Постановление Правительства Вологодской области от 18 марта 2019 г. N 268
"О создании и организации органами исполнительной государственной власти Вологодской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" , и распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р Правительство области постановляет:
1. Органам исполнительной государственной власти области, являющимся юридическими лицами:
1.1 в срок до 1 мая 2019 года принять правовые акты по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - также антимонопольный комплаенс);
1.2 при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными настоящим постановлением;
1.3 ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет государственного заказа области доклад об антимонопольном комплаенсе.
2. Государственно-правовому департаменту Правительства области в срок до 1 мая 2019 года подготовить и обеспечить внесение на заседание Правительства области проекта постановления Правительства области по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Правительстве области, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденными настоящим постановлением.
3. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию и организации органами исполнительной государственной власти области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
4. Установить, что создание и организация органами исполнительной государственной власти области антимонопольного комплаенса осуществляется в пределах установленной штатной численности органов исполнительной государственной власти области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:
5.1. в срок до 1 мая 2019 года принять муниципальные правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса;
5.2. при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными настоящим постановлением;
5.3. ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет государственного заказа области доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Комитету государственного заказа области:
6.1. оказывать органам исполнительной государственной власти области и органам местного самоуправления муниципальных образований области методическую поддержку по вопросам создания и организации антимонопольного комплаенса;
6.2. в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять сводный доклад об антимонопольном комплаенсе Губернатору области.
7. Контроль за исполнением подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 2 настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Тушинова.
Справку об исполнении подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 2 настоящего постановления представить к 1 апреля 2020 года.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
По поручению Губернатора области |
Э.Н. Зайнак |
Утверждены
постановлением
Правительства области
от 18.03.2019 N 268
Методические рекомендации
по созданию и организации органами исполнительной государственной власти области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
(далее - методически рекомендации)
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации органами исполнительной государственной власти области (далее - органы власти) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
- доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в органе власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
- коллегиальный орган - совещательный орган органа исполнительной власти, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- уполномоченное подразделение (должностное лицо) - подразделение органа власти (должностное лицо), осуществляющее (осуществляющий) внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе власти.
Иные понятия, используемые в методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" , распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" , а также другими правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа власти.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса органу власти рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководителя органа власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Акт об антимонопольном комплаенсе
3.1. В правовом акте по созданию и организации антимонопольного комплаенса органом власти содержатся:
а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом власти своей деятельности;
в) порядок ознакомления государственных служащих органа власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
г) меры, направленные на осуществление органом власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти.
3.2. Акт об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
IV. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган
4.1. Общий контроль за организацией и функционированием в органе власти антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем органа власти, который:
а) рассматривает доклад об антимонопольном комплаенсе и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
б) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков;
в) осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом, в том числе в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками в органе власти.
4.2. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти руководитель определяет уполномоченное подразделение (должностное лицо), состав которого устанавливает в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и предметом деятельности органа власти.
4.3. При определении уполномоченного подразделения (должностного лица) рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководителю органа власти;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
4.4. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю органа власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов органа власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности государственных служащих органа власти в сфере функционирования антимонопольного комплаенса, разработка предложений по его предотвращению;
г) консультирование государственных служащих органа власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) информирование руководителя органа власти о документах органа власти, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
ж) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
4.5. Оценку эффективности организации и функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
4.6. К функциям коллегиального органа должны относиться:
а) рассмотрение и оценка мероприятий органа власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) проведение (не реже одного раза в год) оценки достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в органе власти;
в) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
4.7. Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе власти.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов органа власти;
в) анализ проектов нормативных правовых актов органа власти;
г) мониторинг и анализ практики применения органом власти антимонопольного законодательства.
5.2. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях органа власти сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в органе власти, который содержит классифицированные по сферам деятельности органа власти сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных органом власти на недопущение повторения нарушения.
5.3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа нормативных правовых актов органа власти реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов органа власти (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководителю органа власти сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
5.4. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в органе власти уполномоченным подразделением (должностным лицом) реализуются следующие мероприятия:
а) размещение проектов нормативных правовых актов на едином региональном интернет-портале в целях их общественного обсуждения;
б) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в органе власти;
в) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в органе власти;
г) проведение (при необходимости) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в органе власти.
5.5. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) факторы, которые отрицательно влияют на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности должностных лиц органа власти.
5.6. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям.
5.7. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
5.8. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
6.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.2. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса
7.1 В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти в правовом акте о создании и организации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа власти в целом.
7.2 Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса разрабатывается уполномоченным подразделением (должностным лицом) с учетом методик, разработанных федеральным антимонопольным органом.
7.3 Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения органом власти антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения органом власти антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе (не реже одного раза в год) подготавливается и представляется уполномоченным подразделением (должностным лицом) руководителю органа власти, а также в коллегиальный орган на утверждение.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте.
Приложение
к методическим рекомендациям
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложение штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи органу власти предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи органу власти предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи органу власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 18 марта 2019 г. N 268 "О создании и организации органами исполнительной государственной власти Вологодской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 марта 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region35) 19 марта 2019 г., в газете "Красный Север" от 23 марта 2019 г. N 30
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 9 января 2024 г. N 4
Изменения вступают в силу с 10 января 2024 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 25 января 2021 г. N 83
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 8 июля 2019 г. N 623
Изменения вступают в силу с 10 июля 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 29 апреля 2019 г. N 427
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2019 г.