Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года основными задачами определяет сохранение и развитие человеческого капитала.
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
Общее и среднее профессиональное образование в Астраханской области в достаточной степени доступно на территории региона. Вместе с тем для отдельных муниципальных образований и групп обучающихся существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Прежде всего это актуально для отдаленных населенных пунктов и поселений, имеющих слаборазвитую транспортную сеть, определяемую ландшафтными особенностями дельтовой и степной зон региона.
В системе образования Астраханской области создана и функционирует собственная локальная сеть доступа к сети "Интернет", все государственные и муниципальные образовательные организации подключены к сети по VPN-каналам, во всех функционирует зона свободного доступа к сети "Интернет" по технологии Wi-Fi, доступ к сети предоставляется на скорости от 10 до 100 Мб/с. Существенно улучшилось обеспечение образовательного процесса современным информационно-технологическим оборудованием. Соотношение количества обучающихся на один компьютер достигло значения "7:1". Созданные за последние годы условия позволяют широко использовать в обучающей практике технологии, связанные с медиасферой, использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приоритетным направлением развития региональной системы образования является ориентир на еще более активное внедрение и использование информационных технологий. В регионе успешно функционирует школьный технопарк, в котором апробируются уникальные методики и проекты по направлениям "Робототехника", "Цифровое производство и быстрое прототипирование", "Микроэлектроника", "Информационные технологии", "Цифровое телевидение". Внедряется сетевое взаимодействие между образовательными организациями и технопарком.
Обеспечение информационной безопасности является еще одной комплексной задачей, решение которой строится в первую очередь на необходимости установления пределов реализации информационных прав обучающихся.
В регионе создана единая образовательная локальная сеть доступа к информационным ресурсам с единой точкой входа, расположенной на территории города Астрахани, обеспеченной охраной и соответствующим режимом доступа к серверным системам. Узел управления сетью обеспечен системой защиты информации, резервной системой энергопитания, резервными линиями связи с пропускной способностью в 1 Гб.
В систему включены все образовательные организации Астраханской области. Построены оптоволоконные линии связи до 120 организаций, организованы радиоканалы до 180 организаций. Общая протяженность новых построенных линий - более 150 км. Во всех образовательных организациях обеспечено 100-процентное покрытие беспроводным доступом к единой информационной сети и, соответственно, к сети "Интернет".
Запущен резервный узел для обеспечения бесперебойной работы системы видеоконференций, в настоящее время к системе видео-конференц-связи подключено порядка 2000-2500 точек. Часть используемых каналов зарезервирована только под систему видеоконференций.
Учитывая степень влияния сетевых сообществ, обучающимся предоставлена альтернатива: во всех общеобразовательных организациях внедрена закрытая образовательно-социальная сеть "Дневник.ру", регистрация пользователей в которой строго регламентирована.
Несмотря на значительное продвижение в области информатизации регионального образовательного пространства, существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного и комплексного разрешения.
Выделение средств на улучшение материально-технической базы образовательных организаций, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях, однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Неравенство доступа обучающихся к современным условиям обучения, возможности обучаться по вариативным программам и модулям в сетевом формате с использованием дистанционных форм создает атмосферу социального неравенства и угрозу единому образовательному пространству. Региональная система образования пока еще слабо реагирует на изменения, происходящие в глобальном информационном пространстве, и традиционно мало внимания уделяется процессам информального образования, при том, что в ряде образовательных организаций пройдена граница информационной готовности и начата работа в зоне информационной интенсивности, сохраняется достаточно много образовательных организаций с очень низкой информационно-коммуникационной культурой. Это обстоятельство также отрицательно влияет на широкое внедрение информационных технологий в сферу управления образовательными организациями и на интенсивность информационного обмена между участниками образовательных отношений.
Так, проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной информационной среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения в связи с нарастанием новых рисков, связанных с распространением информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания, опасной для обучающихся, и требующих новых форм организации мероприятий по их минимизации.
Обеспечение должного уровня информационной компьютерной безопасности усложняется специфичностью этого направления и отсутствием необходимого объема знаний и навыков у руководителей образовательных организаций и отсутствием квалифицированных системных администраторов.
Обеспечение информационной безопасности также связано с большим объемом денежных средств, которые требуются для технического обеспечения информационной защиты (специальное оборудование, программное обеспечение, лицензирование рабочих мест, сертификация средств защиты информации и т.п.).
Существующие различия между муниципальными образованиями Астраханской области по уровню обеспечения психофизической безопасности обучающихся требуют разработки и задействования механизмов выравнивания в сочетании с мерами стимулирования развития и усиления организационно-управленческого потенциала, основанного на цифровых технологиях.
Основополагающими принципами в этой сфере должны стать системность и комплексность мероприятий, направленных как на обновление и модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, так и на разработку и задействование новых механизмов управления и организации образовательного процесса, построенных с применением цифровых технологий. Одним из ведущих факторов в связи с этим становится обучение и переподготовка управленческого и педагогического персонала.
Основным механизмом решения проблем в сфере цифровизации образования Астраханской области должна стать реализация долгосрочного проекта по осуществлению комплекса мероприятий по внедрению в образовательных организациях, в первую очередь реализующих программы общего и среднего профессионального образования, целевой модели цифровой образовательной среды.
Статистические данные
по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Количество педагогических работников общеобразовательных организаций |
чел. |
8049 |
9494 |
9429 |
Из них количество учителей |
чел. |
7120 |
6948 |
7012 |
Количество педагогических работников дополнительного образования детей |
чел. |
1691 |
1490 |
1317 |
Количество педагогических работников СПО |
чел. |
1558 |
1554 |
1544 |
Количество руководителей общеобразовательных организаций |
чел. |
301 |
275 |
268 |
Количество руководителей учреждений ДОП |
чел. |
78 |
63 |
59 |
Количество руководителей учреждений СПО |
чел. |
18 |
15 |
15 |
Количество обучающихся в общеобразовательных организациях |
чел. |
110106 |
113708 |
119098 |
Количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях |
чел. |
20217 |
23694 |
24479 |
Информация
о повышении квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" (далее - мероприятия)
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Количество сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций |
чел. |
9926 |
11338 |
11256 |
Количество сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
чел. |
5633 |
5093 |
4430 |
Модели
цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации мероприятий
В соответствии с результатами аналитических исследований, которые регулярно проводятся в сфере образования Астраханской области и в течение ряда лет, выявлен ряд проблем, препятствующих широкому внедрению цифровых технологий в организацию образовательного пространства, влияющих как на наполняемость современными технологиями процесса обучения, так и на эффективность применяемых управленческих механизмов. Значительное влияние эти проблемы оказывают на интенсивность информационного обмена между участниками образовательных отношений. Для минимизации и последующего исключения этих проблем представляется целесообразным комплексное их решение.
Таким решением могла бы стать модель цифровой образовательной среды. Для ее реализации необходим ряд последовательных действий, включающих создание регионального правового регулятора (формирование нормативного правового пространства, основанного на разработке и задействовании новых организационных механизмов), формирование единой региональной "цифровой" политики в сфере образования, создание центра управления по поэтапному внедрению новых элементов цифровизации в сферу образования, создание каналов обмена информацией в части управления образованием на всех уровнях, приведение материально-технической базы в информационной сфере в соответствие с современными требованиями, систематическое обучение и переобучение административного, педагогического и вспомогательного персонала, создание условий и задействование механизмов, способствующих интенсификации информационного обмена между участниками образовательных отношений.
Целевая модель цифровой образовательной среды на региональном уровне в идеальном формате должна быть построена на федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. В то же время в период формирования и становления на начальном этапе в целях реализации модели в органах управления образованием и в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования возможно использование типовых информационных решений.
1. На уровне органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, с помощью использования механизмов цифровизации управления создать новые и модернизировать имеющиеся платформы сбора, хранения, систематизации аналитических материалов о результатах деятельности образовательных систем, осуществлять контроль качества, эффективно использовать системы управления базами данных для оценки эффективности функционирования систем, выстраивать прогнозы для принятия управленческих решений.
2. На уровне управления образовательной организацией повсеместно внедрить электронный документооборот, полностью перевести бухгалтерский учет на электронную платформу, перевести отчетность в электронный режим, исключить из практики управления (кроме регламентируемых законодательством) документы на бумажных носителях, обеспечить создание массивных баз данных (посещаемость занятий и успеваемость обучающихся, сведения о состоянии здоровья обучающихся, формирование статистических баз данных и т.п.).
3. На уровне управления образовательным процессом использовать готовые решения для составления отчетной документации и расписания занятий, фиксации академической успешности и ведения электронного портфолио всех обучающихся путем интеграции в действующую в регионе платформу "Дневник.ру".
4. В области содержания образовательного процесса шире использовать внешние вспомогательные ресурсы, положительно зарекомендовавшие себя в образовательной практике в регионе (обучающие платформы "ГлобалЛаб", "Учи.ру" и др.), а также выстроить единую региональную платформу для обеспечения эффективного сетевого взаимодействия образовательных организаций и расширения списка реализуемых дополнительных образовательных программ посредством онлайн-обучения.
5. В области формирования информационно-коммуникационных компетенций обучающихся создать безопасную информационную среду общения.
6. В области выстраивания парадигмы активного взаимодействия всех участников образовательных отношений формировать механизмы предоставления возможности родительскому сообществу стать активными участниками образовательного процесса, позволяющему им осуществлять контроль посещаемости и качества получаемого их детьми образования, участвовать в процедуре независимой оценки качества образования, быть активными участниками профессиональных сообществ и сообществ по интересам.
Таким образом, внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в системе образования Астраханской области позволит улучшить административное управление системами образования на всех уровнях, образовательными организациями, обеспечить эффективное наполнение содержанием образования, окажет содействие в формировании информационно-коммуникационных компетенций обучающихся, обеспечит более успешное выстраивание интеркоммуникации участников образовательных отношений.
В целом этот результат может быть определен как формирование единого цифрового пространства в системе образования Астраханской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.