - Омутнинский детский технопарк) и в муниципальном образовании "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (далее - детский технопарк г. Кирово-Чепецка).
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр технического творчества" (региональный оператор) станет организацией, ответственной за функционирование сети детских технопарков в 2018 - 2020 годах в Кировской области (далее - детские технопарки).
Детские технопарки будут являться ресурсными центрами по отработке методик дополнительного образования в области проектной деятельности и повышения квалификации педагогов.
2. Организационно-правовая модель детских технопарков
2.1. Омутнинский детский технопарк по модели "Стандарт" станет структурным подразделением муниципального казенного учреждения дополнительного образования дома детского творчества Омутнинского района Кировской области (далее - ДДТ Омутнинского района).
2.2. Детский технопарк г. Кирово-Чепецка по модели "Кванториум-Моногород" станет структурным подразделением муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области" (далее - МРЦ г. Кирово-Чепецка).
В случае победы в конкурсном отборе тип учреждений ДДТ Омутнинского района и МРЦ г. Кирово-Чепецка будет изменен.
ДДТ Омутнинского района и МРЦ г. Кирово-Чепецка руководствуются федеральными и региональными нормативными правовыми актами" в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Площади и оборудование детских технопарков будут использоваться для образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными организациями общего, дополнительного и профессионального образования.
3. Направления деятельности детских технопарков
В детских технопарках будут реализовываться направления деятельности, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации.
3.1. В детском технопарке Омутнинского района будет реализовано 6 направлений деятельности.
3.1.1. Хай-тек.
Данное направление включает в себя высокотехнологичную лабораторию" оснащенную 3D-принтерами, компьютерным оборудованием, станками с числовым программным управлением (далее - ЧПУ), паяльным оборудованием, измерительными приборами, мелким слесарным инструментом, оборудованием для резки, сверления и шлифовки материалов.
3.1.2. IТ-квантум.
Данное направление включает в себя:
"Системное администрирование" (создание резервных копий данных, установку и настройку прикладного программного обеспечения, управление правами доступа пользователей в гетерогенных сетях, проведение мониторинга системы, нахождение неисправностей, выбор оптимального программного обеспечения для решения конкретных задач, установку и настройку сервера, работу с активным сетевым оборудованием, использование различных средств визуализации);
"Программирование" (знакомство с основными элементами разработки программ, с правилами создания программы на языках программирования, обучение работе с графическими объектами в среде разработки, созданию анимации, компьютерных игр).
3.1.3. Робоквантум.
Данное направление предполагает создание устройств (включая проектирование, изучение компонентов, сборку схем, написание программ, диагностику), которые считывают данные о внешнем мире с разных датчиков, обрабатывают полученную информацию, получают и отправляют данные на персональный компьютер, в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", на мобильные устройства, управляют индикацией и движением. Обучающиеся научатся собирать робототехнические устройства и программировать их, используя различные программные платформы.
3.1.4. Промышленный дизайн.
В рамках данного направления предполагается изучение теории и методики дизайн-проектирования, основ маркетинга в дизайне, организации дизайн-проектирования, создание 2D-чертежей и 3D-моделей для различных деталей и элементов конструкций, презентация и аргументация решений в технической сфере. Программа обучения предусматривает тесную взаимосвязь всех изучаемых предметов и участие в реальных проектах и заказах металлургической отрасли. Программа ориентирована на получение дополнительных знаний по физике, технологии, черчению, 3D-проектированию и моделированию, 3D-печати. Обучающиеся приобретут следующие навыки: умение придумывать оригинальные идеи, приводить аргументы и делать независимые выводы, навыки эффективного взаимодействия в проектной команде, умение приспосабливаться и реагировать на меняющиеся условия, а также решать сложные задачи в науке.
3.1.5. Наноквантум.
Направление формирует представление о современной инженерной отрасли и нацелено на изучение материаловедения на микро- и наноуровнях, включая современные знания в области физики, химии, техники, навыки работы с современным научным оборудованием.
3.1.6. Аэроквантум.
В рамках данного направления в увлекательной и доступной форме происходит знакомство с воздушной техникой, конструирование, изготовление и сборка макета и модели планера, самолета, приобретение начальных конструкторских навыков, освоение простейших технологических приемов изготовления авиамодели, знакомство с принципами работы радиоуправляемой модели.
3.2. В детском технопарке г. Кирово-Чепецка будет реализовано четыре направления деятельности.
3.2.1. Робоквантум.
Данное направление рассматривается как площадка для организации обучения по программам образовательной и соревновательной робототехники, для разработки и реализации инженерных робототехнических проектов.
3.2.2. IТ-квантум.
Образовательный процесс в рамках IТ-квантума будет направлен на углубленное изучение программирования и сетевых технологий, освоение информационных технологий для решения прикладных задач, изучение законодательства в сфере IT и освоение навыков программирования и проектирования в области защиты информации.
3.2.3. Промышленный дизайн.
В рамках данного направления планируется создать условия для разработки и реализации технологических проектов от эскиза на бумаге до изделия. Обучающиеся будут изучать основы графического дизайна, 3D-моделирования, прототипирования, освоят навыки создания эскизов и макетирования.
3.2.4. Хай-тек.
Хай-тек - это площадка, которая будет обеспечивать межквантовое взаимодействие. Специализированный цех общего пользования будет предназначен для практических занятой с использованием высокотехнологичного оборудования: 3D-принтеров, станков лазерной резки, станков с ЧПУ и другого современного оборудования и ручного инструмента.
Базовым форматом образовательного процесса в детских технопарках будет являться проектная деятельность. В рамках каждого квантума и в условиях межквантового взаимодействия будут созданы условия для подготовки обучающихся к участию в технических чемпионатах.
Деятельность по всем направлениям подразумевает, что успешные проекты получат свое практическое применение, обучающиеся будут использовать полученные знания в соревнованиях профессионального мастерства по стандартам JuniorSkills и WorldSkills по соответствующим компетенциям на региональных, всероссийских и международных уровнях.
4. Площадки детских технопарков (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения)
4.1. Площадка Омутнинского детского технопарка - ДДТ Омутнинского района расположена в двухэтажном здании по адресу: Кировская область, Омутнинский район, г. Омутнинск, ул. Коковихина, д. 81,
Здание находится в центре города, что обеспечивает транспортную и пешеходную доступность для обучающихся. Расстояние до остановки общественного транспорта - около 50 метров. Три транспортных маршрута обеспечивают комфортную и безопасную доставку детей, проживающих в разных микрорайонах города.
Общая площадь помещений составляет 811,7 кв. метра. Информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Назначение помещения |
Площадь |
Робоквантум |
62,0 кв. метра |
IТ-квантум |
60,0 кв. метра |
Промышленный дизайн |
72,3 кв. метра |
Наноквантум |
60,0 кв. метра |
Аэроквантум |
68,5 кв. метра |
Хай-тек |
100,0 кв. метра |
Лекторий |
100,0 кв. метра |
Шахматная аудитория |
30,0 кв. метра |
4.2. Площадка детского технопарка г. Кирово-Чепецка - МРЦ г. Кирово-Чепецка расположена в двухэтажном здании по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, пр. Лермонтова, д. 3а.
Здание находится в центре одного из микрорайонов города. Расстояние до остановки общественного транспорта - около 300 метров. Доступность месторасположения обеспечивается тремя автобусными маршрутами.
Общая площадь помещений составляет 1284,0 кв. метра. Информация представлена в таблице 2.
Таблица 2
Назначение помещения |
Площадь |
Робоквантум |
110,0 кв. метра |
IT-квантум |
123,7 кв. метра |
Промышленный дизайн |
123,7 кв. метра |
Хай-тек |
110,0 кв. метра |
Лекторий |
120,0 кв. метра |
Шахматная аудитория |
62,2 кв. метра |
Помещения детских технопарков соответствуют требованиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для организаций, оказывающих услуги по дополнительному образованию.
Проект зонирования помещений, дизайн-проект, проект штатного расписания и расчет затрат на создание и функционирование детских технопарков представлены в приложениях N 1, N 2, N 3, N 4.
5. Наличие интеллектуальных партнеров и предприятий-партнеров из реального сектора экономики (по согласованию с ними)
5.1. Генеральные партнеры Омутнинского детского технопарка:
Акционерное общество "Омутнинский металлургический завод"
(планируется подписание рамочного договора о сотрудничестве);
федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет" (далее - ВятГУ), ведущее подготовку кадров для предприятий металлургической отрасли по следующим направлениям:
"Основы технологических процессов обработки металла давлением", "Металлургические технологии",
"Материаловедение и технологии материалов",
"Электроэнергетика и электротехника",
"Метрология, стандартизация и сертификация",
"Машиностроение",
"Технологические машины и оборудование", "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств",
"Проектирование технологических машин и комплексов", "Информатика и вычислительная техника",
"Информационные системы и технологии",
"Информационная безопасность",
"Инноватика",
"Мехатроника и робототехника".
В рамках сотрудничества с ВятГУ на металлургическом предприятии Акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" создана базовая кафедра металлургии, где проходят обучение студенты университета.
5.2. Генеральные партнеры детского технопарка г. Кирово-Чепецка: филиал "КЧХК" Акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" в городе Кирово-Чепецке (планируется подписание рамочного договора о сотрудничестве);
ВятГУ;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятская государственная сельскохозяйственная академия".
6. Анализ опыта выполнения масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов в Кировской области и кадровый потенциал региона в дополнительном образовании детей в естественнонаучном и техническом направлениях
В системе образования Кировской области дополнительное образование детей является важной составляющей единого образовательного пространства и представлено 197 организациями различной ведомственной принадлежности, где занимаются 113025 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.
Поддерживая стремление детей приобщаться к культуре, искусству, занятию спортом, Кировская область определяет вектор развития дополнительного образования с учетом потребностей региона, который остро нуждается в кадрах, умеющих осуществлять инновации.
Учитывая общественный запрос на подготовку инженерных кадров, других специалистов, разрабатывающих высокие технологии, выпускающих наукоемкие изделия, в области внедряются новые виды технического творчества: 3D-моделирование, программы мультипликационной анимации, робототехника и другие. В 7 общеобразовательных организациях и 29 организациях дополнительного образования работает 458 объединений технической направленности, в том числе 10 - по направлению "Робототехника", 109 - по направлению "Информатика", включающему программирование и инженерную графику.
В Кировском областном государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр технического творчества" (совместно с авиакомпанией "Вяткаавиа") создано объединение "Школа юных пилотов", открыты детская киношкола и юношеская автошкола.
На базе Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" действует Ресурсный центр робототехники как экспериментальная площадка Федерального института развития образования по теме "Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) "Детский сад - школа - вуз - предприятие". Кроме этого, в учреждении действует сетевая экспериментальная площадка по робототехнике с сетевыми партнерами ООО "Лаборатория Интеллектуальных Технологий ЛИНТЕХ" и федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский детский центр "Орленок".
В рамках развития государственно-частного партнерства негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования Центр информационных технологий в обучении "Познание" (далее - Центр "Познание") является региональной инновационной площадкой по направлению "Механизмы государственно-частного партнерства в дополнительном образовании детей по направлению научно-технического творчества и робототехники", а также региональным ресурсным центром российской организации образовательной робототехники. В рамках сотрудничества Центром "Познание" проводятся мероприятия для школьников области: региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады, региональный этап соревнований по робототехнике "Инженерные Кадры России".
С целью реализаций дополнительных общеобразовательных программ и решения актуальных проблем дополнительного образования региона, оказания методической помощи образовательным организациям в
сопровождении развития дополнительного образования детей приказом министерства образования Кировской области от 12.05.2016 N 5-478 "О региональном ресурсном центре дополнительного образования Кировской области" утвержден перечень из 4 региональных ресурсных центров дополнительного образования, в том числе по развитию естественнонаучного дополнительного образования детей, а также технического творчества обучающихся.
В регионе существует мощная интеллектуальная структура, известная далеко за пределами Российской Федерации, - Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования одаренных школьников" (далее - ЦДООШ). ЦДООШ работает не только для детей из Кировской области и России, но выходит и на международный уровень.
ЦДООШ проводит всероссийские Уральские турниры юных математиков для 6 - 8 классов, Кубок памяти А.Н. Колмогорова, Всероссийский турнир юных биологов. Для учащихся 5 - 7 классов работает общероссийская межрегиональная заочная школа развития. Летняя многопредметная школа (далее - ЛМШ) - самый известный и важный из проектов ЦДООШ. Практически за 30 лет своего существования ЛМШ стала международной. В ЛМШ сформировалась всероссийская команда преподавателей-энтузиастов, создано много новаторских методических разработок, постепенно проникающих в широкую школьную практику.
Региональная система дополнительного образования имеет серьезный кадровый потенциал, в том числе по естественнонаучному и техническому направлениям. В ней работают более 3 тысяч педагогов дополнительного образования, включая внешних совместителей, из них высшую и первую категории имеют 34%. Высшее профессиональное образование имеют 47% педагогов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.