Распоряжение Правительства Астраханской области от 25 сентября 2018 г. N 505-Пр
"О долговой политике Астраханской области на 2019-2021 годы"
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год", от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и в целях обеспечения эффективного управления государственным внутренним долгом Астраханской области в 2019-2021 годах:
1. Утвердить прилагаемую долговую политику Астраханской области на 2019-2021 годы (далее - долговая политика).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться основными направлениями долговой политики.
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Вице-губернатор - председатель |
Р.Д. Султанов |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Астраханской области
от 25.09.2018 N 505-Пр
Долговая политика
Астраханской области на 2019-2021 годы
1. Общие положения
Под долговой политикой Астраханской области понимается стратегия управления государственными заимствованиями Астраханской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Астраханской области, снижение его объема до минимального уровня, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Астраханской области.
Долговая политика Астраханской области на 2019-2021 годы (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики Астраханской области.
Долговая политика определяет основные направления деятельности по управлению государственным долгом Астраханской области (далее - долг Астраханской области) и направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области, полноты и своевременности исполнения бюджетных обязательств Астраханской области путем привлечения финансовых ресурсов на благоприятных условиях.
2. Характеристика показателей долга Астраханской области
В 2014 году объем долга Астраханской области впервые превысил установленную бюджетным законодательством Российской Федерации предельную норму - 100 процентов от доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.01.2015 долг Астраханской области составил 24,6 млрд рублей, долговая нагрузка бюджета Астраханской области достигла кризисного значения - 100,8 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. По состоянию на 01.01.2016 долг Астраханской области составил 26,1 млрд рублей или 111,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. Долг Астраханской области на 01.01.2017 составлял 29,5 млрд рублей или 135,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.01.2018 долг Астраханской области составил 27,8 млрд рублей или 97,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.
Ожидаемый объем долга Астраханской области по итогам исполнения 2018 года - 24,9 млрд рублей или 90,0 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
В соответствии с дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью 25.12.2017 (далее - соглашения о реструктуризации) и утвержденными Законом Астраханской области от 21.02.2018 N 9/2018-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительных соглашений", Астраханской области надлежит обеспечить следующие параметры исполнения бюджета Астраханской области:
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Соотношение общего объема долга Астраханской области к собственным доходам, в % |
98,0 |
94,0 |
86,0 |
74,0 |
64,0 |
55,0 |
45,0 |
Соотношение объема долга Астраханской области по рыночным долговым обязательствам к собственным доходам, в % |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
45,0 |
46,0 |
45,0 |
45,0 |
Объем дефицита бюджета Астраханской области, в % |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Кроме того, Астраханская область приняла на себя обязательства ежегодно, в течение 14 рабочих дней после утверждения бюджета Астраханской области, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из Закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области" с указанием суммы средств, направляемых на погашение задолженности по бюджетным кредитам, а также обеспечить ежегодное снижение объема долга не менее чем на 2 процента в относительном выражении.
Структура долга Астраханской области в 2017-2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года:
млн рублей | ||||||
Вид долгового обязательства |
Период |
|||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
Рыночные долговые обязательства |
12 539,5 |
10 400,4 |
10 578,6 |
10 565,8 |
12 072,3 |
|
Бюджетные кредиты из федерального бюджета |
15 217,4 |
14 456,5 |
13 695,6 |
12 173,9 |
9 130,5 |
|
Итого: |
27 756,9 |
24 856,9 |
24 274,3 |
22 739,7 |
21 202,7 |
|
Соотношение общего объема долга к собственным доходам, в % |
97,4 |
90,0 |
82,3 |
73,4 |
65,1 |
|
Соотношение рыночных долговых обязательств к собственным доходам, в % |
44,0 |
37,6 |
35,9 |
34,1 |
37,1 |
Рост объема долга Астраханской области до 2017 года был обусловлен необходимостью исполнения расходных обязательств Астраханской области в условиях резкого снижения налоговых поступлений в бюджет Астраханской области. В связи с этим даже при неизменном объеме долга Астраханской области в условиях сокращения налоговых и неналоговых доходов относительная величина долга Астраханской области увеличивалась.
Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями налогового законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ) утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в бюджет Российской Федерации.
Кроме того, Законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие с 01.01.2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья, в результате чего бюджет Астраханской области недополучил за период 2014-2016 годов порядка 5000,0 млн рублей.
В связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" "налогового манёвра" в нефтегазовом секторе произошел рост налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, в результате чего снизилась налоговая база по налогу на прибыль организаций нефте- и газодобывающих компаний.
Для компенсации выпадающих доходов Астраханская область вынуждена была осуществлять заимствования, которые повлекли увеличение долга Астраханской области.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2015 года составили 2132,9 млн рублей или 6,5 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В 2016 году расходы на обслуживание долга Астраханской области составили 1860,3 млн рублей или 6,4 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций. По итогам исполнения бюджета Астраханской области за 2017 год расходы на обслуживание долга Астраханской области составили 1791 млн рублей или 6,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Исходя из прогноза процентной ставки по действующим и вновь привлекаемым кредитам кредитных организаций, а также объема долга Астраханской области расходы на обслуживание долга по итогам 2018 года составят 1000 млн рублей или 2,8 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Значительное снижение расходов на обслуживание долга Астраханской области вызвано изменением структуры долга Астраханской области, увеличением по итогам 2017 года задолженности перед федеральным бюджетом с одновременным снижением задолженности по кредитам кредитных организаций. Кроме того, резкое снижение расходов на обслуживание долга в 2018 году по сравнению с 2017 годом обусловлено исполнением в 2017 году бюджета Астраханской области с профицитом в объеме 2073,7 млн рублей, что позволило направить на погашение долга 1742,5 млн рублей.
В целях сокращения расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа с банками-кредиторами путем направления обращений с предложением о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам.
По итогам 2017 года средневзвешенная ставка снижена с 11,76 процента годовых (с начала года) до 8,99 процента годовых на 01.01.2018. В первом полугодии 2018 года средневзвешенная процентная ставка по рыночным заимствованиям составляет 8,21 процента годовых (ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1 процент).
Указанные мероприятия по сокращению стоимости кредитных ресурсов проводятся с целью реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом субъектов Российской Федерации от 07.10.2017 N Пр-2048, а также во исполнение подпункта "е" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "подпункта "е" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденный постановлением"
Кроме того, с целью равномерного распределения погашения долга Астраханской области по времени вновь привлекаемые рыночные долговые обязательства осуществляются на срок от 2 до 5 лет:
млн рублей | |||||||||
Срок |
Прогноз 2018 |
Прогноз 2019 |
Прогноз 2020 |
Прогноз 2021 |
|||||
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
||
1 год |
1 000,0 |
9,6 |
900,0 |
8,5 |
682,8 |
6,4 |
350,1 |
2,9 |
|
2 года |
2 000,4 |
19,2 |
1 578,6 |
14,9 |
1 783,0 |
16,9 |
1 700,0 |
14,1 |
|
3 года |
4 400,0 |
42,4 |
3 400,0 |
32,2 |
3 400,0 |
32,2 |
4 022,2 |
33,3 |
|
5 лет |
3 000,0 |
28,8 |
4 700,0 |
44,4 |
4 700,0 |
44,5 |
6 000,0 |
49,7 |
|
Итого: |
10 400,4 |
100,0 |
10 578,6 |
100,0 |
10 565,8 |
100,0 |
12 072,3 |
100,0 |
По состоянию на 01.01.2018 в структуре долга Астраханской области доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области составила 54,8 процента, на аналогичную дату 2016 года - 49,5 процента.
По итогам исполнения бюджета Астраханской области в 2018 году в структуре долга Астраханской области доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области составит 55,9 процента.
Исходя из параметров соглашений о реструктуризации, Астраханская область обязана ежегодно погашать реструктуризированную задолженность, в том числе: в 2018 и 2019 годах по 760,9 млн рублей или по 5 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2020 году - 1521,7 млн рублей или 10 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2021-2024 годах по 3043,5 млн рублей или по 20 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018.
Учитывая значительный объем бюджетных кредитов, подлежащих погашению в 2021-2024 годах, Астраханской области необходимо будет рефинансировать бюджетные кредиты кредитами кредитных организаций, что приведет к росту рыночных долговых обязательств и соответственно к расходам на обслуживание долга Астраханской области.
В целях сохранения устойчивости бюджетной системы Астраханской области и обеспечения сбалансированности бюджета Астраханской области, сокращения долговой нагрузки на бюджет Астраханской области на территории Астраханской области реализуются мероприятия по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018-2021 годы (далее - мероприятия).
Реализация мероприятий позволит оздоровить государственные финансы Астраханской области, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов.
По итогам реализации мероприятий в 2016 году бюджетный эффект от мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета Астраханской области составил 2169,1 млн рублей, в 2017 году - 304,7 млн рублей. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации мероприятий: в 2018 году - 2686,5 млн рублей, в 2019 году - 839,9 млн рублей, в 2020 году - 669,1 млн рублей, в 2021 году - 739,0 млн рублей.
3. Цели долговой политики Астраханской области
Реализация долговой политики осуществляется в соответствии со следующими целями:
- доведение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области до уровня менее 50 процентов от суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений;
- оптимизация структуры долга Астраханской области в целях минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение исполнения своевременно и в полном объеме бюджетных обязательств Астраханской области;
- сохранение умеренной величины долга Астраханской области, обеспечивающей экономическую безопасность Астраханской области;
- повышение прозрачности управления долгом Астраханской области и доступности информации о государственном долге Астраханской области.
4. Задачи долговой политики Астраханской области
Задачами долговой политики являются:
- отказ от принятия новых расходных обязательств Астраханской области, не обеспеченных источниками их гарантированного исполнения (доходами);
- сохранение репутации Астраханской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства;
- обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Астраханской области;
- прозрачность управления долгом Астраханской области;
- минимизация стоимости обслуживания долга Астраханской области;
- равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области во времени;
- мобилизация средств с целью погашения долга Астраханской области и сокращения его объема;
- обеспечение сокращения доли рыночных долговых обязательств Астраханской области.
5. Мероприятия по реализации долговой политики Астраханской области
Основными мероприятиями по управлению долгом Астраханской области являются:
- управление рисками, связанными с осуществлением заимствований Астраханской области;
- своевременное исполнение долговых обязательств Астраханской области;
- привлечение долговых обязательств Астраханской области исключительно в целях рефинансирования накопленной задолженности Астраханской области;
- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Астраханской области:
- корректировка сроков осуществления заимствований Астраханской области;
- сокращение объема заимствований Астраханской области с учетом результатов исполнения бюджета Астраханской области;
- использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств бюджета Астраханской области;
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета Астраханской области, на досрочное погашение долговых обязательств Астраханской области;
- оптимизация структуры долга Астраханской области в целях минимизации стоимости его обслуживания путем осуществления эмиссии ценных бумаг Астраханской области в 2019 году;
- введение моратория на предоставление государственных гарантий Астраханской области до 01.01.2022.
6. Ожидаемые результаты долговой политики Астраханской области
Реализация предусмотренных настоящей долговой политикой мер позволит:
- планомерно сокращать долг Астраханской области с целью доведения его объема к 2024 году до уровня не более 45 процентов от суммы доходов бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений;
- поддерживать объем расходов на обслуживание долга Астраханской области на уровне, не превышающем 5 процентов расходов бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- сохранить финансовую устойчивость бюджета Астраханской области;
- диверсифицировать объем долга Астраханской области в сторону увеличения долгосрочных обязательств (свыше 5 лет);
- оптимизировать структуру и объем долга Астраханской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;
- обеспечить доступность информации о долге Астраханской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 25 сентября 2018 г. N 505-Пр "О долговой политике Астраханской области на 2019-2021 годы"
Текст распоряжения опубликован в издании "Сборник Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 11 октября 2018 г. N 40
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Астраханской области от 19 декабря 2019 г. N 534-Пр