Отчет N 2.9-2018
о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2016 - 2017 годах противотуберкулезным диспансерам Воронежской области на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения"
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 22.03.2018 N 7(253)
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.9 плана работы на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 09.02.2018 N 6.
Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования государственных средств, направленных на оказание специализированной медицинской помощи гражданам Воронежской области.
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" - акт N 2.9/1-2018 от 12.03.2018.
2. Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области "КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" - акт N 2.9/2-2018 от 02.03.2018.
3. Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области "КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" - акт N 2.9/3-2018 от 02.03.2018.
4. Департамент здравоохранения Воронежской области - сводный акт N 2.9-2018 от 13.03.2018.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 12.02.2018 по 16.03.2018.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений.
2. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.
3. Анализ деятельности противотуберкулезных диспансеров в части:
- реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2016 и за 2017 годы;
- доступности оказания гражданам медицинской помощи.
4. Проверка обоснованности и эффективности расходов на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря и ГСМ. Обеспечение граждан медикаментами для диагностики и лечения туберкулеза с возможностью проведения непрерывного курса лечения.
5. Анализ выполнения отдельных основных показателей, утвержденных планом мероприятий ("дорожная карта") Воронежской области (распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2013 N 120-р), в том числе:
- "смертность от туберкулеза";
- "заболеваемость туберкулезом".
6. Достижение показателей (индикаторов) по основному мероприятию 2.1. "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом" подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи..." государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения";
- "доля абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением";
- "охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез".
7. Проверка обоснованности и рациональности расходования средств на оплату труда. Достижение целевых показателей, установленных "дорожной картой" (распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2013 N 120-р). Проверка порядка формирования штатной численности учреждений.
8. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования имущества, в том числе медицинского оборудования.
9. Проверка порядка оказания платных услуг.
10. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.
11. Проведение аудита в сфере закупок товаров (работ, услуг). Анализ исполнения поставщиками договорных обязательств по оказанию услуг, выполнению работ.
12. Проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства при использовании средств областного бюджета и имущества, находящегося в областной собственности.
13. Проверка результатов внутреннего финансового контроля, проводимого департаментом здравоохранения Воронежской области.
В ходе проверки установлено следующее
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Согласно ст. 5 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Основы организации медицинской помощи по профилю "фтизиатрия" определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 932н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом". В соответствии с указанным документом разработан приказ департамента здравоохранения от 12.04.2016 N 797 "Об организации медицинской помощи по профилю "фтизиатрия" на территории Воронежской области".
В Воронежской области противотуберкулезную помощь населению оказывают КУЗ ВО "Воронежский областной противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" (далее - областной диспансер, КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой") и 4 районных специализированных диспансера. С 2013 года проводились мероприятия по оптимизации коечного фонда и расширению стационарозамещающих методов оказания медицинской помощи. В результате общая коечная мощность сократилась в 1,6 раза и с 01.07.2017 составила 620 круглосуточных коек, 75 коек дневного стационара, а также 60 коек стационара на дому, что отражено в таблице 1.
таблица 1
Наименование учреждения |
Число круглосуточных коек |
||
2013 |
2015 - 2016 |
На 01.07.2017 |
|
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
820 |
700 |
510 |
Районные диспансеры |
185 |
110 |
110 |
КУЗ ВО "Бобровский противотуберкулезный диспансер" |
50 |
50 |
50 |
КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" |
90 |
30 |
30 |
КУЗ ВО "Борисоглебский противотуберкулезный диспансер" |
45 |
30 |
30 |
КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" |
- |
- |
- |
Итого по области круглосуточных коек |
1005 |
810 |
620 |
______________________________
* 30 коек приостановлены в январе 2017 года в связи с пожаром в Бутурлиновском ПТД
В разрезе видов стационарной помощи с 1 июля 2017 года коечная мощность противотуберкулезных диспансеров (далее - ПТД) представлена в таблице 2.
таблица 2
КУЗ ВО |
Количество коек |
||
Круглосуточные |
Дневной стационар |
Стационар на дому |
|
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
510 |
20 |
30 |
"Бобровский ПТД" |
50 |
20 |
10 |
"Борисоглебский ПТД" |
30 |
15 |
5 |
"Бутурлиновский ПТД" |
30 |
20 |
5 |
"Павловский ПТД" |
|
- |
10 |
Всего в ПТД |
620 |
75 |
60 |
Контрольным мероприятием охвачено 3 противотуберкулезных диспансера - КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой", КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" (далее Бутурлиновский диспансер) и КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" (далее Павловский диспансер).
В соответствии с приказом департамента здравоохранения от 12.04.2016 N 797 для каждого противотуберкулезного диспансера определены следующие зоны курации:
- для КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" - 10 муниципальных районов Воронежской области (городской округ город Воронеж, Верхнехавский, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Панинский, Рамонский, Семилукский, Хохольский, Эртильский);
- для КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" - 5 муниципальных районов (Бутурлиновский, Воробьевский, Калачеевский, Петропавловский и Таловский);
- для КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" - 7 муниципальных районов (Павловский, Богучарский, Верхнемамонский, Кантемировский, Ольховатский, Подгоренский и Россошанский).
Областным диспансером ведется электронная база больных туберкулезом всего региона, в которой еженедельно обновляется информация о принятии на лечение больного, проводимых ему диагностических мероприятиях и лечении во всех туберкулезных диспансерах Воронежской области.
Количество граждан, состоящих на диспансерном учете в регионе, в 2016 году составило 16 888 человек (0,7% населения), в том числе детей - 9 920 чел., в 2017 году -14 522 человека (0,6%), в том числе детей - 8 217 чел.
В разрезе проверенных учреждений на диспансерном учете состояло: в 2016 году в КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" - 9 725 человек или 0,7% численности населения курируемых районов (1 360,3 тысяч человек), в 2017 году - 8 684 человек или 0,6% (1 368,4 тысяч человек); в Бутурлиновском ПТД - 1 163 человек или 0,7% (173,9 тысяч человек) и 1 105 человек или 0,6% (171,5 тысяч человек); в Павловском ПТД - 1 628 человек или 0,6% (287,1 тысяч человек) и 1 039 человек или 0,4% (286,7 тысяч человек) соответственно по годам.
В соответствии с приказом департамента здравоохранения области от 12.04.2016 N 797 первичное обследование граждан осуществляется всеми медицинскими организациями Воронежской области и входит в диагностический минимум. При подозрении на туберкулез все учреждения направляют пациентов сначала в районные туберкулезные диспансеры (по месту жительства), а далее для постановки окончательного диагноза - в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой". Утверждение диагноза осуществляется центральной врачебной комиссией КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой".
По факту подтверждения диагноза первый этап лечения осуществляется в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой", где в зависимости от тяжести заболевания, эпидемиологической опасности, степени социальной адаптации и др. факторов весь курс лечения больных туберкулезом проводится: в стационаре с круглосуточным пребыванием, в стационаре с дневным пребыванием и в амбулаторных условиях. Последующие этапы лечения могут проводиться в других медицинских организациях Воронежской области.
Объемы услуг по видам оказания медицинской помощи в разрезе проверенных противотуберкулезных диспансеров Воронежской области характеризуются следующими данными, отраженными в таблице 3.
таблица 3
Год |
Наименование учреждений |
Виды медицинской помощи |
|||
Амбулаторная помощь |
Стационарная помощь (случаи госпитализации) |
Дневной стационар (случаи лечения) /стационар на дому (случаи лечения) |
|||
кол-во посещений |
кол-во обращений |
||||
2016 |
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
20 942 |
62 818 |
2 420 |
291/405 |
КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" |
2 925 |
8 732 |
119 |
146 / 39 |
|
КУЗ ВО "Павловский ПТД" |
3 831 |
11 463 |
- |
-/119 |
|
ИТОГО: |
27 698 |
83 013 |
2 539 |
437 / 563 |
|
2017 |
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
23 705 |
59 483 |
2 292 |
205 / 363 |
КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" |
3 298 |
8 272 |
30 |
202 / 39 |
|
КУЗ ВО "Павловский ПТД" |
4 326 |
10 852 |
- |
-/117 |
|
ИТОГО: |
31 329 |
78 607 |
2 322 |
407/519 |
Из таблицы следует, что количество посещений с профилактической целью в 2017 году по всем учреждениям выше, чем в 2016 году на 13%, а количество обращений по поводу заболевания, напротив, ниже уровня 2016 года на 5-6%.
В ходе контрольного мероприятия проведен анализ работы койки круглосуточного стационара для взрослого населения. Из трех проверенных диспансеров невысокий показатель отмечен в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" - в 2016 году 209 при расчетном нормативе 337 дней*(1) в году, в 2017 году - 219, или 62% и 65% соответственно по годам. Аналогично при госпитализации в стационар детского населения в 2016 году показатель работы койки составил 203 дня при нормативе 337 дней, в 2017 году - 204 дня. Проверкой случаев негоспитализации граждан при направлении их на стационарное лечение не установлено, жалобы по данному вопросу отсутствуют.
Основные показатели по работе фтизиатрической службы отражены в мероприятии 2.1. "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом" государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1189, основная цель которой - снижение заболеваемости и смертности населения Воронежской области от туберкулеза.
Уровень достижения в целом по области показателей представлен в таблице 4:
таблица 4
Наименование показателя (индикатора) |
Значения показателей |
||
2016 |
2017 год |
||
факт |
План* |
Факт |
|
Смертность от туберкулеза на 100 тыс.: населения ВО |
3,7 |
8,2 |
3,1 |
РФ |
7,8 |
||
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез, на 100 тыс.: нас. ВО |
28,6 |
43,8 |
27,4 |
РФ |
53,3 |
|
|
Доля абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением, %: ВО |
63,6 |
61,5 |
68,9 |
РФ |
48,5 |
|
|
Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез ВО |
|
|
|
РФ |
83,6 |
76,8 |
87,6 |
|
69,3 |
|
|
______________________________
* Плановое значение приведено из Приложения N 3 к государственной программе Воронежской области "Развитие здравоохранения".
Из таблицы видно, что все показатели улучшаются, плановые значения, установленные государственной программой, выполняются. В разрезе проверенных учреждений также отмечена положительная динамика.
Оценка возрастно-половых показателей заболеваемости туберкулезом населения показала, что заболевают туберкулезом преимущественно лица в возрасте 35-44 лет. Пик заболеваемости туберкулезом приходится на возраст 35 - 44 года среди женщин и 45 - 54 года у мужчин. Мужчин впервые заболевших туберкулезом в 3 раза больше, чем женщин (2016 - 71,4%, 2017 - 74,7%).
В рамках настоящей проверки проведено анкетирование 22 респондентов по вопросу оценки качества предоставляемых медицинских услуг в КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" и 40 респондентов в стационаре КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой".
По результатам анализа отмечено, что 100% опрошенных удовлетворены оказанными медицинскими услугами и компетентностью медицинских работников. Уровнем оснащенности медицинским оборудованием в Бутурлиновском диспансере удовлетворены 80%. Основные пожелания: приобретение компьютерного томографа (Бутурлиновский диспансер), улучшение качества питания в стационаре КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой", необходимость капитального ремонта стационарного и диспансерного отделений для обслуживания детского населения (КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой"),
Финансовое обеспечение и расходы учреждений
В проверяемом периоде противотуберкулезные мероприятия в Воронежской области осуществлялись за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Воронежской области (далее - ГП) "Развитие здравоохранения". Кроме того, КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" предоставлялись финансовые средства в рамках ГП Воронежской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (по мероприятию "Медицинская реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" в 2016 году - 1 100,0 тыс. руб., в 2017 году - 1 100,0 тыс. руб.). Объем финансирования в разрезе учреждений по годам представлен в таблице 5:
таблица 5
(тыс. руб.)
Наименование учреждений |
2016 |
2017 |
||
план |
факт |
план |
факт |
|
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
455 017,7 |
454 431,4 |
518 322,2 |
518 141,4 |
КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" |
38 917,8 |
38 917,3 |
39 491,4 |
39 468,5 |
КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" |
27 570,9 |
27 066,4 |
28 245,4 |
28 075,3 |
Итого |
521 506,4 |
520 415,1 |
586 059,0 |
585 685,2 |
Основная часть всех средств учреждениями направлялась на оплату труда с начислениями штатным сотрудникам (в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" в 2016 году 68,3%, в 2017 году - 63,0%, в Бутурлиновском диспансере - 83,1% и 82,9%, в Павловском диспансере - 82,9% и 83,0% соответственно по годам).
Остальные средства израсходованы учреждениями на увеличение стоимости материальных запасов, на коммунальные услуги, на работы и услуги по содержанию имущества, прочие работы, услуги. На оплату услуг связи, прочие расходы, прочие выплаты направлено менее 1%.
Выборочной проверкой расходования средств неэффективные расходы отмечены во всех проверенных учреждениях на общую сумму 608,8 тыс. руб.
Так, в КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" в 2016 году по результатам проверок Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области и Государственной инспекции труда по Воронежской области произведены неэффективные расходы в части оплаты административных штрафов в общей сумме 90,0 тыс. руб.
Помимо этого, Бутурлиновским диспансером для исчисления земельного налога в проверяемом периоде применялись завышенные налоговые ставки, несоответствующие размерам, установленным нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 394 НК РФ). В результате необоснованные расходы средств областного бюджета составили 81,3 тыс. руб., в том числе: в 2016 году - 25,0 тыс. руб., за 2017 год - 56,3 тыс. руб. В период проверки в налоговый орган направлена уточненная декларация.
Информация о неэффективном расходовании средств также отражена в разделе "Имущество" и "Штаты и оплата труда".
Просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в учреждениях не числится.
Штаты и оплата труда
В соответствии с уставом штатные расписания утверждались главными врачами учреждений по согласованию с учредителем и на момент проведения проверки составили: в диспансере им. Н.С. Похвисневой - 1 421,0 шт. ед., в Бутурлиновском диспансере - 121,25 шт. ед., в Павловском диспансере - 120,25 шт. ед. Выборочной проверкой порядка формирования штатных расписаний учреждений нарушений действующих нормативных документов не установлено.
Информация об укомплектованности медицинских организаций кадрами и укомплектованности по штатам по категориям медицинских работников в 2017 году отражена в таблице 6.
таблица 6
Категория персонала |
КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" |
КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" |
КУЗ ВО "Павловский тубдиспансер" |
Врачи, шт. ед. (по штатному расписанию) |
348,5 |
28,25 |
32,75 |
- укомплектованность по штатам, %(*) |
55,0 |
69 |
39,7 |
в том числе врачами-фтизиатрами, % |
74,0 |
73,6 |
32,3 |
- укомплектованность кадрами, %(**) |
39,0 |
42,5 |
36,6 |
в том числе врачами-фтизиатрами, % |
42,0 |
49,1 |
21,5 |
- коэффициент совместительства(***) |
1,42 |
1,6 |
1,08 |
Средний медицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию) |
512,5 |
40,5 |
41,75 |
- укомплектованность по штатам, % |
80,0 |
82,7 |
60,5 |
- укомплектованность кадрами, % |
62,0 |
71,6 |
55,1 |
- коэффициент совместительства |
1,29 |
1,2 |
1,1 |
Младший медицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию) |
317,0 |
11,0 |
10,75 |
- укомплектованность по штатам, % |
80,0 |
54,5 |
86,0 |
- укомплектованность кадрами, % |
60,0 |
54,5 |
65,1 |
- коэффициент совместительства |
1,34 |
- |
1,32 |
______________________________
* число занятых штатных должностей / число штатных должностей х 100
** число физических лицам / число штатных должностей х 100
*** число занятых должностей / число физических лиц на занятых должностях
По представленным в таблице данным можно отметить, что укомплектованность кадрами по всем категориям работников в проверенных учреждениях остается низкой. Укомплектованность штатами выше, но достигнута за счет высокого коэффициента совместительства.
Стоит отметить, что во всех учреждениях имеются вакансии, числящиеся более 3-х лет: в диспансере им. Похвисневой - 367,0 шт. ед., в Бутурлиновском диспансере - 4,0 шт. ед., в Павловском диспансере - 46,75 шт. ед. В целях заполнения вакансий учреждениями ежемесячно предоставляется информация о наличии вакантных должностей в центры занятости населения, на сайт департамента здравоохранения Воронежской области и др.
Анализ выполнения нагрузки врачебным персоналом проверенных медицинских организаций за 2016 - 2017 годы показал, что нормативная нагрузка врачами - фтизиатрами, осуществляющими лечение взрослого населения, участковыми врачами-фтизиатрами и врачами - рентгенологами выполняется. При этом не выполняется нормативная нагрузка врачами - фтизиатрами при оказании помощи детскому населению в диспансере им. Похвисневой, поскольку на 50 коек круглосуточного стационара среднегодовое количество больных составляет 28 человек (укомплектованность врачами составляет 100%).
Проверкой соответствия профессиональной подготовки и квалификации сотрудников занимаемым должностям установлено, что в утвержденном на 01.01.2016 штатном расписании диспансера им. Похвисневой 3,0 шт. ед. должности "врач клинической лабораторной диагностики" и 3,75 шт. ед. должности "врач - бактериолог" замещали специалисты, не имеющие высшего профессионального (медицинского) образования, что не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым к врачам согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н*(2) и приказу Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н*(3).
Перевод указанных сотрудников на должности "биологов" должен быть осуществлен в установленном законодательством порядке с момента вступления в силу приказа от 20.12.2012 N 1183н - 07 апреля 2013 года. Однако разница в должностных окладах возникла только в марте 2015 года.
Во исполнение вышеназванных приказов сотрудники 12.04.2016 переведены на должности "биологов" с меньшим должностным окладом (на 780 руб.). В результате несвоевременного исполнения требований вышеуказанных приказов дополнительные расходы на оплату труда данных сотрудников. В результате, дополнительные расходы на оплату труда указанных сотрудников в 2015 году составили 119,1 тыс. руб., страховые взносы - 36,1 тыс. руб. с 01 января по 12 апреля 2016 года - 55,2 тыс. руб., страховые взносы 16,7 тыс. руб., что является неэффективным расходованием средств областного бюджета в общей сумме 227,1 тыс. руб. (ст. 34 БК РФ).
Проверкой заключения трудовых договоров установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 329 ТК РФ в диспансере им. Похвисневой 17 водителей транспортных средств (автомобилей) осуществляли работу по внутреннему совместительству водителями автомобилей на 0,25 ставки, в Бутурлиновском диспансере - 3 водителя на 0,5 ставки. В настоящее время нарушения устранены путем расторжения трудовых договоров на работу по совместительству: в диспансере им. Похвисневой - 23 и 28 августа 2017 года, в Бутурлиновском диспансере - в период проведения проверки.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждений осуществлялась в соответствии с Коллективными договорами, Положениями об оплате труда работников учреждений. Система оплаты труда предусматривает размеры должностных окладов по профессионально-квалификационным группам, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, условия оплаты труда главного врача, его заместителей, главного бухгалтера, главной медицинской сестры и др.
Выборочной проверкой начисления оплаты труда установлено, что в Бутурлиновском диспансере осуществлялись выплаты компенсационного характера за работу с вредными условиями труда двум сотрудникам диспансера, рабочие места которых по результатам проведенной 14.09.2016 специальной оценки условий труда признаны безопасными. Сумма неправомерных выплат в проверяемом периоде составила 96,7 тыс. руб. (в т.ч. страховые взносы 22,4 тыс. руб.).
Средняя заработная плата в 2017 году сотрудников в проверенных медицинских организациях составила: в диспансере им. Похвисневой - 23,0 тыс. руб., в Бутурлиновском диспансере - 26,1 тыс. руб., в Павловском диспансере - 23,3 тыс. руб.
Стоит отметить, что за 2016 год во всех проверенных учреждениях уровень заработной платы по всем категориям медицинского персонала достиг значения целевого показателя, установленного "дорожной картой" (распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2013 N 120-р).
Обеспечение граждан медикаментами для диагностики и лечения туберкулеза с возможностью проведения непрерывного курса лечения
Потребность в лекарственных препаратах для больных туберкулезом определяется ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой централизованно на всех больных Воронежской области, состоящих на диспансерном учете по профилю "фтизиатрия". Расчет производится в зависимости от поставленных диагнозов находящихся на лечении в противотуберкулезных диспансерах области пациентов, с учетом прогнозируемого количества поступления больных не ниже уровня прошлого года и назначенных для их лечения лекарственных препаратов 1 и 2 ряда*(4).
Перечень препаратов 2-го ряда утвержден приказом Минздрава РФ от 28.10.2013 N 795н*(5) и размещен на официальном сайте http://zakupki.rosminzdrav.ru. Расчет потребности по препаратам 2-го ряда в проверяемом периоде осуществлялся по расчетной формуле, разработанной МЗ РФ, размещенной на сайте http://zakupki.rosminzdrav.ru на основе данных учетной формы N 33 "Сведения о больных туберкулезом в Воронежской области" и формы 2-ТБ "Сведения о больных, зарегистрированных для лечения".
В соответствии с приказом департамента здравоохранения Воронежской области от 29.03.2010 N 376 "Об организации на территории Воронежской области мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом" показатель обеспеченности субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами (в процентах по расчетной методике) и обеспеченность субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами 1 и 2 ряда (в процентах по расчетной методике) рассчитывает ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой. Обеспеченность препаратами 1-го ряда (применяемых для лечения лекарственно-чувствительного туберкулеза) в проверяемом периоде составляла 100%. Обеспеченность препаратами 2-го ряда (применяемых для лечения туберкулеза с множественной и широкой устойчивостью) в 2016 году варьировалась по разным препаратам от 64% до 95%, в 2017 году - от 38% до 84% (с учетом взаимозаменяемости лекарственных средств).
В КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" медикаменты поступают путем осуществления учреждением закупок (в 2016 году - 49 386,9 тыс. руб. или 66,4%, в 2017 году - 81 853,4 тыс. руб. или 67,2%), а также передаются от ДЗ ВО (в 2016 году - 24 944,2 тыс. руб. или 33,6%, в 2017 году - 39 950,0 тыс. руб. или 32,8%). В 2016 году медикаменты закупались ДЗ ВО за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в 2017 году - закупались Минздравом РФ за счет средств федерального бюджета и передавались в департамент здравоохранения. В другие противотуберкулезные диспансеры медикаменты поступают централизованно от КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" по приказам ДИЗО ВО "О закреплении имущества на праве оперативного управления" и закупаются ими самостоятельно.
КУЗ ВО "Бутурлиновский тубдиспансер" самостоятельно закупил в 2016 году медикаментов на 1 041,9 тыс. руб. или 40,6%, в 2017 году - на 1 041,5 тыс. руб. или 58,4%, от КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" получил в 2016 году на 1 527,3 тыс. руб. или 59,4%, в 2017 году - на 742,2 тыс. руб. или 41,6%.
КУЗ ВО "Павловский тубдиспансер" самостоятельно закупил в 2016 году медикаментов на 821,0 тыс. руб. или 55,8%, в 2017 году - на 950,0 тыс. руб. или 41,9%, получил от КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" в 2016 году на 608,9 тыс. руб. или 41,4%, в 2017 году - на 1 197,2 тыс. руб. или 52,8%, от БУЗ ВО "ОДКБ N 2" - на 42,3 тыс. руб. и на 118,8 тыс. руб. или 2,8% и 5,3% соответственно.
В проверяемом периоде закупки учреждениями осуществлялись на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), нарушений не установлено. Всего в проверяемом периоде в учреждения поступило медикаментов на общую сумму 200 150,0 тыс. руб., в т.ч. в 2016 году - на сумму 76 236,3 тыс. руб., в 2017 году - 123 913,7 тыс. руб.
Выборочной проверкой учета и списания лекарственных средств нарушений не установлено, лекарств с истекшим сроком годности не выявлено. Обращения граждан по поводу обеспеченности лекарственными средствами отсутствуют.
Проверка обоснованности и эффективности расходов на приобретение продуктов питания
В проверяемом периоде питание больных в круглосуточном стационаре осуществлялось в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" и в КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" (2016). На момент проверки круглосуточный стационар функционирует только в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой".
В ходе контрольного мероприятия установлено, что утвержденные приказами Минздрава РФ*(6) нормы суточного пищевого рациона выполнены по крупам, творогу, сметане и сыру. По остальным продуктам питания выполнение норм сложилось как выше, так и ниже установленных значений. Уменьшение потребления отдельных продуктов (рыба свежемороженая, фрукты сухие, соки) объясняется их взаимозаменяемостью.
Выборочной инвентаризацией продуктов питания на складе диспансера излишков и недостач продуктов питания не выявлено.
За два года на приобретение продуктов питания направлено 60 361,3 тыс. руб., в том числе в 2016 году - 30 917,8 тыс. руб., в 2017 год - 29 443,5 тыс. руб.
Помимо этого, мероприятием 2.1 государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" предусмотрена социальная поддержка больных, получающих основной курс лечения амбулаторно и в условиях дневного стационара, в виде продуктовых наборов с целью предупреждения отрывов от лечения и достижения максимальной эффективности химиотерапии.
Обеспечение пациентов продуктовыми наборами осуществлялось централизованно через КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" по ежеквартальным заявкам противотуберкулезных диспансеров области. Состав продуктового набора утвержден приказом КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой". В проверяемом периоде в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" расходы на приобретение продуктовых наборов для больных туберкулезом составили 4 000,0 тыс. руб. (по 2 000,0 тыс. руб. ежегодно). По результатам электронных аукционов приобретены продукты питания для формирования 8 000 соцнаборов.
Решение о выдаче продуктовых наборов по каждому случаю принималось врачебными комиссиями противотуберкулезных диспансеров. Социальные наборы по приказам ДИЗО ВО учреждением передавались противотуберкулезным диспансерам области.
Так, в КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" в 2016 году передано 417 продуктовых наборов, в 2017 году - 388 наборов. С учетом остатков на складе диспансера, всего выдано в 2016 году - 535, в 2017 году - 262. Социальная поддержка в 2016 году оказана 95 пациентам, в 2017 году - 76 пациентам.
В проверяемом периоде в КУЗ ВО "Павловский тубдиспансер" от КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" поступило 1 366 продуктовых набора. В 2016 году учреждением выдано 570 продуктовых наборов 103 пациентам, в 2017 году - 670 наборов 122 пациентам.
В рамках реализации социальной поддержки больных КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" в 2016 и в 2017 годах выдано по 1 084 набора. Ежемесячно продуктовые наборы получали около 90 человек.
Выборочной проверкой нарушений нормативных актов при выдаче продуктовых наборов не установлено.
Наряду с перечисленным, учреждениями расходовались средства на приобретение молока для работников, занятых на работах с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест. Общая сумма израсходованных средств составила 1 643,0 тыс. руб. Молоко получали 678 сотрудников КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой", 38 сотрудников КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер" и 7 сотрудников КУЗ ВО "Павловский тубдиспансер". Выборочной проверкой выдачи молока сотрудникам нарушений не установлено.
Приносящая доход деятельность
В соответствии с уставами учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В проверяемом периоде оказание платных услуг осуществлялось только в диспансере им.
Похвисневой (платные медицинские услуги, услуги по предоставлению в аренду части помещений и размещению на технических этажах и конструктивных элементах зданий антенн).
Доходы от оказания платных медицинских и прочих услуг, а также прочие доходы (штрафы, пени и др.) составили в 2016 году - 1 760,3 тыс. руб., за 2017 год - 1 797,2 тыс. руб. Наибольший объем средств получен от оказания платных медицинских услуг - 64,8% и 85,9% соответственно по годам. Выборочной проверкой порядка и условий предоставления платных медицинских услуг, формирования цен (тарифов) на услуги нарушений не выявлено. В соответствии с п. 2.6 полученные доходы от оказания платных медицинских услуг и прочие доходы в полном объеме перечислены в областной бюджет.
Использование областного имущества
Для обеспечения уставной деятельности приказами департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО ВО) за диспансерами на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области.
На 01.01.2018 стоимость основных средств (далее - ОС), числящихся на балансе учреждений, составила 525 514,3 тыс. руб. Доля медицинского оборудования в составе ОС составляет 44% или 231 665,0 тыс. руб.
В балансовом учете проверенных учреждений числится 71 объект недвижимого имущества (здания и сооружения).
Как показали проверки, в проверяемых учреждениях имеются неиспользуемые объекты недвижимого имущества, общей балансовой стоимостью 11 147,9 тыс. руб.:
- в КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" 4 объекта общей площадью 671,4 кв. м (здание прачечной; здание котельной; здание склада и лечебного корпуса), расположенные по адресу г. Калач, ул. Борцов Революции, д. 18, не используются с января 2015 года. Это обусловлено закрытием стационара на 60 коек в результате реорганизации путем присоединения КУЗ ВО "Калачеевский ПТД". Также диспансером не используется гараж, площадью 183,8 кв м, расположенный по адресу: ул. Меловая, д. 49а, с. Новомеловатка, Калачеевский район;
- в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" 3 здания общей площадью 4 695,2 кв. м (лечебное здание N 1, лечебное здание N 3, здание пищеблока и 5 металлических гаражей), расположенные по адресу: ул. Шишкова, д. 58, г. Воронеж.
Общая сумма затрат (налог на имущество) по неиспользуемым зданиям и помещениям в проверяемом периоде составила 432,4 тыс. руб. В настоящее время совместно с ДИЗО ВО ведется работа по изъятию из оперативного управления неиспользуемого и непрофильного имущества.
На все объекты недвижимости в проверяемых учреждениях в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ зарегистрировано право оперативного управления, за исключением металлической бытовки на кирпичном фундаменте площадью 8,75 кв. м в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой", используемую под контрольно-пропускной пункт по адресу: ул. Тепличная, д. 1, г. Воронеж.
Необходимо отметить, что в результате пожара 3 января 2017 года в здании КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" по адресу: улица III Интернационала, д. 1, г. Бутурлиновка (акт о пожаре от 03.01.2017) от воздействия огня пострадало помещение пристройки и помещение поста, частично закопчены помещения клинической лаборатории и санпропускник для приема больных. В соответствии с приказом ДЗ ВО с 03 января 2017 года в диспансере стационарное отделение прекратило функционирование. В 2017 году проведены ремонтные работы на сумму 1 880,5 тыс. руб. (акт выполненных работ от 17.11.2017). Однако на момент проведения проверки порядка 200 кв. м (15 палат в среднем по 13 кв. м) не используются для лечения больных, тогда как палаты подготовлены для приема пациентов (размещены кровати и другая мебель) еще в ноябре 2017 года.
Право бессрочного пользования 11-ю земельными участками площадью 211 100,0 кв. м, переданными учреждениям по приказам ДИЗО ВО, зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.
Проверкой использования 46 единиц автотранспортных средств, числящихся в балансовом учете учреждений установлено, что в КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" с 2016 года не эксплуатируются 3 автомобиля общей балансовой стоимостью 381,6 тыс. руб. со 100% износом (ВАЗ-21074 1995 г.в., УАЗ-315142 2002 г.в., УАЗ-315192 2002 г. в.). В период проверки предоставлены акты технического осмотра комиссией учреждения с участием представителя специализированной организации, согласно которым автомобили непригодны к дальнейшей эксплуатации и ремонт экономически нецелесообразен. Однако работа по списанию автотранспортных средств не велась.
Помимо этого, проверкой отмечено, что в балансовом учете проверяемых учреждений числятся дезинфекционные установки ДА-10 на базе автомобилей УАЗ (7 установок, балансовая стоимость каждой 911,3 тыс. руб.): в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" - 3 установки общей балансовой стоимостью 2 733,9 тыс. руб. с остаточной балансовой стоимостью по 91,1 тыс. руб. каждая; в КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" - 2 установки общей балансовой стоимостью 1 822,6 тыс. руб., одна из которых с остаточной балансовой стоимостью 90,0 тыс. руб.; в КУЗ ВО "Павловский ПТД" - 2 установки общей балансовой стоимостью 1 822,6 тыс. руб. с остаточной балансовой стоимостью 115,3 тыс. руб. и 15,2 тыс. руб.
Согласно данным инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в 2008 году принято к учету 3 установки, в 2013 году - 3 установки и в 2017 году - 1 установка. Документов, подтверждающих приобретение указанных установок КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" и КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер", к проверке не представлены по причине их уничтожения с истечением срока хранения 5 лет после завершения действия договора (ст. 436 приказа Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения").
Согласно техническим данным дезинфекционные установки предназначены для проведения заключительной дезинфекции в туберкулезных очагах, очагах природно-очаговых заболеваний, микроспории, педикулеза и других, подлежащих камерной дезинфекции в соответствии с действующим санитарным законодательством. Однако, следует отметить, что в соответствии с п. 6.2 приказа Минздрава России от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" заключительную дезинфекцию проводят сотрудники дезинфекционной станции, дезинфекционного отдела (отделения) центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН).
Проверка использования дезустановок показала, что 5 установок переданы диспансерами в филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", 2 установки находятся в диспансерах.
Так, в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" одна дезустановка принята к учету в 2008 году, другая - поступила в результате реорганизации в форме присоединения к учреждению КУЗ ВО "Семилукский ПТД" в 2013 году (приказ ДИЗО ВО от 22.07.2013 N 634 "О реорганизации казенного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой"), третья - передана от КУЗ ВО "Борисоглебский противотуберкулезный диспансер" (приказ ДИЗО ВО от 29.03.2017 N 677 "О передаче имущества").
По согласованию с ДИЗО ВО (письмо от 06.07.2015 N 52-13-5955) две установки КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" переданы двум филиалам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" (г. Лиски и г. Семилуки) на 5 лет по договорам безвозмездного пользования от 13.07.2015 б/н. Третья дезустановка находится в диспансере и не используется.
Аналогичная ситуация сложилась в КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД", а именно: одна из дезустановок приобретена в 2008 году в соответствии с договором от 24.11.2008 N 17 с ООО "ПО Автомедтехника"; другая - передана в 2013 году в результате реорганизации путем присоединения КУЗ ВО "Калачеевский противотуберкулезный диспансер"*(7).
В 2016 году одна дезустановка КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" по согласованию с ДИЗО ВО передана в филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" (п.г.т. Анна) по акту приема-передачи от 07.07.2016 N 1, другая находится в КУЗ ВО "Бутурлиновский ПТД" и не используется.
Также, в КУЗ ВО "Павловский ПТД" одна дезустановка поставлена на учет в 2008 году, другая - передана в 2013 году в результате реорганизации путем присоединения КУЗ ВО "Россошанский ПТД"*(8). В 2015 году КУЗ ВО "Павловский ПТД" дезустановки по согласованию с ДИЗО ВО переданы в филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" (г. Павловск) (акты приема-передачи от 30.04.2015).
Проверяемыми учреждениями произведены расходы по уплате налога на имущество за период с 2014 по 2017 годы на общую сумму 113,7 тыс. руб. (2014 год - 43,9 тыс. руб., 2015 год - 32,5 тыс. руб., 2016 год - 22,3 тыс. руб., 2017 год - 15,0 тыс. руб.).
Внутренний финансовый контроль проводился департаментом здравоохранения Воронежской области в двух из трех проверенных учреждений в 2016 году в КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" (акт от 27.07.2016 N 13-ПА-2016), в 2017 году в КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" (акт от 18.04.2017 б/н). Установлены нарушения по бухгалтерскому учету и в сфере закупок. Настоящей проверкой аналогичных нарушений, указанных в актах, не выявлено.
Контрольно-счетной палатой Воронежской области проводилось контрольное мероприятие в КУЗ ВО "ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой" в 2012 году (акт N 45-2012 от 03.08.2012). Все пункты представления выполнены, за исключением одного. В настоящее время по вопросу дальнейшего использования здания стационарного отделения по ул. Шишкова, д. 58, г. Воронеж совместно с ДИЗО ВО ведется работа по изъятию из оперативного управления данного имущества.
Выводы
Результаты контрольного мероприятия показали, что деятельность учреждений соответствует целям их создания - обеспечение населения Воронежской области квалифицированной специализированной медицинской помощью.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия отмечены отдельные факты неэффективного расходования средств областного бюджета, необоснованные выплаты штатным сотрудникам, неэффективное использование областного имущества.
Предложения
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в адрес проверенных учреждений и департамент здравоохранения Воронежской области.
______________________________
*(1) Расчетный норматив = (кол-во дней в году - максимальное время простоя койки на ремонт согласно ПГТ) - (время на санацию койки * плановый оборот койки) = (365 дней - 15 дней) - (3 дня * 4,25) = 337 дней.
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
*(3) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".
*(4) В соответствии с разделом VIII "Общие положения химиотерапии туберкулеза", утвержденного приказом 29.12.2014 N 951 "Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания" для проведения лечения применяются лекарственные препараты для медицинского применения 1, 2 ряда в зависимости от эпидемической опасности больного, тяжести течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний и состояний, учета приоритета интересов пациента, экономической целесообразности организационной формы лечения.
*(5) Приказ Минздрава РФ от 28.10.2013 N 795н "Об утверждении перечня закупаемых за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации".
*(6) Приказ МЗ РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ".
Приказ МЗ РФ от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
*(7) Постановление Правительства Воронежской области от 22.07.2013 N 635 "О реорганизации казенного учреждения здравоохранения Воронежской области "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер".
*(8) Постановление правительства Воронежской области от 22.07.2013 N 633 "О реорганизации казенного учреждения здравоохранения Воронежской области "Павловский противотуберкулезный диспансер".
Аудитор |
Е.М. Тараканова |
Ведущий инспектор инспекции |
А.В. Кононова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет N 2.9-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2016 - 2017 годах противотуберкулезным диспансерам Воронежской области на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения"
Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru