Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 29 декабря 2016 г. N 484-П
Подпрограмма
"Развитие рынка наемного жилья"
Паспорт
подпрограммы "Развитие рынка наемного жилья"
Наименование подпрограммы государственной программы |
"Развитие рынка наемного жилья" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик подпрограммы государственной программы |
минстрой Астраханской области |
Исполнители подпрограммы государственной программы |
минстрой Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию), юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений (по согласованию), некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями (по согласованию) |
Цель подпрограммы государственной программы |
обеспечение населения Астраханской области наемным жильем социального и коммерческого использования |
Задача подпрограммы государственной программы |
формирование рынка наемного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы государственной программы |
обеспеченность потребности населения в наемном жилье составит к 2020 году 46,2 процента |
Срок и этапы реализации подпрограммы государственной программы |
2017-2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы государственной программы |
объем финансирования подпрограммы в 2018-2020 годах за счет внебюджетных источников составит 641986,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 34660,0 тыс. рублей; 2019 год - 260396 тыс. рублей; 2020 год - 346960 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы государственной программы |
увеличение доли ввода жилья для целей сдачи в наем в общем объеме ввода жилья по Астраханской области к 2020 году составит 3,28 процента; объем ввода наемного жилья социального и коммерческого использования за 2018-2020 годы составит 16,02 тыс. кв. м |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
На сегодняшний день кроме льготных категорий граждан и ипотечных заемщиков сформировалась многочисленная группа населения, которая работает, но не обладает достаточными доходами для приобретения жилья в собственность или не планирует его приобретать в связи с мобильным образом жизни. Стало очевидным, что альтернативой длительному накоплению средств на приобретение жилья может быть использование арендного жилья. Развитие этого рынка позволяет оживить инвестиционную активность в реальном секторе экономики, способствует его интеграции с финансовыми институтами, а также обеспечивает переход имущества в руки наиболее эффективного собственника.
В связи с этим вторым по приоритетности направлением государственной жилищной политики в настоящее время стало стимулирование развития арендного жилья.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить формирование рынка доступного наемного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2012 N 1556-р "Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокие доходы" приняты следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 21.07.2014 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования";
Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 N 1356 "О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
В соответствии с решением, принятым в рамках заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года для формирования "пилотного" портфеля приоритетных проектов и программ включено направление "Ипотека и арендное жилье".
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 19.10.2016 утвержден Паспорт приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье".
Кроме того, одним из критериев оценки государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства при оценке заявок на предоставление субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы является наличие мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья.
В результате социологического опроса, проведенного минстроем Астраханской области, установлено, что идея создания наемного жилья является перспективной с точки зрения восприятия населением:
17 процентов опрошенных проживают в арендованном жилье;
20 процентов опрошенных рассматривают возможность аренды квартиры с целью улучшения жилищных условий.
Потребность в арендном жилье приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Тип квартир |
Потребность, % |
Класс жилья |
Потребность, % |
1 |
1-комнатная |
21 |
Эконом |
24 |
2 |
2-комнатная |
44 |
Комфорт |
40 |
3 |
3-комнатная |
24 |
Бизнес |
24 |
4 |
Индивидуальный жилой дом |
11 |
Элитный |
12 |
Основываясь на результатах проведенного исследования, в Астраханской области имеется потенциально возможный спрос на арендное жилье, в том числе и социального использования. Потенциальный объем строительства наемных домов в Астраханской области для работающей группы населения с доходами, не позволяющими удовлетворить свою потребность на рынке недвижимости, а также для кадрового состава предприятий потенциальных резидентов/инвесторов особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос", созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области, может составить до 156 тыс. кв. м жилья.
В период до 2020 года создание и развитие наемного жилья на территории Астраханской области будет осуществляться путем строительства наемных домов. Для решения данной задачи потребуется участие и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, а также организаций строительного комплекса, что обуславливает необходимость применения программных методов:
- на уровне Астраханской области:
установление льгот по уплате налога на имущество для собственников наемных домов;
присвоение статуса инвестиционного проекта для пилотных наемных домов социального и коммерческого использования;
- на уровне муниципальных образований:
формирование земельных участков для строительства наемных домов;
проведение аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования и аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
реализация договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома;
установление льготной арендной платы за земельный участок;
- на уровне предприятий и организаций всех форм собственности:
предоставление работодателем отдельным категориям граждан (работникам) компенсации платы (части платы) за наем жилых помещений в наемных домах.
В целях реализации данного приоритетного направления государственной жилищной политики на территории Астраханской области сформирована региональная нормативная база, в том числе приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Астраханской области от 06.11.2015 N 75/2015-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области";
Постановления Правительства Астраханской области:
- от 31.07.2015 N 390-П "О максимальном размере платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Астраханской области";
- от 21.08.2015 N 442-П "О наймодателе по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования";
- от 11.09.2015 N 466-П "О Порядке учета наемных домов социального использования и земельных участков, предоставленных или предназначенных для их строительства";
- от 23.12.2015 N 653-П "Об утверждении порядка определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования и аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования";
- от 08.02.2016 N 29-П "О Порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Реализация подпрограммы будет способствовать увеличению объемов строительства жилья в регионе и решению вопроса повышения доступности жилья для категории граждан, имеющих невысокий уровень дохода, или для тех граждан, которые в силу специфики работы считают такое приобретение нецелесообразным. Кроме того, данное альтернативное жилье дает гражданам право выбора условий проживания - приобретать жилье в собственность, неся бремя его содержания, или арендовать его у собственника.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Целью настоящей подпрограммы является обеспечение населения Астраханской области наемным жильем социального и коммерческого использования.
Для достижения поставленной цели деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на содействии формированию рынка наемного жилья, в том числе на развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Достижение целей и задач подпрограммы предполагается путем реализации следующих пилотных проектов:
1. Строительство наемного жилья социального и коммерческого использования для особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос", созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области, I очередь - квартал в северной части г. Нариманова площадью 4 га и квартал в южной части г. Нариманова площадью 4 га. Срок ввода объектов в эксплуатацию - в 2019-2020 годах, ориентировочный выход жилья - 14,192 тыс. кв. м.
2. Строительство наемного жилья социального и коммерческого использования в г. Астрахани по ул. Академика Н. Демичева /ул. Губернатора И. Бирюкова, 4/1 площадью 0,54 га и ул. Академика Н. Демичева, 6 площадью 0,49 га. Срок ввода объектов в эксплуатацию - в 2018-2019 годах, ориентировочный выход жилья - 1,828 тыс. кв. м.
Пилотные площадки и показатели по ним могут уточняться по мере реализации подпрограммы.
Настоящие меры государственной и муниципальной поддержки будут оказываться инвесторам-застройщикам при условии эксплуатации доходных домов не менее 20 лет. При строительстве наемных домов могут привлекаться не только средства кредитных организаций, но и коллективные инвестиции, в том числе средства инвестиционных товариществ и паевых инвестиционных фондов.
В результате реализации подпрограммы наемные дома будут обеспечивать гражданам выбор способов решения жилищного вопроса - путем приобретения жилых помещений в собственность или их наем. При этом им будет гарантированы:
а) ценовая доступность найма жилых помещений у собственников наемных домов;
б) длительный срок найма и стабильность условий его договора;
в) соответствие наемных домов современным требованиям комфортности, экологичности и энергоэффективности.
Подпрограмма создаст благоприятные условия для привлечения:
- долгосрочных инвестиций в строительство жилья в Астраханской области;
- востребованных высококвалифицированных специалистов, в том числе для особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос", созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области.
Механизм привлечения коллективных инвестиций в наемные дома коммерческого и социального использования создаст для граждан выгодную и надежную альтернативу банковским депозитам и иным средствам сохранения денежных средств и получения дохода. Коллективные инвестиции и регулирование платы за наем создадут условия для выхода граждан из серого рынка.
Для оценки хода реализации подпрограммы используются показатели, указанные в таблице N 2.
Таблица N 2
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Прогнозные значения показателей |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Обеспеченность потребности населения в наемном жилье |
% |
2,7 |
21,6 |
46,2 |
Доля введенного жилья для целей сдачи в наем в общем объеме ввода жилья по Астраханской области |
% |
0,14 |
1,0 |
1,27 |
Объем ввода наемного жилья социального и коммерческого использования |
тыс. кв. м |
0,914 |
6,590 |
8,516 |
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Предполагаемый объем финансирования подпрограммы в 2018-2020 годах из внебюджетных источников изложен в таблице N 3.
Таблица N 3
Наименование |
Всего |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Внебюджетные источники, тыс. руб. |
641986,0 |
34660,0 |
260396,0 |
346930,0 |
Объем финансирования подпрограммы носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов с корректировкой программных мероприятий и показателей эффективности.
4. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Механизм реализации подпрограммы не предусматривает оказание государственными учреждениями государственных услуг (работ).
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 29 декабря 2016 г. N 484-П "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.