Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории городского округа город Воронеж
2.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития городского округа город Воронеж
Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения (таблица N 2) осуществлен на основании данных:
1) демографического прогноза к 2020 году. Ожидается увеличение численности постоянного населения городского округа город Воронеж относительно уровня 2016 года до 1 059 тыс. человек;
2) анализа динамики уровня автомобилизации городского округа город Воронеж в предшествующем периоде. Прогнозируется небольшое увеличение количества транспортных средств;
3) анализа динамики количества ДТП в предшествующем периоде;
4) условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры городского округа город Воронеж;
5) развитие парковочного пространства в центральной части городского округа.
Таблица N 2
Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения
N |
Прогнозы |
Прогнозируемый результат |
2017 - 2020 годы | ||
1. |
Спрос на транспортное обслуживание населения городским пассажирским транспортом |
Незначительные изменения |
2. |
Изменение транспортного объема |
Увеличение количества перевезенных пассажиров |
3. |
Развитие транспортной инфраструктуры |
Незначительный рост |
4. |
Прогноз развития дорожной сети |
Незначительный рост |
Учитывая вышеизложенное, в связи с вводом платных парковок в центральной части города планируется увеличение спроса на пассажирские перевозки населением городского округа город Воронеж.
Развитие транспортной инфраструктуры городского округа город Воронеж в прогнозном плане будет определяться мероприятиями по проектированию, строительству и реконструкции.
Демографический прогноз имеет чрезвычайно важное значение для целей краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования развития территории. Он позволяет дать оценку основных параметров развития населения на основе выбранных гипотез изменения уровней рождаемости, смертности и миграционных потоков с учетом факторов, влияние которых в большей или меньшей степени управляемо. Например, прогресс в медицинской науке, качество медицинского обслуживания, культурно-образовательный уровень населения, уровень жизни по различным аспектам - жилищная обеспеченность, бытовые условия, размер доходов. Влияние каждого фактора рассчитывается отдельно, после чего определяется суммарное влияние всех факторов.
В соответствии с базовым прогнозом численности населения, который был произведен демографическим методом и методом трудового баланса, для дальнейших расчетов по муниципальному образованию была принята на 2012 год прогнозируемая численность постоянного населения городского округа город Воронеж (вместе с частью неучтенного населения) - 950,0 тыс. человек, с учетом численности населения бывших поселков и сельских населенных пунктов, административно подчиненных городскому округу город Воронеж, - 81,0 тыс. человек.
На расчетный срок до 2020 года численность постоянного населения городского округа город Воронеж по действующему Генеральному плану городского округа город Воронеж вместе с неучтенным населением (50,0 тыс. человек) прогнозировалась в размере 1010,0 тыс. человек, в том числе с численностью населения бывших поселков и сельских населенных пунктов - 85,0 тыс. человек.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (Воронежстата) на 01 января 2016 года численность постоянного населения городского округа город Воронеж составила 1032,382 тыс. человек.
Вышеприведенный анализ демографической ситуации и отклонение фактической численности населения городского округа город Воронеж от прогнозных показателей утвержденного Генерального плана на 01.01.2016 в среднем на 65-80 тыс. чел. свидетельствуют о фактическом улучшении демографической ситуации в городском округе.
Концепция демографического развития города вытекает из необходимости обеспечения роста населения за счет трех источников:
- проведения активной политики поощрения рождаемости и повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;
- осуществление программ в области развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, условий труда и т.п. с целью снижения смертности, т.е. минимизация издержек процесса воспроизводства населения;
- использование миграционного потенциала для компенсации депопуляционных потерь.
Структура нового жилищного фонда (11 300,0 тыс. кв.м) по этажности распределяется следующим образом:
- многоэтажный - 7820,0 тыс. кв.м;
- 3, 4, 5-этажный - 773,0 тыс. кв.м;
- 5,6,7-этажный - 813,0 тыс. кв.м;
- малоэтажный индивидуальный - 1894,0 тыс. кв.м.
Анализ положений схемы поэтапного территориального развития городского округа показывает, что приоритет при определении структуры застройки был отдан многоэтажной многоквартирной жилой застройке, основные территории, предназначаемые для развития малоэтажной индивидуальной жилой застройки, были определены на землях, расположенных за пределами территории городского округа город Воронеж.
Согласно действующему Генеральному плану городского округа город Воронеж общая убыль существующего жилищного фонда в связи с реконструктивными мероприятиями к 2020 году планировалась 880,0 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
- по техническому состоянию - 59,4 тыс. кв.м;
- по реконструкции (2-, 3-этажный и индивидуальный жилищный фонд) - 584,9 тыс. кв.м;
- жилищный фонд в санитарно-защитных зонах железной дороги и промышленно-коммунальных зонах - 235,7 тыс. кв.м.
Начиная с 2008 года, благодаря привлечению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, в городском округе город Воронеж расселено 159 аварийных многоквартирных домов.
Убыль жилищного фонда за 2013 - 2020 гг. составит 790,0 тыс. кв.м.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70%. В целом по городскому округу город Воронеж износ сетей водопровода составляет 63%, сетей канализации - 72,5%, электрических сетей - 50%, водопроводных насосных станций - 52%, канализационных насосных станций - 49,4%, очистных сооружений - 53%, трансформаторных подстанций - 54,3%.
Разработка предложений по развитию жилых зон, реконструкции и новому жилищному строительству является одной из важнейших задач.
Определены следующие принципы градостроительной организации жилых зон:
- размещение необходимых объемов жилищного строительства в пределах границ городского округа;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, строительство на освободившихся участках нового жилья и объектов социальной инфраструктуры;
- строительство нового жилого фонда на экологически безопасных территориях;
- комплексная застройка и благоустройство жилых зон;
- обеспечение отдельных категорий населения социальным жильем, соответствующим государственным и социальным стандартам, и др.
В результате анализа территориальных ресурсов в границах городского округа город Воронеж были выявлены земельные участки, рекомендуемые для жилищного строительства. По каждому участку был проведен комплексный анализ по ряду градостроительных критериев, в число которых входили: определение площади участка, его градостроительное значение, структура застройки, возможная структурная организация его территории, плотность застройки, плотность населения и др.
В качестве основных направлений развития территорий для размещения объектов жилищно-гражданского строительства на расчетный срок в проекте генерального плана предусматривается:
- освоение свободных территорий в существующих границах городского округа;
- реконструкция территорий существующей жилой застройки;
- освоение территорий, используемых в настоящее время по другому назначению.
Для повышения интенсивности использования территорий существующей застройки и создания более комфортных условий проживания населения предусматривается реконструкция участков, занятых преимущественно ветхим усадебным фондом и малоценным 2-х, 3-х этажным жилым фондом послевоенной застройки и не соответствующим современным требованиям как по физическим, так и по моральным признакам.
Объемы жилищного строительства определены с учетом роста численности на расчетный срок до 1 050,1 тыс. чел., общих размеров убыли жилого фонда, динамики роста жилищной обеспеченности общей площадью 30,0 кв. м. на человека. Убыль существующего жилого фонда в связи с реконструктивными мероприятиями до 2020 года составит 790,0 тыс. кв.м общей площади.
Расчеты позволили определить необходимые показатели жилищного фонда и строительства - на расчетный срок жилищный фонд составит 31 503,0 тыс. кв.м. общей площади, новое строительство - 6 895,0 тыс. кв.м. общей площади на территории 922,4 га. В том числе, на реконструируемых территориях - 2 631,1 тыс. кв.м (38,16%).
2.2. Прогноз транспортного спроса городского округа город Воронеж, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории городского округа город Воронеж
Наиболее заметными изменениями являются рост доли поездок на личном автомобильном транспорте и рост доли центральной части города как центра притяжения трудовых поездок.
В ходе анализа и обработки результатов обследования транспортных и пассажирских потоков на дорогах города были определены объемы пассажирских корреспонденций между транспортными районами города. Наиболее значимые корреспонденции для утреннего, дневного и вечернего периодов приведены в приложении N 3 к Программе (схемы N 1.1 - 1.3) Ширина прямоугольников пропорциональна объему пассажирских корреспонденций между транспортными районами, соединяемыми прямоугольником. Цвет меняется от синего к красному с ростом объема корреспонденций.
На схемах N 1.1 и N 1.3 (приложение N 3 к Программе) очевидна центростремительная структура трудовых поездок, обусловленная дисбалансом распределения жилья и рабочих мест между районами города. Как и следовало ожидать, районы многоэтажной жилой застройки являются мощными центрами генерации поездок в утренний период времени. Центрами притяжения поездок являются районы в центральной части города, в которых количество рабочих мест существенно больше числа жителей. В вечерний период времени преобладающие направления поездок меняются на противоположные.
Дисбаланс в распределении рабочих мест и жилья между районами города приводит к неравномерной загрузке улично-дорожной сетей города. Утром сильнее загружены части проезжих частей, предназначенные для движения в центр, вечером - из центра. В результате пропускная способность дорог используется неэффективно.
Потребность поездок в дневной межпиковый период (схема N 1.2 приложения N 3 к Программе) не демонстрирует какого-либо предпочтительного направления. Наиболее значимы корреспонденции с центральными районами города, характеризующимися высокой степенью привлекательности для поездок с культурными и бытовыми целями, а также высокой деловой активностью.
Потребности населения в передвижении реализуются с использованием различных видов транспорта, включая пешие передвижения. Основным является разделение поездок между поездками на личном автотранспорте и на пассажирском транспорте общего пользования. Доля поездок на личном автомобиле определяет величину загруженности автомобильных дорог.
С учетом предстоящей реализации проекта по введению платного парковочного пространства в центральной части города прогнозируется уменьшение числа поездок на личном автомобильном транспорте - предпочтением будет пользоваться общественный транспорт.
2.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Основными принципами развития транспортной инфраструктуры являются:
- комплексность реализации мероприятий по развитию транспортного пространства городского округа, в т.ч. между различными видами транспорта;
- доступность и непрерывность транспортных и пешеходных связей по основным направлениям корреспонденций населения и грузовых потоков;
- приоритет общественных интересов городского населения перед частными;
- приоритет безопасности всех элементов транспортной системы перед другими критериями;
- единство системы управления и координации деятельности по планированию, внедрению и контролю реализации мероприятий.
Развитие транспортной системы городского округа город Воронеж до 2020 года должно предусматривать развитие основных транспортных узлов и артерий (реконструкцию существующих и строительство новых), обеспечивающих решение системных вопросов организации движения транспортных потоков по следующим основным направлениям:
- разработка и обоснование эффективных и объективно реализуемых системных предложений, обеспечивающих реализацию мероприятий Генерального плана городского округа город Воронеж;
- осуществление транспортной политики и реализация инфраструктурных решений, обеспечивающих поэтапный вывод транзитного (внегородского) транспорта через окружную полукольцевую дорогу на внегородские магистрали с одновременным запретом въезда некоторых видов внешнего транспорта (например, с опасными, тяжеловесными и крупногабаритными грузами) на территорию города и снижением задержек транспортных потоков на выходе из города;
- разработка и реализация мероприятий по увеличению числа транспортных связей на улично-дорожной сети городского округа, обеспечивающих рациональное перераспределение транспортных потоков по основным направлениям корреспонденций населения;
- формирование условий для поэтапного вывода внутригородского межрайонного транзитного транспортного потока из центральной части города;
- повышение пропускной способности и скорости движения транспорта на основных магистральных улицах городского округа за счет реализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения и перепланировке проблемных транспортных узлов, с приоритетностью их внедрения в центральной части города;
- снижение влияния внутрирайонных транспортных корреспонденций на сетевой транспортный поток.
В части пассажирского транспорта общего пользования на ближайшие 3 года предполагается развитие и оптимизация только существующих видов транспорта (автобус и троллейбус). Важным в этой связи является определение потенциальной емкости и проблемных зон транспортной инфраструктуры, на основании которых в краткосрочном периоде должна быть разработана новая рациональная маршрутная сеть. Необходима конкретизация основных показателей и особенностей территориального размещения объектов инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования.
Кроме того, перспективой развития городского пассажирского транспорта является внедрение скоростных видов транспорта, а также развитие альтернативных видов транспорта.
2.4. Прогноз развития дорожной сети городского округа город Воронеж
В настоящее время, в связи с массовой жилой застройкой Северного района и микрорайона Шилово и перспективами развития Яменского сельского поселения и села Отрадное, существенно увеличилось, а в ближайшем будущем еще больше увеличится, количество автотранспорта, движущегося по основным магистралям города, пропускная способность которых уже сейчас ниже критической.
Решение данной проблемы возможно путем совершенствования существующей улично-дорожной сети и строительства полноценной кольцевой автомобильной дороги, позволяющей перераспределить транспортные потоки в обход центральной части города.
Кроме того, для увеличения пропускной способности автомобильных дорог планируется выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции участков улично-дорожной сети, с устройством дополнительных полос движения, в первую очередь на участках с большим трафиком движения, примыкающих к перекресткам.
2.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
Основанием для прогноза автомобилизации на перспективу до 2020 года являются статистические данные ГИБДД МВД РФ и Росстата.
Согласно данным УГИБДД по Воронежской области на 01.01.2017 уровень автомобилизации в городском округе город Воронеж составил 355 автомототранспортных средств на 1000 жителей. Изменение абсолютных и относительных показателей, определяющих уровень автомобилизации за период с 2017 по 2020 г. (включительно) представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
Основные значения показателей, определяющих уровень автомобилизации в городском округе город Воронеж
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
Население городского округа город Воронеж |
тыс. чел. |
1039,8 |
1046,6 |
1053,3 |
1 059,8 |
2 |
Динамика изменения численности населения |
% |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Численность автомототранспортных средств (АМТС) |
ед. |
403294 |
407325 |
411005 |
415421 |
4 |
Динамика изменения численности АМТС |
% |
-0,98 |
1 |
1,01 |
1,01 |
5 |
Численность легковых автомобилей |
авт. |
335246 |
340778 |
343121 |
348155 |
6 |
Динамика изменения численности легковых автомобилей |
% |
-0,99 |
1,01 |
1,01 |
1,01 |
7 |
Уровень автомобилизации (легковые автомобили) |
авт./1000 чел. |
322 |
325 |
326 |
329 |
Разработан прогноз сценария изменения уровня автомобилизации в городском округе город Воронеж на период до 2020 года (график N 1).
Сбалансированный сценарий наилучшим образом характеризует среднегодовые темпы роста автомобилизации и является наиболее вероятным вариантом ее изменения к 2020 году до уровня 329 авт./1000 чел. В зависимости от социально-экономических условий в стране и условий дорожного движения в городе автомобилизация к расчетному периоду может иметь отклонения от среднего значения до 345 авт./1000 чел.
График N 1
График прогнозируемого уровня автомобилизации
2.6. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
Обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети городского округа город Воронеж планируется повысить за счет реализации мероприятий по:
- строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- оборудованию светофорными объектами мест концентрации ДТП, нерегулируемых пешеходных переходов, а также мест пересечений и примыканий автомобильных дорог;
- модернизации и реконструкции существующих светофорных объектов;
- введению адаптивной системы регулирования дорожного движения;
- обустройству участков улично-дорожной сети пешеходными ограждениями;
- оборудованию нерегулируемых пешеходных переходов освещением, искусственными дорожными неровностями, светофорами Т.7, системами светового оповещения, дорожными знаками с внутренним освещением и светодиодной индикацией, Г-образными опорами, дорожной разметкой, в том числе с применением штучных форм и цветных дорожных покрытий, световозвращателями и индикаторами, а также устройствами дополнительного освещения и другими элементами повышения безопасности дорожного движения.
2.7. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
Для снижения уровня экологического риска и оздоровления городской среды требуется разгрузка основных транспортных магистралей, создание более эффективной защиты населения от промышленно-транспортного воздействия, расширение системы внутрирайонного озеленения.
Находясь на пересечении основных транспортных коридоров, в перспективе городской округ город Воронеж станет еще более крупным транспортным узлом Центрально-Черноземной зоны и одним из важнейших на всей европейской части Российской Федерации.
Развитие транспортной схемы города приведет к значительному увеличению протяженности магистральной улично-дорожной сети и ее плотности.
Вместе с тем представляется очевидным, что кардинальное улучшение состояния атмосферного воздуха может быть достигнуто лишь при коренной модификации транспортной системы, снижении объемов грузовых перевозок в границах городского округа, строительстве скоростных видов городского транспорта. Решению поставленных задач будут способствовать снижение токсичности отработавших газов автомобильных двигателей, обновление парка автомобилей, разработка и реализация комплекса организационно-технических мероприятий по снижению выбросов, включающего ужесточение контроля за техническим состоянием автомашин, инструментальный контроль токсичности, дымности отработавших газов, перевод автомобилей на альтернативные виды топлива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.