Приказ Министерства внутренней политики Кировской области от 13 февраля 2019 г. N 37-од
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области"
В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области.
2. Назначить должностным лицом, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области, Белобородову Ирину Леонидовну, главного специалиста-эксперта министерства внутренней политики Кировской области.
3. Определить Общественный совет при министерстве внутренней политики Кировской области коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области.
5. Руководителям структурных подразделений министерства внутренней политики Кировской области организовать работу в возглавляемых ими подразделениях в соответствии с Положением об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области, утвержденным настоящим приказом.
6. Начальнику отдела правовой, финансовой и кадровой работы министерства внутренней политики Кировской области Жуковой Марии Александровне обеспечить размещение настоящего приказа на странице министерства внутренней политики Кировской области на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru) в течение 5 рабочих дней со дня принятия настоящего приказа.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.П. Коев |
Утверждено
Приказом
министерства
внутренней политики
Кировской области
от 13.02.2019 N 37-од
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области (далее соответственно - антимонопольный комплаенс, министерство).
1.2. Термины и определения, применяемые в данном Положении:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в министерстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" ("должностное лицо") - подразделение министерства или должностное лицо, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в министерстве.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
1.3.1. Обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
1.3.2. Профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
1.4. Задачи антимонопольного коплаенса:
1.4.1. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
1.4.2. Управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
1.4.3. Контроль за соответствием деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
1.4.4. Оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного законодательства.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
1.5.1. Законность;
1.5.2. Заинтересованность руководства министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
1.5.3. Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
1.5.4. Информационная открытость функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса;
1.5.5. Непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
1.5.6. Совершенствование антимонопольного комплаенса.
1.6. Требования настоящего Положения применяются в отношении всех сотрудников министерства.
1.7. Требования настоящего Положения в обязательном порядке применяются к сферам деятельности министерства, связанным с применением антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
1.8. Все сотрудники министерства подлежат ознакомлению с Положением. Ознакомление сотрудников осуществляется под подпись.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром внутренней политики Кировской области (далее - министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в министерстве осуществляет должностное лицо, которое назначается приказом министра.
2.3. Должностное лицо при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2.2 настоящего Положения, подчиняется непосредственно министру и наделено необходимыми полномочиями и ресурсам для выполнения своих задач.
2.4. К компетенции должностного лица относятся следующие функции:
2.4.1. Подготовка и представление министру правового акта министерства об антимонопольном комплаенсе, о внесении изменений в него, а также локальных документов министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.4.2. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
2.4.3. Выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению;
2.4.4. Консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
2.4.5. Организация взаимодействия со структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
2.4.6. Разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
2.4.7. Организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
2.4.8. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.4.9. Информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
2.4.10. Подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.
2.4.11. Иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса в министерстве.
2.5. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
2.6. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом - Общественным советом при министерстве (далее - коллегиальный орган).
2.7. К функциям коллегиального органа относится:
2.7.1. Рассмотрение и оценка мероприятий министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2.7.2. Рассмотрение и утверждение ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе.
2.7.3. Проведение (не реже одного раза в год) заседаний комиссии с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
3.1.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.1.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства.
3.1.3. Мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства.
3.1.4. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) должностным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
3.2.1. Осуществление сбора в структурных подразделениях министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства.
3.2.2. Составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению), информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных министерством на недопущение повторного нарушения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) должностным лицом анализа нормативных правовых актов министерства осуществляется реализация следующих мероприятий:
3.3.1. Разработка и обеспечение размещения на официальной странице министерства на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
3.3.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
Сбор замечаний и предложений проводится в срок не менее 5 рабочих дней со дня размещения уведомления.
3.3.3. Осуществление сбора и проведение анализа предоставленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
3.3.4. В течение 10 рабочих дней должностное лицо рассматривает поступившие предложения и замечания от организаций и граждан, составляет сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства и предоставляет его министру.
3.3.5. При принятии министром решения о необходимости внесения в нормативные правовые акты предлагаемых изменений, структурное подразделение, являющееся разработчиком, вносит соответствующие изменения в нормативные правовые акты.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов министерства должностным лицом осуществляется реализация следующих мероприятий:
3.4.1. Размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта министерства с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию.
3.4.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
Сбор замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта проводится в течение 5 рабочих дней со дня размещения уведомления.
3.4.3. Осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
Не позднее 2 рабочих дней с момента окончания сбора предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта должностное лицо направляет структурному подразделению, являющемуся разработчиком, поступившие замечания и предложения организаций и граждан.
По результатам рассмотрения замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта разработчик при необходимости дорабатывает проект нормативного правового акта или отказывается от введения предлагаемого правового регулирования.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в министерстве должностным лицом осуществляется реализация следующих мероприятий:
3.5.1. Осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в министерстве.
3.5.2. Подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 3.5.1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве.
3.5.3. Проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
3.6.1. Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции.
3.6.2. Выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
3.6.3. Наличие возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
3.6.4. Привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются должностным лицом по уровням согласно таблице 1.
Таблица 1
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности федерального органа исполнительной власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, |
|
возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
3.8. В случае если в ходе выявления и оценки рисков должностным лицом обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданским служащим министерства должностных обязанностей, то в отношении данного гражданского служащего проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом составляется описание рисков (карта комплаенс-рисков), структурированных по уровню и направлениям деятельности, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков; мероприятия по минимизации и (или) устранению рисков с описанием конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию рисков и устранение рисков, с указанием ответственного лица (структурного подразделения министерства) и сроками исполнения мероприятий.
3.10. Карта комплаенс-рисков министерства составляется не реже одного раза в год, утверждается министром (лицом, исполняющим обязанности министра) и размещается на официальном сайте.
3.11. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом совместно со структурными подразделениями министерства разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
4.2. Должностное лицо совместно со структурными подразделениями министерства осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Организация обучения государственных гражданских служащих и работников министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
5.1. Министерство организует систематическое обучение своих государственных гражданских служащих и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
5.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) министерства на государственную службу (работу), в том числе при переводе государственного гражданского служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
5.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или должностным лицом признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
5.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих (работников), в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для должностного лица, так и для министерства в целом.
6.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса, в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, разрабатывается федеральным антимонопольным органом.
6.3. Должностное лицо (не реже одного раза в год) проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве.
6.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
7.1.1. О результатах проведенной оценки рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
7.1.2. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
7.1.3. О достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
7.1.4. Информацию о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
7.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе ежегодно представляется должностным лицом на подпись министру не позднее 10 дней до представления его на утверждение коллегиальному органу.
7.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе ежегодно представляется в коллегиальный орган на утверждение должностным лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
7.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте в течение 30 дней с момента его утверждения.
7.5. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться министерством в Федеральную антимонопольную службу.
8. Ответственность
8.1. Государственные гражданские служащие и работники министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение настоящего Положения, а также правовых актов министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляет министр внутренней политики Кировской области.
Организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в министерстве осуществляет должностное лицо, которое назначается приказом министра, подчиняется непосредственно министру и наделено необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на: анализ выявленных нарушений за предыдущие 3 года; анализ нормативных правовых актов и проектов министерства; составление перечня нарушений и др.
При выявлении рисков должностным лицом проводится оценка таких рисков. Если в ходе выявления и оценки рисков обнаруживаются признаки коррупции, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданским служащим министерства должностных обязанностей, то в отношении данного гражданского служащего проводится проверка в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом - Общественным советом при министерстве.
Приказ Министерства внутренней политики Кировской области от 13 февраля 2019 г. N 37-од "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве внутренней политики Кировской области"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства внутренней политики Кировской области от 27 мая 2019 г. N 94-од