Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 5 октября 2017 г. N 381-П
Подпрограмма "Развитие промышленности Астраханской области и повышение ее конкурентоспособности"
Паспорт
подпрограммы "Развитие промышленности Астраханской области и повышение ее конкурентоспособности" государственной программы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Астраханская область является динамично развивающимся регионом.
С 2010 года отмечается рост промышленного производства, составляющего существенную долю экономики Астраханской области.
Промышленность Астраханской области представляет собой многоотраслевой комплекс, насчитывающий по состоянию на 1 января 2016 года 1687 предприятий, в том числе 93 крупных и средних. На промышленных предприятиях Астраханской области занято 41,1 тыс. человек. Удельный вес занятых в промышленности от численности населения, занятого в экономике области, составляет 16,3%.
Удельный вес промышленного производства в валовом региональном продукте (в процентах)
Сопоставление приведённых статистических данных показывает, что в 2010 году доля в валовом региональном продукте (далее - ВРП) составила наименьший показатель за анализируемый период. После 2010 года доля промышленного производства в ВРП начала наращиваться и в 2015 году было достигнуто максимальное значение удельного веса промышленного производства в ВРП. Снижение доли в ВРП в 2013 году вызвано объективной причиной - значительными темпами роста строительства в регионе.
Удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых в экономике (в процентах)
Удельный вес занятых в промышленном производстве достиг наибольшего показателя в 2010 году. В 2011 году отмечается спад данного показателя, вызванный сокращением квалифицированного кадрового состава промышленности, обусловленный старением персонала и дефицитом рабочих профессий. С 2012 года отмечается некоторый рост и стабилизация данного показателя.
Динамика объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг организациями промышленных видов деятельности (млрд рублей)
В 2015 гоxду объём отгруженных промышленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в действующих ценах к уровню 2010 года составил 260,1%.
Процентные доли выполненных работ и оказанных услуг в общем объёме отгруженных товаров
Удельный вес добычи полезных ископаемых в структуре данного показателя составляет 59,8% от общего объема обрабатывающих производств - в размере x28,1% от общего объема производства и распределения электроэнергии, газа и воды - в размере 12,2% от общего объема.
Динамика индекса промышленного производства (в процентах)
Динамика индекса промышленного производства в разрезе основных видов экономической деятельности (в процентах)
Анализ динамики показателеxй валового объёма промышленного производства и индекса промышленного производства показывает, что на протяжении 2010-2015 годов изменение показателей валового выпуска связано как с ростом промышленного производства, так и с ростом стоимости произведенной продукции.
В 2015 году валовой объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг организациями промышленных видов деятельности увеличился в денежном эквиваленте более чем в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом, а индекс промышленного производства составил 158,8% от показателей 2010 года, что обусловлено в том числе и повышением стоимости производимой продукции.
По темпам промышленного производства и доле в общем объеме промышленного производства ведущую позицию в Астраханской области занимает нефтегазовая отрасль. Астраханская область является одним из основных газодобывающих субъектов Российской Федерации, который входит в число лидеров по производству природного газа, нефтепродуктов, серы.
Обрабатывающее производство в разрезе видов экономической деятельности (за 2015 год)
Наибольший удельный вес в структуре обрабатывающего производства приходится на химическое производство и производство нефтепродуктов - 41,61%. Также значительное место в структуре обрабатывающей промышленности отводится производству транспортных средств и оборудования (судостроение) -18,66% и производству пищевых продуктов, включая напитки, удельный вес которого составляет 16,25%. В структуре пищевой промышленности значительный объем производства занимают перерабатывающие предприятия.
В результате реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого функционирования и развития промышленных предприятий, в том числе в рамках программ импортозамещения, в 2015 году отмечается рост по следующим видам деятельности (в % к январю-декабрю 2014 г.):
- текстильное производство - 170,2%;
- производство мебели - 159,8%;
- производство транспортных средxств и оборудования - 130,8%;
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 116,5%;
- производство пищевых продуктов - 103,6%;
- производство машин и оборудования - 100,9%.
Динамика роста инвестиции в основной капитал по Астраханской области в период с 2010 по 2015 год (млрд рублей)
В условиях усиливающейся территориальной конкуренции устойчивость развития астраханского промышленного комплекса во многом обусловлена устойчивым ростом инвестиционной деятельности, направленной на создание новых и модернизацию действующих производств.
Темп роста инвестиций в основной капитал в 2015 году по сравнению с 2010 годом составляет 196%.
Удельный вес добычи полезных ископаемых в промышленном секторе Астраханской области составляет около 60%. На судостроительную отрасль приходится около 5% от совокупных объемов промышленного производства.
При этом активное освоение нефтегазовых месторождений Каспийского шельфа определяет развитие судостроительной отрасли региона, а также других смежных отраслей.
Судостроительная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности Астраханской области.
По виду экономической деятельности "Строительство и ремонт судов" объемы производства с 2013 по 2015 год возросли в 1,7 раза. По итогам 2015 года зафиксирован существенный рост объема производства в судостроении (индекс по строительству и ремонту судов - 130,9%), что обусловлено строительством крупных объектов обустройства месторождения им. В. Филановского в северной части Каспийского моря, а также строительством судов транспортного и вспомогательного флота. Объем валовой продукции судостроения в 2015 году составил 11 млрд руб.
Астраханская область является лидером по производственным возможностям создания сложных объектов и технических средств для работы на морских нефтяных месторождениях и центром управления шельфовых проектов освоения запасов Каспийского моря ведущими российскими корпорациями.
Сегодня в Астраханской области работают 10 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения, а также вести ремонт судов с поднятием их в док или на стапель.
Ведущие астраханские судостроительные предприятия развивались как центр создания оборудования для разведки и добычи углеводородов на морских месторождениях.
Текущая ситуация характеризуется освоением целого ряда каспийских месторождений и активизацией геологоразведочных работ в море, что потребовало строительства новых, большей частью уникальных объектов на предприятиях судостроения.
Технический потенциал астраханских предприятий и географическая близость Каспийского моря позволяют сегодня выполнять заказы практически любой сложности и позиционировать астраханские верфи как базовые предприятия в шельфовом судостроении для нужд Каспия. Консолидация российских мощностей по созданию морских нефтегазовых сооружений позволит получить существенные конкурентные преимущества и в перспективе стать одним из значительных игроков на мировом рынке.
Астраханскими предприятиями созданы объекты для обустройства месторождений Казахстана и Туркменистана, выполнены заказы для зарубежных заказчиков Китая, Италии, Норвегии, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах, российских месторождений им. Корчагина и В. Филановского. Предприятия отрасли строят объекты различного назначения - сухогрузные суда, танкеры, буксиры, рефрижераторы, крановые суда различной грузоподъемности. Крупные предприятия судостроительного комплекса Астраханской области специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений различного назначения для освоения шельфовых месторождений.
Наиболее значимыми судостроительными заказами за последние годы стали строительство объектов освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия (им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского).
В 2010 году построена ледостойкая стационарная платформа (ЛСП-1) для месторождения им. Ю. Корчагина. Кроме того, для реализации данного проекта на верфях области достроены и другие объекты обустройства: жилой модуль и точечный причал.
В настоящее время идет обустройство самого крупного в северной части Каспийского моря месторождения им. В. Филановского. В 2014 году были установлены в море четыре платформы первой очереди обустройства (ледостойкая стационарная платформа, центральная технологическая платформа, платформа жилого модуля и райзерный блок).
31 октября 2016 года Президентом Российской Федерации на площадке Астраханского судостроительного производственного объединения посредством видеомоста дан старт промышленной эксплуатации месторождения им. В. Филановского.
В 2017 году планируется ввод в эксплуатацию второй очереди месторождения им. В. Филановского (ледостойкая стационарная платформа, платформа жилого модуля).
Объекты обустройства месторождения им. В. Филановского построены на судостроительных предприятиях Астраханской области.
Активными темпами обновляется и транспортный флот. В апреле и июле 2016 года судостроительным заводом "Лотос" построены и переданы заказчику два современных танкера проекта RST-25. Также на данном заводе построен сухогруз проекта RSD-49 и серия грузовых понтонов проекта ГРПН-360.
В 2016 году астраханскими судостроителями заложены новые крупные объекты. В марте-апреле в акционерном обществе "Судостроительный завод "Лотос" началось строительство двух танкеров-химовозов проекта RST-25, общество с ограниченной ответственностью "Каспийская Гидротехническая компания" начало строительство блок-кондуктора для месторождения им. Ю. Корчагина на головной площадке Группы "Каспийская Энергия".
15 августа 2016 года в акционерном обществе "Судостроительный завод "Лотос" состоялось знаковое для российского судостроения событие - закладка круизного судна проекта PV300VD по заказу отрытого акционерного общества "Московское речное пароходство". Суда данного класса не строились в нашей стране с 50-х годов прошлого века. Несколько проектов, реализованных в последние годы, являлись лишь модернизацией судов, построенных ранее. Закладка данного судна является началом восстановления российского круизного флота.
Перспективы развития судостроительной отрасли региона в рамках программы импортозамещения связаны с необходимостью локализации производства судового оборудования при реализации проектов строительства объектов обустройства нефтегазовых месторождений, а также строительства судов транспортного, пассажирского и рыбопромыслового флота.
Дополнительным стимулом к размещению заказов в Астраханской области является созданная особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Лотос" (далее - ОЭЗ "Лотос").
Проект создания ОЭЗ "Лотос" активно развивается. Продолжается работа по привлечению зарубежных производителей.
Первые резиденты ОЭЗ "Лотос" -российские компании, что вполне закономерно, учитывая расширение возможностей наших компаний по реализации проектов импортозамещения. Так, в рамках реализации проекта модернизации производства якорный резидент ОЭЗ "Лотос" -акционерное общество "Судостроительный завод "Лотос" 9 сентября 2016 года запустил центр металлообработки, который включает в себя линию предварительной обработки металлопроката Rosler и линию термической резки металлопроката RUM-4500. Работа центра позволит обеспечить потребность по обработке металла не только завода "Лотос", но и других судостроительных предприятий Юга России.
Также проводится работа с зарубежными партнерами. В частности, крупная азербайджанская компания планирует строительство завода электротехнического оборудования на территории ОЭЗ "Лотос", продукция которого будет использоваться в том числе и в судостроении.
Помимо развития судостроения и нефтегазовой отрасли необходимо отметить развитие и других смежных отраслей.
Так, в 2012 году открылся производственный комплекс общества с ограниченной ответственностью "БТ СВАП", продукция которого используется при строительстве нефтегазопроводов каспийских месторождений. На заводе по самым современным мировым технологиям происходит обетонирование трубы специальным защитным покрытием для дальнейшей прокладки её по морскому дну. В 2014 году открылся один из крупнейших в мире сервисных центров компании "Шлюмберже". В данном центре происходит обслуживание бурового оборудования как с каспийских, так и с северных месторождений страны.
Продолжается планомерная работа по модернизации предприятий обрабатывающей промышленности.
В 2015 году открыта новая швейная фабрика "Астратекс". Предприятие запустило и продвигает две собственные торговые марки пуховиков. В рамках реализации программы технического перевооружения закуплены и введены в эксплуатацию два высокопроизводительных раскройных комплекса, пухонабивочная машина, новое программное обеспечение системы автоматизированного проектирования одежды.
Компании "Дюна-АСТ" и "Сардоникс"(крупнейшие российские производители резиновой обуви) наращивают ассортимент и объем выпускаемой продукции, которая известна далеко за пределами Астраханской области.
Открытое акционерное общество "Астраханский станкостроительный завод" выпускает широкий модельный ряд токарно-винторезных универсальных станков, в том числе с программно-числовым управлением. В 2016 году предприятием освоено производство токарного обрабатывающего центра АС16М25Ф4.
Крупнейший в России производитель стекловолокна - открытое акционерное общество "Астраханское стекловолокно" завершает реализацию проекта модернизации технологического потока. Приобретение новейшего высокопроизводительного оборудования позволило предприятию выйти на новый уровень развития, укрепить рыночные позиции как на российском рынке, так и в странах Содружества Независимых Государств. Предприятие планирует реализацию проекта строительства завода по производству стекловолокна и стеклоткани электротехнического назначения.
Открытое акционерное общество "Технология магнитных материалов" (ТММ) - уникальное предприятие, производящее ферритовые изделия. В настоящее время открытое акционерное общество "ТММ" обеспечивает ферритовыми изделиями более 150 предприятий Министерства обороны Российской Федерации и федеральных агентств. Предприятие осваивает выпуск новых видов импортозамещающей продукции: радиопоглощающих ферритов и ферритовых изделий нестандартной формы для силовой электроники.
Несмотря на общую позитивную динамику, промышленный комплекс региона испытывает ряд системных проблем, наиболее общими из которых являются:
- низкая производительность труда;
- недостаточный объем продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- высокая степень износа основных производственных фондов;
- дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств для организации и модернизации производства;
- невысокий уровень оплаты труда в промышленности, что обусловливает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики, а также в другие регионы;
- недостаток высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;
- низкий уровень подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе недостаточная практическая подготовка к работе на современном оборудовании.
В соответствии с поставленной целью необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Астраханской области. Помимо традиционных развивающихся отраслей промышленности (судостроение, нефтегазовая промышленность) необходимо развивать и такие отрасли, как производство судового и нефтегазового оборудования, химическое производство, легкая промышленность. Глубокая дифференциация по видам промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости промышленного комплекса.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет способствовать активизации инвестиционного процесса, стимулировать реализацию проектов модернизации производства и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, что позволит сократить технологическое отставание от передовых зарубежных производителей.
Ключевым драйвером роста промышленного комплекса региона на ближайшие годы станет реализация проекта ОЭЗ "Лотос".
Основной целью создания ОЭЗ "Лотос" является повышение уровня социально-экономического развития региона за счет создания высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью.
Основными целями создания ОЭЗ "Лотос" на территории Астраханской области являются:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики через создание на территории особой экономической зоны современных промышленно-производственных комплексов, способных обеспечить производство высокотехнологичной продукции глубокой промышленной переработки;
- формирование на базе особой экономической зоны центра судостроения Каспийского региона;
- укрепление экономических и геополитических позиций России на Каспии, увеличение доли России на мировом рынке судостроения и высокотехнологичной продукции;
- создание крупномасштабного кластера, объединяющего судостроение, производство судового и нефтегазового оборудования.
Перспективы реализации данного крупномасштабного проекта напрямую связаны с деятельностью по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря, что на сегодняшний день является одним из ключевых направлений развития региона. Так, программа развития компании "Лукойл" включает в себя обустройство в российском секторе Каспийского моря в ближайшие 15 лет восьми крупных нефтегазоконденсатных месторождений.
Строительством конструкций для обустройства месторождений занимаются судостроительные предприятия Астраханской области. Однако в оборудовании и комплектующих элементах для строительства объектов обустройства месторождений и транспортных средств высока доля импортной продукции. Таким образом, основным направлением деятельности ОЭЗ "Лотос" является производство судового и нефтегазового оборудования. На территории ОЭЗ "Лотос" планируется разместить производство крановой техники, электрооборудования, дноуглубительной техники, производство бурового оборудования, радионавигационного оборудования, компонентов гидравлических систем.
Ещё одно направление развития ОЭЗ "Лотос" основывается на использовании в качестве сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью ресурсов и продукции существующих предприятий региона. Резиденты смогут осуществлять поставки своей продукции для обеспечения внутреннего спроса Астраханской области, а также в другие регионы России и в прикаспийские государства. Особенно привлекательна данная возможность для резидентов, учитывая высокий транспортно-логистический потенциал Астраханской области в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" и приграничное положение региона.
Помимо реализации проекта ОЭЗ "Лотос" перспективной является реализация и других инструментов промышленной политики, таких как создание промышленных кластеров и индустриальных парков.
Кроме того, астраханские предприятия активно участвуют и планируют наращивать производство продукции в рамках программ импортозамещения,
что является сегодня приоритетом региональной промышленной политики.
Оценка рисков и описание мер управления рисками реализации подпрограммы представлены в приложении к подпрограмме.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Астраханской области.
Задачами подпрограммы являются:
- увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
- повышение эффективности использования ресурсов в промышленном комплексе Астраханской области;
- содействие созданию условий для развития индустриальных парков, промышленных кластеров на территории Астраханской области;
- модернизация действующих обрабатывающих производств в Астраханской области.
Показателями, характеризующими степень достижения цели и решения задач подпрограммы, являются:
- индекс промышленного производства в целом;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;
- темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
- количество введенных в эксплуатацию производств на территории ОЭЗ "Лотос";
- количество проведенных переговоров, форумов, совещаний и круглых столов;
- количество участников областного конкурса "Астраханское качество";
- количество предприятий, принявших участие во Всероссийском конкурсе "100 лучших товаров России";
- индекс промышленного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства";
- количество крупных и средних организаций промышленного комплекса, получивших поддержку регионального фонда развития промышленности;
- количество заключенных специальных инвестиционных контрактов;
- количество публикаций в СМИ;
- количество индустриальных парков в Астраханской области;
- количество промышленных кластеров на территории Астраханской области;
- количество резидентов индустриальных парков Астраханской области;
- количество участников промышленных кластеров на территории Астраханской области;
- темп роста инвестиций в обрабатывающую промышленность;
- количество инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства промышленных предприятий;
- количество созданных юридическими лицами - субъектами деятельности в сфере промышленности, реализующими инвестиционные проекты по модернизации и развитию промышленного производства, новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных).
Подпрограмма направлена на создание благоприятных условий для модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности области.
Эффективность подпрограммы целесообразно оценивать как по всей совокупности мероприятий, поскольку в большинстве случаев они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так и по отдельным мероприятиям.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит:
- увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2020 году до 304,683 млрд руб.;
- увеличить темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году до 102,0%;
- увеличить индекс промышленного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" на 58% (к 2020 году);
- создать два индустриальных парка в Астраханской области к 2020 году;
- увеличить темп роста инвестиций в обрабатывающую промышленность к 2020 году до 115,7%.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от объемов финансирования подпрограммы, эффективности исполнения планируемых к разработке концепции и стратегии промышленной политики, которые в совокупности определяют условия выполнения подпрограммы.
Оценка и расчет показателей подпрограммы осуществляются ответственным исполнителем подпрограммы на основе данных мониторинга предприятий и организаций, получивших государственную поддержку в рамках реализации подпрограммы.
Механизм реализации подпрограммы не предусматривает выделения средств из бюджета Астраханской области государственным учреждениям Астраханской области для оказания государственных услуг (выполнения работ).
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области.
Предполагаемый объем финансирования подпрограммы в целом составит 8197130,0 тыс. руб., в том числе:
тыс. руб. | |||||||
Наименование финансовых ресурсов |
Всего |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Бюджет Астраханской области |
309130,0 |
570,0 |
1000,00 |
2500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
302060,0 |
Внебюджетные источники |
7888000,0 |
0,0 |
0,0 |
843000,0 |
1856000,0 |
2132500,0 |
3056500,0 |
Итого |
8197130,0 |
570,0 |
1000,0 |
845500,0 |
1857500,0 |
2134000,0 |
3358560,0 |
Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджета Астраханской области подлежат уточнению исходя из возможностей бюджета Астраханской области с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
Приложение
к подпрограмме
Оценка
рисков и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена с макроэкономическими, внешнеторговыми, финансовыми, коммерческими, социальными, инновационными и политическими рисками, а также внутренними рисками:
Виды рисков |
Вероятность возникновения |
Возможные последствия |
Внешние риски | ||
Макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли |
высокая |
Ограничение возможности промышленных предприятий осуществлять инновационные проекты. Переход к новым ресурсосберегающим технологиям |
Маркетинговые (внешнеторговые) риски |
высокая |
Изменение конъюнктуры мирового рынка потребляемой продукции и возникающие в связи с этим ценовые колебания |
Внутренние риски | ||
Отсутствие финансирования или неполное финансирование из различных источников, предусмотренных подпрограммой |
высокая |
Невыполнение запланированных программных мероприятий |
Финансовые риски | ||
Ухудшение условий кредитования |
средняя |
Сокращение финансирования хозяйствующими субъектами мероприятий по модернизации и инновационному развитию |
Коммерческие риски | ||
Риски ошибок при выборе стратегических партнеров и поставщиков комплектующих и материалов |
средняя |
Сокращение объёмов выпуска продукции |
Социальные риски | ||
Дефицит высококвалифицированных кадров |
средняя |
Снижение темпов развития предприятий |
Инновационные риски | ||
Недофинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
средняя |
Сдерживание разработки и внедрения технологий, а также выведения новых продуктов на рынок |
Политические риски | ||
Изменение государственной политики, проводимой федеральными органами власти |
низкая |
Перераспределение приоритетов государственной поддержки предприятий |
В целях минимизации рисков при реализации программных мероприятий предусматривается проведение регулярного анализа результатов реализации подпрограммы, корректировки мероприятий подпрограммы, в том числе по объёмам финансирования, по результатам проведенного мониторинга и анализа, а также применение мер по координации деятельности участников подпрограммы, таких как правовое регулирование, проведение совещаний, согласительные процедуры, методическое сопровождение.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 5 октября 2017 г. N 381-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.