Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением
администрации
Кирово-Чепецкого района
Кировской области
от 12.10.2018 N 178
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Стандарт) разработан в соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Порядком проведения внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Порядок).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Порядком проведения внутреннего муниципального финансового контроля" следует читать "Порядом осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю"
1.2. Целью Стандарта является установление единых правил планирования и проведения финансовым управлением контрольных мероприятий.
2. Планирование контрольных мероприятий
2.1. План контрольных мероприятий (далее - План) представляет собой сводный перечень контрольных мероприятий, планируемых на очередной финансовый год.
2.2. План формируется с учетом требований, установленных разделом 2 Порядка.
2.3. Формирование Плана включает осуществление следующих действий:
подготовку предложений в План;
составление Плана;
рассмотрение и утверждение Плана.
2.4. Отбор контрольных мероприятий проводится с учетом анализа следующих факторов:
существенность и значимость темы контрольного мероприятия;
наличие информации о признаках нарушений в финансово-бюджетной сфере;
длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия (в случае, если указанный период превышает 3 года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения финансовым управлением анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
исключение дублирования деятельности по контролю идентичных контрольных мероприятий, планируемых (проводимых) главными распорядителями бюджетных средств;
иные факторы, в том числе проведение реорганизации, ликвидации.
2.5. Выбор объектов контрольных мероприятий для включения в План осуществляется с учетом периодичности проведения контрольного мероприятия в отношении одного объекта по одной теме не более 1 раза в год.
2.6. План должен формироваться таким образом, чтобы он был реально выполнимым и создавал условия для качественного выполнения планируемых мероприятий в установленные сроки.
2.7. В Плане по каждому контрольному мероприятию устанавливаются объект контроля, срок проведения контрольного мероприятия, тема и метод контрольного мероприятия.
2.8. Наименование объекта контроля должно содержать полное и точное наименование объекта с указанием его организационно-правовой формы.
2.9. Формирование Плана осуществляет главный специалист - ревизор финансового управления (далее - должностное лицо).
2.10. Формирование Плана финансового управления осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) главными распорядителями бюджетных средств контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования деятельности по контролю.
2.11. Должностное лицо передает в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому финансовому году, проект плана, сформированный в программном комплексе "Финконтроль - СМАРТ", руководителю финансового управления для утверждения.
План контрольных мероприятий утверждается руководителем финансового управления до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых контрольных мероприятий.
2.12. В текущем году в план контрольной работы могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются приказом руководителя финансового управления.
Включение в текущем году в годовой план дополнительных контрольных мероприятий производится, как правило, с одновременным исключением каких-либо плановых контрольных мероприятий.
3. Правила проведения контрольного мероприятия
3.1. Проведению контрольного мероприятия предшествует подготовительный этап контрольного мероприятия. На данном этапе изучаются законодательные и иные правовые акты по теме контрольного мероприятия, бюджетная (бухгалтерская) отчетность и другие доступные документы, материалы, характеризующие деятельность объекта контроля, готовится программа, оформляется удостоверение финансового управления на участие в проведении контрольного мероприятия.
3.2. Программа планового контрольного мероприятия утверждается руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности) до начала проведения контрольного мероприятия.
3.3. Программа внепланового контрольного мероприятия утверждается руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности), до начала проведения контрольного мероприятия.
3.4. Удостоверение финансового управления на участие в проведении контрольного мероприятия (далее - Удостоверение) оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Стандарту. Удостоверения имеют сквозную нумерацию.
3.5. Дополнение к Удостоверению оформляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Стандарту в случаях, установленных разделом 3 Порядка.
3.6. На проведение встречных проверок оформляется Удостоверение, которому присваивается номер Удостоверения, в рамках которого проводится данное контрольное мероприятие, с указанием через дефис порядкового номера встречной проверки.
3.7. Удостоверение на участие в проведении планового контрольного мероприятия подписывается руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяется печатью, Удостоверение внепланового контрольного мероприятия подписывается руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяется печатью.
3.8. Формирование персонального состава должностных лиц для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
3.9. В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица, состоящие в родственной связи с сотрудниками объекта контроля. Они обязаны заявить о наличии таких связей. К участию в контрольном мероприятии не привлекаются должностные лица финансового управления, если они в проверяемом периоде были штатными сотрудниками объекта контроля.
3.10. В случаях, когда для достижения целей контрольного мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица финансового управления, к участию в проведении контрольного мероприятия могут привлекаться специалисты администрации Кирово-Чепецкого района, специалисты муниципальных учреждений Кирово- Чепецкого района по согласованию с их руководителем.
3.11. Непосредственное проведение контрольного мероприятия заключается в совершении контрольных действий:
по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период; по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
по анализу и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
3.12. Должностное лицо, уполномоченное на участие в проведении контрольного мероприятия (далее - ответственный исполнитель), при выходе на объект контроля предъявляет служебное удостоверение.
3.13. Проведение контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с разделом 3 Порядка.
3.14. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольных действий в отношении всей совокупности фактов хозяйственной жизни, относящихся к соответствующему вопросу Программы.
Выборочный способ заключается в проведении контрольных действий в отношении части фактов хозяйственной жизни, относящихся к соответствующему вопросу Программы.
3.15. Ответственный исполнитель самостоятельно принимает решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий, при этом объем и состав выборки определяется таким образом, чтобы обеспечить возможность объективной оценки фактов хозяйственной деятельности объекта контроля по проверяемому вопросу Программы.
3.16. Срок проведения встречной проверки не может выходить за рамки периода проведения контрольного мероприятия по основному Удостоверению.
3.17. Оформление результатов контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, установленными разделом 5 Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названном Порядке раздел 5 отсутствует
3.18. Акт по результатам контрольного мероприятия оформляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Стандарту.
3.19. При проведении контрольных мероприятий по обращениям правоохранительных органов акт составляется в трех экземплярах.
3.20. Акт состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта должна содержать следующие сведения:
место составления акта;
дата окончания проведения контрольного мероприятия;
номер и дата распоряжения (приказа) или Удостоверения;
тема контрольного мероприятия;
фамилии, инициалы и должность ответственного исполнителя с указанием руководителя контрольного мероприятия;
проверяемый период;
дата начала проведения контрольного мероприятия;
сведения об объекте контроля:
полное и сокращенное наименование объекта контроля;
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа (при наличии), сведения о лице, осуществляющем функции и полномочия учредителя (при наличии), фамилии, инициалы и должности лиц объекта контроля, имевших право подписи финансовых и расчетных документов в ревизуемом (проверяемом) периоде и на момент проверки, период работы, телефоны, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер и дата свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, код причины постановки на учет (КПП), основной регистрационный номер (ОГРН);
перечень и реквизиты всех лицевых счетов, открытых в финансовом органе и в органе Федерального казначейства;
иные данные, характеризующие деятельность объекта контроля.
3.21. Описательная часть акта должна содержать результаты контрольного мероприятия на объекте контроля по всем вопросам, указанным в Программе.
3.22. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте контроля;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала; изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных ответственным исполнителем, при наличии исчерпывающих ссылок на них;
четкость формулировок выявленных нарушений и недостатков. При выявлении на объекте контроля нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба бюджету Кирово-Чепецкого района они отражаются в акте, при этом следует указывать:
наименования, статьи, пункта законодательных и иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по отчетным годам или проверяемым периодам, видам средств;
последствия допущенных нарушений и недостатков;
суммы выявленного в ходе контрольного мероприятия ущерба бюджету Кирово-Чепецкого района;
принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Не допускается включение в акт различного рода предположений, не подтвержденных документами.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально - ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и т. д.
Ответственный исполнитель несет персональную ответственность за достоверность и объективность фактических данных, изложенных в акте по результатам контрольного мероприятия.
3.23. Заключение по результатам обследования состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть заключения оформляется аналогично пункту 3.20 настоящего Стандарта.
Описательная часть заключения должна содержать результаты обследования по всем вопросам, указанным в Программе.
В описательной части заключения по результатам обследования отражаются результаты визуального и документального исследования, данные, полученные путем сравнительного анализа, сопоставления показателей, характеризующих состояние обследуемой сферы деятельности объекта контроля.
Требования по составлению заключения аналогичны требованиям, установленным пунктом 3.22 настоящего Стандарта.
Заключительная часть заключения по результатам обследования должна содержать обобщенную информацию о результатах обследования, выводы об оценке состояния сферы деятельности объекта контроля.
В случае наличия в заключении по результатам обследования информации, указывающей на нарушение объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки, ревизии.
3.24. По фактам выявленных на объектах контроля нарушений законодательства Российской Федерации, содержащих признаки действий должностных лиц, влекущих за собой уголовную ответственность или требующих иных мер реагирования, финансовое управление готовит и направляет информацию в правоохранительные органы для рассмотрения.
3.25. При наличии приложений к акту (заключению) в тексте на это обязательно делается ссылка. Все приложения к актам (заключениям) располагаются и нумеруются в хронологической последовательности по мере упоминания их в тексте.
3.26. Ответственный исполнитель результаты встречной проверки оформляет актом в трех экземплярах (по одному экземпляру для финансового управления, объекта контроля и объекта встречной проверки).
3.27. К процедуре реализации контрольного мероприятия относится:
рассмотрение руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) результатов контрольного мероприятия, отраженных в акте (заключении), и возражений объекта контроля по акту (заключению) (при наличии);
составление и направление объекту контроля представления и (или) предписания;
составление и направление руководителю финансового управления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
контроль за реализацией результатов контрольных мероприятий, своевременностью и полнотой принятия мер по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3.28. Ответственный исполнитель по результатам контрольного мероприятия в случае установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет проект представления по форме согласно приложению N 4 и (или) предписания по форме согласно приложению N 5 к настоящему Стандарту.
3.29. Ответственный исполнитель готовит проект представления в адрес объекта контроля в течение 3 рабочих дней с даты подписания акта (заключения).
3.30. Ответственный исполнитель передает проект представления на рассмотрение руководителю финансового управления (лицу, исполняющему его обязанности) не позднее 20 календарных дней со дня получения возражений, при отсутствии возражений - в течение 10 календарных дней со дня получения акта.
3.31. Предписание по результатам контрольного мероприятия подписывает руководитель финансового управления (лицо, исполняющее его обязанности).
3.32. Выводы акта (заключения), возражения по акту (заключению) и иные материалы контрольного мероприятия по решению руководителя финансового управления (лица, исполняющего его обязанности) могут рассматриваться с приглашением представителей объекта контроля, участием ответственного исполнителя, и иных специалистов финансового управления.
3.33. В случае необходимости доведения итогов контрольного мероприятия до сведения главы Кирово-Чепецкого района финансовое управление готовит и направляет информационное письмо.
3.34. Ответственный исполнитель в течение 3 дней после подписания акта (заключения), в котором отсутствуют нарушения, а также в течение 3 дней после подписания руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности) представления и (или) предписания: формирует отчет о результатах контрольного мероприятия в программном комплексе "Финконтроль - СМАРТ" по форме согласно приложению N 6 к настоящему Стандарту;
формирует дело в соответствии с установленной в финансовом управлении номенклатурой.
3.35. При выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия признаков состава административных правонарушений руководитель финансового управления в течение 10 рабочих дней с момента получения акта объектом контроля составляет протокол об административном правонарушении. Протокол передается мировому судье с документами, подтверждающими факт административного правонарушения, заверенными надлежащим образом, для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц.
3.36. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в соответствующий государственный орган (должностному лицу).
3.37. С целью применения бюджетных мер принуждения ответственный исполнитель оформляет и подписывает уведомление о применении бюджетных мер принуждения по форме согласно приложению N 7 к настоящему Стандарту, которое направляет руководителю финансового управления (лицу, исполняющему его обязанности).
3.38. Содержание материалов контрольных мероприятий, как и других служебных документов, не подлежит разглашению. Разрешение на выдачу дела с материалами контрольного мероприятия третьим лицам может быть дано исключительно руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности).
3.39. Выемка документов из материалов контрольных мероприятий категорически запрещена, снятие копий и их передача внешним адресатам допускается только на основании их письменных запросов по согласованию с руководителем финансового управления (лицом, исполняющим его обязанности).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.