В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Астраханской области в 2018-2020 годах внести в распоряжение Правительства Астраханской области от 11.10.2017 N 446-Пр "О долговой политике Астраханской области на 2018-2020 годы" следующие изменения:
1. Преамбулу распоряжения изложить в новой редакции:
"В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год", от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и в целях обеспечения эффективного управления государственным внутренним долгом Астраханской области в 2018-2020 годах:".
2. В долговой политике Астраханской области на 2018-2020 годы, утвержденной распоряжением:
- раздел 2 изложить в новой редакции:
"2. Характеристики показателей долга Астраханской области
В 2014 году объем долга Астраханской области впервые превысил установленную бюджетным законодательством Российской Федерации предельную норму - 100 процентов от доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.01.2015 долг Астраханской области составил 24,6 млрд рублей, долговая нагрузка бюджета Астраханской области достигла кризисного значения - 100,8 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. По состоянию на 01.01.2016 долг Астраханской области увеличен до 26,1 млрд рублей или 111,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. Долг Астраханской области на 01.01.2017 составлял 29499,5 млн рублей или 135,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.01.2018 долг Астраханской области составил 27756,9 млн рублей или 97,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.
В соответствии с дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью 25.12.2017 (далее - соглашения о реструктуризации) и утвержденными Законом Астраханской области от 21.02.2018 N 9/2018-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительных соглашений", Астраханской области надлежит обеспечить следующие параметры исполнения бюджета Астраханской области:
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Соотношение общего объема долга Астраханской области к собственным доходам, в % |
98,0 |
94,0 |
86,0 |
74,0 |
64,0 |
55,0 |
45,0 |
Соотношение объема долга Астраханской области по рыночным долговым обязательствам к собственным доходам, в % |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
45,0 |
46,0 |
45,0 |
45,0 |
Объем дефицита бюджета Астраханской области, в % |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Кроме того, Астраханская область приняла на себя обязательства ежегодно, в течение 14 рабочих дней после утверждения бюджета Астраханской области, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из Закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области" с указанием суммы средств, направляемых на погашение задолженности по бюджетным кредитам, а также обеспечить ежегодное снижение объема долга не менее чем на 2 процента в относительном выражении.
Структура долга Астраханской области в 2016-2017 годах и на среднесрочную перспективу до 2020 года:
млн рублей | ||||||
Вид долгового обязательства |
Период |
|||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Рыночные долговые обязательства |
14 900,0 |
12 539,5 |
11 400,4 |
11 461,3 |
12 283,0 |
|
Бюджетные кредиты из федерального бюджета |
14 599,5 |
15 217,4 |
14 456,5 |
13 695,6 |
12 173,9 |
|
Итого: |
29 499,5 |
27 756,9 |
25 856,9 |
25 156,9 |
24 456,9 |
Рост объема долга Астраханской области до 2017 года был обусловлен необходимостью исполнения расходных обязательств Астраханской области в условиях резкого снижения налоговых поступлений в бюджет Астраханской области. В связи с этим даже при неизменном объеме долга Астраханской области в условиях сокращения налоговых и неналоговых доходов относительная величина долга Астраханской области увеличивалась.
Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями налогового законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ) утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в бюджет Российской Федерации.
Кроме того, Законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие с 01.01.2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья, в результате чего бюджет Астраханской области недополучил за период 2014-2016 годов порядка 5000,0 млн рублей.
В связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" "налогового манёвра" в нефтегазовом секторе произошел рост налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, в результате чего снизилась налоговая база по налогу на прибыль организаций нефте- и газодобывающих компаний.
Для компенсации выпадающих доходов Астраханская область вынуждена была осуществлять заимствования, которые повлекли увеличение долга Астраханской области.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2015 года составили 2132,9 млн рублей или 6,5 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В 2016 году расходы на обслуживание долга Астраханской области составили 1860,3 млн рублей или 6,4 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций. По итогам исполнения бюджета Астраханской области за 2017 год расходы на обслуживание долга Астраханской области составили 1791 млн рублей или 6,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Значительный рост расходов на обслуживание долга Астраханской области вызван изменением структуры долга Астраханской области - уменьшением задолженности перед федеральным бюджетом с одновременным ростом на аналогичную сумму кредитов кредитных организаций. Вынужденное рефинансирование обусловлено возвратом в 2017 году в федеральный бюджет бюджетных кредитов.
В целях сокращения расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа с банками-кредиторами путем направления обращений с предложением о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам.
По итогам 2017 года средневзвешенная ставка снижена с 11,76 процента годовых (с начала года) до 8,99 процента годовых на 01.01.2018. Бюджетный эффект от проведения указанных мероприятий, с учетом досрочного погашения долговых обязательств с наиболее высокой процентной ставкой, составил 407,8 млн рублей.
С целью реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом субъектов Российской Федерации от 07.10.2017 N Пр-2048, а также во исполнение подпункта "е" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" Астраханской области необходимо обеспечить привлечение в бюджет Астраханской области кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Кроме того, с целью равномерного распределения погашения долга Астраханской области по времени вновь привлекаемые рыночные долговые обязательства осуществляются на срок от 2 до 5 лет:
млн рублей | |||||||||
Срок |
2017 год |
Прогноз 2018 |
Прогноз 2019 |
Прогноз 2020 |
|||||
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
||
1 год |
0,0 |
0,0 |
1 000,0 |
8,8 |
900,0 |
7,9 |
800,0 |
6,5 |
|
2 года |
3 339,5 |
26,6 |
1 000,4 |
8,8 |
1 161,3 |
10,1 |
2 083,0 |
17,0 |
|
3 года |
9 200,0 |
73,4 |
3 400,0 |
29,8 |
3 400,0 |
29,7 |
3 400,0 |
27,7 |
|
5 лет |
0,0 |
0,0 |
6 000,0 |
52,6 |
6 000,0 |
52,3 |
6 000,0 |
48,8 |
|
Итого: |
12 539,5 |
100 |
11 400,4 |
100 |
11 461,3 |
100 |
12 283,0 |
100 |
По состоянию на 01.01.2018 в структуре долга Астраханской области доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области составила 54,8 процента, на аналогичную дату 2016 года - 49,5 процента.
Исходя из консервативного сценария развития событий (отказ федерального бюджета от предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов), а также в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области будет снижаться.
Исходя из параметров соглашений о реструктуризации, Астраханская область обязана ежегодно погашать реструктуризированную задолженность, в том числе: в 2018 и 2019 годах по 760,9 млн рублей или по 5 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2020 - 1521,7 млн рублей или 10 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2021-2024 годах по 3043,5 млн рублей или по 20 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018.
Учитывая значительный объем бюджетных кредитов, подлежащих погашению в 2018-2024 годах, Астраханской области необходимо будет рефинансировать бюджетные кредиты кредитами кредитных организаций, что приведет к росту рыночных долговых обязательств и соответственно к расходам на обслуживание долга Астраханской области.
В целях сохранения устойчивости бюджетной системы Астраханской области и обеспечения сбалансированности бюджета Астраханской области, сокращения долговой нагрузки на бюджет Астраханской области на территории Астраханской области реализуются мероприятия программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Астраханской области (далее - программа).
Реализация программы позволит оздоровить государственные финансы Астраханской области, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов.
По итогам реализации программы в 2016 году бюджетный эффект от мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета Астраханской области составил 2 169,1 млн рублей, в 2017 году - 304,7 млн рублей. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации программы: в 2018 году - 1 243,6 млн рублей, в 2019 году - 658,5 млн рублей, в 2020 году - 669,1 млн рублей.";
- абзац третий раздела 3 изложить в новой редакции:
"- планомерное сокращение величины государственного долга Астраханской области и доведение объема долга до экономически безопасного уровня - 50% от собственных доходов бюджета Астраханской области;".
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 17 мая 2018 г. N 244-Пр "О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 11.10.2017 N 446-Пр"
Текст распоряжения опубликован в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 24 мая 2018 г. N 20