Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
департамента образования,
науки и молодежной политики
Воронежской области
от 06.07.2017 г. N 835
Положение
об организационно-методическом обеспечении обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучении на территории Воронежской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных законов от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о департаменте образования, науки и молодежной политики, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 13.03.2013 N 191, в рамках реализации мероприятий 1.2.5 "Создание условий для обучения детей-инвалидов в форме дистанционного образования" и 1.2.14 "Дистанционное обучение в Воронежской области" основного мероприятия 1.2. подпрограммы 1 "Развитие дошкольного и общего образования" государственной программы Воронежской области "Развитие образования", утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 N 1102.
1.2. Настоящим Положением определяется порядок создания условий для обучения детей-инвалидов на территории Воронежской области с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и электронного обучения (далее - ЭО), а также порядок взаимодействия органов и организаций различного уровня в целях создания условий для обучения с применением ДОТ и ЭО.
1.3. Обучение с применением ДОТ и ЭО в контексте настоящего положения рассматривается как способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, связанный с обеспечением детей-инвалидов, учителей и образовательной организации, осуществляющей организацию обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплекты оборудования), включая доставку оборудования и пусконаладочные работы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Целью обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства.
1.6. В процессе обучения с использованием ДОТ и ЭО реализуются общепедагогические цели и задачи, специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей-инвалидов.
2. Участники образовательного процесса, осуществляемого с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, и их полномочия
2.1. Участниками образовательного процесса, осуществляемого с использованием ДОТ и ЭО, являются:
- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Департамент);
- казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (далее - Центр);
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) муниципальных районов (городских округов) Воронежской области (в лице уполномоченного органа или должностного лица по исполнению возложенных функций в сфере образования - далее - Отдел образования);
- муниципальные организации Воронежской области, осуществляющие образовательную деятельность, в контингент которых входят дети-инвалиды, обучающиеся на дому (далее - Школа);
- обучающиеся дети-инвалиды, зарегистрированные по месту пребывания или месту жительства на территории Воронежской области;
- родители (законные представители) детей-инвалидов.
2.1.1. Департамент осуществляет руководство и реализацию мероприятий 1.2.14 "Дистанционное обучение в Воронежской области" и 1.2.5 "Создание условий для обучения детей-инвалидов в форме дистанционного образования" подпрограммы 1 "Развитие дошкольного и общего образования" основного мероприятия 1.2. государственной программы Воронежской области "Развитие образования", утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 N 1102:
- обеспечивает разработку и утверждение необходимых правовых актов по организации обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО в рамках предоставленной компетенции;
- осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти Воронежской области, с Отделами образования и Школами по вопросам реализации мероприятия;
- осуществляет планирование и расходование средств областного бюджета, направляемых на организацию обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств;
- осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для организации обучения детей-инвалидов с применением ДОТ и ЭО.
2.1.2. Центр осуществляет функции по организации обучения детей- инвалидов с использованием ДОТ и ЭО:
- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО;
- участвует в реализации мероприятий 1.2.14 "Дистанционное обучение в Воронежской области" и 1.2.5 "Создание условий для обучения детей-инвалидов в форме дистанционного образования;
- осуществляет взаимодействие с Департаментом, Отделами образования, со Школами, с государственными и общественными организациями, родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам организации обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО;
- осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для организации обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО;
- организует и координирует работу педагогов, участвующих в обучении детей-инвалидов, по вопросам организации обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО;
- оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса;
- организует и непосредственно осуществляет обучение детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО и контроль за его эффективностью;
- заключает договоры о сетевой форме реализации образовательных программ при обучении детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
- осуществляет текущую оценку успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся детей-инвалидов с использованием ДОТ и ЭО на основании соответствующих локальных актов Центра;
- организует регулярное проведение коллективных образовательных мероприятий для детей-инвалидов с учетом технических возможностей системы дистанционного обучения и пропускной способности каналов связи;
- организует эксплуатацию приобретенной компьютерной техники и периферийного оборудования;
- организует обучение детей-инвалидов основам компьютерной грамотности;
- своевременно оборудует рабочие места детей-инвалидов и педагогических работников;
- согласует с департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области подписание договоров о безвозмездном временном пользовании Оборудованием с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.
2.1.3. Школа:
- организует работу педагогов, осуществляющих образовательный процесс, в соответствии с индивидуальным учебным планом;
- осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации индивидуального учебного плана и организации обучения с применением ДОТ и ЭО;
- осуществляет взаимодействие с Департаментом, Центром, Отделом образования по вопросам реализации обучения с применением ДОТ и ЭО;
- осуществляет учет детей-инвалидов, обучающихся на дому, которым не противопоказано по медицинским показаниям обучение с применением ДОТ и ЭО, готовит предложения для включения детей-инвалидов в дистанционное обучение;
- ежегодно организует выбор предметов индивидуального учебного плана обучающимися и их родителями (законными представителями);
- разрабатывает, согласовывает с Центром и утверждает индивидуальный учебный план;
- заключает договоры о сетевой форме реализации образовательных программ при обучении детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
- проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по учебным предметам индивидуального учебного плана, а также государственную (итоговую) аттестацию обучающегося;
- осуществляет контроль за ходом организации учебного процесса на дому;
- формирует личное дело обучающегося.
2.1.4. Обучающиеся дети-инвалиды:
В число участников образовательного процесса, осуществляемого с использованием ДОТ и ЭО, могут включаться дети:
- имеющие инвалидность, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
2.1.5. Родители (законные представители) детей:
- создают ребенку надлежащие бытовые условия для учебных занятий на дому;
- вместе с ребенком проходят начальное обучение базовым навыкам использования комплекта программно-технических средств и возможностей сети Интернет для получения образования с использованием ДОТ;
- обеспечивают сохранность переданного им комплекта оборудования в соответствии с договором безвозмездного пользования;
- знакомятся с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка;
- выполняют рекомендации специалистов, касающихся особенностей развития личности ребенка;
- контролируют продолжительность работы ребенка за компьютером; - контролируют соблюдение ребенком расписаний учебных занятий;
- контролируют выполнение домашних учебных заданий, требований к использованию комплекта программно-технических средств обучения;
- своевременно предоставляют документы в Центр, необходимые для организации/продолжения обучения ребенка-инвалида с применением ДОТ и ЭО.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Центр с использованием ДОТ и ЭО реализует программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.2. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми на основе примерных основных общеобразовательных программ, принимаемых и реализуемых Центром, с учётом психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
3.3. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены. Основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, лечебнопрофилактического учреждения, Федерального государственного учреждения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области. Для освоения образовательных программ могут быть установлены следующие примерные сроки: начальное общее образование - 4 - 6 лет; основное общее образование - 5 - 7 лет; среднее (полное) общее образование - 2 - 3 года.
3.4. Для каждого ребенка-инвалида Школа совместно с Центром разрабатывает индивидуальный учебный план, согласовывает его с Центром. Учебный план утверждается директором Школы.
3.5. Обучение детей-инвалидов с применением ДОТ и ЭО осуществляется индивидуально или в малых группах (до 3-х человек, с учётом технических возможностей). При этом состав обучающихся в группах варьируется в зависимости от учебного предмета.
3.6. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Длительность индивидуального учебного занятия при работе на компьютере устанавливается в соответствии с нормами СанПин.
3.7. При определении учебной нагрузки детям-инвалидам, обучающихся с применением ДОТ и ЭО, необходимо руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. При наличии медицинских противопоказаний, с учетом желания родителей (законных представителей обучающегося) объем учебной нагрузки может быть уменьшен относительно максимально допустимой учебной нагрузки, установленной Региональным базисным учебным планом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
3.8. Для осуществления дистанционного обучения детей-инвалидов привлекаются педагогические работники, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов различных категорий, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
3.9. Организация образовательного процесса детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением ДОТ и ЭО, регламентируется договором о сетевой форме реализации образовательных программ (приложение 1 к настоящему Положению).
3.10. При необходимости, в целях коррекции отклонений в развитии обучающихся и оказания специальной психологической помощи, Центр организует проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
3.11. Зачисление ребенка-инвалида на обучение с применением ДОТ и ЭО осуществляется при наличии следующих документов:
- заявления на имя директора ОУ по месту жительства (для организации надомного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);
- путевки Департамента;
- заключения ПМПК;
- ксерокопии документа, удостоверяющего личность ребенка (свидетельство о рождении, паспорт);
- ксерокопии документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей) (для паспорта - копия 2 - 3, 5 - 6 страниц), документ подтверждающий полномочия законного представителя.
- ксерокопии справки МСЭ об инвалидности;
- справки из медицинского учреждения о надомном обучении ребенка- инвалида;
- справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний работы на компьютере;
- согласия родителей (законных представителей) на имя директора Центра на разрешение работы с личными персональными данными ребенка-инвалида.
3.12. Формирование списков обучающихся осуществляется два раза в год на начало учебного полугодия.
3.13. Возможна корректировка списков обучающихся в течение учебного года (при организации обучения ребенка-инвалида с применением ДОТ и ЭО, не входящего в сформированный на начало полугодия список).
3.14. В случае утраты статуса инвалида или окончания срока надомного обучения в течении полугодия, обучение с применением ДОТ и ЭО продолжается до конца текущего полугодия (при наличии заявления родителей (законных представителей)).
3.15. Обучение на дому с применением ДОТ и ЭО не реализуется:
- для детей, имеющих наличие противопоказаний по состоянию здоровья ребенка-инвалида;
- при отсутствии линий связи, необходимых для подключения автоматизированного рабочего места к сети Интернет, в месте проживания ребенка-инвалида.
4. Материально-техническое обеспечение
4.1. Собственник имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за Центром имущество для организации обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ в Воронежской области.
4.2. Компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование и программное обеспечение, приобретенное в целях организации дистанционного образования инвалидов (далее - Оборудование), передается Центром участникам образовательного процесса бесплатно в безвозмездное временное пользование на основании договора по форме, являющейся приложением к настоящему положению (приложение 2 к настоящему Положению) на срок обучения ребенка-инвалида в Центре.
4.2.1. По окончании обучения ребенка-инвалида в Школе, при предоставлении родителем (законным представителем) справки из организации начального, среднего или высшего образования о зачислении ребенка-инвалида/инвалида на обучение договор о бесплатном безвозмездном временном пользовании Оборудованием пролонгируется на срок обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность начального, среднего или высшего образования. При этом, инвалид/родитель (законный представитель) ребенка-инвалида обязан предоставлять вышеуказанную справку ежегодно на начало учебного года.
4.2.2. В отношении оборудования для рабочего места педагогического работника соответствующий договор заключается непосредственно с педагогическим работником;
4.2.3. В отношении оборудования для рабочего места ребенка-инвалида соответствующий договор заключается непосредственно с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.
4.3. Оборудование рабочего места ребенка-инвалида включает в себя базовый комплект оборудования: компьютер, монитор, принтер, сканер, наушники, колонки, веб-камера, цифровая фотокамера. При необходимости базовый комплект оборудования дополняется специализированным оборудованием с учетом заболеваемости ребенка.
4.4. Рабочие места педагогических работников могут оснащаться оборудованием как в Центре, так и непосредственно по месту проживания педагогических работников, осуществляющих организацию обучения детей-инвалидов с применением ДОТ и ЭО.
4.5. Центр несет ответственность перед Учредителем за сохранность и эффективное использование переданного оборудования.
4.6. Оборудование подлежит возврату инвалидом (лицом его представляющим) в следующих случаях:
а) окончания обучения в Школе;
б) утраты статуса "ребенок-инвалид", "инвалид";
в) окончания обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность начального, среднего или высшего образования.
4.7. Оборудование может быть передано в дар в соответствии с постановлением правительства Воронежской области N 1102 от 17.12.2013 г. в порядке определенном департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области.
5. Финансовое обеспечение
5.1. Финансовое обеспечение реализации мероприятий 1.2.5 "Создание условий для обучения детей-инвалидов в форме дистанционного образования" и 1.2.14 "Дистанционное обучение в Воронежской области" осуществляется за счет средств областного бюджета Воронежской области.
Также финансовое обеспечение указанных мероприятий может осуществляться за счет привлечения дополнительных средств, что не влечёт за собой уменьшение нормативов и абсолютных размеров их финансирования за счёт средств областного бюджета.
5.2. За счёт средств Центра обеспечивается:
- подключение мест проживания детей-инвалидов к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учётом специфики нарушения развития детей-инвалидов;
- обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе обучения с применением ДОТ и ЭО;
- техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов;
- оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного оборудования или его составляющих (если неисправность произошла не по вине пользователя) в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
5.3. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для организации обучения детей-инвалидов с применением ДОТ и ЭО, определяется Положением об оплате труда работников Центра.
5.4. Финансирование затрат на обучение ребёнка-инвалида с применением ДОТ и ЭО, производится в соответствии с методикой финансирования затрат, связанных с организацией обучения детей-инвалидов с применением ДОТ и ЭО в общеобразовательных организациях Воронежской области, утверждённой департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.