Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 29.10.2018 N 578-Пр
Концепция
поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
Получение лицами с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.
Вместе с тем, как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это в свою очередь требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения, острая востребованность которой в настоящее время очевидна.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации оказывается помощь, в том числе в профориентации и получении профессии (статья 42).
Отсутствие современного оборудования в трудовых мастерских коррекционных школ затрудняет выбор и дальнейшее профессиональное определение на рынке труда детей, имеющих ОВЗ.
Также отсутствует возможность подготовиться и принять участие в конкурсах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс", которые могли бы обеспечить эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ОВЗ к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в общество.
Коррекционные школы Астраханской области, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ, имеют достаточно богатый опыт создания на базе своих учреждений адаптивной образовательной среды, включающей допрофессиональную подготовку обучающихся, позволяющей выпускникам из числа детей с ОВЗ менее болезненно войти в социум. В учреждениях функционируют профильные мастерские, имеются собственные методические разработки, включая авторские программы по трудовому обучению, специальные классы для детей и подростков с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности, специально оборудованные для этой категории детей-инвалидов мастерские для трудового обучения.
Анализ работы государственных общеобразовательных организаций Астраханской области, реализующих адаптированные основные образовательные программы, показал, что все педагогические коллективы работают над созданием коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие компенсаторных механизмов у каждого воспитанника с ОВЗ, способствующих социальной интеграции подростка в современное общество.
Важнейшей составляющей организации данного пространства рассматривается профессионально-трудовое направление, предусматривающее:
переориентацию в профессионально-трудовой подготовке воспитанников с учетом региональных условий;
обучение учащихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им продолжить обучение после окончания школы.
Разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики:
- во-первых, профориентация обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека - право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда;
- во-вторых, профориентация может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону.
В связи с этим первостепенная роль в решении задач профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и социализации детей с проблемами в развитии принадлежит трудовому обучению.
Наш опыт показывает, что трудовая подготовка обучающихся образовательной организации, в которых воспитываются и обучаются дети с ОВЗ, дети-инвалиды, должна осуществляться на основе следующих принципов:
учет индивидуальных особенностей обучающегося;
создание ситуации успеха, эмоциональная поддержка обучающегося;
развитие творческих способностей, креативности учащихся;
согласованность участников в достижении единого конечного результата;
прикладной характер.
Трудовая подготовка детей в школах-интернатах идет по следующим направлениям:
столярное дело;
швейное дело;
штукатурно-малярное дело;
растениеводство;
подготовка к работе младшим обслуживающим персоналом;
слесарное дело;
полиграфия.
Особую обеспокоенность вызывает отсутствие современного специального материально-технического обеспечения образовательного, коррекционного и реабилитационного процессов в коррекционных школах при достаточной укомплектованности квалифицированными кадрами, имеющими специальное дефектологическое образование или соответствующую профессиональную переподготовку, в учреждениях отсутствует необходимое оборудование: диагностические комплексы, логопедические тренажеры, коррекционно-развивающие средства.
Настоящая концепция поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - концепция) разработана с целью создания полноценной современной образовательной среды, позволяющей обеспечить освоение обучающимися с инвалидностью и ОВЗ базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
В качестве ключевых задач рассматриваются:
- создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий путем приобретения современного оборудования для трудовых мастерских в целях реализации предметной области "Технология", внедрения программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по актуально востребованным на рынке труда профессиям, а также создания коррекционно-развивающей среды, способствующей активизации компенсаторных функций и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание нового образовательного пространства, предусматривающего оригинальные дизайн-решения, позволяющие максимально использовать коррекционный потенциал образовательной среды;
- повышение квалификации и переподготовка специалистов для реализации новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий.
Ожидаемые результаты:
- максимальное использование развивающего потенциала образовательного пространства, обеспечивающего необходимый уровень чувствительности к особенностям развития каждого ребенка;
- создание необходимой материально-технической базы в организациях Астраханской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- повышение инновационной активности и профессионального мастерства педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
В результате победы в конкурсном отборе на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья планируется создать на базе коррекционных школ площадки профессиональной ориентации, оснащенные современным оборудованием, для обеспечения высокого уровня внедрения программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по актуально востребованным на рынке труда профессиям, в том числе на базе детского технопарка "Кванториум".
На развитие инфраструктуры коррекционных школ потребуется 61,2 млн рублей, в том числе средства консолидированного бюджета Астраханской области в размере 1,84 млн рублей.
В рамках развития инфраструктуры коррекционных школ планируется:
проведение мероприятий по приведению помещений школ в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и другими требованиями, проведение капитальных работ, в том числе ремонта;
повышение квалификации и переподготовка специалистов для реализации новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения по предметной области "Технология" с учетом обновления инфраструктуры;
обновление материально-технической базы для образовательного процесса, включая закупку: оборудования для кабинетов психолога, дефектолога, логопеда (рабочее место специалиста (компьютер, принтер), диагностические комплексы, коррекционно-развивающие и дидактические средства); оборудования для компьютерного класса; оборудования для спортивного зала и лечебной физкультуры; оборудования для учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков.
Поддержка реализации программ развития общеобразовательных организаций, основанная на конкурсном отборе, позволит:
- качественно повысить уровень профессиональной мотивации управленческих команд общеобразовательных организаций;
- реализовать мероприятия по обновлению материально-технической базы;
- создать условия для эффективной реализации обновленных образовательных программ, в т.ч. по формированию технологических и гуманитарных навыков;
- создать модель единого образовательного пространства по трудовой подготовке и профессиональной ориентации "Школа-СПО", учитывающую оснащение оборудованием с учетом количества и типов нозологии.
В организационную структуру мероприятий будут включены следующие компоненты: материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение в свою очередь включает оснащение базы практик - мастерских и лабораторий - специализированным учебным оборудованием.
Учебно-методическое обеспечение включает программы профессиональной диагностики, программы профессионального консультирования, программы профориентационной работы, программы предпрофильного обучения, рабочие программы по трудовому обучению с учетом региональных особенностей.
Учебно-методическое обеспечение, разработанное с учетом специфических особенностей психического развития, образовательных потребностей обучающихся различных нозологических групп, позволит повысить эффективность проводимых мероприятий с лицами с инвалидностью и ОВЗ.
1.1. На территории Астраханской области восемь государственных общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в том числе три из них находятся за пределами областного центра, в муниципальных образованиях "Харабалинский район", "Енотаевский район" и "Камызякский район". Вышеуказанными коррекционными школами реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, имеющих в том числе сочетанные нарушения. Общее количество обучающихся составляет 1126 человек. Данные по сети представлены в таблице:
1.2. В вышеуказанных образовательных организациях общее количество педагогов составляет 326 человек. Представленные ниже данные отражают укомплектованность коррекционных школ региона педагогическими кадрами:
N п/п |
Наименование общеобразовательной организации |
Общее количество педагогов |
Количество специалистов, привлекаемых к исполнению мероприятий |
Образование |
Повышение квалификации привлекаемых к исполнению мероприятий, дата |
1 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Школа-интернат N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
70 |
12 |
5 педагогов имеют высшее образование, в том числе 3 педагога - дефектологическое |
2016-2018 |
2 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N 5" |
52 |
12 |
7 педагогов имеют высшее педагогическое и дефектологическое образование |
2017-2018 |
3 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Школа-интернат N 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
76 |
8 |
Высшее педагогическое и дефектологическое образование |
2015-2018 |
4 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
38 |
8 |
Высшее педагогическое и дефектологическое образование |
2015-2018 |
5 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N 6" |
23 |
7 |
Высшее педагогическое и дефектологическое образование |
2015-2018 |
6 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Енотаевская общеобразовательная школа-интернат" |
18 |
7 |
3 педагога имеют высшее педагогическое образование |
2017 |
7 |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Харабалинская общеобразовательная школа-интернат" |
25 |
8 |
3 педагога имеют высшее педагогическое образование |
2015-2017 |
8 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Травинская школа-интернат" |
24 |
8 |
Высшее педагогическое и дефектологическое образование |
2015-2018 |
Итого |
326 |
70 |
|
|
2. Опыт Астраханской области в реализации федеральных и международных проектов в области образования
В целях привлечения в 2018 году средств из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Астраханская область приняла участие в конкурсном отборе на получение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. По результатам конкурса Астраханской области из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 306-р, а также на основании соглашения от 13.06.2018 N 074-17-2018-052, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Астраханской области, были выделены иные межбюджетные трансферты на реализацию вышеуказанных мероприятий в сумме 511 305,7 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 217 099,3 тыс. рублей;
2019 год - 294 206,4 тыс. рублей.
Данное мероприятие направлено на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 02.12.2017 N Пр-2440 и позволит создать в период с 2018 по 2019 год 1090 дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
В Астраханской области с 2014 года реализуется мероприятие "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642. В 2017 году в рамках заключенного соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Астраханской области от 19.02.2017 N 074-08-339 о предоставлении из федерального бюджета бюджету Астраханской области субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом муниципальным образованиям Астраханской области предоставлена субсидия на общую сумму 20884300,0 рубля. Получателями субсидии являлись следующие муниципальные образования Астраханской области: Ахтубинский район, Енотаевский район, Икрянинский район, Камызякский район, Красноярский район, Наримановский район, Приволжский район, Харабалинский район, Черноярский район. Таким образом, в 2017 году в 14 образовательных организациях, участвовавших в государственной программе "Развитие образования Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П, по созданию условий для занятия физической культурой и спортом, были отремонтированы спортивные залы, проведены капитальные работы по созданию открытых плоскостных площадок и их оснащению спортивным оборудованием.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено соглашение от 09.02.2018 N 074-08-2018-170 на предоставление субсидии в размере 8 744 000,00 рублей на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.
Средства субсидии направлены на ремонт спортивных залов, развитие школьных спортивных клубов и оснащение спортивным инвентарем, а также оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений в Икрянинском, Красноярском, Харабалинском, Камызякском, Енотаевском, Лиманском районах Астраханской области.
В целях проведения работы по решению проблем, связанных с формированием универсальной безбарьерной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и организацией инклюзивной формы образования, с 2015 года ведется целенаправленная работа с муниципальными образованиями, заключаются соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Астраханской области о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с условиями предоставления субсидии на мероприятие по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, заключено Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Астраханской области от 15.02.2017 N 149-08-072 о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в размере 17456100,00 рубля. В вышеуказанном мероприятии принимали участие 3 муниципалитета ("Город Астрахань", "Икрянинский район", "Приволжский район") и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.