Приказ Департамента финансов Вологодской области от 28 августа 2017 г. N 44
"Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита"
В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель Губернатора области, |
В.Н. Артамонова |
Утверждены
приказомДепартамента финансов области
от 28.08.2017 года N 44
Методические рекомендации
по осуществлению внутреннего финансового аудита
(далее - Методические рекомендации)
I. Общие положении
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главный администратор средств областного бюджета) внутреннего финансового аудита.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам средств областного бюджета при осуществлении внутреннего финансового аудита.
2. Субъектами внутреннего финансового аудита являются уполномоченные должностные лица главного администратора средств областного бюджета, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетенции, а также системности и ответственности.
Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетенции выражается в применении соответствующими должностными лицами совокупности профессиональных знаний и навыков, позволяющие субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших результатов аудита с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски и нарушения анализируются по всем направлениям деятельности структурных подразделений главного администратора средств областного бюджета и подведомственных им получателей средств областного бюджета (далее - объект аудита), с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки экономности и результативности использования бюджетных средств.
Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора средств областного бюджета за предоставление полных и достоверных аудиторских рекомендаций (предложений), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащем выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.
4. Организация внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен:
а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
5. В случае передачи главным администратором средств областного бюджета функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности ГКУ ВО "Областное казначейство" главный администратор средств областного бюджета в целях осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках соглашения о передаче функций по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности запрашивает информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
6. В целях организации осуществления внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов средств областного бюджета обеспечивают выполнение следующих действий:
закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора средств областного бюджета, разработка и утверждение должностных регламентов должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.
7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора средств областного бюджета (далее - план).
8. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора средств областного бюджета, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
9. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
10. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора средств областного бюджета;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями).
11. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора средств областного бюджета, направляемых в Департамент финансов области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок
12. Составление и утверждение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств областного бюджета.
13. План представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. Примерная (рекомендуемая) форма плана приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
14. Темы аудиторских проверок формулируются исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении:
а) расходов областного бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений;
б) расходов областного бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
в) бюджетных инвестиций;
г) предоставления государственных гарантий;
д) предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
е) предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
ж) предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
з) расходов на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
и) осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов областного бюджета.
аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора средств областного бюджета и (или) подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств;
аудит экономности и результативности использования средств областного бюджета.
15. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита (например, оценка надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, и оценка экономности и результативности использования указанных бюджетных средств).
16. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется субъектом аудита.
17. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования средств областного бюджета для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) наибольшее количество нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля по соответствующему направлению использования бюджетных средств;
б) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
в) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
г) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;
д) недостаточный опыт и квалификация сотрудников структурных подразделений главного администратора средств областного бюджета, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
Перечень тем аудиторских проверок надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и эффективности использования средств областного бюджета для включения в план дополняется объектами аудита - подведомственными администраторами бюджетных средств, если субъект внутреннего финансового аудита главного администратора средств областного бюджета осуществляет внутренний финансовый аудит в указанных объектах аудита.
18. Выбор объектов аудита, подведомственных главному администратору средств областного бюджета, для включения в план аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) наибольшее количество нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля;
б) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;
в) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
г) наличие недостатков в качестве организации внутреннего контроля, выявленных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
д) недостаточный опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций, осуществляющих ведение бюджетного учета и отчетности.
19. Субъект внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пунктах 17 и 18 настоящих Методических рекомендаций, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита. Пример расчета значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в приложении к Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Направление аудита и (или) объект аудита включается в план, если его значение приоритетности выше порогового значения, а также учитываются следующие факторы:
а) степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
б) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
в) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
20. План составляется и утверждается руководителем главного администратора средств областного бюджета до начала очередного финансового года.
21. Аудиторскую проверку рекомендуется назначать в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя главного администратора средств областного бюджета.
22. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:
предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, опросы, собеседования;
разработка и утверждение программы аудиторской проверки.
23. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
24. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
25. Программа аудиторской проверки содержит:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
Примерная (рекомендуемая) форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Проведение аудиторских проверок
26. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
запроса в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита;
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
27. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:
наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в планы внутреннего финансового контроля;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) планов внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.
28. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:
организация работы по повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
применение автоматизированных информационных систем при организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
29. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:
непрерывность ведения бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства);
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности.
30. Аудит достоверности бюджетной отчетности рекомендуется проводить в отношении годовой бюджетной отчетности главного администратора средств областного бюджета до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего государственного финансового контроля.
31. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета в ходе аудиторских проверок изучаются:
соответствие кассовых расходов объему финансового обеспечения государственной программы, не программных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии средств областного бюджета;
наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области;
обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным образованиям области для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ);
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
32. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся документально подтвержденные достоверные фактические данные и информация, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита.
33. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию в виде контрольного дела, которое должно содержать:
а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
в) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
г) письменные объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
д) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения.
34. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и направляется (вручается) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
35. Главный администратор средств областного бюджета устанавливает форму акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения объектом аудита. Примерная (рекомендуемая) форма акта приведена в Приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
IV. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
36. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности объекта аудита;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
37. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля отражают мнение субъекта внутреннего финансового аудита, о способности системы внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
38. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
в) наличие (отсутствие) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля;
г) установление субъектом внутреннего финансового аудита нарушений выполнения внутренних бюджетных процедур, в отношении которых осуществлялись контрольные действия.
39. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;
б) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита;
40. Примерная (рекомендуемая) форма Отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
41. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств областного бюджета. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора средств областного бюджета вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в отчете о результатах аудиторской проверки (о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур главным администратором средств областного бюджета, разработки плана устранения выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями аудиторов, и его реализации);
о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в отчете о результатах аудиторской проверки;
о проведении служебных проверок;
о направлении материалов аудиторской проверки в Департамент финансов области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
42. Руководителю объекта аудита рекомендуется обеспечить разработку плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и мониторинг его выполнения.
43. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:
получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;
оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;
подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.
44. Субъекты внутреннего финансового аудита осуществляют составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
45. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств областного бюджета.
46. Примерная (рекомендуемая) форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
47. Главный администратор средств областного бюджета устанавливает порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
Утверждаю
Руководитель главного администратора
средств областного бюджета
"___" _______ 20____ г.
ПЛАН
внутреннего финансового аудита
на 20______ год
/-----------\
| Коды |
|-----------|
от "____" ______ 20____ г. Дата| |
|-----------|
| |
|-----------|
Наименование главного Глава по БК| |
администратора средств областного | |
бюджета _____________________ | |
|-----------|
Субъект внутреннего финансового по ОКМО| |
аудита _____________________ |-----------|
| |
Наименование бюджета _____________________ | |
\-----------/
Тема аудиторской проверки |
Объекты аудита |
Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная) |
Проверяемый период |
Срок проведения аудиторской проверки |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Субъект внутреннего финансового
аудита ___________ _________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______ 20____ г.
Приложение
к Приложению N 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля
I. Определение значений приоритетности направлений аудита системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования средств областного бюджета
Наименование направления аудита |
Оценка по критерию отбора; |
Итоговое значение |
||||
Наибольшее количество нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля |
Период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки |
Полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок |
Наличие существенных изменений бюджетного законодательства, принятых в течение проверяемого периода |
Недостаточный опыт и квалификация сотрудников, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) |
||
35%(*) |
24% |
19% |
13% |
9% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Направление 1 |
6(**) |
9 |
2 |
9 |
5 |
6,26 |
Направление 2 |
8 |
6 |
9 |
7 |
8 |
7,57 |
Направление 3 |
|
4 |
7 |
5 |
4 |
4,35 |
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
В примере заполнения таблицы:
(*) Вес критерия отбора в итоговом значении приоритетности;
(**) Шкала оценки по критерию установлена от 0 до 10. Пороговое значение равно 7.
II. Определение значений приоритетности объектов аудита достоверности бюджетной отчетности
Наименование объекта аудита |
Оценка по критерию отбора: |
Итоговое значение |
||||
Наибольшее количество нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля |
Период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки |
Полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок |
Наличие недостатков в качестве организации внутреннего контроля, выявленных по результатам предыдущих аудиторских проверок |
Недостаточный опыт и квалификация сотрудников |
||
35%(*) |
24% |
19% |
13% |
9% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Направление 1 |
7(**) |
9 |
2 |
9 |
5 |
6,61 |
Направление 2 |
|
6 |
9 |
7 |
8 |
5,83 |
Направление 3 |
9 |
5 |
7 |
5 |
9 |
7,14 |
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
В примере заполнения таблицы:
(*) Вес критерия отбора в итоговом значении приоритетности;
(**) Шкала оценки по критерию установлена от 0 до 10. Пороговое значение равно 7.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
Утверждаю
Руководитель
__________________________________
(наименование субъекта внутреннего
финансового аудита)
_________ ____________________
(подпись) (расшифровка, дата)
Программа аудита
_________________________
(тема аудиторской проверки)
1. Объекты аудита: ______________________________________________________
2. Основание для проведения аудиторской проверки: _______________________
3. Вид аудиторской проверки: ____________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: ________________________________
5. Проверяемый период: __________________________________________________
6. Перечень вопросов, подлежащих к изучению в ходе аудиторской проверки:
6.1 _____________________________________________________________________
6.2 _____________________________________________________________________
6.3 _____________________________________________________________________
7. Ответственные исполнители:
Субъект внутреннего финансового аудита
(ответственный работник)
_________________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
6225664Участники аудиторской группы:
Должность участника аудиторской
группы (ответственного работника)
___________________ ________________ __________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.
дата
Один экземпляр Акта получен для ознакомления:
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
__________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.
дата
"Ознакомлен (а)" и один экземпляр акта получил(а)
Должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица)
__________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.
Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного
лица)) объекта аудита от подписи
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта) __________________
______________________________________________________________ отказался.
должность руководителя объекта аудита (иного уполномоченного лица))
Субъект внутреннего финансового аудита
(ответственный работник)
__________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) Ф.И.О.
дата
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
ОТЧЕТ
о результатах проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки: _______________________
2. Тема аудиторской проверки: ___________________________________________
3. Проверяемый период: __________________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: ________________________________
5. Цель аудиторской проверки: ___________________________________________
6. Вид аудиторской проверки: ____________________________________________
7. Перечень вопросов, изученных в ходе проведения проверки:
7.1. ____________________________________________________________________
7.2. ____________________________________________________________________
7.3. ____________________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской
проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном
выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также
о значимых бюджетных рисках, по порядку в соответствии с
нумерацией вопросов Программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта
проверки, изложенные по результатам проверки: ___________________________
_________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при
наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений), дата,
количество листов приложенных к Отчету возражений))
10. Выводы:
10.1. ___________________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего
финансового контроля)
10.2. ___________________________________________________________________
(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчетности и
соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита
методологии и стандартам бюджетного учета)
11. Предложения и рекомендации: _________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков,
внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля и (или)
предложения по повышению экономности и результативности
использования бюджетных средств)
Приложения:
1. Акт проверки _________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на _____ листах в 1 экземпляре.
2. Возражения к Акту проверки ___________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской
проверки)
на _____ листах в 1 экземпляре.
Субъект внутреннего финансового аудита
(иное уполномоченное лицо) ___________ ________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" __________ 20___ г.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита
от "____" _______ 20____ г.
Наименование главного
администратора средств областного
бюджета __________________________
Наименование бюджета __________________________
Периодичность: годовая
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показатели |
Код строки |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек, из них: |
010 |
|
фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита |
011 |
|
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц, в том числе: |
020 |
|
в отношении системы внутреннего финансового контроля |
021 |
|
достоверности бюджетной отчетности |
022 |
|
экономности и результативности использования средств областного бюджета |
023 |
|
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц, из них: |
030 |
|
количество проведенных плановых аудиторских проверок |
031 |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц |
040 |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц, из них: |
050 |
|
количество исполненных рекомендаций |
051 |
|
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц, из них: |
060 |
|
количество исполненных предложений |
061 |
|
2. Сведения о суммах нарушений, выявленных при осуществлении полномочий
по внутреннему финансовому аудиту
Наименование показателя |
Код строки |
Количество строки (ед.) |
Объем (тыс. руб.) |
Динамика нарушений и недостатков к прошлому году |
|
(тыс. руб.) |
(%) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
010 |
|
|
|
|
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
020 |
|
|
|
|
Нарушения процедур составления и исполнения областного бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
030 |
|
|
|
|
Нарушение правил ведения бюджетного учета |
040 |
|
|
|
|
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
050 |
|
|
|
|
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
060 |
|
|
|
|
Нарушения порядка администрирования доходов областного бюджета |
070 |
|
|
|
|
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
080 |
|
|
|
|
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
090 |
|
X |
X |
|
Прочие нарушения и недостатки |
100 |
|
|
|
|
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Субъект
внутреннего финансового аудита __________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" __________ 20___ г.
Приложение
к Приложению N 5
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита
Рекомендации
по заполнению годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
1. В годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность), отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.
2. Отчетным периодом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о проведенных субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок. В Отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.
4. Суммовые показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.
5. Отчетность представляется с Пояснительной запиской руководителю главного администратора средств областного бюджета, включающей:
- сведения об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми);
- информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшая отражения в отчете, в том числе:
а) описание причин неисполнения рекомендаций (заключений), предложений, направленных объектам аудита;
б) описание бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;
в) описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора средств областного бюджета, и принятых по ним мер;
- иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете.
6. Данные отражаются по следующим разделам Отчета:
общие сведения о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
сведения о выявленных нарушениях и недостатках.
7. В разделе 1 "Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита" по строкам 010 - 061 отражаются общие сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита в отчетном периоде. В графе 3 по каждому показателю указывается значения в установленных единицах измерения.
8. В разделе 2 "Сведения о выявленных нарушениях и недостатках при осуществлении внутреннего финансового аудита" в сроках 010 - 020 по каждому показателю:
в графе 3 указывается количество выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;
в графе 4 указывается объем выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;
в графах 5 - 6 указывается рост (снижение) объема нарушений (недостатков), выявленных субъектом внутреннего финансового аудита и органами государственного финансового контроля в отчетном году, по отношению к предыдущему году, в абсолютных и относительных величинах соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента финансов Вологодской области от 28 августа 2017 г. N 44 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 28 августа 2017 г.
Приказом Департамента финансов Вологодской области от 2 октября 2019 г. N 47 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2020 г.