Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 21.03.2018 N 108-П
Подпрограмма
"Содействие в поиске работы незанятым инвалидам, нуждающимся в трудоустройстве, и сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве"
Паспорт
подпрограммы "Содействие в поиске работы незанятым инвалидам, нуждающимся в трудоустройстве, и сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основной целью государственной политики в области обеспечения занятости инвалидов является создание условий для реализации потенциала инвалидов на рынке труда путем содействия их трудоустройству, а также заинтересованности работодателей в решении этой проблемы.
В результате реализации в 2013 году мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в рамках отраслевой целевой программы "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Астраханской области на 2013 год", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 11.02.2013 N 26-П, оборудовано 65 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В 2014 году содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места осуществлялось в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2014-2018 годы" и перспективу до 2023 года и внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 08.05.2013 N 231-Пр", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 15.08.2013 N 308-П.
Наличие подпрограммы являлось критерием получения субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Ситуация с занятостью лиц с ограниченными возможностями остается напряженной:
- доля инвалидов, признанных в установленном порядке безработными, в числе инвалидов, ищущих работу, превышает долю признанных безработными всех граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы;
- уровень трудоустройства этой категории населения ниже, чем уровень трудоустройства всех категорий ищущих работу в среднем по Астраханской области.
При этом сохраняются основные проблемы рынка труда Астраханской области:
неравномерность социально-экономического развития города Астрахани и муниципальных образований Астраханской области;
низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности;
сезонный характер работ в муниципальных образованиях Астраханской области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
Существует территориальный и профессионально-квалификационный дисбаланс рынка труда, нестабильная финансово-экономическая ситуация на отдельных предприятиях и в организациях. В таких условиях, а также при высвобождении значительного числа квалифицированных работников и возросшей конкуренции на рынке труда проблема трудоустройства категорий населения, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, еще больше обостряется.
По сравнению с гражданами, не имеющими ограничений к трудовой деятельности, трудоустройство инвалидов осложнено тем, что для них нередко необходимо создание особых условий и режима труда.
В настоящее время Правительством Российской Федерации перед субъектами поставлена задача по персонифицированному учету потребностей нуждающихся в трудоустройстве инвалидов и, в первую очередь, сопровождение при трудоустройстве инвалидов молодого возраста.
В Астраханской области по состоянию на начало 2017 года численность населения составила 1018,9 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте - 571,8 тыс. человек или 56,1%. По данным выборочных обследований рабочей силы, проводимых Росстатом, в среднем за III квартал 2017 года численность занятого населения в регионе составила 496,3 тыс. человек, численность безработных граждан - 38,4 тыс. человек.
По состоянию на начало ноября 2017 года в Астраханской области проживает 17,1 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них 3,3 тыс. инвалидов работающих, уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет 19,3%.
В регионе ведется целенаправленная работа по обеспечению занятости инвалидов трудоспособного возраста. Инвалиды входят в число граждан, трудоустройство которых затруднено в силу объективных факторов, вызванных ограниченными возможностями здоровья, наличием противопоказаний к выполнению определенных видов труда, отсутствием адаптированных для инвалидов рабочих мест.
Особую группу среди инвалидов трудоспособного возраста составляют инвалиды в возрасте от 18 до 44 лет (далее - молодые инвалиды), имеющие высокую мотивацию к трудоустройству, но испытывающие трудности в поиске работы в связи с отсутствием востребованной на рынке труда профессии (специальности) и (или) опыта работы, что в значительной степени снижает их конкурентоспособность на рынке труда Астраханской области.
В 2017 году в службу занятости населения Астраханской области за содействием в трудоустройстве обратилось 815 инвалидов, в том числе 384 молодых инвалида. Трудоустроено 309 человек (37,9%), в их числе 159 молодых инвалидов (41,4% от числа обратившихся инвалидов данной категории).
Положение на рынке труда в 2017 году характеризуется снижением на 25% численности молодых инвалидов, обратившихся в службу занятости населения Астраханской области за содействием в трудоустройстве, более чем на 21% снизилась численность ранее не работавших граждан данной категории, на 35% - имеющих длительный (более 1 года) перерыв в работе.
Профессионально-квалификационный состав молодых инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, характеризуется следующими показателями:
- ранее работавшие по рабочей профессии - 52%, в том числе по профессиям: продавец - консультант, сборщик корпусов металлических судов, уборщик производственных и служебных помещений, подсобный рабочий, дворник, охранник, повар, машинист насосных установок, рыбак прибрежного лова, оператор котельной, продавец непродовольственных товаров и др.;
- ранее работавшие на должности служащего - 28%, в том числе по профессиям: медицинская сестра, кассир, экономист, юрисконсульт, системный администратор, менеджер, переводчик, педагог дополнительного образования, режиссер, диспетчер, бухгалтер и др.;
- ранее не работали - 20% от числа обратившихся;
- численность молодых инвалидов, имеющих длительный (более одного года) перерыв в работе, составила 126 человек (36%).
Высшее образование имеют 67 человек (17%), среднее профессиональное образование (включая начальное профессиональное) 147 человек (38%), не имеют профессионального образования около 45% молодых инвалидов, обратившихся в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве.
В 2017 году в органы службы занятости населения региона обратилось 10 выпускников профессиональных образовательных организаций высшего и профессионального образования из категории молодых инвалидов, в том числе 3 выпускника организаций высшего образования и 7 - профессиональных образовательных организаций.
Содействие занятости молодых инвалидов организуется с учетом особенностей положения молодых инвалидов на рынке труда и проблем, связанных с реализацией их профессионального потенциала, основными из которых являются:
низкая конкурентоспособность молодых инвалидов в связи с отсутствием опыта работы либо несоответствием профессии (специальности), востребованной на рынке труда;
недостаточная мотивация к трудоустройству и информированность о возможностях реализации своего трудового потенциала на территориальных рынках труда;
недостаточное количество рабочих мест, подходящих для трудоустройства молодых инвалидов с учетом рекомендованных условий труда и видов деятельности, в том числе выделяемых работодателями в счет квоты для приема на работу инвалидов;
незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов и др.
Решению проблем занятости молодых инвалидов будет способствовать дальнейшее совершенствование модели инициативной деятельности органов службы занятости населения по представлению инвалидам государственных услуг в сфере содействия занятости в рамках мероприятий по сопровождаемому содействию трудоустройству нуждающихся в нем инвалидов.
Основной целью сопровождаемого трудоустройства является оптимизация процесса социальной адаптации на рынке труда нуждающихся в трудоустройстве молодых инвалидов, ускорение их профессиональной адаптации (в том числе после окончания образовательной организации) и обеспечение их стабильной занятости.
Исходя из анализа текущей ситуации на региональном рынке труда, прогноза ее развития в сфере содействия занятости молодых инвалидов, актуальности решения задач по повышению уровня занятости молодых инвалидов в приоритетные направления деятельности органов службы занятости населения в 2018 и последующих годах выделяются:
1. Реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности молодых инвалидов на рынке труда посредством:
расширения сферы доступности профориентационных услуг для подготовки к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии, оказания содействия в выборе сферы деятельности, профессии (специальности) с учетом состояния здоровья;
организации психологической поддержки, социальной адаптации на рынке труда безработных граждан, имеющих инвалидность, в целях повышения мотивации к трудоустройству, преодоления имеющихся рентных установок, выработки активной позиции на рынке труда, снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации;
координации работы и развития партнерских отношений:
с органами социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы по расширению для инвалидов круга профессий для обучения и трудоустройства в соответствии с развитием рынка труда и индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;
с организациями профессионального образования по открытию новых направлений для обучения молодых инвалидов, по внедрению современных образовательных программ и технологий обучения, ориентированных на получение уровня квалификации, адекватного потребностям рынка труда и возможности инвалида;
с кадровыми службами организаций по мониторингу трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах инвалидов после завершения обучения;
с работодателями по участию в развитии института наставничества, содействию в закреплении за инвалидами, завершившими обучение, наставников с целью приобретения необходимых навыков трудовой деятельности.
2. Обеспечение условий для повышения уровня трудоустройства молодых инвалидов, в том числе выпускников образовательных организаций профессионального и высшего образования, расширение возможности реализации трудового потенциала молодых инвалидов с учетом уровня профессиональной подготовки и рекомендованных условий труда и видов деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида.
Организация деятельности по данному направлению предусматривает стимулирование увеличения числа и качества рабочих мест, пригодных для трудоустройства молодых инвалидов, и обеспечивается:
развитием механизма прогнозирования, мониторинга и информационного обеспечения реализации мероприятий по сопровождению молодых инвалидов при трудоустройстве, обеспечением доступности для инвалидов информационных ресурсов в сфере занятости населения;
организацией межведомственного взаимодействия органов службы занятости, органов исполнительной власти региона и органами местного самоуправления по мониторингу численности инвалидов трудоспособного возраста, работающих в региональных государственных бюджетных и автономных учреждениях, и организации трудоустройства инвалидов на вакантные рабочие места в подведомственных учреждениях в приоритетном порядке;
осуществлением контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с Законом Астраханской области от 27.12.2004 N 70/2004-ОЗ "Об установлении работодателям квоты для приема на работу инвалидов";
реализацией мер, стимулирующих работодателей к трудоустройству инвалидов на рабочие места, в том числе предоставление субсидии на возмещение затрат работодателей на оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест;
повышением доступности и качества предоставления молодым инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения, предусмотренных законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, а также организация сопровождения молодых инвалидов при трудоустройстве предполагают осуществление мероприятий, реализуемых программным методом, в соответствии со сроками, источниками финансирования, требующих координации деятельности всех основных исполнителей подпрограммы.
2. Цель, задачи и показатели эффективности достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Основные цель и задачи подпрограммы определяются основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда, которая предусматривает создание условий для обеспечения и повышения эффективности занятости населения, в том числе категорий, испытывающих трудности в поиске работы, в числе которых инвалиды.
Основной целью подпрограммы является содействие занятости инвалидов и создание условий для повышения эффективности профессиональной реабилитации и уровня трудоустройства молодых инвалидов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение трудовой занятости инвалидов;
- обеспечение качества и доступности государственных услуг молодым инвалидам по сопровождению при содействии занятости;
- повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности молодых инвалидов на региональном рынке труда.
Реализация подпрограммы позволит:
- обеспечить уровень трудоустройства инвалидов к 2023 году до 40%;
- сдержать напряженность на рынке труда граждан с ограниченными возможностями к 2023 году не более 0,4 чел. на 1 вакансию;
- обеспечить долю трудоустроенных инвалидов молодого возраста от числа молодых инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы, к 2023 году до 45,0%;
- обеспечить долю молодых инвалидов, которым оказано содействие в профессиональном самоопределении с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности и потребностей рынка труда, в общем числе молодых инвалидов, обратившихся в центры занятости населения, не менее 90%.
3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источниками финансирования подпрограммы являются средства бюджета Астраханской области и субсидия из федерального бюджета на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Общий объем финансирования подпрограммы составит 12846,8 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 5179,2 тыс. рублей;
средства бюджета Астраханской области - 7667,6 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий подпрограммы по годам
(тыс. рублей) | ||||||||
Источник финансирования подпрограммы |
Объем финансирования |
|||||||
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021-2023 годы |
|
Бюджет Астраханской области |
7667,6 |
272,6 |
0 |
635,0 |
1760,0 |
1000,0 |
1000,0 |
3000,0 |
Федеральный бюджет |
5179,2 |
5179,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
Бюджеты муниципальных образований |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
Итого |
12846,8 |
5451,8 |
0 |
635,0 |
1760,0 |
1000,0 |
1000,0 |
3000,0 |
<< Приложение N 6 |
Приложение >> N 8 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 21 марта 2018 г. N 108-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.