Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 31 августа 2017 г. N 682
"О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2012 года N 40"
Приказываю:
1. Внести в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2012 года N 40 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения и регионального государственного надзора Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области" следующие изменения:
1.1. Наименование приказа изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением областных биологических (зоологических) заказников, включая государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников, включая государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области";".
1.2. В Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденном настоящим приказом:
1.2.1. Наименование Административного регламента изложить в следующей редакции:
"Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников, включая государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области"";
1.2.2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"1. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области обращения с отходами, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников, включая государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения (далее - государственная функция) Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при исполнении государственной функции, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент), его должностными лицами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.
1.2. Исполнение государственной функции осуществляется Департаментом, а именно должностными лицами, ответственными за исполнение государственной функции (далее - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды).
Перечень должностных лиц Департамента, осуществляющих государственный экологический надзор, утверждается Правительством Вологодской области.
1.3. В процессе исполнения государственной функции осуществляется взаимодействие:
- с прокуратурой Вологодской области, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой;
с Государственным учреждением "Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- с Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области;
с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области;
с отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Вологодской области;
с Северо-Западным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора);
- с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области;
- с отделом водных ресурсов Двинско-Печорского бассейнового водного управления (Росводресурсов) по Вологодской области;
- с Управлением МВД России по Вологодской области;
- с экспертами, экспертными организациями, осуществляющими аналитический контроль качества поверхностных и сточных вод, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исследования отходов производства и потребления, определения уровня загрязнения почв.
с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области;
- с Департаментом лесного комплекса Вологодской области и его структурными подразделениями (лесничествами);
с Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области, его структурными подразделениями;
- с органами местного самоуправления;
1.4. Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение государственной функции:
- Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
- Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 года N 136-ФЗ;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95ФЗ;
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ;
- Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе;
- Федеральный закон от 4 мая 201 1 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования";
- постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах";
- постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 года N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников";
- постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
- приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду";
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 201 1 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)";
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства";
- приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 марта 2007 года N 49 "Об утверждении формы предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом";
- приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления";
- Закон Вологодской области от 8 декабря 2010 года N 2429-03 "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
- Закон Вологодской области от 7 мая 2014 года N 3361-03 "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области";
- Закон Вологодской области от 2 декабря 2008 года N 1912-03 "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области";
- Закон Вологодской области от 28 июня 2006 года N 1465-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды";
- постановление Правительства области от 3 1 октября 2016 года N 963 "Об установлении перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной государственной власти области, уполномоченных на их осуществление, порядка его ведения";
- постановление Правительства области от 21 октября 2011 года N 1328 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Вологодской области";
- постановление Правительства области от 5 апреля 2010 года N 362 "Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области";
- постановление Правительства области от 26 марта 2010 года N 310 "Об утверждении перечня должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Вологодской области в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов); регионального государственного надзора в области в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников; регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения";
- постановление Правительства области от 6 октября 2006 года N 985 "О перечне объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области";
- постановление Правительства области от 29 марта 2004 года N 320 "Об учреждении Красной книги Вологодской области";
- постановление Правительства области от 19 декабря 2006 года N 1274 "Об утверждении списка животных, занесенных в Красную книгу Вологодской области";
- приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 июля 2010 года N 352 "Об утверждении Перечня должностных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";
- приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 1 апреля 2010 года N 146 "Об утверждении форм служебных удостоверений";
- приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 7 апреля 2010 года N 151 "Об утверждении форм документов, составляемых должностными лицами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по результатам проведения государственного экологического надзора";
- приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 9 февраля 2015 года N 52 "Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и их содержание, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
1.5. Предметом регионального государственного экологического надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов, в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников, включая государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения."
1.6. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, в пределах своей компетенции имеют право:
- принимать решение о проведении в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей плановой и внеплановой проверки в соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ;
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки, в том числе предварительной проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Департамента о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- направлять информацию в управление водопользования и охраны атмосферного воздуха Департамента о несоблюдении условий разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, для принятия решения о приостановлении действия на определенный срок или аннулировании такого разрешения;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
- запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах;
- проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;
- осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
- уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;
- привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;
- проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон;
- проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр в отношении участков недр местного значения, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;
- проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;
- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
1.7. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа на проведение проверки и в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического липа, индивидуального предпринимателя (далее по тексту соответствующий орган прокуратуры);
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки проведения проверки;
- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- обеспечивать размещение на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- осуществлять информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
- обеспечивать регулярное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущениях таких нарушений;
- выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ (приложение N 14).
1.8. При проведении проверки должностные лица, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа, осуществляющего государственный экологический надзор, от имени которого действуют эти должностные лица;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений:
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую закон тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Департамент после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
1.9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа, осуществляющего государственный экологический надзор, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа, осуществляющего государственный экологический надзор;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа, осуществляющего государственный экологический надзор, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
- представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного надзора.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок но типовой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
1.10. При проведении проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ обязаны:
- обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований;
- при проведении проверок обеспечивать устранение выявленных недостатков;
- руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Департамента, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.11. Результатом исполнения государственной функции является выявление:
- факта нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области охраны водных объектов, в области обращения с отходами, в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, факта нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, за исключением областных биологических (зоологических) заказников;
- отсутствия факта нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области охраны водных объектов, в области обращения с отходами, в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, отсутствия факта нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, за исключением областных биологических (зоологических) заказников.
По результатам проверки должностными лицами Департамента, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящему административному регламенту.
При выявлении нарушений при исполнении государственной функции должностное лицо Департамента в пределах своей компетенции:
выдает предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (далее - предписание) по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему административному регламенту;
- составляет протокол об административном правонарушении по форме, приведенной в приложении N 8 к настоящему административному регламенту;
- рассматривает дело об административном правонарушении;
- в случае установления при рассмотрении дела об административном правонарушении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит лицу, допустившему нарушение, представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по форме, приведенной в приложении N 7 к настоящему административному регламенту;
- направляет заявление в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения вреда состоянию или качеству окружающей среды либо систематического невыполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания);
- предъявляет иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (в случаях выявления нанесенного ущерба окружающей среде в результате нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем законодательства в области охраны окружающей среды);
- направляет материалы в прокуратуру, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действии (бездействии) лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, содержатся признаки преступления;
- в случае, если основанием для исполнения государственной функции является поступление обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (далее также - заявитель), по результатам проведения проверки заявителю направляется ответ с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
1.12. Должностные лица Департамента, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 724-р, а именно:
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год - в Федеральной налоговой службе (ФПС);
- информацию о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ, информацию об установленных нормативах временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ; сведения о наличии (отсутствии) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами - в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- копию приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей; копию решения о предоставлении водного объекта в пользование, копию договора водопользования; сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре, - в Федеральном агентстве водных ресурсов;
- копию заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; сведения из единого государственного реестра лицензий на пользование недрами - в Федеральном агентстве по недропользованию;
- выписку из реестра лицензий на производство маркшейдерских работ; копию решения о согласовании плана или схемы развития горных работ по видам полезных ископаемых; документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ, - в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащую общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости); кадастровую выписку об объекте недвижимости; кадастровый план территории - в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- сведения о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы; сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации - в МВД России.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.
1.2.3. В пункте 3.6.8:
дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
"3) должностные лица Департамента в пределах своей компетенции, осуществляющие региональный государственный экологический надзор в части регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий), статьями, 8.35, 8.39, статьями 17.7, 17.9, статьями 19.6, 19.7, 19.26, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ и статьей 3.9 Закона Вологодской области "Об административных правонарушениях в Вологодской области).";
абзац второй подпункта 3.6.8.7 изложить в следующей редакции:
Подпункт 3.6.8.7 к изменяемому Регламенту не приводятся
"- главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области, заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области, старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области в пределах своей компетенции - дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах (за исключением подземных водных объектов), водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий), статьей 7.6, статьей 7.7 (за исключением повреждения гидротехнических сооружений), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования водным объектом), статьей 7.20, статьями 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 - 8.15, 8.21 - 8.23, статьями 8.35, 8.39, 8.41, 8.42, 8.44, 8.45, 8.46, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьей 14.44 КоАП РФ и статьей 3.9 Закона Вологодской области "Об административных правонарушениях в Вологодской области";
2. Признать утратившими силу следующие приказы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области:
от 8 февраля 2013 года N 65 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических (зоологических) заказников";
от 6 февраля 2015 года N 45 "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2013 года N 65";
от 29 июня 2015 года N 281 "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2013 года N 65";
от 10 июля 2015 года N 300 "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2013 года N 65".
3. Отделу государственной гражданской службы (Сухарева Е.Д.):
- обеспечить публикацию настоящего приказа в областной газете "Красный Север" и его размещение на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области;
- обеспечить направление настоящего приказа в Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области, прокуратуру Вологодской области, Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру.
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Начальник Департамента |
Д.А. Банников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 31 августа 2017 г. N 682 "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 8 февраля 2012 года N 40"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 5 сентября 2017 г., в газете "Красный Север" от 9 сентября 2017 г. N 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 25 ноября 2021 г. N 305
Изменения вступают в силу с 26 ноября 2021 г.