Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
Подпрограмма
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Кировской области" на 2019 - 2021 годы
Паспорт
подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Кировской области" на 2019 - 2021 годы (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы |
отсутствуют |
Цель Подпрограммы |
повышение продуктивного потенциала земель сельскохозяйственного назначения |
Задачи Подпрограммы |
введение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; улучшение агрохимических показателей земель сельскохозяйственного назначения |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
вовлечение в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями; площадь проведения известкования и (или) фосфоритования пахотных почв на немелиорированных землях |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2019 - 2021 годы. Выделение этапов не предусматривается |
Объем финансового обеспечения Подпрограммы |
общий объем финансирования - 223 260,4* тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 59 668,0* тыс. рублей; средства областного бюджета - 3 141,0* тыс. рублей; иные внебюджетные источники финансирования - 160 451,4 тыс. рублей (по соглашению) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
к концу 2021 года будут достигнуты следующие результаты: площадь вовлечения в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями составит 3 443 гектара; площадь проведения известкования и (или) фосфоритования пахотных почв на немелиорированных землях составит 14 400 гектаров |
______________________________
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год.
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз развития агропромышленного комплекса Кировской области
В 2017 году в Кировской области площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла 4030,8 тыс. гектаров, из них 2914,5 тыс. гектаров - это сельскохозяйственные угодья, в том числе 2296,2 тыс. гектаров - пашня. В структуре сельскохозяйственных угодий основную долю занимает пашня. Современная технология производства растениеводческой продукции ориентирована на получение продукции именно с пахотных земель.
По данным ежегодного мониторинга, проводимого министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, по состоянию на 01.01.2017 в Кировской области из 1061,4 тыс. гектаров неиспользуемой пашни (46% от общей площади пашни) 349,1 тыс. гектаров может быть введено в сельскохозяйственный оборот после проведения работ по культуртехнической и агрохимической мелиорации (далее - пашня, пригодная для введения в оборот). Из этой площади 49 тыс. гектаров являются мелиорированными (осушенными) угодьями, которые имеют наибольшую хозяйственную ценность и, соответственно, имеют приоритет при введении в сельскохозяйственный оборот. В зависимости от степени зарастания земель древесно-кустарниковой растительностью затраты на проведение мероприятий по приведению участков в состояние, пригодное для использования в полеводстве (далее - культуртехническая мелиорация, культуртехнические работы), колеблются от 4,6 до 20 тыс. рублей на 1 гектар. Кроме того, как правило, неиспользуемая в сельскохозяйственном обороте пашня имеет низкое плодородие, которое нуждается в улучшении путем проведения агрохимической мелиорации: внесения в почву известняковой муки (известкования) для увеличения рН почвенного раствора (снижения кислотности почвы) и внесения в почву фосфоритной муки (фосфоритования) для увеличения содержания в почвенно-поглощающем комплексе соединений подвижного фосфора. Затраты на проведение агрохимической мелиорации в Кировской области составляют в среднем 8,8 тыс. рублей на 1 гектар при известковании и 9,7 тыс. рублей на 1 гектар при фосфоритовании почв. Таким образом, в целом затраты на введение пашни в сельскохозяйственный оборот колеблются в очень широких пределах: от 4,6 тыс. рублей до 29,7 тыс. рублей на 1 гектар.
Остальные (за вычетом 349,1 тыс. гектаров пашни, пригодной для введения в оборот) 712,3 тыс. гектаров пашни, неиспользуемой ввиду значительного зарастания древесно-кустарниковой растительностью, не пригодны для введения в сельскохозяйственный оборот(затраты на проведение культуртехнических работ экономически нецелесообразны).
Процессы введения в сельскохозяйственный оборот пашни и выведения ее из него происходят постоянно (движение (оборот) пашни). Успешно развивающиеся сельскохозяйственные предприятия, испытывающие недостаток в земельных ресурсах, вынуждены приобретать или брать в аренду невостребованные (неиспользуемые) земельные участки и вводить их в оборот. В это же время экономически слабые предприятия зачастую сокращают площадь пашни в обработке (выводят пашню из оборота). Такое положение дел приводит к относительно стабильному размеру площади обрабатываемой пашни в целом по Кировской области. Однако в ближайшей перспективе ввиду дальнейшего зарастания невостребованной пашни древесно-кустарниковой растительностью и сокращения числа ликвидных земельных участков прогнозируется изменение характера движения пашни в сторону ускоренного выбытия. В целях предотвращения такого выбытия необходимо стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к проведению мероприятий, направленных на вовлечение в сельскохозяйственный оборот ранее выбывшей из него пашни.
Кроме непосредственного выведения сельскохозяйственных угодий из оборота актуальна проблема снижения плодородия почв. Причина - недостаточное использование минеральных и органических удобрений, а также крайне низкие объемы внесения в почву агрохимических мелиорантов, таких как известняковая и фосфоритная мука.
В Кировской области преобладающими почвами являются дерново-подзолистые почвы (занимают 83% всех площадей). Данные почвы отличаются низким естественным плодородием. Особенно отрицательно на росте и развитии растений и качестве производимой растениеводческой продукции сказываются такие негативные свойства дерново-подзолистых почв, как высокая кислотность почвенного раствора и низкое содержание в почве подвижных соединений фосфора.
По данным федерального государственного бюджетного учреждения государственного центра агрохимической службы "Кировский" (далее - Агрохимцентр "Кировский"), 77% пахотных почв в Кировской области имеют повышенную кислотность (рН меньше 5,5 единиц) и 23% - низкое содержание подвижного фосфора (меньше 50 мг/кг почвы). На почвах с таким плодородием невозможно получать стабильные высокие урожаи качественной растениеводческой продукции. Такие почвы нуждаются в проведении агрохимической мелиорации с целью оптимизации их свойств.
Максимальные объемы известкования были достигнуты в период с 1987 по 1991 годы, когда ежегодно по области известкование проводилось на площади до 220 тыс. гектаров, что было близко к научно-обоснованному 5-летнему циклу известкования. В эти же годы наблюдалось и максимальное использование фосфоритной муки - на площади до 130 тыс. гектаров.
За последние 25 лет кризисные явления в экономике аграрного сектора негативно отразились на всем комплексе агрохимических работ, связанных с воспроизводством почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Особенно снизились объемы проведения работ по агрохимической мелиорации, которые за последние 10 лет (с 2008 по 2017 годы) проводились в Кировской области в среднем на площади 4,8 тыс. гектаров.
Анализ качества почв сельскохозяйственных земель показывает, что идет дальнейшая их деградация. Так, за последние 10 лет площадь обрабатываемых пахотных почв с повышенной кислотностью почвенного раствора увеличилась на 8% или 74 тыс. гектаров, с низким содержанием подвижного фосфора - на 2% или 18,4 тыс. гектаров.
Настоящая Подпрограмма будет способствовать решению вышеуказанных проблем посредством стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к введению в сельскохозяйственный оборот выбывших мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения, а также способствовать проведению работ по агрохимической мелиорации вышеуказанных земель.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и этапов реализации Подпрограммы
Подпрограмма базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", а также учитывает положения:
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы);
Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года".
Приоритетными направлениями государственной аграрной политики Кировской области в сфере реализации Подпрограммы являются ввод в сельскохозяйственный оборот неиспользуемой пашни и оптимизация ее агрохимических свойств.
Основной целью реализации Подпрограммы является повышение продуктивного потенциала земель сельскохозяйственного назначения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
введение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
улучшение агрохимических показателей земель сельскохозяйственного назначения.
Для оценки достижения цели и задач Подпрограммы определены соответствующие целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы:
вовлечение в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями;
площадь проведения известкования и (или) фосфоритования пахотных почв на немелиорированных землях.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
К концу 2021 года будут достигнуты следующие результаты:
площадь вовлечение в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями составит 3 443 гектара;
площадь проведения известкования и (или) фосфоритования пахотных почв на немелиорированных землях, составит 14 400 гектаров.
Сведения о методике расчета значений целевых показателей эффективности и источниках получения информации о значениях показателей эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы рассчитан на 2019 - 2021 годы. Разделение Подпрограммы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Подпрограммы
В рамках Подпрограммы планируется реализация следующих отдельных мероприятий.
3.1. Отдельное мероприятие "Культуртехнические мероприятия на мелиорированных землях (орошаемых и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот" направлено на создание условий для введения в сельскохозяйственный оборот мелиорированных (орошаемых и (или) осушаемых) неиспользуемых сельскохозяйственных угодий и увеличение плодородия данных земель и предусматривает:
организационное и информационное содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам государственной поддержки, предусмотренной в рамках данного направления;
предоставление из федерального и областного бюджетов субсидии на возмещение организациям, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Кировской области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", части фактически осуществленных ими расходов на проведение культуртехнических мероприятий на мелиорированных землях (орошаемых и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе:
расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;
рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;
внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв.
Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются Правительством Кировской области.
3.2. Отдельное мероприятие "Проведение известкования и (или) фосфоритования пахотных почв на немелиорированных землях" направлено на оптимизацию качественных показателей почв немелиорированных земель.
В рамках реализации данного отдельного мероприятия предусматривается осуществление мониторинга качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения на основании данных, предоставляемых Агрохимцентром "Кировский".
Предусматривается проведение работ по внесению в почву известняковой и (или) фосфоритной муки, осуществляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы, направленных на достижение целей и конечных результатов Подпрограммы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов Кировской области приведены в приложении N 11 к Государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы составит 223 260,4* тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 59 668,0* тыс. рублей,
средства областного бюджета - 3 141* тыс. рублей, иные внебюджетные источники финансирования - 160 451,4 тыс. рублей (по соглашению).
Средства федерального бюджета для реализации Подпрограммы привлекаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на условиях софинансирования.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы на реализацию Подпрограммы за счет средств областного бюджета приведены в приложении N 12 к Государственной программе.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет всех источников финансирования приведено в приложении N 13 к Государственной программе.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей Кировской области.
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Подпрограммы относятся к "Прочим расходам".
______________________________
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год.
6. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации мероприятий Подпрограммы, которыми может управлять ответственный исполнитель, уменьшая вероятность их возникновения, и мероприятия, направленные на их минимизацию, приведены в разделе 6 Государственной программы.
_____________________________
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год.
7. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
В Подпрограмме участвуют сельскохозяйственные товаропроизводители Кировской области путем привлечения собственных средств на реализацию мероприятий, указанных в разделе 3 настоящей Подпрограммы.
8. Обоснование необходимости применения мер государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы (налоговых, тарифных, кредитных и иных мер государственного регулирования)
Оценка применения мер государственного регулирования налоговых льгот в сфере реализации Государственной программы приведена в приложении N 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.