Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Кирово-Чепецкого района
Кировской области
от 10.09.2018 N 162
Муниципальная программа
"Развитие агропромышленного комплекса Кирово-Чепецкого района"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Кирово-Чепецкого района" (далее - Муниципальная программа)
Ответственный исполнитель Муниципальной программы |
Администрация Кирово-Чепецкого района |
Соисполнители Муниципальной программы |
отсутствуют |
Наименование подпрограмм |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Муниципальной программы |
отсутствуют |
Цель Муниципальной программы |
создание условий для эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса; создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности |
Задачи Муниципальной программы |
создание условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции; повышение уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; создание условий для увеличения объемов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования; создание условий для сокращения невостребованных для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственного назначения; стимулирование ввода новых производственных мощностей (объектов) в агропромышленном комплексе; создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации; удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; обеспечение населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием; осуществление отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства, за исключением реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами" |
Целевые показатели эффективности реализации Муниципальной программы |
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий); индекс производительности труда в сельском хозяйстве к предыдущему году; валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий; валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий; валовой сбор овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий; размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в районе; доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в сельскохозяйственных предприятиях; производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий; производство молока в хозяйствах всех категорий; производство молока в сельскохозяйственных организациях; сохранность племенного условного маточного поголовья крупного рогатого скота к уровню предыдущего года; реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород на 100 голов маток; поголовье овец в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки; количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки; прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии; количество невостребованных земельных долей, поступивших в муниципальную собственность поселений и городских округов (нарастающим итогом); объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса до 31.12.2016; объем введенных в годах, предшествующих году предоставления субсидии, мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на объектах животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм); ввод (приобретение) жилья для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции; капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции |
Этапы и сроки реализации Муниципальной программы |
2019 - 2023 годы, выделение этапов не предусмотрено |
Объем финансового обеспечения Муниципальной программы |
общий объем финансирования - 18 572,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 7 901,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 10 671,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 0 тыс. рублей (по соглашению); средства иных внебюджетных источников финансирования - 0 тыс. рублей (по соглашению) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Муниципальной программы |
к концу 2023 года будут достигнуты следующие результаты: индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий района (в сопоставимых ценах) к предыдущему году составит 100,1%; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий района (в сопоставимых ценах) к предыдущему году составит 100,7% увеличение рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) до 16%; увеличение индекса производительности труда в сельском хозяйстве к предыдущему году до 101,0%; увеличение валового сбора зерна в хозяйствах всех категорий до 14,4 тыс. тонн; увеличение валового сбора картофеля в хозяйствах всех категорий до 7,8 тыс. тонн; увеличение валового сбора овощей в хозяйствах всех категорий до 11,0 тыс. тонн; размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в районе составит 23,9 тыс. гектаров; увеличение доли площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в сельскохозяйственных предприятиях района до 17%; производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий района составит 1,2 тыс. тонн; увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий района до 21,1 тыс. тонн; увеличение производства молока в сельскохозяйственных организациях до 20,4 тыс. тонн; сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года составит 100% ежегодно; реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород на 100 голов маток составит 10 голов ежегодно; увеличение поголовья овец в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки, до 750 голов; количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки, составит 1 единицу ежегодно с 2018 по 2020 годы; прирост объема реализованной сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии, составит 10%; количество невостребованных земельных долей, поступивших в муниципальную собственность поселений района (нарастающим итогом), составит 824 единицы; уменьшение объема по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса к 2022 году до 0,5 млн. рублей; объем введенных в годах, предшествующих году предоставления субсидии, мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на объектах животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на 2400 ското-мест; ввод (приобретение) жилья для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 118,2 м. кв.; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 200 мест; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности 2 единицы; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции 3 км; капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции 8,5 км |
1. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Развитие агропромышленного комплекса Кирово-Чепецкого района является одной из приоритетных и важнейших задач.
В агропромышленном комплексе Кирово - Чепецкого района по состоянию на 01.01.2018 осуществляют сельскохозяйственное производство 11 сельскохозяйственных организаций, из них 1 с организационно-правовой формой сельскохозяйственный кооперативов - СПК "Конып", 10 общества с ограниченной ответственностью, 5 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 10 тысяч личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственное производство развернуто на площади около 35 тысяч гектаров.
В 2017 году в районе произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 1929,9 млн. рублей, снижение составило 204 млн. рублей к уровню 2016 года или 90,4%, в том числе по личным подсобным хозяйствам на 235,5 млн. рублей (25,9%), по сельскохозяйственным предприятиям рост составил 26,1 млн. рублей (2,1%).
Работа предприятий АПК направлена на производство продукции растениеводства (зерна, картофеля, овощей, кормов) и животноводства (молока, мяса), развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства.
1.1. Отрасль растениеводства ориентирована главным образом на производство кормов (грубых, сочных и концентрированных), выращивание картофеля, овощей открытого и защищенного грунта.
Проведенный анализ за предшествующие пять лет показывал, что в 2017 году посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах района сократились до 35,2 тыс. гектаров (в 2013 году - 35,3 тыс. га), или на 0,3%,в том числе зерновых и зернобобовых культур до 7,6 тыс. гектаров (с 13,1 тыс. га в 2013 году), или на 42%. В то же время увеличились площади кормовых культур до 25,6 тыс. гектаров, или на 77,8% к уровню 2013 года. В связи с неблагоприятными погодными условиями (июнь - июль, переувлажнение почвы) производство зерна в 2017 году снизилось на 5,5% к уровню 2013 года и составило 15,8 тыс. тонн при урожайности 23,6 центнера с гектара, что на 24,8% меньше, чем в 2013 году. Производство картофеля снизилось в 3,7 раза к уровню 2013 года и составило 566 тыс. тонн, в связи с тем, что в 2013 - 2015 годах производством картофеля занимались СПК "Конып" и ООО "Овощевод", а с 2016 года СПК "Конып" не выращивает картофель.
Динамика производства продукции растениеводства свидетельствует о том, что 94,1% общего объема производства зерна сосредоточено в сельскохозяйственных организациях. Основными производителями картофеля и овощей являются личные подсобные хозяйства, которые производят более 90% картофеля и 90% овощей. Высокая себестоимость выращиваемого сельскохозяйственными предприятиями картофеля не позволяет ему конкурировать с продукцией, завозимой из южных регионов России. Сельскохозяйственные организации делают основной акцент на развитии кормовой базы и обеспечении животноводства кормами собственного производства. Под однолетними и многолетними травами занято 59% посевных площадей.
Предприятиями района для отрасли животноводства в 2017 году было заготовлено сена 8 315 тонн, силоса - 62 224 тонны, сенажа - 10 907 тонн.
Основными проблемами развития отрасли растениеводства являются:
снижение почвенного плодородия;
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли растениеводства;
недостаток оборотных средств и недоступность кредитных ресурсов приводят к низкому уровню инвестиционного развития сельскохозяйственных организаций.
Решение вышеизложенных проблем позволит увеличить объемы производства продукции растениеводства путем реализации отдельных мероприятий программы.
1.2. Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства Кирово-Чепецкого района. Доля продукции животноводства в общей стоимости произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции на территории района по итогам 2017 года составила 62%. Основной подотраслью животноводства района считается молочное скотоводство. Доля выручки от реализации молока составляет около 48% в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции.
Поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2018 года составило 9 985 голов, в том числе коров 4 536 голов. Удельный вес племенного скота молочного направления продуктивности в общем поголовье скота сельскохозяйственных организаций района составляет 44% (по области - 60%).
Сельскохозяйственными организациями района в 2017 году было произведено 30,4 тыс. тонн молока (126% к уровню 2013 года), реализовано на убой 4,9 тыс. тонн скота (92% к уровню 2013 года). Причина снижения производства - прекращение производства мяса птицы на Кирово-Чепецкой птицефабрике. По объему производства молока в сельскохозяйственных организациях Кирово - Чепецкий район стабильно занимает 4-е место среди районов области. Продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях в 2017 году составила 6 805 килограммов, что составляет 122% к уровню 2013 года. По данному показателю район занимает 16 место в Кировской области.
В 2017 году относительно 2013 года в хозяйствах всех категорий отмечается снижение производства скота и птицы на убой и составляет 91% к 2013 году. Это обусловлено сокращением в хозяйствах населения поголовья крупного рогатого скота и свиней (сокращение поголовья свиней связано с проведением мероприятий по недопущению на территории района очагов африканской чумы свиней).
К основным проблемам развития подотрасли животноводства относятся:
низкие закупочные цены на мясо крупного рогатого скота и свиней;
сокращение численности поголовья в личных подсобных хозяйствах;
недостаточное обеспечение высококачественными кормами для всех видов животных;
недостаток оборотных средств при высокой энергоемкости и технологичности отрасли.
Решение вышеизложенных проблем позволит:
создать условия для наращивания производства мяса и молочных продуктов;
использовать накопленный племенной и породный потенциал сельскохозяйственных животных и совершенствовать его в сочетании с полноценным кормлением.
1.3. Немаловажным фактором развития сельскохозяйственного производства в районе является развитие малых форм хозяйствования в сельской местности. В Кировской области с 2012 года начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам предоставляются гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, что позволяет существенно укрепить и дополнить материальную базу, увеличить объемы сельскохозяйственного производства и повысить уровень жизни сельского населения. В Кирово-Чепецком районе в 2016 году получили гранты "Начинающий фермер" два крестьянских (фермерских) хозяйства - КФХ Баев В.М. (разведение форели радужной) и КФХ Ступина В.Ю. (выращивание овец).
В то же время за предшествующий пятилетний период доля личных подсобных хозяйств в объемах производства продукции имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2017 году производство молока в личных подсобных хозяйствах сократилось на 45% к уровню 2013 года, мяса - на 28%, картофеля - на 14%, овощей - на 11%. К снижению объемов производства привела ухудшающаяся демографическая ситуация на селе, вызванная снижением численности трудоспособного населения, старением сельского населения, оттоком молодежи и недостаточным развитием социальной инфраструктуры.
На развитии малых форм хозяйствования негативно сказываются не только общеотраслевые проблемы, но и характерные для области и района проблемы развития сельского хозяйства, а также специфические проблемы малых форм хозяйствования:
ограниченный доступ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции и, соответственно, низкий уровень товарности продукции;
высокая стоимость заемных средств и отсутствие залоговой базы для привлечения кредитных средств.
Решение указанных проблем позволит создать условия для наращивания производства мяса и молока, производимого фермерскими хозяйствами и ЛПХ.
Кроме того, значительную роль в достижении производственных показателей агропромышленного комплекса оказывает государственная поддержка. В 2017 году в рамках государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области "О государственной программе Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы" получено более 50 млн. рублей, в том числе 40 млн. рублей из федерального бюджета и 10 млн. руб. из областного.
1.4. В настоящее время в районе сохраняется высокий процент износа техники и оборудования сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, использование устаревших технологий. Для дальнейшего развития АПК района необходимы значительные инвестиции в техническую и технологическую модернизацию отрасли, в том числе посредством внедрения инновационных проектов и технологий.
1.5. В районе продолжается работа в оформлении земельных участков в собственность организаций АПК и крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная работа ведется в 3 сельских поселениях районах.
Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем содействия возникновению и сохранению прав собственности организаций АПК и членов крестьянских (фермерских) хозяйств на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, содействия возникновению прав собственности поселений и городских округов на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие выделению в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались, инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для сокращения невостребованных для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственного назначения, путем стимулирования оформления в собственность сельхозтоваропроизводителей области невостребованных для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственного назначения.
1.6. Основными проблемами, препятствующими росту инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, являются недостаток собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей по причине их сложного финансового состояния, а также недостаток залоговой базы для привлечения кредитных ресурсов.
Поэтому в целях снижения нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей района предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, племенного скота и другого. Принимаемые меры государственной поддержки помогают сдерживать кризисные явления.
Повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса области возможно путем увеличения производства продукции сельского хозяйства за счет привлечения объемов инвестиций. Для этого необходимо формирование и поддержание на высоком уровне инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса.
Кроме того, повышению инвестиционной привлекательности отрасли могут способствовать меры, направленные на стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе.
1.7. Численность населения Кирово-Чепецкого района по состоянию на 01.01.2018 года составила 22 053 человек. Численность трудовых ресурсов 12 693, а численность населения, занятого в экономике - 6 814 человек. Низкая занятость населения в экономике района от трудовых ресурсов обусловлена тем, что отрицательная трудовая миграция стабильно имеет достаточно высокий уровень. Близкая расположенность к городам Кирову и Кирово-Чепецку и хорошая транспортная доступность способствуют отвлечению трудовых ресурсов.
Решение задач агропромышленного комплекса района требует принятия мер по повышению уровня и качества жизни граждан на селе, роста престижности сельскохозяйственного труда, улучшения демографической и кадровой ситуации в сельской местности, роста экономической активности на сельских территориях, а также повышения инвестиционной активности в сельскохозяйственной отрасли района. Участие района в Подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Кировской области на период 2014 - 2020 годов" государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы позволит сократить число нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов Муниципальной программы, сроков и этапов реализации Муниципальной программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Муниципальной программы
Муниципальная программа базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", а также учитывает положения:
Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве";
Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве";
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы);
Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы;
Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р;
Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р.
Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432).
Приоритетными направлениями в сфере реализации муниципальной программы являются:
1. ввод в производство новых интенсивных сортов сельскохозяйственных растений, обеспечивающих рост производства продукции растениеводства, поддержание почвенного плодородия (сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения), в том числе агрохимические и мелиоративные мероприятия, развитие элитного семеноводства, развитие систем страхования и кредитования производства продукции растениеводства, направленных на снижение рисков и способствующих устойчивому развитию отрасли растениеводства;
2. наращивание объемов производства молока, мяса за счет улучшения генетического потенциала животных, государственной поддержки племенного животноводства, стимулирование развития молочного скотоводства;
3. повышение уровня доходов сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение трудовых ресурсов;
4. повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства и снижения рисков;
5.техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства, реализация инновационных проектов, в том числе внедрение ресурсосберегающих технологий;
6. поддержка инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства;
7. обеспечение строительства новых, реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих объектов агропромышленного комплекса в рамках реализации инвестиционных проектов;
8. стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность путем улучшения жилищных условий сельского населения, создания современной социальной, инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также обеспечение автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием.
2.2. Цели, задачи и целевые показатели реализации Муниципальной программы
Основные цели реализации Муниципальной программы:
1. создание условий для эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса,
2. создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.создание условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции;
2. повышение уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3. создание условий для увеличения объемов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;
4. создание условий для сокращения невостребованных для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственного назначения;
5. стимулирование ввода новых производственных мощностей (объектов) в агропромышленном комплексе;
6. создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации;
7. удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
8. обеспечение населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием;
9. осуществление отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства, за исключением реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами".
Для достижения цели и задач муниципальной программы определены соответствующие целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, которые предназначены для оценки результатов реализации муниципальной программы.
Сведения о значениях целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
2.3. Описание ожидаемых конечных результатов реализации Муниципальной программы
К концу 2023 года будут достигнуты следующие результаты:
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 100,1%;
индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 100,7%;
рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) - 16%;
индекс производительности труда в сельскохозяйственных организациях к предыдущему году - 101,0%;
валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий - 14,4 тыс. тонн;
валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий - 7,8 тыс. тонн;
валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий - 11,0 тыс. тонн;
размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами - 23,9 тыс. гектаров;
доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов на территории Кирово - Чепецкого района - 17%;
производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий района - 1,2 тыс. тонн;
производство молока в хозяйствах всех категорий района - 21,1 тыс. тонн;
производство молока в сельскохозяйственных организациях - 20,4 тыс. тонн;
сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года - 100% ежегодно;
реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород на 100 голов маток - 10 голов ежегодно;
поголовья овец в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки - 750 голов;
количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки, составит 1 единицу ежегодно с 2018 по 2020 годы;
прирост объема реализованной сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии, составит 10%;
количество невостребованных земельных долей, поступивших в муниципальную собственность поселений района (нарастающим итогом), составит 824 единицы;
уменьшение объема по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса в 2022 году до 0,5 млн. рублей;
объем введенных в годах, предшествующих году предоставления субсидии, мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на объектах животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на 2400 ското-мест;
ввод (приобретение) жилья для граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 118,2 м. кв.;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 200 мест;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности 2 единицы;
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции 3 км;
капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции 8,5 км.
Сведения о методике расчета значений целевых показателей эффективности и источниках получения информации о значениях показателей эффективности реализации муниципальной программы приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Муниципальной программы
В рамках Муниципальной программы по развитию отраслей агропромышленного комплекса планируется реализация отдельных мероприятий:
3.1. Отдельное мероприятие "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства"
Реализация мероприятия направлена на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия и качества почв, способствующих увеличению валовых сборов сельскохозяйственных культур. Реализация мероприятия позволит обеспечить более рациональное использование биоклиматического потенциала и получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур.
В рамках данного отдельного мероприятия планируется предоставление из областного бюджета субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, зарегистрированным на территории Кирово - Чепецкого района (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.2. Отдельное мероприятие "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства"
Реализация мероприятия направлена на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства, на стимулирование увеличения объемов производства, повышение качества и товарности молока в сельскохозяйственных организациях района.
В рамках данного отдельного мероприятия планируется предоставление из областного бюджета субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Порядок и условия предоставления субсидии утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.3. Отдельное мероприятие "Повышение уровня использования высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур (семеноводство)"
В рамках данного отдельного мероприятия планируется предоставление субсидии сельхозтоваропроизводителям района из областного бюджета на развитие семеноводства сельскохозяйственных растений, а именно, на производство, приобретение и использование (высев) элитных семян сельскохозяйственных растений. Развитие семеноводства необходимо для своевременного проведения сортосмены и сортообновления (включая потребность в семенах для обеспечения процесса биологизации земледелия), прироста объемов реализации семян за пределы области, производства оригинальных, элитных и репродукционных семян.
3.4. Отдельное мероприятие "Оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, повышение эффективности использования земель (внедрение современных агротехнических мероприятий, применение современных средств защиты растений и т.п.)"
В рамках данного отдельного мероприятия планируется предоставление субсидии сельхозтоваропроизводителям района из областного бюджета на:
проведение комплекса работ по культуртехнической, противоэрозионной и агрохимической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (известкование и (или) фосфоритование кислых почв);
агрохимическое и фитосанитарное обследование земель сельскохозяйственного назначения.
3.5. Отдельное мероприятие "Развитие племенного животноводства"
Данное отдельное мероприятие способствует повышению уровня использования высокопродуктивных животных, сохранению (увеличению) поголовья скота молочных пород, использованию возможностей увеличения объемов производства говядины, полученной от крупного рогатого скота молочных пород.
В рамках мероприятия планируется государственная поддержка в виде субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям района и организациям по племенному животноводству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о племенном животноводстве на:
содержание маточного поголовья племенных животных организациями по племенному животноводству;
приобретение племенного молодняка сельскохозяйственными товаропроизводителями.
3.6. Отдельное мероприятие "Развитие малых форм хозяйствования на селе"
В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования на территории Кировской области предоставляются гранты на поддержку начинающих фермеров и гранты на развитие семейных животноводческих ферм. Гранты на поддержку начинающих фермеров предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств в целях создания и развития производственной базы вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств. Отбор начинающих фермеров производится на конкурсной основе министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
В рамках данного мероприятия планируется предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования, в период до 31.12.2016.
Порядок и условия предоставления субсидии малым формам хозяйствования утверждаются Правительством Кировской области в установленном порядке.
3.7. Отдельное мероприятие "Содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обновлении машинно-тракторного парка, а также в приобретении оборудования убойных пунктов"
В рамках отдельного мероприятия сельскохозяйственными товаропроизводителями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Кировской области, соответствующими требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", приобретаются современные сельскохозяйственные машины, трактора и оборудование убойных пунктов, включая оборудование очистных сооружений.
3.8. Отдельное мероприятие "Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения"
Реализация указанного отдельного мероприятия направлена на:
стимулирование оформления в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
поддержку выделения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались.
3.9. Отдельное мероприятие "Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства и животноводства"
В рамках данного мероприятия планируется предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, взятым сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в период до 31.12.2016 года.
3.10. Отдельное мероприятие "Осуществление отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства, за исключением реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами"
В рамках реализации данного отдельного мероприятия предусматривается предоставление субвенций бюджету Кирово-Чепецкого района из областного бюджета на финансовое обеспечение администрации Кирово - Чепецкого района отдельных государственных полномочий Кировской области по поддержке сельскохозяйственного производства в соответствии с Законом Кировской области от 17.09.2005 N 361-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями области по поддержке сельскохозяйственного производства" в части расходов на содержание органов местного самоуправления.
Администрация Кирово-Чепецкого района (отдел поддержки сельскохозяйственного производства) в рамках переданных государственных полномочий:
предоставляют субсидии лицам, осуществляющим деятельность, связанную с сельским хозяйством, и зарегистрированным на территории Кирово - Чепецкого района, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
осуществляют проверку достоверности документов, которые представляются лицами, осуществляющими деятельность, связанную с сельским хозяйством, и зарегистрированными на территории района, для получения средств поддержки сельскохозяйственного производства из областного бюджета, включая фактические объемы закупленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, на которые предоставляются средства поддержки сельскохозяйственного производства из областного бюджета, а также произведенные получателями средств поддержки сельскохозяйственного производства затраты на покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3.11. Отдельное мероприятие "Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования"
В рамках данного отдельного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также российским организациям, реализующим на территории Кирово-Чепецкого района инвестиционные проекты, направленные на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, предоставляется субсидия из областного бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).
3.12. Отдельное мероприятие "Организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению в части организации и проведения отлова, учёта, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории муниципальных районов и городских округов"
Данное мероприятие реализуется за счет средств субвенций, предоставляемых из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Кировской области от 04.12.2014 N 480-ЗО) на выполнение отдельных государственных полномочий Кировской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению в части организации и проведения отлова, учета, содержания и использования безнадзорных домашних животных на территории муниципального района.
3.13. Отдельное мероприятие "Защита населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания скотомогильников (биотермических ям), ликвидации закрытых скотомогильников на территории муниципальных районов и городских округов в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации и Кировской области"
В соответствии с Законом Закон Кировской области от 03.11.2011 N 79-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области (далее - органы местного самоуправления), указанные в статье 2 настоящего Закона, наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания скотомогильников (биотермических ям), ликвидации закрытых скотомогильников, а также установления границ санитарно-защитных зон ликвидированных скотомогильников на территории муниципальных районов и городских округов в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации и Кировской области (далее - отдельные государственные полномочия).
3.14. Отдельное мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов"
Данное мероприятие направлено на удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на селе, в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на селе, предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области в соответствии с утвержденным Правительством Кировской области положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Условия, методика, правила, порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждаются Правительством Кировской области.
3.15. Отдельное мероприятие "Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции"
Данное мероприятие направлено на:
развитие сети учреждений культурно-досугового типа;
развитие в сельской местности сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
на увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Средства областного бюджета (в том числе предоставленные из федерального бюджета) предоставляются местным бюджетам на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог в форме субсидии на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры (далее - субсидия на комплексное обустройство сельских населенных пунктов), а также субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт (далее - субсидия на проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог).
Условия, методика, порядок предоставления субсидии, порядок конкурсного отбора на данное мероприятие утверждается Правительством Кировской области.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Муниципальной программы
В настоящее время сформирована и утверждена правовая база, необходимая для реализации настоящей Муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативно-правовых актов будет обусловлена изменениями законодательства Российской Федерации, Кировской области и муниципальных правовых актов. (Приложение N 3 к муниципальной программе).
5. Ресурсное обеспечение Муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составит 18 572,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 7 901,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 10 671,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0 тыс. рублей (по соглашению), средства иных внебюджетных источников финансирования - 0 тыс. рублей (по соглашению)
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведено в приложении N 4 к муниципальной программе.
6. Анализ рисков реализации Муниципальной программы и описание мер управления рисками
Риски реализации мероприятий муниципальной программы, которыми может управлять ответственный исполнитель, уменьшая вероятность их возникновения, и мероприятия, направленные на их минимизацию, приведены в таблице 1 муниципальной программы.
Таблица 1
Меры управления рисками, влияющими на реализацию Муниципальной программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Экономические риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, способствующей повышению их доходности |
Природно-климатические риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного колебания погодных условий; обеспечение перехода к новым технологиям, своевременной технической модернизации, проведения мелиорации почв; использование страховых механизмов в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции |
Социальные риски |
высокий |
предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог |
Управленческие (внутренние) риски |
высокий |
проведение мониторинга развития агропромышленного комплекса района и обеспечения продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом; подготовка предложений о корректировке муниципальной программы |
Таким образом, вышеперечисленная система рисков может оказать существенное отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы, проводимой в области сельского хозяйства, как в целом, так и в ходе выполнения отдельных программных мероприятий.
7. Участие муниципальных образований сельских поселений в реализации Муниципальной программы
В реализации отдельного мероприятия "Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения" сельские поселения выделяют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и (или) земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались.
8. Участие общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Муниципальной программы
В муниципальной программе участвуют сельскохозяйственные товаропроизводители Кирово - Чепецкого района, организации АПК, путем привлечения собственных средств на реализацию мероприятий, указанных в разделе 3 муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.