Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 9 февраля 2017 г. N 37-П
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы подпрограмм
В Астраханской области развитие АПК рассматривается как одно из важнейших направлений развития территории. В последние годы, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, отрасль динамично развивается. Современное агропромышленное производство области представляет собой многоукладную сельскую экономику, включающую в себя как крупные хозяйствующие субъекты, так и малые формы хозяйствования. Сельскохозяйственный кластер включает в себя 484 сельскохозяйственных предприятия (далее - СХП), 3170 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х), 105 тыс. личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), 80 тыс. садоводов и садоводческих объединений, 46 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПК), которые осуществляют свою деятельность на территории 11 муниципальных образований области.
В последние годы АПК области сохраняет ведущие позиции в экономике региона и доказательство тому - опережающие среднероссийские темпы роста валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области. Уверенно отрасль наращивает и долю производства в общем объеме валового регионального продукта (далее - ВРП).
За последние 10 лет, в период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении в 4,3 раза - с 9 до 39,4 млрд рублей. Среднегодовой темп роста объема валовой сельскохозяйственной продукции составил 107,8%, в том числе по растениеводству - 110,7% и животноводству - 103,8%, доля отрасли в ВРП составляет 8%.
Достижение финансовой устойчивости
сельского хозяйства за счет совершенствования системы налогообложения и механизма финансового оздоровления
Несмотря на динамичное развитие отрасли и полученные ее субъектами положительные результаты, в последние годы наблюдается ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжающаяся тенденция банкротства СХП приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Следует отметить, что за период 2013-2015 годов ликвидировано более 30 СХП, что негативно отражается на социально-экономическом развитии сельских территорий Астраханской области. По итогам 2015 года убыток СХП от производства составил 189 млн рублей.
Еще одним отрицательным фактором является рост обязательств, суммарная задолженность которых достигла 1,0 млрд рублей. Наибольший удельный вес (83%) приходится на задолженность перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию. Источником финансовых ресурсов для сельскохозяйственного производства стали принятые долгосрочные и краткосрочные обязательства по предоставленным кредитам и займам на сумму 1,082 млрд рублей. Основную долю составляют краткосрочные обязательства (около 65%). Кроме того, задолженность сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами выросла почти в 2 раза к уровню 2013 года и составила более 118 млн рублей, по лизинговым платежам - около 60 млн рублей. Дебиторская задолженность СХП увеличилась на 13% и достигла 207 млн рублей.
Вместе с тем за период 2013-2015 годов сельскохозяйственными организациями инвестировано в отрасль собственных и привлеченных средств около 1,4 млрд рублей, из них привлеченных средств - 1,3 млрд рублей. Направлено на реконструкцию и техническое перевооружение производственных фондов более 500 млн рублей.
Росту сельскохозяйственного производства и стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных предприятий способствует оказываемая государственная поддержка из бюджетов всех уровней. Так, за 2015 год среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составил 2,5%, что на 5,9 процентных пункта выше, чем без государственной поддержки (-3,4%), несмотря на то, что удельный вес государственной поддержки СХП в общей сумме выручки от продажи товаров, продукции (работ и услуг) сократился с 7,3% в 2013 году до 5,8% в 2015 году.
На территории Астраханской области за период 2013-2015 годов действует около 3170 К(Ф)Х, которые обеспечили рабочими местами 6090 наемных работников, использовали около 6000 единиц сельскохозяйственной техники, уплатили более 165 млн рублей в бюджет Астраханской области.
Действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельского хозяйства. В 2016 году в Едином государственном реестре юридических лиц на территории Астраханской области зарегистрировано 3170 К(Ф)Х, из них плательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) являются 1958 хозяйств или 62% от общего количества зарегистрированных.
Косвенная поддержка государства через льготное налогообложение в виде ЕСХН оказалась востребованной частично. Причинами этого являются, прежде всего, жесткие параметры сохранения права на применение данной системы налогообложения, а отсутствие права на возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) окончательно теряет все преимущества данной системы. В период модернизации производства (приобретение новой техники, закупка скота, строительство и реконструкция) невозмещение НДС ложится дополнительной финансовой нагрузкой на окупаемость проектов.
Земля является главным фактором производства в сельском хозяйстве. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставки на земельный налог устанавливаются органами местного самоуправления. На территории Астраханской области размеры ставок земельного налога разными поселениями применяются в диапазоне от 0,1 до 2% кадастровой стоимости земли. Только в ряде поселений Ахтубинского района Астраханской области в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых древесно-кустарниковыми насаждениями, озерами, ериками, протоками, болотами, оврагами, дорогами общего пользования, применена ставка налога 0%.
Законодательством Астраханской области предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций отдельным категориям производителей сельскохозяйственной продукции с долей сельскохозяйственного производства 70%. Имущество К(Ф)Х, принадлежащее его членам на праве совместной собственности и, как правило, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, попадает под обложение налогом на имущество физических лиц.
На работодателя при выплате заработной платы наемным работникам возлагается обязанность по исчислению, перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц - 13% (далее - НДФЛ) и социальных отчислений во внебюджетные фонды - 27,1%, что также является неподъемной нагрузкой для многих хозяйств.
Существующие ограничения на применение патентной системы с учетом узкого перечня деятельности в области сельского хозяйства и рыбной отрасли, а также установленные ограничения на наемную рабочую силу (не более 15 человек) и выручку (не более 60 млн рублей) не позволили распространению патентной системы налогообложения среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая существенно бы снизила затраты малых форм хозяйствования на бухгалтерский учет и налоговую отчетность. По состоянию на 01.07.2016 количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в Астраханской области, составило 240, из них оказывающих услуги в сфере деятельности сельского хозяйства - ноль.
Таким образом, существующие разнообразные виды взимаемых налогов остаются тяжелым финансовым бременем для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На территории Астраханской области для инвестиционной привлекательности предприятий приняты законы Астраханской области от 16.11.2009 N 83/2009-ОЗ "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", от 13.04.2011 N 17/2011-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области", предусматривающие льготирование ставок налогов на прибыль и на имущество организаций.
В мероприятиях по совершенствованию системы налогообложения аграрного бизнеса необходимо создание единого налогового поля с налоговыми преференциями для привлечения инвестиций в аграрный сектор и улучшения существующего инвестиционного климата.
Немаловажную роль в сохранении финансовой устойчивости АПК и в целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций с 2002 года сыграло принятие Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", который дал возможность реструктуризации кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий.
На территории Астраханской области в 2004 году 76 хозяйств вошли в состав участников программы финансового оздоровления с суммой реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и прочим платежам в размере 238 млн рублей, в том числе по пеням и штрафам - 137,8 млн рублей.
В 2016 году в программе финансового оздоровления осталось 4 хозяйства с общей суммой реструктуризированной задолженности в размере 1 млн рублей, в том числе по пеням и штрафам - 0,7 млн рублей. С начала действия программы финансового оздоровления с 48 хозяйствами были расторгнуты соглашения о реструктуризации долгов из-за невыполнения условий реструктуризации (банкротство, ликвидация, несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств) на общую сумму 82 млн рублей. И только 24 хозяйства завершили реструктуризацию в связи с выполнением условий соглашения на общую сумму 36 млн рублей. Всего за период реализации программы финансового оздоровления списание суммы по пеням и штрафам составило 109,7 млн рублей. Предприятия, вошедшие в программу, завершают ее в 2019 году. За период реализации Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (12 лет) одно предприятие повторно обратилось для включения его в программу финансового оздоровления. Таким образом, программа финансового оздоровления не стала инструментом антикризисного управления для хозяйств.
Повышение доступности кредитов и управление рисками
Специфика АПК связана с сезонностью производства и в значительной степени зависит от кредитных ресурсов. В настоящее время основной проблемой развития аграрного производства в рыночных условиях является недоступность кредитных ресурсов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как половина организаций являются убыточными, а малые формы хозяйствования не располагают ликвидным имуществом для обеспечения кредитных сделок. Действующий механизм кредитования ставит сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелые условия. Практика последних лет показывает, что рост процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к залоговому обеспечению ведет к снижению объема кредитов, выданных основными операторами кредитования отрасли - АРФ ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Сбербанк России". Так, объем кредитов, выданных в 2016 году, ниже уровня 2012 года на 172% (таблица 1). В связи с закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей области, наличием высокой доли проблемной и просроченной задолженности, а также с оформлением пролонгации по более чем 40% кредитных договоров прошлого сезона кредитные организации отказывают в предоставлении новых кредитов. Такое изменение структуры получателей кредитов не позволяет в дальнейшем оценить эффективность предоставленной государственной поддержки.
На снижение объема кредитования повлияло в том числе и нововведение со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субсидирования инвестиционных проектов. С 2012 года при получении инвестиционных кредитов на приобретение техники, оборудования, племенных животных, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов АПК субсидирование за счет бюджетных средств возможно только после отбора комиссией по координации вопросов кредитования АПК, созданной при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Сложностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей и для отрасли в целом является то, что при принятии решения комиссией учитывается целый ряд показателей, в том числе соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития АПК и целесообразность реализации инвестиционного проекта в регионе. Установленный порядок ведет к длительному сроку согласования проектов и не дает сельхозтоваропроизводителям уверенности в получении государственной поддержки.
За период 2012-2015 годов отмечается значительный рост ставок по кредитам (с 10 до 21% и выше) и снижение эффективности субсидирования с государственной поддержкой, так как, по данным Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), с сентября 2012 года до 1 января 2016 года размер ставки рефинансирования не изменялся и составляет 8,25%. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, а она приравнивается к ключевой ставке, устанавливаемой Банком России. Данные изменения привели к более эффективному использованию государственной поддержки и снижению затрат собственных средств сельхозтоваропроизводителей на погашение процентных ставок.
Таблица 1
Информация
об объёмах кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2012-2016 года
|
млн рублей |
||||
Наименование кредитной организации |
Сумма кредитных средств, выданных сельскохозяйственным товаропроизводителям |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
АРФ ОАО "Россельхозбанк" |
1801,1 |
1240,7 |
790,4 |
304,2 |
153,5 |
ПАО Сбербанк |
820,3 |
1076,3 |
925,1 |
325,2 |
296,3 |
Итого |
2621,4 |
2317,0 |
1715,5 |
629,4 |
449,8 |
В целях повышения для субъектов малого и среднего предпринимательства доступности банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, на территории области действуют залоговые фонды на региональном и муниципальном уровнях.
Через региональный залоговый фонд предоставляется поручительство на необеспеченную часть обязательств субъекта малого и среднего предпринимательства по кредитному договору в размере не более 50% от суммы обязательств заемщика по кредитному договору. По итогам 2016 года доля участия залогового фонда в привлечении банковских кредитов по отрасли сельского хозяйства составила 68,3% от общей суммы залогового портфеля (в 2011 году доля составляла около 100%).
В связи с отсутствием в собственности муниципальных образований Астраханской области объектов, которые могли бы служить предметом залога в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в 5 районах Астраханской области созданы муниципальные залоговые фонды, размер которых составляет около 50 млн рублей. Учитывая, что имущество залогового фонда зачастую является объектом социального характера и банки неохотно берут такое имущество в залог, услугами муниципальных залоговых фондов сельскохозяйственные товаропроизводители пользуются не в полной мере.
Альтернативными источниками привлечения средств для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а так же займы, предоставляемые сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами Астраханской области.
В рамках основных направлений деятельности Астраханского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства сельхозтоваропроизводителям предоставляются микрозаймы через центр микрофинансирования, созданный на базе фонда, по различным программам, на доступных условиях и с приемлемыми процентными ставками (от 9%).Сумма средств, выданных Астраханским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства сельхозтоваропроизводителям за период 2015-2016 годов, составил порядка 44 млн рублей.
По итогам 2016 года кредитными кооперативами выдано 108,7 млн рублей по 449 кредитным договорам.
Учитывая, что с 2017 года полностью меняется механизм оказания государственной поддержки в достижении целевых показателей Государственной программы за счет льготного кредитования оборотных средств, в т.ч. привлеченными малыми формами хозяйствования, реализация данной поддержки осуществляется посредством предоставления сельхозтоваропроизводителям кредитных средств по льготной процентной ставке (1-5%). Данный механизм позволяет сельхозтоваропроизводителям более эффективно использовать собственные средства, не отвлекая их на оплату процентов по кредитам на прежних условиях.
Существенное значение для повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства имеет сельскохозяйственное страхование.
Государственной программой предусмотрена государственная поддержка посредством возмещения 50% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
Однако в Астраханской области этот вид государственной поддержки аграриями не востребован. Развитию системы агрострахования препятствует специфика региона, а именно мелкотоварное производство, которое обеспечивают малые предприятия - К(Ф)Х и ЛПХ.
Основные риски при производстве сельскохозяйственной продукции в растениеводстве обусловлены недополучением урожая. Учитывая, что сельскохозяйственное производство в Астраханской области ведется с использованием орошения, позволяющего регулировать водопотребление растений в различных фазах их развития, применение различных видов минеральных подкормок, риски потери (гибели) урожая сводятся к минимуму.
С учетом природно-климатических особенностей региона широкое применение может получить страхование с государственной поддержкой многолетних насаждений (садов). Кроме того, застрахованные посадки многолетних насаждений и урожай могли бы выступать залоговым обеспечением при получении кредита в банке. Учитывая их подверженность неблагоприятным погодным явлениям (отсутствие снежного покрова, низкие температуры в зимний период, поздние весенние заморозки и т.д.), страхование многолетних плодовых и ягодных насаждений станет приоритетным направлением в ходе реализации государственной программы.
С 2013 года страхование с государственной поддержкой распространилось и на отрасль животноводства, для которой использование этого инструмента управления рисками не менее важно. Это связано с тем, что Астраханская область граничит с регионами, не благополучными по инфекционным и особо опасным болезням животных, в связи с чем высока степень риска обострения эпизоотической ситуации на территории региона. Поэтому данное направление страхования включено в государственную программу и является обязательным условием при приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота с государственной поддержкой, а также используется в целях привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей к агрострахованию и популяризации его преимуществ.
Мероприятия по управлению рисками, предусмотренные в рамках государственной программы, направлены на снижение возможности потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции. Их реализация позволит обеспечить выполнение принятых обязательств по увеличению доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади и доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных.
Развитие растениеводства и промышленности, перерабатывающей продукцию растениеводства
Астраханская область, являясь крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции на юге России, имеет серьезные перспективы по дальнейшему наращиванию объемов производства растениеводческой продукции.
В структуре посевных площадей, учитывая специфику региона, около 60% занимают овоще-бахчевые культуры и картофель, на кормовые приходится 27%, а на зерновые - 13%. При незначительном росте посевных площадей (7,6%) за последние годы развитие растениеводства характеризовалось положительной динамикой (таблица 2).
Объем производства овощной продукции и картофеля за последние 10 лет увеличился в 2,6 раза и составил 905,3 и 315,3 тыс. т соответственно. Особое значение имеет доля товарной продукции (К(Ф)Х и СХП), которая составляет: по овощным - 86%, по бахчевым - 99%, по картофелю - 83%. Основной объем выращенной продукции (более 80%) предназначен для реализации за пределы региона.
Наряду со складывающейся положительной динамикой роста объемов производства продукции остается ряд важных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли: сбыт продукции, низкие закупочные цены и высокая затратность производства растениеводческой продукции.
С учетом жестких климатических условий Астраханской области, которые сопровождаются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, составляющих более 5 тыс. куб. м/га, а также поздними заморозками, сложная фитосанитарная обстановка требует дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов и т.д.
Кроме того, при выращивании сельскохозяйственных культур низкое содержание элементов питания в почвах требует внесения значительных объемов минеральных удобрений, высокая стоимость которых отражается на себестоимости продукции. При этом треть урожая формируется за счет мобилизации почвенного плодородия. Несмотря на то, что объем вносимых минеральных удобрений на гектар посевной площади за последние годы значительно увеличился (с 123 кг/га д. в. в 2009 году до 158 кг/га д. в. в 2013 году), вынос элементов питания из почвы с урожаем компенсирован лишь на 65% (поступление - 10653 т, вынос - 16495 т).
В целях оказания финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям ранее предусматривались субсидия на приобретение минеральных удобрений и косвенная поддержка в виде льготного топлива, которые с вступлением России в ВТО были отменены и трансформированы в такой вид государственной поддержки, как несвязанная поддержка.
Поиск более выгодных сельскохозяйственных культур, приносящих большую прибыль, привел к изменению структуры посевных площадей в сторону увеличения площади под луком, картофелем, перцем и баклажаном. Такая тенденция привела к уменьшению в ряде районов площадей сева и посадки томатов. Вместе с сокращением площадей изменилось и сортовое разнообразие томатов. Покупатели стали требовать томаты, отличающиеся лежкостью, транспортабельностью, товарностью и другими качественными характеристиками продукции. В настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей используют в работе семена зарубежной селекции, отвечающие вышеуказанным требованиям. Однако вкусовые качества этих гибридов желают быть лучшими. Вместе с тем возрастает потребность в салатных сортах томатов отечественной селекции с высокими вкусовыми качествами. Такая продукция пользуется спросом, реализуется по более высокой цене и, самое главное, считается брендовой для региона. Государственной программой предусматриваются мероприятия, направленные на увеличение объемов производства данного вида продукции.
Такие же проблемы отмечаются в последние годы в зернопроизводстве. Высокие затраты на выращивание и низкие реализационные цены привели к ежегодным заметным сокращениям посевных площадей и объемов производства зерновых культур. Так, с 2009 по 2016 год посевная площадь сократилась с 24 до 10 тыс. га, объем производства - с 48,1 до 29,2 тыс. т, в том числе по рису посевная площадь уменьшилась с 9,4 до 3,0 тыс. га, объем производства - с 28,4 до 12,8 тыс. т.
Одной из важнейших составляющих получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур является качество высеваемых семян. В начале 2000-х годов востребованность в семенах сельскохозяйственных культур с высокими посевными качествами привела к тому, что на рынке появились гибриды и сорта зарубежной селекции, отвечающие данным требованиям. В настоящее время экспансия зарубежных семеноводческих компаний привела к практически полному вытеснению с рынка семян отечественной селекции. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители оказались в практически полной по некоторым культурам зависимости от зарубежных семеноводческих хозяйств, стоимость семян которых на порядок выше аналогов российских селекционеров, что, в свою очередь, отражается на себестоимости продукции. Существующие меры государственной поддержки федерального уровня предусматривают компенсацию части затрат на приобретение семян высших категорий (элита), которые возмещаются на условиях, не приемлемых для астраханских аграриев, и по ставке, составляющей менее 1% от затрат. Для решения данного вопроса в государственную программу включены мероприятия, направленные на достижение высоких урожаев сельскохозяйственных культур и повышение качества высеваемых семян.
Тем не менее остается нерешенной проблема обеспечения семенами отечественной селекции, в связи с чем в рамках государственной программы предусмотрено создание семеноводческого центра на базе научных аграрных институтов и перспективных растениеводческих хозяйств.
За последние годы в Астраханской области наметилась тенденция к закладке садов, в том числе по интенсивным технологиям. С 2006 года осуществлена закладка садов на площади 319 га, в том числе садов интенсивного типа - 216 га, из них в плодоносящем возрасте - 190 га. В целях дальнейшего наращивания площадей многолетних насаждений предусмотрены мероприятия в рамках государственной программы.
Одно из перспективных направлений развития растениеводства, требующее определенных благоприятных погодных условий региона (продолжительность безморозного периода, высокая фотосинтетическая активность солнечной радиации, наличие водных источников и потенциальных рынков сбыта), - производство овощей защищенного грунта. Имеющиеся в области 2 тепличных комплекса общей площадью 9 га, построенные в начале 80-х годов прошлого столетия, практически полностью пришли в негодность и не производят продукцию, необходимую во внесезонное время. Реализация новых проектов по строительству теплиц затруднена в связи с высокой стоимостью и отсутствием залоговой базы для привлечения кредитных ресурсов. Для дальнейшего увеличения площадей закрытого грунта и внедрения высокотехнологичных методов выращивания овощей данной категории государственной программой предусмотрены мероприятия по стимулированию подотрасли.
Необходимость решения вышеперечисленных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли растениеводства, является предпосылкой для включения в состав государственной программы ведомственной целевой программы "Экономически значимая региональная программа развития отрасли растениеводства в Астраханской области", которая позволит посредством оказания господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям снизить себестоимость производства продукции, повысить качество и количество урожая, тем самым обеспечить конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках.
В ходе реализации государственной программы в рамках заключенного Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы от 12.12.2012 N 2510/17 (далее - Соглашение) планируется обеспечить достижение установленных значений, в результате чего к 2020 году планируется довести объем производства зерновых культур, включая рис, до 32,2 тыс. т с ростом к уровню 2013 года 127%, овощных культур - до 1035,2 тыс. т с ростом 124%, картофеля - до 322 тыс. т с ростом 105%, бахчевых - до 240 тыс. т с ростом 120%, ежегодный ввод площади закладки многолетних насаждений составит 29-30 га (таблица 3).
Овощеперерабатывающая промышленность играет важную роль в экономике Астраханской области, являясь ядром овощного кластера, в который входят около 200 предприятий, в том числе предприятия сельского хозяйства, транспорта, торговли и сбыта, научных и образовательных учреждений, а также более 1200 К(Ф)Х и около 50 тыс. ЛПХ. Общая численность работающих в этом кластере - около 25 тыс. человек. Позитивные тенденции в овощеперерабатывающей отрасли наметились в 2006 году и за последние годы объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза. Так, объем производства в 2015 году плодоовощных консервов достиг 141,9 млн усл. банок, что выше на 19% от утвержденного показателя в рамках заключенного Соглашения.
На сегодняшний день овощеперерабатывающая промышленность области представлена 14 предприятиями. Здесь трудится свыше 3 тыс. человек, что составляет 5% от общей численности работающих в промышленности области и 23% - от числа занятых в пищевой отрасли. Имеющиеся производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 70 тыс. т овощей. Несмотря на то, что в Астраханской области имеется богатейшая сырьевая база, а область является крупнейшей зоной товарного овощеводства, доля овощного сырья, направляемого на переработку, в 2015 году составила около 5% в общем объеме производства.
Основной проблемой развития отрасли является низкий технологический уровень производства и высокая степень износа основных производственных фондов. При том, что физический износ составляет в среднем 70 - 75%, практически все имеющееся на предприятиях оборудование для переработки овощей морально устарело. Данная ситуация сложилась из-за недостаточных в последние годы инвестиций в плодоовощную отрасль, а именно острого недостатка оборотных средств и отсутствия возможностей эффективного кредитования, и, как следствие, низких темпов обновления и модернизации перерабатывающего производства. Эта проблема не позволяет перерабатывающим предприятиям не только расширять производство, но и делает проблематичным сохранение имеющихся объемов переработки, поскольку период оборачиваемости денежных средств в овощеперерабатывающей промышленности достаточно высок и составляет от 3 до 6 месяцев.
Овощеперерабатывающие предприятия активно осваивают выпуск новых видов продукции, которые традиционно производились зарубежными компаниями, что позволяет решить проблему импортозамещения. Таким примером является производство замороженной плодоовощной продукции, объем производства которой в настоящее время составляет свыше 11 тыс.т. До 2008 года данный вид продукции не производился на территории региона, сегодня пять предприятий под различными торговыми марками производят замороженные овощные смеси.
Повышение инвестиционной привлекательности региона способствовало дополнительному притоку капитала. С 2015 года на территории Астраханской области реализуется инвестиционный проект по строительству комплекса по производству и переработке томатов ООО "АПК "Астраханский" в Харабалинском районе. Общий объем инвестиций по данному проекту составляет около 5 млрд рублей. В 2016 году реализован I этап инвестпроекта - строительство комплекса по переработке томатов мощностью 1,5 тыс. тонн в сутки. В 2017 году будут реализованы II и III этапы проекта, предусматривающие увеличение производственных мощностей в 2 раза.
Принимая во внимание то, что эффективность АПК региона во многом определяет развитие его пищевой отрасли, в рамках государственной программы предусмотрена ведомственная целевая программа "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие в Астраханской области", реализация мероприятий которой позволит модернизировать производственно-техническую базу овощеперерабатывающей отрасли, увеличить объем переработки овощного сырья, создать условия для привлечения инвестиций в отрасль с участием предприятий и потенциальных инвесторов, укрепить позиции перерабатывающих предприятий области.
В ходе реализации государственной программы будет обеспечено достижение установленных Соглашением значений, в результате чего к 2020 году объем плодоовощных консервов составит 194 млн усл. банок, индекс производства пищевых продуктов - 102,0% (таблица 3).
Таблица 2
Основные показатели развития отрасли растениеводства
(в хозяйствах всех категорий)
Показатели |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур | |||||||||
Посевная площадь, всего |
тыс. га |
70,7 |
69,5 |
71,8 |
75 |
75,5 |
78,7 |
79,1 |
71,9 |
в т.ч. под зерновые культуры |
тыс. га |
28,5 |
24,8 |
23,5 |
24,4 |
22,9 |
21,3 |
17,7 |
13,4 |
из них рис |
тыс. га |
8,3 |
6,8 |
7,5 |
9,35 |
9,5 |
9,5 |
4,9 |
2,5 |
Овощи |
тыс. га |
16,9 |
16,9 |
17,9 |
19,5 |
19,1 |
22 |
22,2 |
22,2 |
Бахчевые |
тыс. га |
5,9 |
7,2 |
6,5 |
6,6 |
7,8 |
8,9 |
7,9 |
7,6 |
Картофель |
тыс. га |
9,8 |
10,1 |
8,6 |
10 |
10,6 |
12,1 |
14 |
13,8 |
Валовые сборы сельскохозяйственных культур | |||||||||
Зерно |
тыс. тонн |
39 |
29,6 |
40,2 |
48,1 |
43,6 |
45,6 |
31,8 |
25,3 |
в том числе рис |
тыс. тонн |
24,1 |
19,8 |
21 |
28,4 |
31,2 |
28 |
16,5 |
16,1 |
Овощи |
тыс. тонн |
348,5 |
370,8 |
479,4 |
603 |
608,7 |
778,5 |
811,3 |
831,8 |
Бахчевые |
тыс. тонн |
96,8 |
120,3 |
143,5 |
160,1 |
181,2 |
183,4 |
199,1 |
199,2 |
Картофель |
тыс. тонн |
115 |
129,4 |
151,7 |
194,9 |
194,8 |
248,3 |
291,5 |
306,6 |
Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей |
тыс. тонн |
11,4 |
18,5 |
25,3 |
30,9 |
27,8 |
35,6 |
39,7 |
40,2 |
Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, в том числе смесей из них |
тыс. тонн |
34,1 |
22,6 |
29,3 |
69,6 |
28,5 |
55 |
24 |
31,9 |
Производство крупы |
тыс. тонн |
6 |
5,2 |
5,2 |
6,7 |
4,8 |
6,5 |
5,6 |
2,8 |
Производство плодоовощных консервов |
м.у.б. |
19,9 |
33,8 |
44,1 |
57,4 |
40,5 |
64,1 |
86,2 |
87,5 |
Таблица 3
Основные показатели развития отрасли растениеводства
(в хозяйствах всех категорий)
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур | ||||||||
Посевная площадь, всего |
тыс. га |
73,5 |
76,7 |
76,1 |
76,9 |
77,9 |
78,9 |
79,9 |
в т.ч. под зерновые культуры |
тыс. га |
13,1 |
11,8 |
10,1 |
10,3 |
10,7 |
11,0 |
11,2 |
из них рис |
тыс. га |
3,3 |
3,6 |
3,0 |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
Овощи |
тыс. га |
22,6 |
23,1 |
24,7 |
25,8 |
26,7 |
27,6 |
28,5 |
Бахчевые |
тыс. га |
7,0 |
6,9 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
Картофель |
тыс. га |
14,7 |
14,5 |
13,0 |
13,0 |
13,1 |
13,2 |
13,3 |
Валовые сборы сельскохозяйственных культур | ||||||||
Зерно |
тыс. тонн |
28,8 |
30,8 |
29,2 |
30,0 |
30,8 |
31,6 |
32,2 |
в том числе рис |
тыс. тонн |
12,9 |
15,7 |
12,8 |
13,6 |
14,4 |
15,2 |
15,8 |
Овощи |
тыс. тонн |
832,6 |
883,8 |
905,3 |
937,2 |
970,2 |
1002,2 |
1035,2 |
Бахчевые |
тыс. тонн |
192,3 |
212,7 |
242,7 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
Картофель |
тыс. тонн |
324,7 |
330,9 |
315,3 |
316,0 |
317,0 |
320,0 |
322,0 |
Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей |
тыс. тонн |
46,0 |
54,0 |
80,6 |
137,0 |
173,0 |
190,0 |
220,0 |
Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, в том числе смесей из них |
тыс. тонн |
36,9 |
43,7 |
25 |
26 |
27 |
29 |
30 |
Производство крупы |
тыс. тонн |
3,0 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
Производство плодоовощных консервов |
м.у.б. |
112,2 |
142,5 |
81,8 |
140,0 |
158,0 |
176,0 |
194,0 |
Развитие животноводства и промышленности, перерабатывающей продукцию животноводства
Область является одним из немногих регионов Российской Федерации, который ежегодно не только сохраняет, но и увеличивает поголовье скота. Так, в 2016 году поголовье крупного рогатого скота (далее - КРС) составило 276,6 тыс. голов с ростом в 1,4 раза к уровню 2006 года, в том числе 146,3 тыс. голов коров с ростом в 1,5 раза к уровню 2006 года, лошадей - 32,9 тыс. голов с ростом в 1,4 раза к уровню 2006 года, поголовье овец и коз - 1463,6 тыс. голов с ростом в 1,3 раза к уровню 2006 года (таблица 4).
В регионе развивается мясное и молочное скотоводство, включающее в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичной и глубокой переработке, логистику, регулирование мясного и молочного рынков.
Мясное животноводство является одной из основных составляющих АПК. На сегодняшний день во всех категориях хозяйств, включая ЛПХ, поголовье высокопродуктивного КРС мясного направления увеличилось в 2,9 раза к уровню 2006 года и составило 87,4 тыс. голов (2006 год - 30,1 тыс. голов), в том числе коров - в 3,60 раза и составило 37,2 тыс. голов (2006 год - 12,3 тыс. голов).
За период с 2006 по 2016 год прослеживается тенденция роста количественных и качественных показателей мясного животноводства. Производство мяса в 2016 году составило 69,8 тыс. т с ростом в 1,7 раза к уровню 2006 года. Потребление мяса на душу населения в 2016 году составило 68 кг. Собственное производство скота и птицы на убой выросло до 37 тыс. т. в убойном весе, при этом, несмотря на стабилизацию и рост производства мяса, потребность населения Астраханской области в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается только на 68%. Область продолжает оставаться импортером мяса и мясной продукции, что наносит ущерб ее экономике (таблица 4).
Благодаря реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экономически значимых региональных программ в отрасли животноводства за период с 2008 по 2016 год:
- закуплено около 11134 голов племенного высокопродуктивного КРС мясного направления;
- построены и реконструированы 9 современных животноводческих ферм мясного направления в Ахтубинском, Енотаевском, Красноярском, Наримановском, Приволжском районах;
- реализовано 7 проектов по созданию современных высокотехнологичных предприятий по убою и первичной переработке скота в Енотаевском, Красноярском, Приволжском и Черноярском районах Астраханской области;
- создан мясоперерабатывающий комплекс в Лиманском районе по убою и первичной переработке скота мощностью более 3 тыс. т мяса в год.
Существенное значение в обеспечении роста производства мяса имела государственная поддержка из бюджетов всех уровней.
В рамках государственной программы благодаря реализации ряда мероприятий, направленных на эффективное развитие отрасли, увеличится поголовье КРС специализиро анных мясных пород к уровню 2013 года на 21% и составит 65,5 тыс. голов, производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - на 11,6% и составит 71,1 тыс. т в год, прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке - на 20,4% и составит 0,59 тыс. т (таблица 5).
Молочное скотоводство в Астраханской области является значимой и наиболее сложной подотраслью животноводства. В 2016 году обеспечено производство 173 тыс. т молока, что на 20,6% выше уровня 2006 года. Этому способствовали экономически значимые региональные программы в отрасли животноводства, в рамках которых реализовывался комплекс мер, направленных на развитие молочного скотоводства. За период 2009-2016 годов были проведены следующие мероприятия:
- закуплено 2110 нетелей симментальской и голштинской пород;
- построено и реконструировано 15 молочных животноводческих ферм;
- созданы молокоперерабатывающие цеха общей производственной мощностью 10 тыс. т в год;
- введен в эксплуатацию новый комплекс по производству мягких сыров, который полностью оборудован современным технологическим оборудованием.
Вместе с тем значительный рост продуктивности коров в рамках проводимой модернизации отрасли (обновления породного состава стада коров, строительства новых и модернизации действующих ферм и комплексов) не в полном объеме обеспечивает регион молоком собственного производства (64% от потребности). Недостаток молока-сырья особенно в осенне-зимний период сдерживает развитие предприятий по переработке молока, влияет на увеличение импорта молока и молочных продуктов.
Также нужно отметить, что сдерживающим фактором развития подотрасли является и высокая себестоимость производства молока. В целях снижения финансовой нагрузки предприятий и обеспечения рентабельного производства в государственной программе предусмотрены меры по стимулированию производства товарного молока и реализации его на молокоперерабатывающие предприятия.
Одним из важных направлений успешного развития молочного животноводства является реализация программных мероприятий по направлению "Развитие семейных животноводческих ферм", в рамках которых приоритет отдается хозяйствам, реализующим проекты по молочному скотоводству. В период 2012-2016 годов на базе современных технологических решений введено в эксплуатацию 6 молочных ферм вместимостью 850 скотомест, что позволило увеличить поголовье коров на 1500 голов, производство молока до 2,9 тыс. т в год и создать 133 рабочих места. Данное направление предусмотрено государственной программой, поскольку имеет экономическое и социальное значение.
Следует отметить, что в связи со сложными природно-климатическими условиями Астраханской области, слаборазвитым кормопроизводством, низким генетическим потенциалом крупного рогатого скота молочного направления в области складывается низкая продуктивность коров. Приобретение концентрированных кормов за пределами области повышает себестоимость производства молока в региональных предприятиях и делает его не конкурентоспособным с молоком, завозимым из других регионов. Также у проектов в молочной отрасли больший, по сравнению с другими отраслями, срок окупаемости, что, в свою очередь, указывает на низкий уровень инвестиционной привлекательности, в связи с чем реализуемые на территории области мероприятия по развитию молочного скотоводства не обеспечивают прироста объемов производства молока, позволяющих исполнить целевые индикаторы Соглашения. В результате этого к 2020 году: производство молока в хозяйствах всех категорий в год составит 175,6 тыс. т с ростом к 2013 году 102,5%, сыров и сырных продуктов - 0,17 тыс. т с ростом к 2013 году 105% (таблица 4).
Важными направлениями развития отрасли животноводства в Астраханской области являются овцеводство, козоводство и табунное коневодство. Данные направления оказывают влияние на сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, К(Ф)Х и имеют экспортный спрос. Регион занимает 4-е место в Российской Федерации по поголовью овец и коз. Так, за период 2006-2016 годов поголовье мелкого рогатого скота увеличилось на 32% и составило 1463,6 тыс. голов, табунных лошадей - в 1,6 раз и составило 18,6 тыс. голов. Ежегодное производство баранины в живом весе превышает 23,5 тыс. т.
Для достижения поставленных целей по обеспечению населения области мясом и мясопродуктами государственной программой предусмотрены мероприятия, которые направлены на выполнение показателей, принятых Соглашением. А именно, к 2020 году поголовье мясных табунных лошадей увеличится на 8% и составит 19,5 тыс. голов, сохранится маточное поголовье овец и коз в количестве 753 тыс. голов (таблица 5).
Особое внимание в регионе уделяется племенному животноводству. На сегодняшний день племенная база животноводства представлена 33 племенными хозяйствами:
- 8 - по разведению КРС (калмыцкая и казахская белоголовая породы);
- 8 - по разведению овец (каракульская, грозненская, советская мясо-шерстная, эдильбаевская породы);
- 3 - по разведению верблюдов калмыцкой породы;
- 8 - по разведению лошадей (донская и кушумская породы);
- 6 - по разведению рыб (белый амур и белый толстолобик (одомашненная порода), осетровые породы: веслонос, стерлядь, русский осетр (одомашненная форма);
Кроме того, создано 48 пунктов по искусственному осеменению.
В целях стимулирования селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханское по племенной работе" реализует за счет средств регионального бюджета ряд мероприятий, позволяющих на бесплатной основе проводить искусственное осеменение КРС ЛПХ.
Данное направление обеспечивает формирование племенной базы, потребность региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале), а также породное обновление животных и эффективное использование биопотенциала новых пород.
В рамках государственной программы предусмотрены мероприятия по реализации вышеперечисленных направлений развития племенного животноводства, что позволит увеличить долю племенного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье, довести маточное поголовье до 22,3 тыс. усл. голов.
Эффективно развивается отрасль птицеводства, которая вышла на качественно новый уровень за счет увеличения объемов инвестиций и проведения технического перевооружения производственных мощностей.
Всего за 10 лет с использованием средств бюджета Астраханской области проведена модернизация и реконструкция 4 птицефабрик области. Объем производства яиц в 2016 году увеличился в 1,5 раза к уровню 2006 года и составил 344 млн штук (2004 год - 225,9 млн штук), на 1 курицу-несушку в среднем по области получено 323 яйца. На душу населения в год производится 344 яйца (130% от потребности) (таблица 5).
С 2009 года на территории региона функционирует предприятие по производству мяса бройлеров мощностью 5,6 тыс. т в год в живом весе с использованием новейших технологий, современного оборудования. В 2012-2013 годах в рамках экономически значимой региональной программы "Развитие птицеводства в Астраханской области на 2012-2014 годы" на предприятии проведена модернизация, в результате которой дополнительно введены производственные мощности.
В целях развития птицеводческой отрасли, снижения финансовой нагрузки предприятий, обеспечения рентабельного производства и потребности населения региона в яйце и мясе птицы собственного производства необходима реализация комплекса мер, которые включены в мероприятия государственной программы.
Таблица 4
Основные показатели развития отрасли животноводства
(в хозяйствах всех категорий)
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Поголовье скота и птицы, тыс. голов | ||||||||
Крупный рогатый скот |
202,4 |
220,0 |
233,6 |
237,3 |
243,9 |
262,5 |
273,3 |
278,1 |
в том числе коровы |
96,1 |
107,1 |
115,4 |
118,9 |
124,2 |
139,9 |
144,8 |
147,9 |
Свиньи |
31,2 |
31,4 |
19,5 |
17,2 |
13,4 |
7,2 |
4,6 |
3,6 |
Овцы и козы |
1108,3 |
1239,4 |
1400,4 |
1411,5 |
1406,1 |
1454,4 |
1522,5 |
1525,6 |
Лошади |
23,8 |
26,8 |
29,1 |
30,2 |
30,7 |
30,8 |
30,9 |
32,4 |
Птица |
940,4 |
984,7 |
855,2 |
1009,4 |
1422,6 |
1541,7 |
1429,2 |
1482,6 |
Производство основных видов продукции животноводства, тыс. тонн/млн штук | ||||||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
41,1 |
44,4 |
48,5 |
53,8 |
58,2 |
61,4 |
63,5 |
63,7 |
Молоко |
143,5 |
150,1 |
152,6 |
155,5 |
159,9 |
164,0 |
170,1 |
171,4 |
Яйца |
225,9 |
201,4 |
160,0 |
182,8 |
224,7 |
232,8 |
256,9 |
279,9 |
Шерсть |
2,5 |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,3 |
Мясо и субпродукты |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
1,9 |
3,6 |
2,3 |
1,5 |
Колбасные изделия |
2,3 |
2,8 |
2,8 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,6 |
2,4 |
Цельномолочная продукция |
9,7 |
10,3 |
12,5 |
14,3 |
15,9 |
17,7 |
10,9 |
1,5 |
Производство сыров и сырных продуктов |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
Таблица 5
Основные показатели развития отрасли животноводства
(в хозяйствах всех категорий)
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Поголовье скота и птицы на конец года, тыс. голов | |||||||
Крупный рогатый скот |
275,4 |
275,4 |
276,6 |
277 |
277,5 |
278 |
278,5 |
в том числе коровы |
146,2 |
146,1 |
146,3 |
146,5 |
146,7 |
146,9 |
147,1 |
Свиньи |
3,4 |
3,7 |
4,4 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Овцы и козы |
1474,9 |
1462,3 |
1463,6 |
1400,0 |
1400,0 |
1400,0 |
1400,0 |
в т. ч. маточное поголовье |
773,0 |
790,1 |
750,0 |
750,0 |
751,0 |
752,0 |
753,0 |
Лошади |
31,1 |
32,7 |
32,9 |
33,1 |
33,2 |
33,3 |
33,4 |
в т.ч. мясные табунные лошади |
17,1 |
18,8 |
18,9 |
18,8 |
19,0 |
19,2 |
19,5 |
Птица |
1630,4 |
1759,4 |
1054,3 |
1500 |
1550 |
1600 |
1600 |
Производство основных видов продукции животноводства, тыс. тонн/ млн штук | |||||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
68,2 |
69,8 |
69,8 |
70,3 |
70,6 |
70,8 |
71,1 |
Молоко |
172,0 |
172,9 |
173,0 |
174,0 |
174,5 |
175,0 |
175,6 |
Яйца |
285,6 |
300,9 |
344,0 |
300,0 |
330,0 |
340,0 |
340,0 |
Шерсть |
3,3 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
Мясо и субпродукты |
4,7 |
5,9 |
5,6 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
5,8 |
Колбасные изделия |
2,75 |
2,81 |
2,67 |
2,70 |
2,75 |
2,80 |
2,85 |
Цельномолочная продукция |
1,88 |
3,20 |
3,20 |
3,30 |
3,40 |
3,50 |
3,60 |
Производство сыров и сырных продуктов |
0,154 |
0,201 |
0,167 |
0,168 |
0,169 |
0,169 |
0,170 |
Развитие земельных отношений
В целях реализации Соглашения в части осуществления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения проводится анализ изменения структуры земельного сельскохозяйственного фонда области.
По результатам проведенного мониторинга по состоянию на 01.01.2016 на территории региона площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 3632,9 тыс. га или 68,6% от общей площади земельного фонда области. Из них сельскохозяйственные угодья занимают площадь 2978,3 тыс. га, что составляет 81,98% от всех сельскохозяйственных земель области, в том числе пашня - 276,9 тыс. га или 9,3%, сенокосы - 372,4 тыс. га или 12,5%, пастбища - 2316,3 тыс. га или 77,8%.
Оставшиеся около 18% сельскохозяйственных угодий заняты прочими землями - это пески, овраги, нарушенные земли, лесные насаждения, прогоны для скота. Наибольшее количество земель сельскохозяйственного назначения в Енотаевском районе - 555,5 тыс. га, наименьшее - в Приволжском районе - 63,7 тыс. га.
По результатам проведенного мониторинга в настоящее время зарегистрировано 42 тыс. земельных участков в счет земельных долей на площади 400 тыс. га или 48,8% от общей площади, в стадии оформления находится около 17 тыс. га земельных участков площадью 148,2 тыс. га. Остаются невостребованными около 35 тыс. земельных долей на площади 294,3 тыс. га. Вместе с тем по сравнению с 2012 годом усилилась тенденция к оформлению невостребованных земельных долей. По данным Управления Росреестра по Астраханской области, в 2013 году оформлено земельных участков в счет земельных долей - 3248 га, что на 109 участков больше, чем в 2012 году. Такое увеличение связано с введением поддержки в отрасли сельского хозяйства, стимулирующей фермеров к оформлению используемых ими земельных участков, в виде компенсации части затрат на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых К(Ф)Х земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Благодаря реализации данного мероприятия в 2013 году оформлено земель сельскохозяйственного назначения на площади 5,08 тыс. га.
В связи с тем, что осуществление мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и проведение анализа изменения структуры земельного сельскохозяйственного фонда области являются государственными функциями и направлены на обеспечение реализации государственной аграрной политики в части создания благоприятных условий для развития сельского хозяйства, повышения эффективности освоения, использования сельскохозяйственных земель, данные мероприятия включены в государственную программу. Их реализация позволит обеспечить ежегодный прирост площади земель (участков), оформленных в собственность К(Ф)Х, до 10 тыс. га.
Развитие мелиорации
Практически вся растениеводческая продукция в Астраханской области, где среднегодовое количество осадков не превышает 250 мм, выращивается на орошаемых землях. Земледелие на мелиорированных орошаемых землях является приоритетным в регионе и позволяет получать гарантированные урожаи овоще-бахчевых культур, картофеля, риса, а также кормовых культур для молочного и мясного сельскохозяйственного производства.
Однако интенсивное ведение сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях привело к тому, что в регионе стали усиливаться процессы деградации земель.
По результатам проведенной инвентаризации мелиорированных земель мелиоративный фонд в Астраханской области составляет 210 тыс. га, используется в сельскохозяйственном производстве (включая садоводческие общества) 82 тыс. га. Из неиспользуемых в настоящее время 128 тыс. га орошаемых земель около 50 тыс. га - слабозасоленные, 34 тыс. га - среднезасоленные и 14 тыс. га - сильно и очень сильно засоленные.
В связи с этим на повестку дня встают эколого-мелиоративные аспекты рационального природопользования.
Для достижения цели государственной программы по увеличению объемов производства и повышению качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Астраханской области, обеспечения продовольственной безопасности региона требуется решить проблему повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв путем проведения комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения с применением программно-целевого подхода и выделением данного направления в отдельную подпрограмму "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области" государственной программы. Данная подпрограмма предусматривает проведение комплекса мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту мелиоративных систем, включая оснащение современной мелиоративной и оросительной техникой путем внедрения новых энерго-, водосберегающих методов орошения и современных технологий управления водораспределением на мелиоративных системах, а также проведение мелиоративных, агрохимических, противопаводковых, агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических работ.
Выполнение целевых индикаторов подпрограммы повысит устойчивость сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-ресурсного потенциала, создаст социально-экономическую базу для инновационных преобразований в сфере мелиорации и будет способствовать выполнению основных целевых индикаторов государственной программы.
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие
Машинно-технологический комплекс является важнейшей производственной системой и инновационной базой аграрного производства, которая обеспечивает объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции.
По состоянию на 01.01.2017 в состав машинно-тракторного парка вошло 4665 тракторов, из которых 477 гусеничных и 3708 колесных, а также 133 зерноуборочных комбайна, 75 рисоуборочных комбайнов, 456 сеялок и 420 опрыскивателей. Для производства картофеля в области имеется технический потенциал в составе 30 картофелеуборочных комбайнов, 446 картофелекопалок и картофелесажалок, а также 12 сортировальных пунктов и комплексов предпродажной подготовки. Для выращивания и производства кормов в области имеется техническая база в составе 33 кормоуборочных комбайнов, 606 косилок, 321 граблей, 396 пресс-подборщиков.
Следует отметить, что в структуре парка сельскохозяйственной техники по некоторым позициям существует высокий процент техники со сроком эксплуатации более 10 лет. Так, по кормоуборочным комбайнам доля техники со сроком службы более 10 лет составляет около 52%, по энергонасыщенным тракторам - 80%, по косилкам - 40%, по пресс-подборщикам - 31%.
В 2015 году было приобретено всего 285 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 180 млн рублей, из которых 86 ед. техники для уборки картофеля и заготовки кормов, на сумму 40,0 млн рублей с государственной поддержкой из бюджетов всех уровней в рамках экономически значимых программ.
В 2016 году хозяйствами всех форм собственности было приобретено более 320 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 403 млн рублей (таблица 6).
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" хозяйствами области было приобретено современной высокотехнологичной техники со скидкой 25% на общую сумму 26,0 млн рублей. В список техники, реализуемой по указанному постановлению, включены: тракторы, картофелеуборочные и зерноуборочные комбайны, кормораздатчики, пресс-подборщики, косилки, грабли, опрыскиватели и другая сельскохозяйственная техника.
Таблица 6
Техническая модернизация
(единиц) | ||||||||||
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Приобретено сельскохозяйственной техники всего, в т ч. |
250 |
355 |
342 |
453 |
561 |
461 |
365 |
247 |
285 |
320 |
- тракторы |
104 |
123 |
149 |
163 |
279 |
162 |
169 |
175 |
181 |
84 |
- комбайны зерноуборочные |
2 |
27 |
7 |
7 |
12 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
- комбайны кормоуборочные |
4 |
10 |
6 |
6 |
6 |
27 |
13 |
9 |
8 |
12 |
- навесная и прицепная сельхозтехника |
140 |
195 |
180 |
277 |
264 |
271 |
182 |
61 |
95 |
223 |
В последние годы в регионе наблюдается тенденция приобретения хозяйствами наиболее энергонасыщенной и высокопроизводительной техники, что позволяет резко сократить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Кроме этого, при использовании данной техники уменьшаются затраты на ГСМ, а также снижается количество механизаторов, занятых на проведении сельскохозяйственных работ.
Необходимо отметить, что многие хозяйства приобретают новейшие образцы сельскохозяйственной техники и оборудования отечественных и зарубежных производителей. Так, для производства и уборки картофеля используется техника, произведенная в России по технологии фирмы "Гримме".
Комбайны и другая уборочная и посадочная техника марки "Гримме" используется во многих хозяйствах области, занимающихся производством картофеля и овощей. Применение высокотехнологичной техники позволяет полностью исключить ручной труд при выращивании и уборке картофеля. Кроме этого, при уборке механизированным способом в разы увеличивается объем собранной продукции.
Выполнением задач, поставленных государственной программой, по обеспечению сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием успешно занимается федеральная лизинговая компания АО "Росагролизинг". За последние годы увеличились объемы приобретения сельхозтехники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга) через федеральную лизинговую компанию АО "Росагролизинг". В 2011 году сельскохозяйственными товаропроизводителями через лизинговую компанию было приобретено более 100 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 125,0 млн рублей с 50-процентной скидкой.
Одним из основных источников роста сельскохозяйственного производства области является внедрение современной техники и технологий. Внедрение высокоэффективных, высокоточных ресурсосберегающих технологий на базе высокопроизводительной техники обеспечивает повышение производительности труда в 2-3 раза и снижает затраты материальных ресурсов на производство сельхозпродукции в 1,5 раза.
Развитие товаропроводящей сети и создание оптово-распределительных центров
На фоне значительного роста валового сбора картофеля и овощей в хозяйствах области одной из актуальных проблем развития АПК является вопрос сбыта сельхозпродукции. До 2010 года на территории региона функционировало 37 хранилищ общей емкостью порядка 50 тысяч тонн. В основном это были устаревшие хранилища, которые не были оснащены оборудованием по поддержанию микроклимата. В 2010 году Правительством Астраханской области было принято решение о разработке экономически значимой программы по созданию оптово-распределительных центров (далее - ОРЦ). В 2012 году Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определило Астраханскую область пилотным регионом по направлению "Развитие товаропроводящей сети и создание оптово-распределительных центров".
С учетом особенностей региона, а именно мелкотоварного производства, создание ОРЦ осуществлялось на базе сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов. В рамках экономически значимой региональной программы "Создание оптовых распределительных центров на базе сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов в Астраханской области на 2011-2013 годы" за период реализации создано 4 ОРЦ в Ахтубинском, Харабалинском, Красноярском и Лиманском районах. При выборе района учитывались: территориальная расположенность, наличие имеющейся инфраструктуры и транспортная развязка. За три года общая площадь ОРЦ составила более 14 тыс. кв. м, объем емкости единовременного хранения растениеводческой продукции - свыше 20 тыс. т, мощность линий предпродажной подготовки позволяет переработать и отгрузить потребителю около 1 тыс. т продукции в сутки. Следует отметить, что объемы реализованной продукции, прошедшие через ОРЦ, увеличились с 15 тыс. т в 2011 году до 85 тыс. т в 2013 году.
После утверждения Минсельхозом России критериев отбора оптово-распределительных центров для предоставления государственной поддержки, которые предусматривали увеличение емкости единовременного хранения до 30 тыс. тонн, ОРЦ региона автоматически выпали из данной категории субсидируемых объектов.
Одновременно в рамках ведомственной целевой программы "Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области" и поддержки малых форм хозяйствования в области за период с 2011 по 2015 год создана сеть современных овощехранилищ, оснащенных линиями по предпродажной подготовке (около 90 ед.) общей емкостью более 150 тыс. т единовременного хранения растениеводческой продукции. Данное строительство и модернизация осуществлялись с государственной поддержкой в виде выделения субсидий и грантов в рамках вышеуказанных программ при условии строительства и модернизации хранилищ емкостью не менее 3 тыс. куб. м и с установкой современного оборудования (климатического, холодильного, складского и т.д.). Это позволило увеличить сроки реализации продукции по более выгодным ценам.
Строительство и модернизация хранилищ, оборудованных для предпродажной подготовки, крайне необходимы для дальнейшего развития АПК. Однако, учитывая высокую затратность данного направления, без государственной поддержки его реализация невозможна. Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой, позволит создать в области условия для повышения конкурентоспособности продукции АПК и систему рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе для малых форм хозяйствования, тем самым активизировать малое предпринимательство в сельской местности.
В рамках программных мероприятий к 2020 году объем единовременного хранения растениеводческой продукции возрастет на 21% и составит 194 тыс. т, что позволит закладывать на хранение до 30% выращенной продукции.
Устойчивое развитие сельских территорий
На территории Астраханской области находится 414 сельских населенных пунктов, в которых постоянно проживает 340,9 тыс. человек, что составляет 33.5% от всего населения. Сельские территории Астраханской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся социально-экономических, экологических и демографических проблем препятствует переходу к динамичному устойчивому развитию села.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия, в период между переписями населения 1989 и 2002 годов количество населенных пунктов Астраханской области сократилось на 40%. По состоянию на 01.01.2013 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом составляет 70,4%, обеспеченность сельского населения питьевой водой - 52,5% и только 8% домохозяйств, находящихся в сельской местности, обеспечены центральным отоплением.
По результатам мониторинга состояния социально-трудовой сферы села в Астраханской области медицинские учреждения территориально доступны только для 43,6% сельских жителей, для 35% - частично доступны и для 10% - недоступны, учреждения культуры - для 40%, частично доступны для 37,4% и для 10% - недоступны, объем ввода общеобразовательных организаций в сельской местности в 2010 году составил 35% к уровню 2000 года.
Реализация ком
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 9 февраля 2017 г. N 37-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.