Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 31.08.2017 N 449-П
Государственная программа
Кировской области "Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области" на 2018 - 2022 годы
Паспорт государственной программы Кировской области "Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области" на 2018 - 2022 годы
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
отсутствуют |
Наименование подпрограмм |
отсутствуют |
Цели Государственной программы |
повышение качества и комфорта городской среды на территории населенных пунктов Кировской области |
Задачи Государственной программы |
повышение благоустройства дворовых и общественных территорий населенных пунктов Кировской области; создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Кировской области |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
количество благоустроенных дворовых территорий; доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, которые требуют благоустройства; количество благоустроенных общественных территорий; количество обустроенных мест массового отдыха в городах с населением не более 250 тыс. человек |
Этапы и сроки реализации Государственной программы |
2018 - 2022 годы, разделение на этапы не предусмотрено |
Объем финансового обеспечения Государственной программы |
общий объем финансирования 356048,8 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 293524,10 тыс. рублей; средства областного бюджета - 15448,7 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 15291 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 31785 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы |
доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий к концу 2022 года составит 100%; за период 2018 - 2022 годов ожидается: количество благоустроенных дворовых территорий составит 2371 единицу; количество благоустроенных общественных территорий составит 261 единицу; количество обустроенных мест массового отдыха в городах с населением не более 250 тыс. человек составит 34 единицы |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Благоустройство большинства парков и скверов, дворовых территорий многоквартирных домов на территории Кировской области было выполнено более 35 лет назад.
Проведенный в 2013 году анализ состояния благоустройства территорий, находящихся на территории Кировской области, выявил износ более 60% объектов благоустройства.
Запущенное состояние территорий поселений и городских округов Кировской области требует незамедлительного проведения благоустройства. Неухоженность парков и скверов в поселениях и городских округах Кировской области, отсутствие детских игровых площадок и зон отдыха во дворах, устаревшие малые архитектурные формы - все это негативно влияет на эмоциональное состояние людей и качество жизни населения.
В Кировской области 110 населенных пунктов с населением свыше 1000 человек, в которых насчитывается 15 785 многоквартирных жилых домов. Всего, по данным муниципальных образований, требуют ремонта 2371 дворовая территория и 261 общественная зона.
Работы по благоустройству не имеют комплексного подхода и постоянного характера. Недостаточно эффективно внедряются передовые технологии и используются современные материалы при благоустройстве территорий.
Реализация Государственной программы позволит осуществить комплексный подход к исполнению мероприятий, позволит упорядочить систему организации и выполнения работ по благоустройству, получить положительный градостроительный эффект, следовательно, качественно повысить уровень благоустройства территорий поселений и городских округов Кировской области.
Решение проблемы создания современной городской среды проживания на территории Кировской области путем качественного повышения уровня благоустройства территорий поселений и городских округов Кировской области будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона, повышению его туристической привлекательности, привлечению дополнительных инвестиций.
В результате выполнения мероприятий Государственной программы появятся новые парки и скверы, благоустроенные дворовые территории, центральные площади населенных пунктов, набережные и другие объекты городской среды, а также будут приведены в надлежащее состояние современные малые архитектурные формы. Все это в комплексе создаст современную комфортную среду проживания населения Кировской области.
Необходимость решения проблемы создания современной городской среды в населенных пунктах в границах поселений и городских округов Кировской области программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
наличием единого и неразрывного объекта благоустройства (территории Кировской области), требующего единого комплексного подхода, скоординированных совместных решений существующих проблем одновременно в нескольких граничащих поселениях и городских округах;
многообразием видов работ и объемами этих работ, требующих привлечения значительных инвестиций из различных источников финансирования;
необходимостью выбора оптимальных решений при наличии ограниченных ресурсов и сроков реализации.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в соответствии с приоритетным проектом "Формирование комфортной городской среды", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение условий комфортного проживания граждан.
Целью Государственной программы является повышение качества и комфорта городской среды на территории населенных пунктов Кировской области.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
повышение благоустройства дворовых и общественных территорий населенных пунктов Кировской области;
создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Кировской области.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
количество благоустроенных дворовых территорий;
доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, которые требуют благоустройства;
количество благоустроенных общественных территорий;
количество обустроенных мест массового отдыха в городах с населением не более 250 тыс. человек.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Источником информации о количественных значениях показателей эффективности реализации Государственной программы являются отчетные данные муниципальных образований.
Показатель "доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, которые требуют благоустройства" рассчитывается по формуле:
, где
- доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, которые требуют благоустройства (%).
- количество дворовых территорий, благоустроенных в рамках Государственной программы, по данным муниципальных образований (единиц).
- общее количество дворовых территорий, требующих благоустройства, по данным муниципальных образований (единиц).
В рамках реализации Государственной программы будут достигнуты следующие конечные результаты:
доля благоустроенных в соответствии с правилами благоустройства дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, которые требуют благоустройства, к концу 2022 года составит 100%;
за период 2018 - 2022 годов ожидается:
количество благоустроенных дворовых территорий составит 2371 единицу,
количество благоустроенных общественных территорий составит 261 единицу,
количество обустроенных мест массового отдыха в городах с населением не более 250 тыс. человек составит 34 единицы.
Срок реализации Государственной программы - 2018 - 2022 годы. Разделение реализации Государственной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы
Реализация Государственной программы осуществляется посредством исполнения отдельных мероприятий.
В целях реализации отдельных мероприятий используются следующие понятия:
под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
под общественной территорией понимается территория населенного пункта соответствующего функционального назначения (площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные общественные территории);
под парком понимается озелененная территория, представляющая собой часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты (парк, сад, сквер, бульвар), расположенная в городах с численностью до 250 тыс. человек.
3.1. Отдельное мероприятие "Проведение инвентаризации дворовых и общественных территорий".
В рамках отдельного мероприятия в целях благоустройства дворовых и общественных территорий министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области будет осуществляться взаимодействие с органами местного самоуправления населенных пунктов с населением свыше 1000 человек, которые будут проводить обследования физического состояния дворовых и общественных территорий в соответствии с Порядком проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, утверждаемым Правительством Кировской области.
По итогам проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий территории, требующие благоустройства, будут включаться в муниципальные программы, направленные на благоустройство общественных и дворовых территорий.
3.2. Отдельное мероприятие "Обеспечение реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
В рамках реализации отдельного мероприятия предоставляются субсидии местным бюджетам из областного бюджета на поддержку формирования современной городской среды (далее - субсидии на формирование современной городской среды).
Субсидии на формирование современной городской среды предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Кировской области, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на благоустройство территорий населенных пунктов с населением свыше 1000 человек, в том числе общественных и дворовых территорий (далее - муниципальная программа).
Субсидии на формирование современной городской среды предоставляются в соответствии с Порядком предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 N 58/192 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета и Порядка возврата средств из местного бюджета в областной бюджет". В случае возврата одним или несколькими муниципальными образованиями субсидии на формирование современной городской среды возвращенная субсидия на формирование современной городской среды распределяется между административным центром и монопрофильными муниципальными образованиями.
Условия предоставления и методика расчета субсидии на формирование современной городской среды приведены в приложении N 2.
Работы по благоустройству дворовых территорий осуществляются исходя из минимального и дополнительного перечня таких работ.
В минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входят: ремонт дворовых проездов (тротуаров), обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек и урн. При этом органы местного самоуправления в муниципальных программах могут по своей инициативе установить условия финансового и (или) трудового участия собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального перечня работ по благоустройству, в том числе долю такого участия. При выборе формы финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального перечня работ по благоустройству доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и не превышает 15%.
В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входят: оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ, установленные муниципальными программами. При этом органы местного самоуправления в муниципальных программах устанавливают условия о финансовом и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству, в том числе долю такого участия. При выборе формы финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и не превышает 50%, в случае если заинтересованными лицами не определен иной размер доли.
3.3. Отдельное мероприятие "Обустройство мест массового отдыха населения (городских парков)".
В рамках отдельного мероприятия предоставляются субсидии местным бюджетам из областного бюджета на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - субсидия на обустройство городских парков). Субсидии на обустройство городских парков предоставляются в соответствии с порядком предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 N 58/192 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета и Порядка возврата средств из местного бюджета в областной бюджет".
Субсидии на обустройство городских парков предоставляются бюджетам городских поселений Кировской области, при этом численность населения городских поселений должна составлять до 250 тыс. человек.
Субсидии на обустройство городских парков перечисляются в полном объеме не позднее 5 рабочих дней со дня заключения трехстороннего соглашения между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, администрацией городского поселения и администрацией муниципального района.
Условия предоставления и методика расчета субсидии на обустройство городских парков приведены в приложении N 3.
3.4. Отдельное мероприятие "Организация общественного участия в реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области обеспечивает мониторинг организации органами местного самоуправления общественного обсуждения включенного в муниципальную программу перечня общественных и дворовых территорий, требующих благоустройства. В целях реализации отдельного мероприятия органы местного самоуправления утверждают порядок общественного обсуждения муниципальной программы, порядок и сроки рассмотрения предложений граждан, организаций к программе, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки этих предложений. Указанные порядки рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (каждый порядок - в виде отдельного приложения).
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
Правовое регулирование Государственной программы будет осуществляться посредством принятия постановлений Правительства Кировской области, утверждения приказов министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Нормативные правовые акты, принятие которых необходимо в ходе реализации Государственной программы, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вид правового акта (в разрезе подпрограмм, отдельных мероприятий) |
Основные положения правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия правового акта |
Отдельное мероприятие "Обеспечение реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" |
|
|
|
проект закона Кировской области о внесении изменений в Закон Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" |
ужесточение ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, в котором в том числе предусмотрено повышение с 01.01.2021 административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований |
администрация Правительства Кировской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
до 01.11.2017 |
5. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Объем финансирования Государственной программы на 2018 - 2022 годы составит 356048,80 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 293524,10 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 15448,70 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 15291,00 тыс. рублей (по соглашениям);
средства внебюджетных источников - 31785,00 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
Информация о расходах на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета представлена в приложении N 4.
Средства местных бюджетов привлекаются на основании соглашений.
Внебюджетными источниками будут являться средства заинтересованных лиц.
В рамках Государственной программы расходы на осуществление капитальных вложений не предусмотрены, объемы финансирования на выполнение мероприятий Государственной программы по основным направлениям относятся к прочим расходам.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 5.
Прогнозный объем финансирования отдельных мероприятий Государственной программы приведен в приложении N 6.
6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
Риски реализации Государственной программы, а также соответствующие меры по управлению данными рисками представлены в таблице 2.
Таблица 2
Риски |
Меры управления рисками |
Внутренние риски | |
Несвоевременное освоение муниципальными образованиями, получателями субсидий, средств на поддержку обустройства мест массового отдыха населения, на благоустройство дворовых территорий, ремонт и обустройство общественных территорий, а также несвоевременное принятие муниципальных программ и формирование перечней софинансируемых мероприятий |
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществление контроля за освоением ими бюджетных средств. Проведение ежемесячного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Государственной программы на территориях муниципальных образований Кировской области; разработка и реализация комплекса мер, направленных на предоставление и перераспределение субсидий на обустройство городских парков и формирование современной городской среды |
Внешние риски | |
Отсутствие софинансирования мероприятий Государственной программы за счет средств федерального бюджета |
Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды в ходе исполнения Государственной программы с дальнейшим пересмотром мероприятий Государственной программы. Оперативное реагирование и своевременное внесение изменений в Государственную программу с целью снижения воздействия негативных факторов на выполнение целевых показателей эффективности Государственной программы. Приостановка реализации Государственной программы |
7. Участие муниципальных образований области в реализации Государственной программы
Государственная программа предполагает непосредственное участие муниципальных образований Кировской области в реализации ее мероприятий.
В рамках отдельного мероприятия "Проведение инвентаризации дворовых и общественных территорий" органами местного самоуправления населенных пунктов с населением свыше 1000 человек планируется проводить обследование физического состояния дворовых и общественных территорий.
В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" органы местного самоуправления обеспечивают утверждение муниципальной программы, направленной на благоустройство общественных и дворовых территорий, и заключают соглашение с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о предоставлении субсидии на формирование современной городской среды.
Муниципальная программа должна предусматривать:
адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период, исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ);
адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период;
адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих благоустройству за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления;
мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденными в муниципальном образовании;
иные мероприятия по благоустройству на усмотрение органов местного самоуправления;
размер средств местного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий муниципальной программы, в том числе размер средств, направляемых на финансирование мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий;
минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий;
дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий;
информацию о порядке и форме участия (финансовое и (или) трудовое), и доле участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий;
информацию о порядке и форме участия (финансовое и (или) трудовое), и доле участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий;
нормативную стоимость (единичные расценки) работ по благоустройству дворовых территорий, входящих в минимальный и дополнительный перечни таких работ;
порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий, и механизм контроля за их расходованием;
условие о проведении мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
возможность привлечения студенческих строительных отрядов Кировской области к работам по благоустройству с определением формы участия.
При реализации отдельного мероприятия "Обеспечение реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" органы местного самоуправления обязаны:
обеспечить проведение общественных обсуждений (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования) муниципальных программ, в том числе при внесении в них изменений;
обеспечить учет предложений заинтересованных лиц о включении дворовой и общественной территории в муниципальную программу;
обеспечить осуществление общественной комиссией контроля за ходом выполнения муниципальной программы, включая проведение оценки предложений заинтересованных лиц;
подготовить и утвердить не позднее 01.03.2018 с учетом обсуждения с представителями заинтересованных лиц дизайн-проект благоустройства каждой дворовой территории, включенной в муниципальную программу на 2018 год, а также дизайн-проект благоустройства общественной территории, в которые включаются текстовые и визуальные описания предлагаемых проектов, в том числе их концепции и перечни (в том числе визуализированные) объектов благоустройства, предлагаемых к размещению на соответствующей территории;
обеспечить синхронизацию выполнения работ в рамках муниципальной программы с реализуемыми в муниципальных образованиях федеральными, региональными и муниципальными программами (планами) строительства (реконструкции, ремонта) объектов недвижимого имущества, и программами по ремонту и модернизации инженерных сетей и иных объектов, расположенных на соответствующей территории;
обеспечить проведение мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Органы местного самоуправления также проводят на территории муниципального образования работы по благоустройству дворовых и общественных территорий.
В рамках отдельного мероприятия "Обустройство мест массового отдыха населения (городских парков)" органы местного самоуправления обеспечивают принятие муниципальной программы, содержащей мероприятия по обустройству мест массового отдыха населения, финансирование мероприятия из местных бюджетов и заключение соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о предоставлении субсидий на обустройство городских парков.
Органы местного самоуправления, получатели субсидии на обустройство городских парков в 2018 году, должны выполнить следующие обязательства:
при наличии единственного на территории города парка, нуждающегося в благоустройстве, осуществить благоустройство такого парка, обеспечив участие граждан в выборе мероприятий по благоустройству парка путем проведения общественных обсуждений продолжительностью не менее 30 дней со дня объявления обсуждения, но не позднее 01.05.2018;
при наличии на территории города нескольких парков, нуждающихся в благоустройстве, не позднее 15.04.2018 разработать, утвердить и опубликовать порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о выборе парка, подлежащего благоустройству в 2018 году;
не позднее 01.06.2018 с учетом результатов общественного обсуждения принять решение о выборе парка, подлежащего благоустройству в 2018 году;
обеспечить утверждение дизайн-проекта обустройства парка и перечня мероприятий по благоустройству парка, подлежащих реализации в 2018 году, с учетом результатов общественных обсуждений продолжительностью не менее 30 дней со дня объявления обсуждения, но не позднее 01.07.2018;
обеспечить завершение мероприятий по благоустройству парка до конца 2018 года.
В рамках отдельного мероприятия "Организация общественного участия в реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" органами местного самоуправления проводится организация общественного обсуждения включенного в муниципальную программу перечня общественных и дворовых территорий, требующих благоустройства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.