Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Избирательной комиссии
Воронежской области
от 02.03.2018 N 57/422-6
Памятка о порядке взаимодействия с наблюдателями, представителями средств массовой информации, членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса
I. Основные понятия
1) Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью УИК в период поведения голосования, установления его итогов, включая деятельность УИК по проверке правильности установления итогов голосования.
Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении.
Направление наблюдателя выдается зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, заверенный список избирателей, а на выборах Президента Российской Федерации - также субъектом общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Воронежской области).
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, а также содержится запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законодательством о выборах и референдуме. Проставление печати в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, не требуется.
2) Представитель средства массовой информации (далее - представитель СМИ) - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации.
Полномочия представителя СМИ удостоверяются в аккредитационном удостоверении.
Аккредитационное удостоверение представителя СМИ для присутствия в помещениях для голосования и при установлении итогов голосования, определении результатов выборов выдается ЦИК России или Избирательной комиссией Воронежской области.
В аккредитационном удостоверении должны содержаться фамилия, имя и отчество представителя СМИ, территория действия аккредитационного удостоверения, название СМИ, наименование избирательной комиссии, выдавшей аккредитационное удостоверение, номер удостоверения, дата его выдачи, период действия, печать избирательной комиссии, выдавшей аккредитационное удостоверение.
Аккредитационное удостоверение действительно при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации) или редакционного удостоверения (иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста).
3) Член УИК с правом совещательного голоса - гражданин Российской Федерации, назначенный зарегистрированным кандидатом, политической партией, выдвинувшей зарегистрированный список кандидатов, обладающий равными правами с членами УИК с правом решающего голоса, кроме права выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения, участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии, составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса удостоверяются в письменном уведомлении кандидата, решении политической партии о назначении члена УИК с правом совещательного голоса.
В письменном уведомлении (решении) о назначении члена УИК с правом совещательного голоса указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом УИК с правом совещательного голоса.
Документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации является:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Работа в помещении для голосования
Доступ наблюдателя, представителя СМИ, члена УИК с правом совещательного голоса в помещение для голосования обеспечивается не менее чем за 1 час до начала голосования.
Председатель УИК знакомится с наблюдателями, представителями СМИ, членами УИК с правом совещательного голоса и предлагает им предъявить соответствующие документы:
- для наблюдателя - направление в письменной форме, а также паспорт или заменяющий его документ;
- для представителя СМИ - аккредитационное удостоверение, паспорт либо редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющие личность и полномочия журналиста;
- для члена УИК с правом совещательного голоса - паспорт или заменяющий его документ, письменное уведомление (решение) о назначении членом УИК с правом совещательного голоса и письменное заявление гражданина о его согласии на такое назначение.
Секретарь УИК:
- вносит в соответствующий реестр сведения о наблюдателе, представителе СМИ, члене УИК с правом совещательного голоса, в том числе контактный номер телефона;
- приглашает наблюдателей, членов УИК с правом совещательного голоса ознакомиться со списками избирателей;
- показывает наблюдателю, представителю СМИ, члену УИК с правом совещательного голоса место, определенное в решении УИК для расположения указанных лиц.
С этого места должны быть хорошо видны:
- места выдачи избирательных бюллетеней;
- места для тайного голосования;
- ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании).
III. Проведение фото- и (или) видеосъемки
Наблюдатель, представитель СМИ обязаны уведомить председателя, заместителя председателя или секретаря УИК о проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования.
Наблюдатель осуществляет фото- и (или) видеосъемку с места, определенного решением УИК.
При проведении фото- и (или) видеосъемки необходимо помнить о том, что указанные действия:
- не должны нарушать тайну голосования, не должны проводиться в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней;
- не должны нарушать требования об обеспечении конфиденциальности сведений, содержащихся в списках избирателей.
При получении информации от граждан необходимо уведомлять их о проведении видеозаписи.
IV. Голосование вне помещения для голосования
Наблюдатель, член УИК с правом совещательного голоса имеет право присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
В целях обеспечения реализации этого права председатель УИК обязан объявить о проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода), а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами этой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования.
Указанное положение не препятствует иным наблюдателям осуществлять наблюдение за организацией голосования вне помещения для голосования, однако к месту наблюдения они прибывают самостоятельно.
Представитель СМИ также имеет право присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. К месту проведения голосования он прибывает самостоятельно.
Представитель СМИ, присутствующий при проведении голосования вне помещения для голосования, обязан предупредить избирателя о том, что он является журналистом, получить разрешение на вход в помещение и на осуществление в нем фото- и (или) видеосъемки.
V. Выдача заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования
По требованию наблюдателя, представителя СМИ, члена УИК с правом совещательного голоса после подписания протоколов УИК об итогах голосования, в том числе составленных повторно, УИК обязана изготовить и выдать им заверенные копии протоколов.
Копии протоколов УИК и иных документов УИК заверяются председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК.
Копия протокола УИК должна содержать слово "Копия" с указанием номера копии, соответствующего номеру в реестре выдачи копий протоколов; слово "Верно" или "Копия верна"; фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии лица, заверившего копию протокола; дату и время (часы и минуты) заверения копии протокола; печать УИК (нельзя проставлять на QR-коде).
Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в установленном законом порядке.
Факт выдачи заверенной копии протокола УИК в обязательном порядке фиксируется в соответствующем реестре с указанием номера выданной копии, даты и времени ее выдачи.
VI. Порядок взаимодействия членов УИК с правом решающего голоса и сотрудников полиции при возникновении правонарушающих ситуаций
В целях фиксации событий, происходящих в помещении для голосования, УИК рекомендуется проводить видеосъемку. Наличие видеозаписи позволит в дальнейшем восстановить порядок совершения действий членами УИК, наблюдателями, представителями СМИ, сотрудниками полиции, иными лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования, в случае возникновения нештатной или конфликтной ситуации.
Все вопросы, касающиеся действий по обращению к сотруднику полиции в целях пресечения противоправных действий граждан в помещении для голосования и на прилегающей к нему территории, обсуждаются на заседании УИК, по итогам которого составляется соответствующее решение.
Ситуация 1. Организация беспорядков в помещении для голосования.
Описание ситуации:
Аккредитованный в установленном законом порядке представитель СМИ, пришедший на избирательный участок, вмешивается в работу УИК, воспрепятствует осуществлению членами УИК с правом решающего голоса возложенных на них полномочий, создает помехи участию избирателей в голосовании. На просьбу председателя УИК не препятствовать процессу голосования представитель СМИ не реагирует, провоцируя создание конфликтной ситуации в помещении для голосования.
Порядок действий:
Председатель УИК:
- разъясняет представителю СМИ о необходимости соблюдения порядка аккредитации в части выполнения требований не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий, обращается с просьбой о прекращении противоправных действий;
- в случае продолжения противоправных действий проводит заседание УИК, на котором обсуждается вопрос об обращении к сотруднику полиции в целях пресечения противоправных действий представителя СМИ и составления протокола об административном правонарушении по статье 5.69 КоАП РФ;
- в решении, принимаемом по итогам проведения заседания УИК, рекомендуется подробно описать ситуацию, перечислить действия представителя СМИ, послужившие основанием для принятия соответствующего решения и обращения к сотруднику полиции, указать, в чем конкретно выразилось вмешательство представителя СМИ в деятельность УИК.
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- разъясняет представителю СМИ о необходимости выполнения распоряжений председателя УИК, требует прекращения противоправных действий и неукоснительного соблюдения общественного порядка и норм поведения в помещениях избирательных комиссий.
В случае наличия в действиях представителя СМИ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.69 КоАП РФ, выразившихся во вмешательстве в деятельность УИК, создании помех участию избирателей в голосовании, прибывший наряд полиции составляет административный протокол по вышеназванной статье, прикладывает к нему соответствующее решение УИК, объяснения ее членов и избирателей, чьи права были нарушены.
Описание ситуации:
В день голосования в помещение УИК группой лиц, часть которой отвлекала внимание наблюдателей, членов комиссии, произведен вброс в стационарный ящик для голосования принесенных с собой избирательных бюллетеней.
Порядок действий:
Председатель УИК:
- объявляет о временном приостановлении процесса голосования на избирательном участке, предупреждает об этом избирателей и иных лиц, присутствующих в помещении для голосования;
- в присутствии наблюдателей заклеивает прорезь в стационарном ящике для голосования, опечатывает её и проставляет свою подпись.
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- принимает меры по оттеснению правонарушителей от стационарных ящиков для голосования и их задержанию. При оказании активного сопротивления к правонарушителям применяются меры воздействия, предусмотренные статьями 19 - 22 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации.
Прибывший наряд полиции пресекает противоправные действия. Правонарушители доставляются в дежурную часть территориального органа МВД России.
Описание ситуации:
Перед окончанием голосования в помещение УИК прибыла группа сторонников конкретного кандидата с требованием предоставить им возможность участия в подсчете голосов избирателей.
Порядок действий:
Председатель УИК:
- разъясняет прибывшим гражданам положения статей 30, 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, определяющих перечень лиц, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов избирателей.
- предлагает прибывшим лицам покинуть помещение для голосования, если они не входят в данный перечень;
- в случае невыполнения этого предложения проводит заседание УИК, на котором обсуждается вопрос об обращении к сотруднику полиции в связи с воспрепятствованием осуществлению УИК ее полномочий.
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- уведомляет правонарушителей о незаконности деяний и предупреждает о возможности применения мер принуждения, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" при невыполнении законных требований;
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации.
Прибывший наряд полиции, в случае невыполнения предъявленных законных требований, осуществляет задержание и доставление в дежурную часть территориального органа МВД России правонарушителей.
Ситуация 2. Организация и проведение подкупа избирателей, осуществляемого путем подмены избирательного бюллетеня (организация "карусели").
Описание ситуации:
В день голосования к сотруднику полиции поступило обращение гражданина о поступившем от неизвестного лица предложении за денежное вознаграждение получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень.
Порядок действий:
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- информирует о происшествии председателя УИК;
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации. От избирателей, отказавшихся участвовать в противоправных действиях, принимаются письменные заявления по факту попытки их подкупа, устанавливаются иные свидетели произошедшего.
Прибывшие сотрудники полиции задерживают правонарушителей и доставляют в территориальный орган МВД России.
Ситуация 3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода (в день голосования либо предшествующий дню голосования) и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Описание ситуации:
В день голосования член УИК с правом решающего голоса обнаружил в кабине для голосования агитационный материал в поддержку кандидата, о чем был проинформирован председатель УИК и сотрудник полиции.
Порядок действий:
Председатель УИК:
- проводит заседание УИК, на котором обсуждается вопрос и принимается решение об обращении к сотруднику полиции в целях принятия мер по пресечению незаконной агитационной деятельности.
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России;
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации.
Прибывшая следственно-оперативная группа организует осмотр места происшествия и изъятие агитационных материалов.
Ситуация 4. Воспрепятствование прохода избирателей, участников референдума в помещение для голосования.
Описание ситуации:
В день голосования неизвестный мужчина приковал себя наручниками к входной двери УИК, тем самым создав препятствие свободному проходу избирателям.
Порядок действий:
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- информирует о происшествии председателя УИК;
- уведомляет правонарушителя о незаконности совершаемых деяний, связанных с воспрепятствованием прохода избирателей, и требует его прекращения, предупреждая о возможности применения соответствующих мер принуждения в случае невыполнения законных требований сотрудника полиции;
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации.
В случае невыполнения правонарушителем предъявленных требований сотрудник полиции совместно с прибывшим нарядом по необходимости применяют соответствующие меры административного принуждения и обеспечивают беспрепятственный проход граждан в помещение для голосования.
После задержания и доставления правонарушителя в территориальный орган МВД России проводятся мероприятия по проверке наличия в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ либо административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.69 КоАП РФ.
Ситуация 5. Проведение в день голосования несогласованных публичных мероприятий с призывами к голосованию за кандидата либо к поддержке политической партии, выдвинувшей кандидата.
Описание ситуации:
В день голосования группа лиц у входа в помещение УИК организовала несогласованный пикет в поддержку одного из кандидатов на выборах.
Порядок действий:
Сотрудник полиции:
- незамедлительно сообщает о происшествии в дежурную часть территориального органа МВД России, запрашивает у оперативного дежурного необходимые силы и средства для его пресечения;
- информирует о происшествии председателя УИК;
- уведомляет участников публичного мероприятия о противоправности их действий и требует прекращения правонарушения;
- устанавливает свидетелей происшествия, проводит документирование правонарушения, в том числе, имеющимися в распоряжении средствами фото- и видеофиксации.
VII. Решение вопроса об удалении из помещения для голосования наблюдателя, представителя СМИ, иных лиц, имеющих право присутствовать при осуществлении УИК работы в день голосования и при подведении итогов голосования
Причины возникновения конфликтов могут быть разными, в том числе быть специально разыгранными демонстративными действиями в целях привлечения внимания и нарушения морального равновесия членов УИК.
Членам УИК с правом решающего голоса крайне нежелательно вступать в конфликт, способствовать его развитию, эмоционально реагировать на действия лиц, провоцирующих конфликтную ситуацию.
Членам УИК с правом решающего голоса рекомендуется максимально способствовать созданию положительной атмосферы в помещении для голосования, обеспечить присутствие наблюдателей, представителей СМИ, членов УИК с правом совещательного голоса, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования при осуществлении УИК работы в день голосования и при подведении итогов голосования (далее - иные лица) даже в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Проведение заседания УИК в целях рассмотрения вопроса об обращении в суд с заявлением об удалении из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц, а также принятия соответствующего решения является мерой, которую допускается применять только в тех случаях, когда все остальные способы урегулирования конфликта не имели должного воздействия.
В случае принятия такого решения в его тексте в обязательном порядке указывается, какие именно нормы законодательства о выборах и референдуме нарушил наблюдатель или иное лицо. На основании принятого решения председатель УИК составляет административное исковое заявление, которое немедленно передается в суд в порядке, установленном КАС РФ.
Копии соответствующих документов вручаются наблюдателю, иному лицу до передачи указанных материалов в суд. Наблюдатель, иное лицо также должен быть уведомлен о факте подачи иска и о месте и времени его рассмотрения судом.
Решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УИК.
Решение суда об удалении наблюдателей и иных лиц из помещения для голосования, вступившее в силу либо обращенное к немедленному исполнению, обязаны исполнить сотрудник полиции или судебный пристав.
Удаление из помещения для голосования по решению суда является крайней мерой.
Выдержки из нормативно-правовых актов
Номер и название статьи |
Содержание статьи (выдержки из статьи) |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях | |
Статья 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании. |
Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, повлекшее нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка работы избирательной комиссии, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. |
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" | |
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия |
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу). 2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. 3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. 4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. 5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина. 6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. 7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. 8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт. 9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы). |
Статья 20. Применение физической силы |
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. 2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия. |
Статья 21. Применение специальных средств |
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; 2) для пресечения преступления или административного правонарушения; 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе; 7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; 8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; 9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; 10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; 11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. 2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства: 1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи; 2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи; 3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания; 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи; 5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи; 6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи; 7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи; 8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи; 9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи; 10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи; 11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи; 12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи; 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи; 14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи. 3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия. |
Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств |
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства: 1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; 2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. 2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений: 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; 2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия; 3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях; 4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц. 3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов. 4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. |
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" | |
Статья 30. Гласность в деятельности комиссий |
1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. 1.1. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи. 1.2. На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 11.2 настоящей статьи. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. |
Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией |
1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. |
Уголовный кодекс Российской Федерации | |
Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий |
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2. Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. |
Используемые сокращения
КАС РФ - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации;
СМИ - средство массовой информации;
УИК - участковая избирательная комиссия;
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Решение Избирательной комиссии Воронежской области от 2 марта 2018 г. N 57/422-6 "О памятках членам участковых избирательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.