Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
Приоритетным направлением развития региональной системы образования является ориентир на активное внедрение и использование информационных технологий. Астраханская область стала участником реализации проекта по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях федерального проекта "Цифровая образовательная среда". В 2019 году в реализации мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды принимают участие 16 общеобразовательных организаций региона.
В настоящий момент в Астраханской области организована достаточная инфраструктура, способствующая цифровой трансформации региональной системы образования, создана и функционирует собственная локальная сеть доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), все государственные и муниципальные образовательные организации подключены к сети по VPN-каналам, во всех функционирует зона свободного доступа к сети "Интернет" по технологии Wi-Fi, доступ к сети предоставляется на скорости от 10 до 100 Мб/с. Существенно улучшилось обеспечение образовательного процесса современным информационно-технологическим оборудованием. Созданные за последние годы условия позволяют широко использовать в обучающей практике технологии, связанные с медиасферой, использованием сети "Интернет".
В регионе успешно функционирует школьный технопарк, центр цифрового образования детей "IT-куб", детский технопарк "Кванториум". Активно внедряется сетевое взаимодействие между данными организациями и образовательными организациями региона.
Обеспечение информационной безопасности является еще одной комплексной задачей, решение которой строится в первую очередь на необходимости установления пределов реализации информационных прав обучающихся.
В регионе создана единая образовательная локальная сеть доступа к информационным ресурсам с единой точкой входа, расположенной на территории города Астрахани, обеспеченной охраной и соответствующим режимом доступа к серверным системам. Узел управления сетью обеспечен системой защиты информации, резервной системой энергопитания, резервными линиями связи с пропускной способностью в 1 Гб.
В систему включены все образовательные организации Астраханской области. Построены оптоволоконные линии связи до 120 организаций, организованы радиоканалы до 180 организаций. Общая протяженность новых построенных линий - более 150 км. Во всех образовательных организациях обеспечено 100-процентное покрытие беспроводным доступом к единой информационной сети и, соответственно, к сети "Интернет". Запущен резервный узел для обеспечения бесперебойной работы системы видеоконференций, в настоящее время к системе видео-конференц-связи подключено порядка 2000-2500 точек. Часть используемых каналов зарезервирована только под систему видеоконференций.
Кроме того, в 2014 году в Астраханской области утверждена Концепция развития дистанционного образования. В рамках реализации региональной концепции дистанционного образования в регионе проводится работа, направленная на создание условий для использования дистанционных форм обучения в организациях, реализующих программы общего образования. Положительный опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с использованием дистанционных технологий и реализация совместных с организациями среднего профессионального образования проектов по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках профильного и предпрофильного обучения позволили значительно повысить качество предоставляемых услуг и удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся. В общеобразовательных организациях накапливается практика применения технологий дистанционного обучения в очной (On-line обучение), очно-заочной (комбинированная форма дистанционного обучения) и заочной (Off-line обучение) формах в зависимости от потребностей и возможностей обучающегося и от объема предусмотренных обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.
Несмотря на достигнутые результаты, в регионе существует ряд проблем, связанных:
с неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях региона;
с необходимостью координации взаимодействия между образовательными организациями всех уровней в вопросах применения цифровых технологий в образовательной деятельности;
с недостаточностью применения цифровых технологий в сфере документооборота и цифровой экономики, связанной с отсутствием навыков работы с разными цифровыми продуктами, инертностью работников образования в освоении новых технологий, низким уровнем цифровой грамотности администрации и педагогов.
Таким образом, необходимость внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях региона вызвана:
отсутствием взаимодействия между профессиональными образовательными организациями региона в области цифрового образования, что приводит к снижению общей эффективности работы;
необходимостью формирования единого цифрового образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования;
неравномерностью развития цифровых образовательных технологий в образовательных организациях всех уровней;
необходимостью повышения уровня цифровой грамотности администрации, сотрудников и педагогических работников образовательных организаций всех уровней.
Основополагающими принципами в сфере цифровизации системы образования должны стать системность и комплексность мероприятий, направленных как на обновление и модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, так и на разработку и задействование новых механизмов управления и организации образовательного процесса, построенных с применением цифровых технологий. Одним из ведущих факторов в этой связи становится обучение и переподготовка управленческого и педагогического персонала.
Основным механизмом решения проблем в этой сфере образования Астраханской области должна стать реализация долгосрочного проекта по осуществлению комплекса мероприятий по внедрению в образовательных организациях, в первую очередь реализующих программы общего и среднего профессионального образования, целевой модели цифровой образовательной среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.