Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
администрации района
от 18.02.2019 N 144
(приложение 1)
Положение
об осуществлении администрацией Усть-Кубинского муниципального района ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных муниципальных учреждениях
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Вологодской области от 20 декабря 2007 года N 1724-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Вологодской области" (далее - закон N 1724-ОЗ), постановлением Правительства области от 26 февраля 2008 года N 287 "О реализации закона области от 20 декабря 2007 года N 1724-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Вологодской области" (далее - постановление Правительства области N 287), приказом Департамента труда и занятости населения Вологодской области от 26 сентября 2011 года N 379 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Вологодской области", в целях осуществления администрацией Усть-Кубинского муниципального района (далее - администрация района) ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных учреждениях (далее - ведомственный контроль).
1.2. Настоящее Положение определяет цели, принципы, основные направления, виды и порядок проведения администрацией района мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - мероприятия по контролю), в подведомственных учреждениях.
1.3. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок в целях:
- выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников подведомственного учреждения;
- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственного учреждения и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- контроля за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда;
- определения необходимости обучения специалистов подведомственного учреждения на курсах повышения квалификации и семинарах, посвященных вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.4. Основными принципами осуществления ведомственного контроля являются:
- презумпция добросовестности подведомственного учреждения;
- законность;
- соблюдение международных договоров Российской Федерации в сфере труда;
- открытость и доступность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении ведомственного контроля;
- проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами администрации района;
- периодичность и оперативность осуществления мероприятий по контролю, предусматривающему полное и максимально быстрое его проведение в течение установленного срока;
- учет мероприятий по контролю;
- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц администрации района, нарушающего порядок проведения мероприятий по контролю;
- ответственность администрации района и ее должностных лиц за допущенные при проведении мероприятий по контролю нарушения законодательства;
- ответственность руководителя и должностных лиц подведомственного учреждения за нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленные в результате мероприятий по контролю.
II. Общие требования к проведению проверок
2.1. В соответствии с законом N 1724-ОЗ администрация района проводит плановые, внеплановые и повторные проверки.
2.2. Предметом проверок является соблюдение подведомственным учреждением (далее - работодателем) в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранение выявленных в ходе проверок нарушений и проведение мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
2.3. При проведении проверки должностное лицо (лица), уполномоченное(ые) на проведение мероприятий по контролю (далее - уполномоченное должностное лицо), руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Вологодской области и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района.
Уполномоченное должностное лицо должно обладать соответствующими знаниями и квалификацией, необходимыми для надлежащего проведения мероприятий по контролю.
2.4. Проверки проводятся на основании постановления (распоряжения) администрации района согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
В постановлении (распоряжении) о проведении проверки указываются:
- номер и дата постановления о проведении проверки;
- наименование администрации района;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
- наименование подведомственного учреждения, в отношении которого проводится проверка
- цели, задачи и предмет проводимой проверки;
- правовые основания проведения проверки;
- дата начала и окончания проведения проверки.
Проверки могут проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в постановлении о проведении проверки.
При проведении проверки должностные лица администрации района вправе посещать объекты (территории и помещения) подведомственного учреждения, получать от подведомственного учреждения документы, необходимые для проведения проверки.
2.5. Уполномоченное должностное лицо перед началом проведения проверки обязано предъявить руководителю или иному должностному лицу подведомственного учреждения служебное удостоверение либо иной документ, удостоверяющий личность, приказ о проведении проверки либо его заверенную копию.
2.6. При проведении проверки в подведомственном учреждении уполномоченное должностное лицо не вправе:
- проводить проверку в случае отсутствия руководителя подведомственного учреждения или лица, исполняющего его обязанности;
- проверять выполнение обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов, если такие требования не относятся к предмету проводимой проверки;
- требовать представления документов, информации, которые не относятся к предмету проводимой проверки;
- распространять полученную в результате проведения проверки информацию, составляющую государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать сроки проведения проверки, установленные законом N 1724-ОЗ.
2.7. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственного учреждения проведению проверки уполномоченное должностное лицо обязано составить акт об отказе в проведении проверки либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения проверки.
2.8. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по контролю, назначается постановлением (распоряжением) администрации района.
Лицо, ответственное за проведение мероприятий по контролю:
- готовит предложения для составления Плана, контролирует установленные сроки его утверждения;
- осуществляет контроль за исполнением Плана, своевременным внесением в него соответствующих изменений;
- формирует и представляет на подпись руководителю администрации района либо лицу, исполняющему его обязанности, акт, составленный по материалам, представленным уполномоченными должностными лицами, проводящими проверки, в случае проведения проверки несколькими уполномоченными должностными лицами в разных направлениях;
- ведет журнал учета проводимых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственного учреждения;
- осуществляет контроль за своевременным устранением нарушений, выявленных в результате проведения мероприятий по контролю;
- готовит в установленные сроки информацию о проведении мероприятий по ведомственному контролю и направляет ее в Департамент труда и занятости населения области;
- принимает участие в мероприятиях по ведомственному контролю;
- выполняет другие обязанности, направленные на своевременное осуществление ведомственного контроля.
III. Планирование проверок.
Особенности проведения плановых проверок
3.1. Плановыми являются проверки, проводимые должностными лицами в соответствии с планом проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственного учреждения (далее - План), утверждаемого руководителем администрации района ежегодно в срок до 15 января .
Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в три года.
Срок осуществления плановой проверки не может превышать одного месяца.
3.2. В Плане указываются наименование подведомственного учреждения, срок проведения проверки, вид проверки.
Сроки проведения проверки, установленные в Плане, в течение семи дней после дня его утверждения доводятся до сведения руководителя подведомственного учреждения либо лица, исполняющего его обязанности.
3.3. Руководитель подведомственного учреждения или лицо, исполняющее его обязанности, уведомляются о предстоящей плановой проверке не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала посредством письменного ознакомления с постановлением (распоряжением) о проведении проверки или иным способом. Иным способом уведомления является вручение копии постановления (распоряжения) о проверке работнику подведомственного учреждения с получением расписки о получении копии постановления (распоряжения) или отметки на оригинале постановления (распоряжения) либо втором экземпляре копии постановления (распоряжении), содержащей дату получения, подпись, Ф.И.О. и должность получателя. Копия постановление (распоряжения) о проверке может быть также направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии постановления (распоряжения), содержащей отметку о получении копии документа работником подведомственного учреждения с указанием даты получения, подписи, Ф.И.О. и должностью получателя.
3.4. При проведении плановой проверки определяется соблюдение подведомственным учреждением норм Трудового кодекса Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Вологодской области в сфере труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе отраслевых нормативных правовых актов и соглашений.
Перечни документов, запрашиваемых при проведении проверок в подведомственных организациях, установлены в приложениях 2 и 3 к настоящему Положению.
3.5. Основным направлением ведомственного контроля при проведении плановой проверки является рассмотрение следующих вопросов:
- социальное партнерство в сфере труда;
- трудовые договоры;
- рабочее время и время отдыха;
- оплата и нормирование труда;
- соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
- трудовой распорядок и дисциплина труда;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
- охрана труда;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- проведение аттестации работников.
IV. Особенности проведения внеплановых и повторных проверок
4.1. Внеплановыми являются проверки, проводимые должностными лицами администрации района по поступившим обращениям о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- от граждан, работающих или работавших в подведомственном учреждении, членов их семей и их представителей (далее - обращения граждан);
- от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и комиссий, если факты о предполагаемых, либо выявленных нарушениях стали им известны в связи с осуществлением своих полномочий.
Результаты проведения внеплановой проверки доводятся до сведения заявителя(ей).
4.2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.3. В случае выявления при проведении внеплановой проверки дополнительных (т.е. не указанных в поступившем обращении) нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, допущенных подведомственным учреждением, в акте, оформленном по результатам проверки, указывается на необходимость их устранения и проведения повторной проверки в отношении всех выявленных нарушений.
4.4. При проведении внеплановой проверки уведомление руководителя подведомственной организации осуществляется по правилам, установленным пунктом 3.3 настоящего Положения.
4.5. Повторные проверки проводятся в срок не позднее шести месяцев со дня окончания предыдущей проверки в случае, если руководителем подведомственного учреждения не представлен отчет об устранении ранее выявленных нарушений в срок, указанный в акте, оформленном по результатам проведения проверки, либо не заявлено ходатайство о продлении указанного срока.
4.6. Срок проведения внеплановой и повторной проверок не может превышать 14 календарных дней.
V. Оформление результатов проверок
5.1. По результатам проведения проверки уполномоченным должностным лицом составляется акт в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 4 к настоящему Положению.
Акт проверки подписывается должностным лицом (лицами), проводившим (проводившими) проверку, должностным лицом подведомственного учреждения, присутствовавшим при проведении проверки, и руководителем администрации района, либо его заместителем.
5.2. Экземпляр акта проверки вручается руководителю подведомственного учреждения либо его заместителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле администрации района.
В случае проведения проверки несколькими уполномоченными должностными лицами в разных направлениях сводный акт проверки составляет лицо, ответственное за проведение мероприятий по ведомственному контролю.
5.3. По результатам проведения проверки руководитель подведомственного учреждения либо его заместитель обязан устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте.
5.4. Срок для устранения выявленных нарушений определяется уполномоченным должностным лицом с учетом характера допущенных нарушений и времени, необходимого для их устранения.
5.5. Руководитель подведомственного учреждения либо лицо, исполняющее его обязанности, в случае несогласия с выявленными нарушениями вправе дать мотивированный отзыв на составленный акт проверки и направить его для рассмотрения в администрацию района.
На поступивший отзыв руководитель администрации района дает ответ в течение 14 дней, который хранится вместе с актом проверки, оформленным по результатам проверки.
В случае невозможности устранить выявленные нарушения в установленный срок руководитель подведомственного учреждения либо лицо, исполняющее его обязанности, вправе обратиться в администрацию района с ходатайством о продлении срока. При наличии уважительных причин и при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью работников организации в случае продления срока руководитель администрации района вправе продлить срок устранения выявленных нарушений.
По истечении срока, указанного в акте, руководитель подведомственного учреждения либо его заместитель обязан представить в администрацию района отчет об устранении выявленных нарушений.
5.6. При наличии в подведомственном учреждении первичной профсоюзной организации или представительного органа работников уполномоченное должностное лицо направляет копию акта, оформленного по результатам проведения проверки, председателю первичной профсоюзной организации либо иному представителю работников подведомственной организации для принятия соответствующих мер (решений) в следующих случаях:
- выявление нарушений прав работников;
- отсутствие обязательного согласования (учета мотивированного мнения) выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии решений или утверждении нормативных локальных актов организации, касающихся трудовой функции работников;
- нарушение процедуры принятия коллективного договора и (или) невыполнения его условий;
- наличие в локальных нормативных правовых актах положений, противоречащих трудовому законодательству и (или) иным нормативным правовым актам организации, содержащим нормы трудового права, либо положений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;
- невыполнение условий отраслевого соглашения.
5.7. Информация о результатах проверок подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации района.
VI. Устранение выявленных в ходе проверок нарушений
6.1. Должностные лица подведомственного учреждения несут ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за не устранение в установленный срок нарушений, выявленных в результате проверок, в соответствии с действующим законодательством.
По результатам проведения проверки руководитель подведомственного учреждения либо лицо, исполняющее его обязанности, обязаны устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте проверки.
6.2. Своевременное представление отчета об устранении нарушений руководителем подведомственного учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности, контролирует лицо, ответственное за проведение мероприятий по контролю.
6.3. В случае поступления в администрацию района от руководителя подведомственного учреждения ходатайства о продлении срока для устранения выявленных нарушений руководитель администрации района рассматривает указанное ходатайство в течение 3 рабочих дней.
По результатам рассмотрения ходатайства руководитель администрации района (его заместитель) принимается одно из следующих решений;
- о продлении срока для устранения выявленных нарушений;
- об отказе в продлении срока для устранения выявленных нарушений.
Основанием для отказа в продлении срока являются:
- отсутствие уважительных причин;
- наличие угрозы жизни и здоровью работников подведомственного учреждения;
Решения руководителя (его заместителя) оформляются постановлением (распоряжением) администрации района.
Один экземпляр постановления (распоряжения) вручается руководителю подведомственного учреждения либо его заместителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в деле администрации района.
6.4. При направлении копии акта проверки в профсоюзную организацию или иному представителю работников подведомственного учреждения и не устранении руководителем подведомственного учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности, выявленных нарушений в срок, указанный в акте, председатель первичной профсоюзной организации либо иной представитель работников вправе сообщить об этом в администрацию района.
6.5. При отсутствии отчета об устранении выявленных нарушений по результатам плановой или внеплановой проверки руководитель администрации района в течение 5 рабочих дней после истечения срока предоставления указанного отчета принимает решение о проведении повторной проверки.
VII. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, руководителя органа, осуществляющего ведомственный контроль
7.1. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц и руководителя администрации района осуществляется на основании статьи 7 закона N 1724-ОЗ.
7.2. Руководитель подведомственного учреждения вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих порядок проведения проверки, путем подачи жалобы на имя руководителя администрации района в месячный срок с даты начала проведения проверки.
Жалоба рассматривается руководителем администрации района в течение 14 дней со дня поступления в администрацию района жалобы.
При рассмотрении жалобы руководителем администрации района принимаются меры по фактическому установлению указанных в жалобе фактов нарушений, допущенных должностными лицами при осуществлении проверки.
7.3. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих порядок проведения проверки, на имя руководителя администрации района не исключает возможности обращения руководителя подведомственного учреждения в судебные органы.
VIII. Учет мероприятий по контролю
8.1. Администрация района ведет учет проводимых проверок в отношении подведомственных учреждений.
8.2. Учет проверок осуществляется путем ведения журнала учета проверок по форме, согласно приложению 5 к настоящему Положению.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью администрации района.
8.3. Подведомственные учреждения самостоятельно ведут учет проведенных в отношении их проверок.
В случае отсутствия в подведомственном учреждении журнала учета проведенных проверок уполномоченным должностным лицом в акте, оформляемом по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
8.4. По результатам проверок администрацией района в сроки, установленные постановлением Правительства N 287, готовится и направляется в Департамент труда и занятости населения Вологодской области информация о проведенных мероприятиях по контролю в отношении подведомственных учреждений по форме, согласно приложению 6 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.