Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2 изменено с 11 декабря 2017 г. - Приказ Департамента стратегического планирования Вологодской области от 11 декабря 2017 г. N 42
Приложение N 2
к приказу
Департамента
стратегического планирования
Вологодской области
от 04.04.2017 N 7
Внутренний стандарт
Департамента стратегического планирования области по осуществлению внутреннего финансового аудита
(далее - внутренний стандарт аудита)
13 сентября, 11 декабря 2017 г.
I. Общие положения
1. Настоящий внутренний стандарт устанавливает порядок организации и проведения в Департаменте стратегического планирования области (далее - Департамент) внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Департаменте осуществляется государственными гражданскими служащими структурных подразделений, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (угрозы) и нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений главного администратора (администраторов) бюджетных средств и подведомственных им получателей бюджетных средств (далее - объект аудита) с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки экономности и результативности использования бюджетных средств.
Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных аудиторских рекомендаций (предложений), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащим выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.
4. Организация внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен:
а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. В целях осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках Соглашения N 13 от 9 ноября 2015 года "О передаче Департаментом стратегического планирования Вологодской области государственному казенному учреждению Вологодской области "Областное казначейство" функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной, налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды" Департамент запрашивает информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у государственного казенного учреждения Вологодской области "Областное казначейство".
6. В целях организации осуществления внутреннего финансового аудита руководитель Департамента обеспечивает выполнение следующих действий:
- корректировка организационной структуры Департамента в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами, указанными в пункте 3 настоящего внутреннего стандарта, в Департаменте стратегического планирования области по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом Департамента, разработка и утверждение должностных регламентов сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
- включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.
7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем Департамента (далее - план).
8. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами Департамента, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
9. Субъекты внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
10. Субъекты внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями).
11. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Департамента, направляемых в Департамент финансов области, в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок
12. План представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются тема аудиторской проверки, объект аудита, вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. Форма плана приведена в приложении N 1 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
13. Темы аудиторских проверок формулируются исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении:
а) расходов областного бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений;
б) расходов областного бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
в) бюджетных инвестиций;
г) предоставления государственных гарантий;
д) предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
е) предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
ж) предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
з) расходов на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
и) осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета;
аудит достоверности бюджетной отчетности Департамента;
аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.
14. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.
15. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется субъектом аудита.
16. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) наибольшее количество нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля по соответствующему направлению использования бюджетных средств;
б) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
в) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
г) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;
д) недостаточный опыт и квалификация сотрудников подразделений Департамента, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
17. Субъект внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пункте 16 настоящего внутреннего стандарта в Департаменте стратегического планирования области по осуществлению внутреннего финансового аудита, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита. Пример расчета значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в приложении к приложению N 1 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
Направление аудита и (или) объект аудита включаются в план, если его значение приоритетности выше порогового значения, а также учитываются следующие факторы:
а) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
б) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
в) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
18. План составляется и утверждается руководителем Департамента до начала очередного финансового года.
19. Аудиторская проверка назначается в соответствии с решением (приказом, распоряжением) руководителя Департамента.
20. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:
предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, опросы, собеседования;
разработка и утверждение программы аудиторской проверки.
21. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Департамента.
22. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
23. Программа аудиторской проверки содержит:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Форма программы аудиторской проверки приведена в приложении N 2 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
III. Проведение аудиторских проверок
24. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
запроса в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
25. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:
наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.
26. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.
27. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:
непрерывность ведения бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства);
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
составление состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности.
28. Аудит достоверности бюджетной отчетности проводится в отношении годовой бюджетной отчетности Департамента до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего государственного финансового контроля.
29. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей особенностей выполняемых функций и полномочий;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
30. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся документально подтвержденные достоверные фактические данные, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита.
31. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию в виде контрольного дела, которое должно содержать:
а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
в) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
г) письменные объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
д) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
з) акт аудиторской проверки.
32. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается аудитором и направляется (вручается) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта аудиторской проверки. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта.
В случае отказа представителем объекта аудита, уполномоченного на получение акта, от получения акта в нем аудитор делает соответствующую отметку и представляет акт руководителю Департамента.
33. Форма акта приведена в приложении N 3 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
IV. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
34. На основании акта аудиторской проверки аудитор составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражениях), об условиях и о причинах таких нарушений;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности объекта аудита;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
35. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля отражают мнение аудитора о способности системы внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
36. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
в) наличие (отсутствие) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля;
г) установление субъектом внутреннего финансового аудита нарушений выполнения бюджетных процедур, в отношении которых осуществлялись контрольные действия.
37. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;
б) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита.
38. Форма отчета о результатах аудиторской проверки приведена в приложении N 4 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
39. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю Департамента в срок не позднее 5 рабочих дней со дня завершения аудиторской проверки. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Департамента вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур главным администратором (администратором) бюджетных средств, разработки плана устранения выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями аудиторов, и его реализации;
о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в отчете о результатах аудиторской проверки;
о проведении служебных проверок;
о направлении материалов аудиторской проверки в Департамент финансов области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность их устранения отсутствует.
40. Управление организационной, кадровой, правовой работы и оценки регулирующего воздействия Департамента обеспечивает:
а) разработку плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и мониторинг его выполнения;
б) подготовку и представление руководителю Департамента доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, в течение 5 рабочих дней со дня исполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.
41. Субъекты внутреннего финансового аудита осуществляют составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
42. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Департамента.
43. Форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и требования по ее заполнению приведены в приложении N 5 к настоящему внутреннему стандарту аудита.
44. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита представляется руководителю Департамента в срок до 25 января года, следующего за предыдущим годом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.