Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в создании аккредитационного центра системы образования и сети центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" при софинансировании из средств бюджета Российской Федерации.
Проблематика и предполагаемые результаты.
Общее образование в Астраханской области доступно на территории региона в достаточной степени. Вместе с тем для отдельных муниципальных образований и групп обучающихся существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. В значительной степени это связано с географической отдаленностью отдельных населенных пунктов, имеющих слаборазвитую транспортную сеть, что связано с ландшафтными особенностями дельтовой и степной зон региона.
В результате реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта "Образование", регионального комплексного проекта модернизации образования, мероприятий национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации региональной системы общего образования произведена масштабная оптимизация сети общеобразовательных организаций.
Выделение средств на улучшение материально-технической базы, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях.
Созданные за последние годы условия позволяют использовать в обучающей практике технологии, связанные с медиасферой. Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием.
В настоящее время увеличивается количество педагогов, выбирающих для себя необходимость участия в системе непрерывного образования, все большее значение приобретает в их сознании принцип "образование через всю жизнь", вытесняя привычный принцип "образование на всю жизнь". Педагогический состав образовательных организаций регулярно пополняется молодыми кадрами.
Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось, неравенство доступа обучающихся к современным условиям обучения, отсутствие возможности обучаться по вариативным программам и модулям создает атмосферу социального неравенства и угрозу единому образовательному пространству.
Эта проблема воспринимается как профессиональным сообществом, так и социумом и требует более активных действий, направленных на преодоление негативных тенденций.
Для успешного развития системы общего образования в регионе необходимо создание специальных ресурсов, в первую очередь кадровых, которые смогли бы обеспечить более эффективное психологическое и социально-педагогическое сопровождение.
При анализе контингента педагогических работников системы общего образования ярко выделяется гендерный и возрастной дисбаланс. Несмотря на применяемые усилия, доля учителей пенсионного возраста составляет 15%, доля педагогов-мужчин - 10%, доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 17%. Выпускники организаций высшего и среднего профессионального образования неохотно идут работать в школу. А придя в нее, они не выдерживают психологических нагрузок и уходят задолго до профессионального становления.
Педагоги в своем большинстве не обучены навыку анализа проблем, которые имеются в образовательном процессе, а уж тем более они не в состоянии проводить рефлексию своей профессиональной деятельности.
Недостаточно высокая заработная плата, высокий возрастной ценз, нестабильная ситуация в российском образовании снижают степень мотивации учителя на повышение профессиональной квалификации.
Колоссальный информационный поток и доступ к коммуникационным источникам сегодня дает педагогам возможность для повышения своего теоретического уровня, но это не в состоянии обеспечить им личностный компетентностный рост.
Чтобы сформировать готовность к реализации системно-деятельностного подхода, краеугольного камня федерального государственного образовательного стандарта, педагог нуждается не в теории, а в возможности ощутить этот подход в процессе собственного обучения.
Проводимые социологические исследования в течение ряда лет показывают, что наряду с неудовлетворенностью форматом предоставления услуг дополнительного профессионального образования значительная часть педагогов приходит в институты повышения квалификации исключительно для получения удостоверения, при этом даже не скрывают этого.
В настоящее время системы подготовки педагогов и повышения их профессиональной компетентности не дают желаемого эффекта. Возникло противоречие между увеличением объема и остроты затруднений в работе педагога и руководителей структурных подразделений и значительным отставанием методических служб всех уровней в снятии существующих противоречий и решении возникающих проблем.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и школ. Необходима не только целостная система модернизации методической работы, но и ее ориентация на специфику инноваций.
Перестроить действующую систему повышения квалификации необходимо, поскольку традиционная академичность обеспечивает только формализм процесса обучения педагога.
Для формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов необходимо решить организационно-финансовые вопросы перехода на новые модели реализации программ повышения квалификации, на модернизацию системы методических служб, активно использующих дистанционные формы обучения.
В качестве монополиста на региональном рынке услуг поствузовского педагогического образования выступает государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования", что в основном и определяет сохранение архаичных форм организации повышения квалификации педагогов и оставляет неизменным содержание образовательных программ.
В системе повышения квалификации по-прежнему используется метод трансляции знаний, хотя учитель может получать их и самостоятельно. Содержанием курсов повышения квалификации до сих пор не стал процесс формирования компетенций по разработке проекта индивидуальной профессиональной деятельности. Такой метод повышения квалификации мог бы стать симбиозом процесса индивидуального развития педагога и тьюторского сопровождения со стороны тех, кто уже овладел таким мастерством.
Очевидно, что институт повышения квалификации в сегодняшнем формате не будет успешным в выполнении роли тьютора. Для этого нужны принципиально новые информационные и методологические ресурсы, а также принципиально новый организационный механизм.
Только методологическая компетентность может дать педагогу возможность разрабатывать и проектировать свою индивидуальную профессиональную траекторию. При этом немаловажным представляется задействование механизма внешней независимой оценки профессионального уровня педагога.
Критерием оценки профессиональной компетентности, которую как педагог, так и руководитель образовательной организации должны постоянно обновлять и совершенствовать, должны стать степень умения ставить цели, решать конкретные педагогические и управленческие задачи, степень владения способами обработки и систематизации информации, умение аккумулировать опыт других, сравнивать, обобщать и систематизировать, устанавливать межпредметные связи, находить решения познавательных проблем, ценить собственные результаты деятельности, анализировать деятельность других, высказывать оценочные суждения.
Одним из инструментов решения проблем общего образования, связанных с кадровым потенциалом системы, могло бы стать создание государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области, представляющих собой центры непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования (далее - центры профмастерства).
С точки зрения протяженности Астраханской области с юга на север (около 600 км) и сложной логистики в дельтовой зоне целесообразным представляется организация на территории региона трех центров профмастерства, что обеспечит территориальную доступность и создаст ситуацию конкуренции.
Создание центров профмастерства могло бы стать инновационным подходом к организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Центры профмастерства по сути представляют собой динамичные методические системы, призванные обеспечивать адекватное реагирование и адаптацию педагога к изменяющимся условиям.
Аргументом в пользу создания таких центров могло бы служить также и то, что в условиях современного учреждения дополнительного профессионального образования наиболее результативной является методич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.