Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 04.06.2019 N 264-Пр
Концепция
государственной национальной политики в Астраханской области
1. Общие положения
Концепция государственной национальной политики в Астраханской области (далее - концепция) представляет собой систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в сфере межнациональных (межэтнических) отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области, определяет механизм и основные направления реализации государственной национальной политики в Астраханской области.
Основой государственной национальной политики в Астраханской области являются приоритеты, цели, принципы и задачи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция учитывает национальные традиции народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, задачи комплексного развития Астраханской области, региональные особенности экономической, политической и социально-культурной жизни.
Объектом государственной национальной политики в Астраханской области является сфера межнациональных (межэтнических) отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области.
Концепция разработана для обеспечения интересов общества и гражданина, интересов Российской Федерации и Астраханской области, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Она направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава и иных нормативных правовых актов Астраханской области, на опыте межнационального (межэтнического) взаимодействия жителей региона.
Концепция разработана с учетом федеральных и региональных актов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения национальной безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, политики в области образования и культуры, других актов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.
Реализация концепции должна способствовать:
- укреплению духовной общности граждан России;
- сохранению культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- защите прав национальных меньшинств;
- поддержке соотечественников, проживающих на приграничных территориях иностранных государств, содействию в развитии их связей с Астраханской областью и другими регионами России;
- взаимодействию и соблюдению единых подходов к решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных (межэтнических) отношений исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, политическими, общественными и религиозными объединениями;
- профилактике конфликтов, экстремизма и сепаратизма на национальной и религиозной почве.
2. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Астраханской области
Астраханская область представляет собой приграничный регион России с изменяющимся этноконфессиональным составом жителей. По итогам переписи 2010 года отмечены представители 147 национальностей.
За прошедшие десятилетия существенно изменилось соотношение представленных в регионе этнических общностей. Численность ряда укорененных в регионе национальностей, таких как русские, татары, калмыки, сократилась. При этом значительно увеличилась численность лиц, этнических групп, прибывающих из регионов Юга России и из-за рубежа.
В силу географического положения через Астраханскую область проходит один из крупнейших каналов транзита иностранных граждан в Россию. Вместе с миграционным потоком, трудовой иммиграцией отмечены такие нежелательные для российского общества явления, как нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков, проникновение носителей крайних религиозных и политических взглядов. Иммиграция также привела к существенному росту нагрузки на социальную инфраструктуру региона.
Отмечены сложности адаптации иностранных граждан к российским условиям, а также интеграции граждан России из других регионов в местный социум.
Активизация внутренних и трансграничных миграционных процессов, национально-культурного возрождения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, сопровождалась использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для распространения идеологии религиозной и национальной нетерпимости, а также сепаратистских призывов.
В Астраханской области были отмечены попытки использовать националистический потенциал в ходе избирательных кампаний, намерения поднять настроения националистического характера с бытового на политический уровень.
Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.
В течение ряда десятилетий наряду с ростом интереса и приобщения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, к традиционным религиям наблюдался численный рост членов конфессий и деноминаций и увеличение их количества. В том числе появились и нетрадиционные вероисповедания для народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области. Была отмечена активность групп крайних религиозных взглядов, деструктивной, антисоциальной направленности.
Сложные процессы протекают в конфессиях традиционных религий. Проявилось и углубилось разделение отдельных религиозных общин по этническим признакам, обрядовой практике и религиозным идеологиям.
В Астраханской области выросло количество национально-культурных общественных объединений. При этом у части активистов ряда национально-культурных общественных объединений не всегда приоритетными являлись общероссийские ценности.
Реализация концепции способствует укреплению общероссийской гражданской идентичности, межнационального согласия, культуры и традиций народов России в регионе. Получила развитие система взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и структур гражданского общества по реализации целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В результате принятых и реализованных мер национальной политики удалось повысить степень удовлетворенности жителей Астраханской области состоянием межнациональных (межэтнических) отношений, не допустить массовых нарушений прав граждан по языковому, религиозному или этническому признаку, противодействовать распространению сепаратистских и крайних националистических настроений.
В Астраханской области созданы условия и реализуется комплекс мер по укреплению общероссийского гражданского самосознания и духовной общности жителей региона на основе сохранения русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию, единого культурного (цивилизационного) кода и уникального культурного многообразия и духовного единства народов России, проживающих на территории Астраханской области, исторической преемственности опыта поколений.
Приняты существенные меры по поддержке деятельности национально-культурных общественных объединений, созданию дополнительных гарантий прав граждан и этнических общностей в сферах образования и развития национальных языков. Оказывается содействие религиозным объединениям в восстановлении, строительстве и сохранении объектов религиозного назначения различных конфессий.
Необходимо отметить растущую координацию и объем работы, выполняемой исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, учреждениями культуры Астраханской области, образовательными организациями Астраханской области, общественными и религиозными объединениями граждан по решению задач государственной национальной политики в регионе, профилактике антисоциальных явлений.
Важными инструментами государственной национальной политики в Астраханской области стали принятие и реализация государственных программ в сфере культуры, образования, социальной поддержки населения, профилактики правонарушений, реализация на территории Астраханской области общероссийских акций просветительской и патриотической направленности, развитие молодежного добровольческого движения.
3. Задачи и основные направления государственной национальной политики в Астраханской области
3.1. Задачами государственной национальной политики в Астраханской области являются:
- обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
- обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
- содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;
- формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
- совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
- использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области.
3.2. Основными направлениями государственной национальной политики в Астраханской области являются:
- в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области:
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей в Астраханской области;
совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;
совершенствование системы обучения в образовательных организациях Астраханской области в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
включение в образовательные программы общеобразовательных организаций Астраханской области образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей;
- в сфере обеспечения реализации конституционных прав граждан в Астраханской области:
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва государственной гражданской службы Астраханской области и муниципальной службы Астраханской области;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;
принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и организациями своей деятельности;
- в сфере укрепления гражданского единства народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области:
сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, значимых исторических событий, послуживших основанием учреждения государственных праздников и памятных дат;
предупреждение попыток фальсификации истории России;
сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений на территории Астраханской области;
популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области культуры;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта;
организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев и городов воинской славы;
совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
государственная поддержка и популяризация научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Астраханской области:
распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество на территории Астраханской области;
противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций в Астраханской области;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов в избирательном процессе;
учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Астраханской области, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах;
- в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Астраханской области:
учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития муниципальных образований Астраханской области;
формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни в Астраханской области;
содействие развитию народных промыслов и ремесел;
обеспечение доступа граждан к социальному и иным видам обслуживания в отдаленных и труднодоступных местностях;
разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных программ Астраханской области и муниципальных программ муниципальных образований Астраханской области в сфере реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
- в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, а также языков народов Российской Федерации на территории Астраханской области:
создание оптимальных условий для использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций, а также для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих в Астраханской области;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации, проживающих в Астраханской области;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество:
недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных граждан в Астраханской области, устранение способствующих этому условий;
повышение роли институтов гражданского общества Астраханской области в социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, содействие участию институтов гражданского общества Астраханской области в деятельности многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и иные услуги;
- в сфере совершенствования государственного управления;
повышение эффективности системы координации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области при реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия;
установление ответственности руководителей и должностных лиц исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности в Астраханской области;
создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики в Астраханской области;
совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Астраханской области;
совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области в сфере государственной национальной политики в Астраханской области;
обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы, центров национальной культуры народов Российской Федерации, проживающих в Астраханской области, этнопарков, этнодеревень, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Астраханской области;
- в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики в Астраханской области:
привлечение Общественной палаты Астраханской области к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики в Астраханской области;
участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при исполнительных органах государственной власти Астраханской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Астраханской области и их интеграции в российское общество;
использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
обеспечение открытости источников финансирования проектов, направленных на реализацию государственной национальной политики в Астраханской области, разрабатываемых институтами гражданского общества;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики в Астраханской области;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий и иных этнокультурных объединений, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
- в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики в Астраханской области:
привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы государственной национальной политики в Астраханской области, к реализации целей и задач настоящей концепции, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;
создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики в Астраханской области;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
- в сфере развития международного сотрудничества:
содействие формированию положительного имиджа Астраханской области за рубежом как субъекта Российской Федерации, гарантирующего удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) граждан;
обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных оказать влияние на состояние межнациональных (межэтнических) отношений на территории Астраханской области;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с учреждениями культуры Астраханской области, образовательными организациями Астраханской области и национально-культурными общественными объединениями в Астраханской области;
использование механизмов приграничного сотрудничества в целях обеспечения условий для этнокультурного развития населения и социально-экономического сотрудничества Астраханской области с партнерами по Каспийскому морю;
реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
использование ресурса общественной дипломатии посредством вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами Российской Федерации, проживающими на территории Астраханской области.
4. Механизмы реализации государственной национальной политики в Астраханской области
Эффективность реализации государственной национальной политики в Астраханской области обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер.
Реализация концепции осуществляется Правительством Астраханской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Правительство Астраханской области утверждает план мероприятий по реализации настоящей концепции (далее - план мероприятий).
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по исполнению плана мероприятий обеспечивает администрация Губернатора Астраханской области.
План мероприятий и государственные программы Астраханской области являются основным инструментом реализации концепции. На муниципальном уровне инструментом реализации концепции являются муниципальные планы мероприятий и муниципальные программы.
Вопросы реализации государственной национальной политики в Астраханской области могут рассматриваться на заседаниях Правительства Астраханской области, этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области и экспертного совета при руководителе администрации Губернатора Астраханской области по вопросам внутренней политики с участием представителей Общественной палаты Астраханской области, совещательных и консультативных органов при Губернаторе Астраханской области, экспертов.
В ходе реализации концепции этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области вправе вносить Губернатору Астраханской области предложения по реализации концепции.
Реализация концепции может осуществляться также путем заключения межрегиональных соглашений, принятия нормативных правовых актов Астраханской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Информационная и аналитическая поддержка реализации концепции осуществляется путем привлечения информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Астраханской области, их подведомственных учреждений, а также заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, их подведомственных учреждений и государственных научных организаций.
Правительство Астраханской области утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в регионе, эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по реализации задач государственной национальной политики в Астраханской области.
Администрация Губернатора Астраханской области представляет Губернатору Астраханской области и Правительству Астраханской области ежегодный доклад о реализации концепции, составленный с учетом докладов глав муниципальных районов и городских округов Астраханской области.
Корректировка концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Астраханской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 4 июня 2019 г. N 264-Пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.