Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 26 мая 2016 г. N 469
Отчет
Главы муниципального образования городской округ город Тюмень - Председателя Тюменской городской Думы, Тюменской городской Думы о деятельности за 2015 год
Деятельность Тюменской городской Думы в 2015 году была направлена на совершенствование правотворческого процесса, повышение качества муниципальных правовых актов, принимаемых Думой, и контроль за их исполнением, за реализацией вопросов местного значения в интересах жителей города Тюмени.
Правотворческая деятельность
В соответствии с Регламентом Тюменской городской Думы, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 31.10.2013 N 19, Тюменская городская Дума осуществляла деятельность в соответствии с планом нормотворческой деятельности на 2015 год и планами работы ее постоянных комиссий. Подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению городской Думы, осуществлялись с участием должностных лиц органов местного самоуправления, прокуратуры города Тюмени, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, а также иных лиц.
Всего за отчетный период проведено 39 заседаний постоянных комиссий (из них 3 вне плана), на которых рассмотрено 223 вопроса, в том числе:
на заседаниях постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам - 35 вопросов (30 плановых и 5 внеплановых);
на заседаниях постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению - 73 вопроса (56 плановых и 17 внеплановых);
на заседаниях постоянной комиссии по экономической политике и жилищно-коммунальному хозяйству - 79 вопросов (63 плановых и 16 внеплановых);
на заседаниях постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям - 36 вопросов (29 плановых и 7 внеплановых).
Из 223 вопросов, рассмотренных на заседаниях постоянных комиссий, по 82 вопросам приняты решения постоянных комиссий, 141 вопрос (проекты решений) рекомендованы для внесения на рассмотрение Тюменской городской Думы.
В отчетном периоде субъекты правотворческой инициативы внесли на рассмотрение Тюменской городской Думы 164 вопроса (108 - в соответствии с планом нормотворческой деятельности, 56 - вне плана нормотворческой деятельности), которые были рассмотрены на 10 заседаниях Тюменской городской Думы (1 заседание проведено вне плана нормотворческой деятельности). При этом 63% решений Тюменской городской Думы внесены Главой Администрации города Тюмени, 21% - постоянными комиссиями Тюменской городской Думы, 12% - Председателем Тюменской городской Думы, 4% - иными субъектами правотворческой инициативы (рис. 1).
Рис. 1.
"Структура принятых решений Тюменской городской Думой в 2015 г."
В отношении 164 проектов муниципальных правовых актов принято 163 решения Тюменской городской Думы, из которых 104 решения (63%) имеют ненормативный характер и 59 решений (37%) - нормативный характер, по одному проекту - решение не принято.
Из 163 решений Тюменской городской Думы, принятых в отчетном периоде, большая часть направлена на решение вопросов контрольной деятельности органов местного самоуправления города Тюмени (22%), организации работы органов местного самоуправления города Тюмени (17%) и на регулирование вопросов местного значения в сфере экономической политики (15%) (рис. 2).
Рис. 2.
"Структура принятых решений Тюменской городской Думой по сферам правового регулирования в 2015 г."
В структуре муниципальных правовых актов Тюменской городской Думы, имеющих нормативный правовой характер, 35 актов предусматривали внесение изменений в действующие муниципальные правовые акты в связи с необходимостью приведения их в соответствие с изменившимся законодательством; 24 акта приняты в целях совершенствования правового регулирования, а также уточнения полномочий органов местного самоуправления.
В целом из 59 нормативных правовых актов Тюменской городской Думы, принятых в 2015 году, направлены на внесение изменений в действующие решения Тюменской городской Думы - 53; признание утратившими силу решений Тюменской городской Думы - 3; были приняты впервые - 3.
Отдельно следует отметить муниципальные правовые акты, представляющие наибольшее значение как для деятельности органов местного самоуправления, так и для жителей города.
Так, в 2015 году дважды менялся основной нормативный правовой акт муниципального образования - Устав города Тюмени. Внесение изменений в Устав обосновано не только необходимостью приведения его положений в соответствие с изменившимся федеральным и региональным законодательством в части уточнения вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, но и стремлением усовершенствовать правоприменительную практику отдельных положений Устава города.
К примеру, благодаря изменениям, внесенным в Устав города Тюмени в 2015 году, появилась возможность опубликовывать тексты муниципальных правовых актов в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" (www.tyumendoc.ru). Следует отметить, что инициатива по поиску вариантов сокращения средств местного бюджета, расходуемых на опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации, была озвучена депутатским корпусом еще пару лет назад, но для ее реализации потребовалось всесторонне изучить законодательство на предмет поиска подходящих вариантов решений этого вопроса. В результате такой вариант был найден и в 2015 году воплощен в жизнь посредством внесения изменений в Устав города Тюмени и учреждения средства массовой информации в виде сетевого издания. К настоящему времени сетевое издание успешно функционирует и активно используется органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов. По предварительным прогнозам использование сетевого издания в целях опубликования нормативных правовых актов, принимаемых как Тюменской городской Думой, так и Администрацией города Тюмени, позволит сэкономить более 17 млн рублей (в сравнении с суммой, выделенной на эти цели из средств местного бюджета для реализации полномочий по опубликованию муниципальных правовых актов в 2015 году).
В бюджетной сфере наиболее важным вопросом было рассмотрение проекта решения Тюменской городской Думы о бюджете города Тюмени на очередной финансовый год. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, бюджет города Тюмени, утвержденный на 2016 год, сохранил свою социальную направленность и льготы, ранее установленные для малообеспеченных, социально незащищенных слоев населения города.
Помимо этого, внимание депутатов уделялось и вопросу совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу. Так, с целью приведения положений муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством приняты: решение Тюменской городской Думы от 30.04.2015 N 293 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27.11.2014 N 223 "О бюджете города Тюмени на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", решение Тюменской городской Думы от 24.09.2015 N 350 "О внесении изменений в Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 22.02.2007 N 508", решение Тюменской городской Думы от 24.09.2015 N 349 "О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N 697".
В целях содействия организациям в осуществлении ими своей деятельности неоднократно вносились изменения в решение Тюменской городской Думы от 25.11.2010 N 563 "О Методике расчета платежей за пользование муниципальным имуществом", в решение Тюменской городской Думы от 27.12.2007 N 754 "О Положении об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени", в решение Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 786 "О Порядке передачи муниципального имущества города Тюмени в аренду, безвозмездное пользование". Изменения, внесенные в указанные нормативные правовые акты, направлены на уменьшение размера платы за арендуемое муниципальное имущество, совершенствование порядка передачи такого имущества в аренду, установление формы проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Тюмени, государственная собственность на которые не разграничена.
Для оптимальной территориальной организации нашего города в 2015 году внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, в части установления в некоторых территориальных зонах нового предельного максимального параметра разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства "максимальное количество надземных этажей", что в дальнейшем позволит при строительстве новых объектов предусматривать строительство подземных этажей, которые можно будет использовать для нужд жителей дома, в том числе посредством организации в таких помещениях дополнительных парковочных мест.
Необходимо отметить инициативы отдельных депутатов и фракций в Тюменской городской Думе, способствующие совершенствованию как муниципальных правовых актов, принимаемых Тюменской городской Думой, так и федерального и областного законодательства с целью решения вопросов, актуальных для горожан.
Так, депутат Селезнева А.М. приняла активное участие в разработке двух проектов решений Тюменской городской Думы, предусматривающих внесение изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 275, с целью упрощения процедуры создания территориальных общественных самоуправлений.
Депутаты Тулебаев М.К., Селезнева А.М., Морев С.Н. разработали проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на увеличение размера административного штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних граждан обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов.
Коллеги из фракции "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (депутаты Абукин Д.М. и Безбородов Ю.А.) внесли на рассмотрение проект решения Тюменской городской Думы "Об обращении к Тюменской областной Думе по вопросу внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", направленный на расширение круга лиц, у которых гражданский служащий и муниципальный служащий не могут находиться в непосредственном подчинении. Проект федерального закона, разработанный нашими депутатами, получил одобрение Правительства Тюменской области, большинства фракций в областном парламенте и экспертного совета Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Российской Федерации, вследствие чего был внесен в Государственную Думу, где в настоящее время проходит стадию подготовки к рассмотрению в первом чтении.
Депутаты фракции "ЛДПР" внесли в Тюменскую городскую Думу в порядке правотворческой инициативы проект решения "Об обращении к Тюменской областной Думе по вопросу внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым предлагалось внести для рассмотрения в Тюменскую областную Думу проект федерального закона, предусматривающий освобождение от финансовой нагрузки предпринимателя в начале реализации своей деятельности.
Как видно, за период полномочий депутатов Тюменской городской Думы VI созыва их активность в вопросах правотворчества существенно возросла и не только в разработке и рассмотрении решений Думы с целью приведения муниципальных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством, но и в целях поиска вариантов решений проблем, актуальных для населения. И в этом процессе поиска решений немаловажно то, что работа, начинаемая депутатами Тюменской городской Думы, не заканчивается на стадии обмена идеями и мнениями, а находит реальное воплощение в жизнь, причем не без прямого нашего с вами в этом участия!
Ярким тому примером является организация единого парковочного пространства в городе Тюмени, в ходе которой депутаты принимали активное участие на всех этапах реализации данного проекта. Следует отметить, что данная тема изначально была поднята депутатами Тюменской городской Думы, которые увидели не только проблемы, вызванные все возрастающим количеством транспорта, но и пути их решения. Для этого депутаты Безбородов Ю.А., Баранчук Ю.А., Еремеев Д.В., Морев С.Н., Осипов Д.А. и Чирков А.И. изучили опыт московских коллег в части организации единого парковочного пространства, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и качественного обслуживания населения общественным транспортом; депутаты Баранчук Ю.А., Осипов Д.А. и Чирков А.И. были включены в состав рабочей группы по вопросу подготовки и реализации проекта единого парковочного пространства в городе Тюмени, в ходе деятельности которой депутаты не только заслушивали информацию о реализации вопроса, но и были непосредственными участниками правотворческого процесса при разработке всех проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование обозначенной сферы. Совместно с Администрацией города Тюмени депутаты принимали участие в проведении круглых столов, встреч с представителями проектных и строительных организаций с целью изучения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности машино-местами на временных автостоянках, встречались с потенциальными инвесторами, выражавшими готовность участвовать в проекте, а также в иных мероприятиях, проводимых на всех этапах реализации проекта.
В результате совместной работы Тюменской городской Думы и Администрации города Тюмени с января этого года в тестовом бесплатном режиме начали функционировать первые парковки, размещенные на территории города в рамках проекта по организации единого парковочного пространства, - это плоскостная парковка на 184 места, размещенная на улице Первомайской, и парковка на улично-дорожных сетях на 28 мест, размещенная на улице Герцена (возле здания Администрации города Тюмени).
И вот буквально в марте этого года депутатами принято решение Тюменской городской Думы "Об утверждении Методики расчета платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) и определения максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами)", которое позволит запустить деятельность парковок города на платной основе. На сегодняшний день обе парковки успешно функционируют.
Хотелось бы отметить желание и умение депутатов не только инициировать проекты и сопровождать их в процессе реализации, но и комплексно подходить к решению вопросов, что говорит о профессионализме и неравнодушном отношении к людям, к выполнению своих депутатских обязанностей. Так, закрывая вопрос с парковочным пространством города Тюмени, депутаты не забыли о людях, которые живут в домах, стоящих вблизи мест, планируемых для организации платных парковок. Мы прекрасно понимали, что не все водители дисциплинированно будут парковаться в специально отведенном для этого месте, и дворы многоквартирных домов для таких людей станут местом бесплатной парковки. Потому надо было защитить собственников помещений в многоквартирных домах от засилья стороннего транспорта. Решением данной проблемы стало бы ограничение въезда транспортных средств во двор многоквартирного дома посредством размещения регулируемых шлагбаумов и иных подобных устройств. Вместе с тем, действующее на то время законодательство не позволяло эту идею реализовать, если земля не находилась в собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Потому вариант, который нашли депутаты Тюменской городской Думы, в своем роде уникален, поскольку тот способ решения, который был найден - использовать земельное законодательство с целью предоставления собственникам помещений возможности размещать шлагбаумы, даже если земля им не принадлежит, а двор используется двумя и более многоквартирными домами, - не был реализован еще ни в одном субъекте Российской Федерации.
Этот выход из сложившейся ситуации с тем, чтобы сохранить собственникам помещений комфортное проживание в своих домах вне зависимости от того, как будет развиваться в дальнейшем парковочная инфраструктура города Тюмени, наглядно показывает не только рост качества разрабатываемых Думой нормативных правовых актов, но и умение депутатов применять нестандартный подход к решению вопросов, имеющих большое значение для защиты прав жителей города. В результате действительно трудоемкой работы депутатами Баранчуком Ю.А., Безбородовым Ю.А., Еремеевым Д.В., Моревым С.Н., Осиповым Д.А. и Тулебаевым М.К. был разработан проект решения Тюменской городской Думы "О внесении изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81", который в ноябре прошлого года был принят на заседании Думы.
Конечно, без поддержки областных органов власти реализовать эту идею было бы невозможно, поскольку внесению изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени предшествовала совместная работа над постановлением Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которого учитывают предложения, внесенные Председателем Тюменской городской Думы Д.В. Еремеевым.
На этом участие Тюменской городской Думы в ограждении дворовых территорий не закончилось. Мы приняли решение о проведении пилотного проекта по правовому сопровождению городской Думой собственников помещений в многоквартирных домах по применению норм изменившегося законодательства, по решению вопросов с момента возникновения заинтересованности собственников в ограждении двора вплоть до размещения на въезде во двор ограждающих устройств.
В данном пилотном проекте были задействованы два больших двора, один из которых используется пятью многоквартирными домами, другой -тремя. К настоящему времени собственники помещений всех восьми домов провели общие собрания, в которых приняли участие более 70% от общего количества голосов в каждом многоквартирном доме, а решения принимались практически единогласно. В силу этого по обоим дворам необходимые документы были собраны и направлены в уполномоченный орган власти Тюменской области для получения разрешения на использование земли, государственная собственность на которую не разграничена. После получения разрешений на использование земли собственникам помещений останется только разместить шлагбаумы в согласованных ранее местах.
На сегодняшний день по результатам завершения пилотного проекта разработан пакет документов, включающий образцы документов, детальные пояснения по их заполнению, пошаговую инструкцию и иные методические материалы, связанные с ограждением двора. К настоящему времени эти документы размещены на сайте Тюменской городской Думы в разделе "АКТУАЛЬНО", созданном специально с тем, чтобы обеспечить населению поиск нужной информации наиболее легким способом. Такое консультационно-правовое сопровождение пилотного проекта позволит донести до жителей города простоту реализации новых возможностей, предоставленных горожанам депутатами, на основании опыта по ограждению, наработанного при непосредственном участии Тюменской городской Думы. Хотелось бы отметить, что в разделе "АКТУАЛЬНО" будут выкладываться образцы документов, которые достаточно будет распечатать, заполнить и применить на практике, следуя выложенным инструкциям (рекомендациям). Освещать планируется не только тему ограждения дворов, но и иные вопросы, которые было невозможно либо затруднительно самостоятельно решить и по которым Тюменской городской Думой были найдены варианты, позволяющие это сделать. Ознакомиться с вопросами, освещенными в разделе, и образцами документов возможно перейдя по ссылке: http://duma.tyumen-city.ru/content/aktualno/.
Считаю такой подход не совсем стандартным для представительного органа муниципального образования, который с момента осознания проблемности вопроса, не только реализует правотворческие функции, с целью устранения проблемы, если она вызвана изъяном действующего законодательства, но и на практике помогает понять избирателям, как эти изменения применять.
В развитие темы ограждения дворовых территорий многоквартирных домов следует отметить и работу депутатов городской Думы над проектом федерального закона, направленного на предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права приобретать в общую долевую собственность землю, на которой расположен двор, если такая территория не вошла в границы ранее сформированного под многоквартирным домом земельного участка. Данный вопрос становится все более актуальным для жителей города, но пока вариантов его решения не имеется, поскольку ни жилищное, ни земельное законодательство не содержат положений, позволяющих увеличить размер сформированного под домом участка либо приобрести без торгов второй земельный участок в собственность. В целях поиска оптимальных путей решения обозначенной проблемы в Тюменской городской Думе была создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Еремеев Д.В., Захаров А.В., Зиганшин Р.С., Медведев С.В., Селезнева А.М. и Чирков А.И. По итогам деятельности рабочей группы был разработан проект федерального закона, содержащий предложения по внесению изменений в земельное и жилищное законодательство. В настоящее время данный законопроект активно дорабатывается совместно со специалистами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Еще один проект федерального закона, который был разработан по результатам заседаний рабочей группы, созданной в Тюменской городской Думе, в состав которой вошли депутаты Еремеев Д.В., Колосов М.А., Медведев С.В., Проскурякова Н.Г., Руссу Н.А. и Селезнева А.М., -это проект федерального закона, направленный на легализацию самовольных построек, осуществленных в виде объектов индивидуального жилищного строительства. Проектом предлагается предоставить лицам, проживающим в самовольной постройке, право приобретать земельный участок, фактически ими используемый, с тем, чтобы в дальнейшем такие лица, уже как собственники земли, смогли в порядке упрощенной регистрации права на основании лишь правоустанавливающего документа на землю и декларации на объект индивидуального жилищного строительства зарегистрировать свое право собственности на дом. Это позволит людям, которые сейчас лишены какой-либо возможности узаконить свое, зачастую, единственное жилье, достаточно простым административным способом легализовать и дом, и землю. Ведь таких самовольно построенных домов много не только в Тюменской области, но и в иных регионах страны, о чем свидетельствуют и цифры, выкладываемые регионами, обозначаемые ими в пояснительных записках к законопроектам, и количество проектов законов, вносимых в Государственную Думу с целью вернуть права на легализацию самовольной постройки лицам, не являющимся собственниками земли. Данный проект федерального закона также находится в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в стадии доработки внесенных предложений.
Напомню, что всего за последние три года Тюменской городской Думой разработано 8 проектов федеральных законов, из которых 5 проектов находятся в разных стадиях рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Коллеги, это хороший результат! Несмотря на то, что проекты федеральных законов принимаются достаточно долго и далеко не все, такое законотворчество в любом случае имеет свои плюсы, потому что поднятые проектами законов вопросы освещаются в средствах массовой информации, о них узнают федеральные органы власти, происходит обсуждение актуальных проблем с общественными организациями, иными институтами гражданского общества, что, в конечном итоге, способствует принятию решений по ним.
Потому убежден: нам не стоит останавливаться на полученном опыте, необходимо продолжить работу по совершенствованию как муниципальных правовых актов, так и нормативных правовых актов областного и федерального уровней. Тем более, что правотворческие и законодательные инициативы, исходящие от Тюменской городской Думы, находят поддержку как у областных органов власти, так и у федеральных.
В перспективе планируется рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона, направленного на внесение изменений в жилищное законодательство в части совершенствования вопросов перевода жилого помещения в нежилое, поскольку этот вопрос урегулирован не в полной мере, что не позволяет собственникам помещений защищать свои права при уменьшении (присоединении) общего имущества в многоквартирном доме, если требуется устройство входной группы при осуществлении работ по обустройству отдельного входа в нежилое помещение. Такие работы, особенно в старых многоквартирных домах, где, преимущественно, и осуществляется перевод жилого помещения в нежилое помещение, могут спровоцировать разрушения конструкции дома с соответствующими последствиями в вопросах безопасности проживания людей в таком доме. Также переустройство (перепланировка) жилого помещения с присоединением к нему общего имущества меняет вид многоквартирного дома, уменьшает площадь земельного участка под домом, что не всегда устраивает собственников помещений. На практике предотвратить выдачу разрешения на перевод жилого помещения в нежилое помещение, если не все собственники помещений в доме с таким переводом согласны, не всегда получается в силу несовершенства положений жилищного законодательства. В результате возникают ситуации, когда собственники помещений могут защитить свои права на сохранность дома в прежнем виде только в судебном порядке. С тем, чтобы сложившуюся практику изменить с целью расширения прав собственников помещений, планируется рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона, направленного на внесение соответствующих изменений в жилищное законодательство.
Не менее злободневной темой является вопрос размещения в многоквартирных домах объектов общественного питания, поскольку провоцирует серьезные конфликты между собственниками жилых помещений и собственниками нежилых помещений, используемых под кафе и рестораны. Так, жильцам дома причиняет дискомфорт запах, исходящий из кухни кафе, если вытяжка размещена недопустимым способом. Либо иная ситуация - когда вытяжка установлена таким образом, что используется общее имущество в многоквартирном доме (внешние стены дома, подъезды и т.д.), а соответствующее разрешение на такое использование на общем собрании собственников помещений получено не было. Наличие шума, особенно в ночное и утреннее время, исходящего из кафе и ресторанов, расположенных в жилом доме, также создает огромные проблемы для жильцов, и люди, побегав по различным инстанциям (прокуратура, Роспотребнадзор, органы местного самоуправления), начинают задумываться о переезде. Единственное что их останавливает - низкая стоимость квартиры, поскольку мало желающих приобрести жилье в таком некомфортном доме. И проблема не в том, что никто не хочет помочь этим горожан, причина - в неурегулированности данного вопроса на федеральном уровне. Обойти эту тему - значит отказать избирателям в помощи, в которой они нуждаются, потому этот вопрос сейчас прорабатывается на предмет поиска предложений по изменению действующего законодательства.
Еще одним острым вопросом для населения является вопрос о количестве мест, которые в обязательном порядке должны выделяться для парковки специальных транспортных средств инвалидов. На сегодняшний день таких мест на парковках должно быть не менее 10 процентов от всех парковочных мест. В результате установление данного требования на федеральном уровне, без учета потребностей в таких парковочных местах в конкретном муниципальном образовании, приводит к тому, что свободных парковочных мест, которых и ранее было недостаточно, стало еще меньше, зато увеличилось количество пустующих мест на парковках, которые могут быть заняты только транспортными средствами, используемыми инвалидами. Исправить данную ситуацию возможно путем внесения изменений в федеральное законодательство с тем, чтобы передать правовое регулирование вопросов об утверждении перечня мест, которые должны обеспечиваться парковочными местами для автотранспорта, используемого инвалидами, а также об определении количества таких парковочных мест, органам местного самоуправления, потому что в одном городе (селе, районе) и 10% парковочных мест будет мало, а в других муниципальных образованиях обеспечить права инвалидов на передвижение сможет и меньшее количество мест, выделенных на парковке. Также необходимо установить единообразие в применении терминологии в отношении понятия "специальных автотранспортных средств инвалидов", обозначенного в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Говоря о правотворчестве в Тюменской городской Думе следует понимать, что главной задачей представительного органа является организация данного процесса таким образом, чтобы обеспечивать законность принимаемых нормативных правовых актов, поскольку они являются обязательными для применения на территории города. Потому данному вопросу уделяется не меньше внимания, чем поиску вариантов решений актуальных городских проблем. Обеспечению законности муниципальных правовых актов способствует действующее решение Тюменской городской Думы от 25.02.2011 N 607 "О Порядке взаимодействия Тюменской городской Думы и органов прокуратуры в правотворческой сфере", во исполнение которого на постоянной основе в течение всего отчетного периода, как и в предыдущие годы, мы направляли в прокуратуру города Тюмени проекты решений, в том числе те, которые носят нормативный правовой характер. Такое конструктивное взаимодействие позволяет прокуратуре города Тюмени осуществлять надзорную деятельность еще до принятия муниципального правового акта посредством представления своих замечаний и предложений к нему, а Тюменской городской Думе, в интересах жителей города, максимально обеспечивать законность принимаемых решений. Отмечу, что такое взаимодействие имеет свои результаты. Так, если в 2014 году в Тюменскую городскую Думу поступило пять требований и один протест прокурора города Тюмени, то в 2015 году в Тюменскую городскую Думу поступило два требования, которые были рассмотрены депутатами и по результатам рассмотрения внесены соответствующие изменения в решения Тюменской городской Думы.
Контрольная деятельность
Реализуя контрольные полномочия, мы, депутаты Тюменской городской Думы, рассмотрели 91 контрольный вопрос на заседаниях Тюменской городской Думы и ее постоянных комиссий. Из них 40% были вынесены на рассмотрение Тюменской городской Думы после предварительного рассмотрения на заседаниях постоянных комиссий (рис. 3).
Рис. 3
Основные блоки вопросов контрольной деятельности посвящены:
вопросам социальной политики, что составило 23% от общего количества контрольных вопросов;
вопросам жилищно-коммунального комплекса города Тюмени - 15% от общего количества контрольных вопросов;
вопросам бюджетной политики - 15% от общего количества контрольных вопросов (рис. 4).
Рис. 4
"Структура вопросов, рассмотренных Тюменской городской Думой и ее постоянными комиссиями в рамках контрольной деятельности в 2015 г."
В соответствии с положениями Устава города Тюмени Тюменская городская Дума осуществляла контроль исполнения бюджетных полномочий органами местного самоуправления города Тюмени, реализации муниципальных программ, соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, иной собственностью, переданной органам местного самоуправления, а также другие контрольные полномочия.
За отчетный период мы рассмотрели и заслушали 4 отчета о работе органов местного самоуправления, отдельных должностных лиц.
В рамках рассмотрения отчета об исполнении бюджета города Тюмени за 2014 год были рассмотрены вопросы исполнения бюджета города по всем направлениям жизнедеятельности нашего города, особенно по направлениям социальной сферы, поскольку более 50% расходной части бюджета города были направлены на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт, здравоохранение. Под нашим контролем находился ход исполнения бюджета города Тюмени на 2015 год, который осуществлялся, в том числе при рассмотрении информаций о реализации муниципальных программ, имеющих финансирование из бюджетных источников.
Все вопросы, возникающие в ходе исполнения бюджета города и касающиеся изменения его доходной и расходной частей, целесообразности и эффективности изменения объемов финансирования на реализацию отдельных мероприятий, всесторонне рассматривались совместно с Администрацией города Тюмени на заседаниях согласительной комиссии органов местного самоуправления города Тюмени. В заседаниях этой комиссии принимали участие депутаты Величко О.А., Коновалов Ю.И., Осипов Д.А., Романов Н.В., Тулебаев М.К.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств городского бюджета осуществлялся в тесном взаимодействии со Счетной палатой города Тюмени. Все депутаты имели возможность присутствовать на заседаниях Коллегии Счетной палаты города Тюмени.
На контроле депутатов находились также вопросы создания условий для развития инвестиционной деятельности в городе Тюмени, организации освещения улиц, дворовых территорий и межквартальных проездов, развития жилищного фонда города, строительства объектов социальной сферы, дорожного хозяйства и новых зон отдыха в районах новой застройки, перспектив комплексного благоустройства застраиваемых территорий, реализации мероприятий по охране окружающей среды и полномочий собственника водных объектов, строительства и реконструкции объектов дошкольных образовательных организаций, организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений города к новому учебному году и другие вопросы.
В отчетном периоде мы рассмотрели вопросы организации централизованного обеспечения населения города качественной питьевой водой при изучении информации о реализации инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2012 - 2020 годы. В результате ООО "Тюмень Водоканал" рекомендовано обеспечить своевременное выполнение мероприятий программы по итогам года с учетом соблюдения плановых финансовых затрат на ее реализацию.
Контрольная деятельность Тюменской городской Думы реализуется также посредством таких мероприятий, как "день депутата", в рамках которого депутаты выезжают на предприятия и в организации, осуществляющие деятельность, влияющую на экономику, безопасность и уровень развития города.
Так, в целях ознакомления с системой теплоснабжения в городе Тюмени 13.10.2015 проведен "день депутата" на тему "Организация теплоснабжения города Тюмени", в ходе которого состоялась поездка депутатов Тюменской городской Думы Абукина Д.М., Баранчука Ю.А., Безбородова Ю.А., Морева С.Н., Осипова Д.А., Павловой О.В., Ракши И.Р., Романова Н.В., Сартакова В.Ф., Селезневой А.М., Тулебаева М.К., Чиркова А.И. и представителей Администрации города Тюмени на предприятия, участвующие в осуществлении теплоснабжения города Тюмени -филиал ОАО "УТСК" Тюменские тепловые сети и филиал ПАО "СУЭНКО" -"Тепло Тюмени". Участники встречи ознакомились с работой ТЭЦ-1 и работой диспетчерских служб данных организаций. В ходе обсуждения вопросов участники дня депутата сделали акцент на отсутствие взаимодействия между руководством филиала ПАО "СУЭНКО" -"Тепло Тюмени" и депутатами Тюменской городской Думы, представителями Администрации города Тюмени, населением. Было отмечено, что большую проблему составляет отсутствие единообразного подхода со стороны руководства филиалов ОАО "УТСК" Тюменские тепловые сети и ПАО "СУЭНКО" -"Тепло Тюмени" к формированию системы учета тепловой энергии на этапе ее передачи (принятия), а также к учету объема сверхнормативных потерь теплоносителя, что может негативно отразиться на снабжении тепловой энергией потребителей города Тюмени. Выстраивание взаимодействия между указанными филиалами по данному вопросу позволит максимально эффективно использовать переданное в аренду муниципальное имущество. Участники встречи также уделили внимание вопросу согласования плана ремонтных работ на муниципальных объектах теплоснабжения, выполняемых за счет средств, предусмотренных в тарифах теплоснабжающих организаций, а также в зачет арендной платы. Обсуждались и вопросы проведения ремонтных работ систем теплоснабжения, контроля качества выполненных работ по ремонту систем теплоснабжения, порядка выполнения аварийных работ на системах теплоснабжения, проведения работ по инвентаризации бесхозяйных сетей теплоснабжения, восстановлению технической документации и принятию их в муниципальную собственность. Не был обойден стороной вопрос организации проведения земляных работ и восстановления благоустройства, нарушенного в результате проведения работ по ремонту системы теплоснабжения на территории города Тюмени. По итогам этого дня депутата было принято решение Тюменской городской Думы от 24.12.2015 N 425 "О резолюции, принятой по итогам дня депутата по теме "Организация теплоснабжения города Тюмени", содержащее рекомендации, данные участникам мероприятия. Информацию о выполненных в соответствии с резолюцией мероприятиях планируется рассмотреть в октябре текущего года.
Еще один "день депутата" состоялся 31.03.2015 по теме: "Организация охраны общественного порядка в скверах, парках, на придворовых территориях. Результаты применения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". В данном мероприятии приняли участие депутаты Тюменской городской Думы Ачкасова Н.Н., Бровкин В.А., Еремеев Д.В., Захаров А.В., Колосов М.А., Медведев С.В., Морев С.Н., Осипов Д.А., Павлова О.В., Разницын Г.Ю., Ракша И.Р., Роженцев В.Г., Романов Н.В., Селезнева А.М., Тулебаев М.К., Чирков А.И., Чуйко Р.С., а также представители Администрации города Тюмени и УМВД России по городу Тюмени. Участникам "дня депутата" была наглядно продемонстрирована работа системы круглосуточного видеонаблюдения за ситуацией в Тюмени, получена информация об условиях эксплуатации имущества аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", а также о возможностях данного оборудования, позволяющего правоохранительным органам незамедлительно реагировать на изменение криминогенной ситуации на территории города Тюмени в целях пресечения административных правонарушений и профилактики совершения преступлений, направленных против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Информация о ходе выполнения рекомендаций, данных депутатами по итогам проведения "дня депутата", будет рассмотрена в июне текущего года.
В рамках проведения "круглых столов", контрольные мероприятия осуществляются посредством принятия итоговых резолюций, рекомендующих приглашенным участникам к выполнению ряд мероприятий, которые могут способствовать решению актуальных для города проблем. Резолюции, принятые по результатам заседаний "круглых столов", должны быть реализованы адресатами к установленному депутатами сроку, по истечении которого на заседаниях постоянных комиссий заслушивается информация об их исполнении. В отчетном периоде Тюменской городской Думой организовано и проведено пять "круглых столов" (три "круглых стола" проведены в соответствии с планом нормотворческой деятельности Тюменской городской Думы и два - вне плана).
В целях получения наиболее полной информации о полномочиях органов власти и органов местного самоуправления, о положениях жилищного законодательства и реализуемых в регионе мероприятиях в сфере капитального ремонта 29.01.2015 состоялось заседание "круглого стола" по теме: "О новой системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также о взаимодействии депутатов представительного органа муниципального образования с региональным оператором по вопросам капитального ремонта", в работе которого приняли участие депутаты Тюменской городской Думы Абукин Д.М., Ачкасова Н.Н., Баранчук Ю.А., Брехунцов А.А., Вешкурцева Е.В., Еремеев Д.В., Захаров А.В., Колосов М.А., Коновалов Ю.И., Медведев С.В., Морев С.Н., Осипов Д.А., Павлова О.В., Романов Н.В., Селезнева А.М., Тулебаев М.К., Чирков А.И., Чуйко Р.С., заместитель Губернатора Тюменской области Вахрин В.М., представители прокуратуры города Тюмени, Администрации города Тюмени, Счетной палаты города Тюмени, управляющих компаний и граждане. Участники получили детальные разъяснения по вопросам функционирования новой системы капитального ремонта многоквартирных домов, деятельности регионального оператора при организации и проведении капитального ремонта, составления плана капитального ремонта многоквартирных домов и очередности включения в него многоквартирных домов.
19.06.2015 состоялось заседание "круглого стола" по теме: "Проблемы деятельности управляющих компаний в сфере управления многоквартирными домами и варианты их устранения. Взаимодействие управляющих компаний, органов местного самоуправления, собственников помещений", в работе которого приняли участие депутаты Абукин Д.М., Ачкасова Н.Н., Баранчук Ю.А., Еремеев Д.В., Колосов М.А., Морев С.Н., Осипов Д.А., Селезнева А.М., Тулебаев М.К., Чуйко Р.С., представители Администрации города Тюмени, прокуратуры города Тюмени, государственной жилищной инспекции Тюменской области, управляющих компаний и общественности города. Мероприятие, проходившее при полном зале, вызвало большой интерес общественности и прессы. Собравшиеся путем открытого диалога обсудили возникшие проблемы и совместно попытались найти пути их решения. Участниками "круглого стола" было отмечено, что Жилищным кодексом Российской Федерации созданы предпосылки для организации эффективной системы управления многоквартирными домами, а проблемы, возникающие при практической реализации его положений, являются следствием неисполнения своих обязанностей всеми участниками правоотношений, вытекающих из сферы управления домами и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Депутаты отметили, что одним из вариантов изменения такой ситуации могут стать активная информационно-просветительская работа, оказание бесплатной консультационно-правовой помощи населению, создание юридических консультационных пунктов при жилищных инспекциях, систематическое освещение в средствах массовой информации положительных примеров управления жилыми домами. Данное предложение вошло в резолюцию, изложенную в решении Тюменской городской Думы от 29.10.2015 N 382 "О резолюции круглого стола по теме: "Проблемы деятельности управляющих компаний в сфере управления многоквартирными домами и варианты их устранения. Взаимодействие управляющих компаний, органов местного самоуправления, собственников помещений", принятом по итогам "круглого стола". Результаты выполнения резолюции будут заслушаны депутатами в ноябре текущего года.
23.06.2015 состоялся "круглый стол" по теме: "Проблемы и перспективы рекреационного развития города. Плановый подход к обеспеченности жителей города Тюмени зелеными насаждениями, местами отдыха. Экологическая безопасность", в работе которого приняли участие депутаты Брехунцов А.А., Селезнёва А.М., представители Администрации города Тюмени, прокуратуры города Тюмени, межрайонной природоохранной прокуратуры Тюменской области, научного сообщества и общественности города Тюмени. В рамках этого заседания обсуждались вопросы рекреационного развития города, планового подхода к обеспеченности жителей местами отдыха, сохранению зеленых насаждений, иные вопросы экологической безопасности, ухудшения качества атмосферного воздуха и повышения уровня шума на территории города Тюмени, динамичного развития улично-дорожной сети и наличия потребности в перераспределении транспортных потоков, развития и увеличения количества озелененных территорий города, сохранения существующих озелененных территорий и другие вопросы. По результатам работы "круглого стола" принято решение Тюменской городской Думы от 24.09.2015 N 363 "О резолюции круглого стола по теме: "Проблемы и перспективы рекреационного развития города Тюмени. Плановый подход к обеспеченности жителей города Тюмени зелеными насаждениями, местами отдыха. Экологическая безопасность", содержащее соответствующие рекомендации, которые должны быть выполнены к октябрю 2016 года.
11.09.2015 прошло заседание "круглого стола" по теме: "Актуальные вопросы организации системы питания детей в учреждениях общего образования. Обеспечение безопасности питания. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков", в работе которого приняли участие депутаты Ачкасова Н.Н., Павлова О.В., Проскурякова Н.Г., Ракша И.Р., Селезнёва А.М., Тулебаев М.К. В рамках заседания обсуждались проблемы, возникающие в сфере организации питания в учреждениях общего образования. Депутаты отметили, что в общеобразовательных учреждениях соблюдается режим питания учащихся, в приготовлении блюд используются такие способы, как варка, тушение, запекание, приготовление на пару, а в рационе питания детей отсутствуют продукты с раздражающими свойствами. По итогам работы круглого стола было принято решение Тюменской городской Думы от 29.10.2015 N 383 "О резолюции круглого стола по теме: "Актуальные вопросы организации системы питания детей в учреждениях общего образования. Обеспечение безопасности питания. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков", содержащее рекомендации по данному вопросу, результаты выполнения которых планируется рассмотреть в сентябре 2016 года.
При участии депутатов Тюменской городской Думы Зиганшина Р.С., Павловой О.В., Ракши И.Р., Селезневой А.М., Тулебаева М.К. и Чепика А.Ф. 09.10.2015 состоялось заседание круглого стола по теме: "Об обращении к Тюменской областной Думе по вопросу внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В ходе данного заседания депутатами было предложено повысить ответственность родителей несовершеннолетних за воспитание и развитие своих детей и увеличить размер взимаемых административных штрафов. Представители общественности поддержали озвученную инициативу и предложили не только наказывать нерадивых родителей, но и поощрять семьи, где воспитанию подрастающего поколения уделяют должное внимание и значение.
Помимо указанных мероприятий депутаты в течение всего отчетного периода осуществляли контрольную деятельность и по иным вопросам.
Так, не остался без должного внимания вопрос создания в городе доступной и комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, обустройства средств беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к социальным объектам, в том числе посредством устройства тротуаров с понижением бордюрного камня, оборудования светофорных объектов города Тюмени устройствами звукового сопровождения, организации движения по муниципальным маршрутам города Тюмени низкопольных автобусов, позволяющих осуществлять проезд инвалидов и других маломобильных групп населения.
На депутатском контроле также находился вопрос благоустройства территории скверов "Тенистый" и "Нефтяников", которое осуществлялось с целью обеспечения беспрепятственного доступа на территорию скверов инвалидов и других маломобильных групп посредством сопряжения тротуаров с проезжей частью. Кроме того, в данных скверах были установлены малые архитектурные формы с учетом возможностей детей-инвалидов.
В целях осуществления контроля за реализацией мероприятий, планируемых к проведению в рамках ожидаемой реструктуризации сети образовательных учреждений (дошкольных и школьных), функционирующих в городе Тюмени, депутатами Тюменской городской Думы была инициирована информационно-разъяснительная встреча с представителями Администрации города Тюмени, в которой приняли участие 17 депутатов.
На постоянном контроле депутатов находился и вопрос организации переработки мусора. Несмотря на то, что с 01.01.2016 полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов был передан органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ранее это был вопрос местного значения городских округов), данный вопрос остается до настоящего времени в поле зрения наших депутатов. Одна из причин такого внимания к этому вопросу -планируемое строительство мусороперерабатывающего завода, поскольку размещение этого завода будет осуществлено на территории города Тюмени. Понимая важность реализации такого проекта для города, депутаты участвовали и в организационных вопросах, связанных со строительством завода, и в вопросах изменения муниципальных правовых актов с тем, чтобы своевременно завершить передачу муниципального имущества, участвующего в процессе утилизации и переработки отходов, на областной уровень. Так, в прошлом году муниципальное унитарное предприятие "Комтех" и два земельных участка (на котором расположен полигон твердых бытовых отходов и смежный с ним земельный участок), расположенных по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 9 километр Велижанского тракта, переданы в собственность Тюменской области. Правовое обеспечение передачи данного имущества обеспечивалось депутатами посредством принятия решений Тюменской городской Думы, направленных на внесение изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень в части изменения функционального зонирования с зоны складирования и захоронения отходов на производственную и коммунально-складскую зону в северо-восточной части городского округа город Тюмень, в границах муниципального образования, и в Правила землепользования и застройки - с целью внесения необходимых изменений в карты градостроительного зонирования.
Взаимодействие депутатов Тюменской городской Думы с другими органами местного самоуправления города Тюмени, органами власти Тюменской области, общественными организациями, избирателями
В 2015 году депутаты принимали активное участие в таких мероприятиях, как "дни депутата", "круглые столы", заседания Совета Думы, депутатских фракций, рабочих групп и многих других мероприятиях.
В отчетном периоде продолжил работу Совет Думы, являющийся совещательным органом городской Думы и созданный с целью предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Тюменской городской Думы. В состав Совета Думы входят представители всех депутатских фракций, которые принимали участие в 9 заседаниях Совета Думы, проведенных в прошлом году.
Работу депутатских фракций, созданных в Тюменской городской Думе, следует отметить отдельно, поскольку это значительная составляющая депутатской деятельности.
Так, в рамках деятельности депутатской фракции "ЛДПР" в Тюменской городской Думе проведено 14 заседаний фракции, на которых рассматривались актуальные вопросы, планируемые к рассмотрению на заседании городской Думы.
Депутатской фракцией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в Тюменской городской Думе проведено 15 заседаний, на которых активно использовалась такая форма информационного освещения деятельности фракции, как пресс-конференции по актуальным вопросам, включенным в повестку дня заседания Думы.
Депутатской фракцией Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Тюменской городской Думе проведено 11 заседаний, в том числе одно совместное заседание Собрания депутатской фракции с Политическим советом Тюменского городского отделения Партии, на которых обсуждались как актуальные вопросы, планируемые к рассмотрению на заседании Тюменской городской Думы.
В рамках деятельности депутатской фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Тюменской городской Думе в 2015 году совместно с Советом Регионального отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проведено 9 заседаний, на которых активно обсуждались вопросы, связанные с повесткой заседаний городской Думы.
Также депутаты принимали участие в публичных слушаниях, проводимых в 2015 году по следующим вопросам:
о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень -3 публичных слушания;
о внесении изменений в Устав города Тюмени -2 публичных слушания;
о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени - 3 публичных слушания;
об исполнении бюджета города Тюмени за 2014 год -1 публичное слушание;
о бюджете города Тюмени на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов - 1 публичное слушание.
Помимо этого депутаты участвовали в мероприятиях, проводимых иными органами местного самоуправления города Тюмени, органами власти, организациями, в том числе общественными.
Так, депутаты Тюменской городской Думы приняли участие в 67 заседаниях "круглых столов", организованных Администрацией города Тюмени, иными органами местного самоуправления. Тематика "круглых столов" была разнообразна и затронула практически все сферы жизнедеятельности города. Например, участниками "круглых столов" обсуждались вопросы: создания реестра мест, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам улично-дорожной сети, дворовым территориям, паркам и скверам; взаимодействия органов территориального общественного самоуправления, квартальных, участковых уполномоченных полиции по решению вопросов благоустройства территории города Тюмени и правопорядка, по определению эффективных мер предупреждения безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи; о порядке предоставления социальной защиты (поддержки) гражданам; о государственной и муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Тюмени; исполнения обязанностей наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда в части заключения договоров социального найма, согласования вселения в качестве члена семьи нанимателя, временных жильцов, поднайма жилого помещения, оформления обмена жилых помещений, изменения договора социального найма жилого помещения и многие другие вопросы.
Активно депутаты участвовали и в работе 25 совещательных органов, созданных при Администрации города Тюмени, к компетенции которых относится решение различных вопросов местного значения, например, в области земельной и градостроительной политики, архитектурной деятельности, профилактики правонарушений и преступлений, развития малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени.
Также депутаты Тюменской городской Думы входили в состав различных органов, в том числе совещательных, созданных на базе исполнительных органов власти Тюменской области. Так, Баранчук Ю.А. являлся членом Координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области; Величко О.А. - членом правления торгово-промышленной палаты Тюменской области; Зиганшин Р.С. - заместителем председателя Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области; Руссу Н.А. - членом Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Тюменской области; Ракша И.Р. - председателем общественного совета при Управлении федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области; Чуйко Р.С. - членом общественного совета при ГУВД Тюменской области; Лейс А.А. - членом общественного Совета при Главном управлении строительства Тюменской области.
Депутат Баранчук Ю.А. принимал участие во встрече с делегацией из города Челябинска, в состав которой вошли представители представительного органа и администрации данного муниципального образования. В рамках данного мероприятия обсуждались вопросы деятельности квартальных в городе Тюмени, а также стороны обменялись опытом по решению вопросов благоустройства территориях муниципальных образований.
Депутат Селезнева А.М. возглавляла в отчетном периоде и продолжает возглавлять Палату представителей органов территориального общественного самоуправления и активно содействует развитию данных органов на территории города Тюмени, в том числе посредством участия в совершенствовании правовой базы, регулирующей данный вопрос. На сегодняшний день решениями Тюменской городской Думы учреждено 48 органов территориального общественного самоуправления, в пределах территорий которых проживает свыше 170 тыс. человек. В отчетном году решениями Тюменской городской Думы были установлены границы четырех новых территорий.
В рамках обмена опытом Председатель Тюменской городской Думы Еремеев Д.В. принял участие в таких мероприятиях, как:
общее собрание Ассоциации "Города Урала" (г. Екатеринбург), в состав координационного совета которого входит Председатель Тюменской городской Думы Еремеев Д.В.. В данном собрании приняли участие представители 23 городов, а участниками стали Главы городов и Председатели представительных органов местного самоуправления. В рамках собрания состоялись конференции по темам: "Формирование законодательной базы по стратегическому планированию в Российской Федерации" и "Новые подходы к формированию городских стратегий и их нормативное закрепление в законодательной, правовой и методической базах". Практически все собравшиеся отметили, что реформа местного самоуправления должна проходить в направлении предоставления большей самостоятельности в выборе форм организации местного самоуправления, перераспределении полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
конгресс местных властей Евразии, прошедший в Казани, в котором приняли участие местные и региональные лидеры Евразийского регионального отделения Всемирной организации "Объединенные города и местные власти". Основная тема конгресса - "Местные решения для глобального развития: навстречу Евразийской интеграции". Заседание лидеров городов было направлено на укрепление евразийского сотрудничества и повышение сплоченности и единства евразийского геополитического региона. Участники форума приняли декларацию, в которой было подчеркнуто, что сегодня, как никогда, актуальными являются основополагающие ценности мира, диалог и взаимопонимание между людьми, сотрудничество между местными органами власти;
встреча с делегацией муниципалитета города Кургана, в состав которой вошли руководители департаментов Администрации города Кургана, депутаты Курганской городской Думы и председатели территориальных общественных самоуправлений. Делегация из города Кургана посетила город Тюмень и, в частности, Тюменскую городскую Думу. В рамках мероприятия обсуждались общие вопросы работы органов территориального общественного самоуправления;
обучающие семинары, круглые столы и встречи с председателями советов многоквартирных домов в рамках взаимодействия с общественным движением "Управдом". Благодаря активному участию Председателя Тюменской городской Думы в данном проекте, вырос интерес жителей города к получению правовых знаний в сфере управления многоквартирными домами. Стоит отметить, что в настоящее время общественное движение "Управдом" является единственной в Тюмени организацией, которая бесплатно оказывает консультационную и правовую помощь жителям города, потому поддержка такого проекта важна, в первую очередь, в интересах горожан, которые без необходимой правовой помощи не смогут самостоятельно справиться с разнообразием аспектов сферы жилищного законодательства. Участие Тюменской городской Думы в общественном движении "Управдом" выразилось в разработке брошюр, освещающих механизм решения актуальных для собственников помещений в многоквартирных домах вопросов, в подготовке образцов документов для проведения общих собраний собственников помещений, в разъяснении изменений жилищного законодательства, оказании помощи в организации совместных мероприятий с должностными лицами города и области с целью освещения вопросов капитального ремонта, предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства и иных тем, поднимаемых непосредственно жителями. Помимо этого, совместными усилиями городской Думы с общественным движением "Управдом" в 2015 году удалось реализовать обучающий проект для населения "Грамотный потребитель жилищно-коммунальных услуг". На сегодняшний день в рамках этого проекта уже прошло 10 занятий на базе Тюменского государственного архитектурно-строительного университета и еще не менее трех занятий планируется провести в мае текущего года.
С целью улучшения взаимоотношений между соседями в многоквартирных домах, их объединению и поддержке друг друга 29 мая проектом "Управдом" совместно с Тюменской городской Думой и Администрацией города Тюмени проведена акция "День соседей", в которой приняли участие горожане всех возрастов: от детей до пенсионеров. Активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия приняли товарищества собственников жилья и органы территориального общественного самоуправления. Более десяти различных культурно-массовых и спортивных мероприятий прошли во дворах многоквартирных домов Тюмени. В рамках данной акции ТОС "Заречный-2" организовал для соседей чаепитие, а ТОС "Микрорайон Ватутино" провел конкурс рисунков на асфальте на тему: "Мой дом, мои соседи". Акции "Обними свой дом" и "Пожми руку соседу", а также игра "Давайте познакомимся" вызвали добрые эмоции и улыбки на лицах соседей, живущих в одном доме. Во дворе многоквартирного дома по улице Валерии Гнаровской горожане провели спортивные соревнования по волейболу среди шести мужских команд и двадцати трех подростковых команд. Кроме того, были организованы соревнования по дартсу, конкурс детских рисунков на асфальте и толкание 16-килограммовой гири. Жители с удовольствием отметили новый праздник, активно принимали участие во всех мероприятиях, знакомились с новыми соседями в теплой и дружеской обстановке. По итогам данных мероприятий горожане отметили, что теперь такой праздник они будут организовывать и проводить как минимум раз в год.
Работа с избирателями
Взаимодействие с избирателями является одним из приоритетных направлений как в деятельности Тюменской городской Думы, так и в деятельности каждого депутата.
В целях повышения доверия населения, обеспечения прозрачности в осуществлении депутатами своих функций на сайте Тюменской городской Думы, начиная с 2015 года, размещаются отчеты депутатов об их работе на своем избирательном округе за прошедший год. С данными отчетами может ознакомиться любой житель города, перейдя по ссылке: http://duma.tyumen-city.ru/content/deputaty/spisok-deputatov/.
Для обеспечения доступности населению сведений о депутатах по указанной выше ссылке на сайте Думы также размещены карта города Тюмени с обозначением границ всех избирательных округов, указанием названий улиц и номеров домов, относящихся к конкретному избирательному округу, и сведения о депутате, осуществляющем на этом округе свою деятельность. Таким образом, жители города, даже не знакомые с депутатами, представляющими их интересы в Тюменской городской Думе, могут доступным способом найти информацию о "своем" депутате, его контактные данные, место расположения общественной приемной и часы приема.
Следует отметить, что официальный сайт Тюменской городской Думы играет существенную роль в информировании горожан о деятельности депутатов, поскольку жителям предоставляются не только максимально полные сведения о городской Думе и депутатах, но используются и различные способы предоставления этой информации. Так, наравне со статистическими данными результаты работы депутатов освещаются и в более доступной форме. К примеру, на сайте Думы размещаются видеоматериалы, в которых сами горожане делятся своим мнением о работе депутатов на своих избирательных округах, об исполнении депутатами наказов избирателей. С этой же целью создана рубрика "Видеоархив", содержащая видеосюжеты о мероприятиях, проводимых в городской Думе, комментарии и мнения депутатов по вопросам, в решении которых они принимали участие. Подробная информация о каждом депутате, о мероприятиях, которые он проводит совместно с жителями своего округа, регулярно размещается на сайте Тюменской городской Думы и доступна каждому посетителю сайта (http://duma.tyumen-city.ru/content/dnevnik-deputata/).
В 2015 году, в сравнении с 2014 годом, значительно увеличилось количество информационных материалов, размещенных на сайте городской Думы, что свидетельствует о востребованности данного информационного ресурса как депутатским корпусом, так и населением города.
Рис. 5
"Динамика количества информационных материалов, размещенных на официальном сайте Тюменской городской Думы в 2014 - 2015 г.г."
В освещении деятельности Тюменской городской Думы и депутатов задействован не только официальный сайт, но и различные средства массовой информации. Так, информация о заседаниях городской Думы, об участии Думы в решении общегородских проблем, о работе депутатов на избирательных округах доводилась до населения посредством региональных и городских газет, таких как "Тюменская область сегодня", "Тюменские известия", "Тюменская правда", "Тюменский курьер", "Квартирный вопрос" и других. Печатные издания постоянно информировали население об участии депутатов в реализации на территории города региональных и муниципальных целевых программ в сфере жилищного строительства, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Телевизионные компании ("Регион-Тюмень", "Тюменское время") и радиокомпании ("Регион-Тюмень", "Радио-7") также знакомили жителей города с вопросами депутатской деятельности посредством телевизионных и радиопередач, в рамках которых депутаты отвечали на актуальные и наиболее злободневные вопросы горожан, касающиеся практически всех сфер жизнедеятельности, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
В отчетном периоде более эффективным стал уровень сотрудничества депутатов Тюменской городской Думы с интернет-изданиями. Количество публикаций в сетевых изданиях составило более 700, что превысило уровень 2014 года почти на 19% (580 публикаций). В рамках муниципальных контрактов материалы о работе городской Думы публиковали как тюменские интернет-ресурсы ("Тюменская линия", "НьюсПром", "Вслух.Ру"), так и иногородние ("Федерал-Пресс", "Правда УРФО"). В целях обеспечения доступности населению информации о деятельности Тюменской городской Думы в 2015 году начали использоваться такие популярные интернет-ресурсы, как twitter и facebook.
Рис. 6
"Освещение деятельности Тюменской городской Думы в СМИ в 2015 г."
Помимо ознакомления жителей города со своей работой, первостепенное внимание депутатами уделяется, конечно, личному общению со своими избирателями, которое осуществляется посредством организации работы общественных приемных депутатов.
В течение 2015 года депутаты Тюменской городской Думы принимали своих избирателей в 21 общественной приемной. Всего депутаты Тюменской городской Думы провели 1852 приема избирателей, во время которых побывало 3 410 жителей города и 324 представителя предприятий и организаций, в том числе общественных.
За прошедший год в адрес депутатов поступило 4 291 устных и письменных обращений, которые были рассмотрены в соответствии с действующим законодательством. Исходя из анализа обращений видно, что большинство из них поступило от граждан пенсионного возраста (рис. 7). В основном с различными проблемами и вопросами к депутатам обращаются граждане (84% от общего количества обращений), но на отдельных избирательных округах наиболее активно себя проявляют именно представители предприятий и общественных организаций. Больше всего обращений от организаций поступило в адрес депутатов Баранчука Ю.А. (152 обращения), Бровкина В.А. (102 обращения) и Михайлова В.В. (78 обращений).
Рис. 7
"Количество обращений граждан и юридических лиц в 2015 г."
По тематической наполненности обращений наиболее тревожащими избирателей являются традиционные вопросы оказания финансовой поддержки и материальной помощи (19,8% от общего количества обращений), жилищно-коммунальных услуг (19,6% от общего количества обращений) и благоустройства (10,3% от общего количества обращений) (рис. 8).
Рис. 8
"Распределение письменных и устных обращений избирателей"
По итогам 2015 года депутаты представили детальную информацию о рассмотрении поступивших в их адрес обращений, которая изложена в приложении к настоящему отчету.
Мною также осуществлялся прием избирателей и рассмотрение их обращений, которые поступали ко мне не только как к депутату (от жителей избирательного округа, в том числе через общественные приемные), но и как к Председателю Тюменской городской Думы (от всех жителей города). Так, за отчетный период в адрес Председателя Тюменской городской Думы поступило 255 письменных обращений, что на 15% больше, чем в 2014 году (220 обращений). Из поступивших в 2015 году 255 обращений от граждан поступило 211 обращений, от юридических лиц - 44 обращения. Большинство обращений содержало вопросы, вытекающие из сфер жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, социальной поддержки, транспортного обслуживания и землепользования (рис. 9). Все обращения, поступившие в отчетном периоде в адрес Председателя Тюменской городской Думы, были рассмотрены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рис. 9
"Тематическое распределение письменных обращений избирателей"
Помимо письменных обращений осуществляется работа и с устными обращениями граждан, поступившими в ходе проведения личных приемов мною как Председателем Тюменской городской Думы. Всего за отчетный период за помощью лично обратился 81 человек. Из всех причин обращения наиболее распространенными оказались обращения по вопросам возникновения у граждан трудных жизненных ситуаций, а также по вопросам жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (рис. 10). Все устные обращения, поступившие в мой адрес, рассмотрены, заявителям даны ответы по существу поставленных вопросов.
Рис. 10
"Тематическое распределение устных обращений избирателей"
Помимо работы по рассмотрению обращений граждан, депутаты взаимодействуют с избирателями и посредством принятия решений о применении в отношении отдельных граждан и трудовых коллективов муниципальных поощрений Тюменской городской Думы. Виды поощрений города Тюмени установлены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N 676 "О Положении о поощрениях муниципального образования городской округ город Тюмень", из них к компетенции депутатов относится присвоение звания "Почетный гражданин города Тюмени", занесение имени гражданина или коллектива организации в Книгу Почета города Тюмени, применение в отношении граждан и трудовых коллективов поощрения в виде Почетной грамоты Тюменской городской Думы. Данные виды поощрений применяются после принятия депутатами соответствующего решения во время заседания Тюменской городской Думы.
Такие виды поощрений, как Благодарственное письмо Тюменской городской Думы и Благодарственное письмо Председателя Тюменской городской Думы, применяются в отношении граждан и трудовых коллективов на основании распоряжения Председателя Тюменской городской Думы. Предварительное рассмотрение ходатайств, подаваемых для поощрения Почетной грамотой Тюменской городской Думы и Благодарственным письмом Тюменской городской Думы, осуществляется комиссией по поощрениям Тюменской городской Думы, в состав которой входят депутаты Селезнева А.М. (председатель комиссии), Абукин Д.М., Морев С.Н. и Ракша И.Р.
Всего за 2015 год применено 877 поощрений, из них 6 поощрений применено к трудовым коллективам организаций (рис. 11).
Рис. 11
"Виды поощрений, примененных Тюменской городской Думой в 2015 г."
Кроме того, в отчетном периоде Главой муниципального образования городской округ город Тюмень - Председателем Тюменской городской Думы Еремеевым Д.В. были рассмотрены и согласованы документы о награждении государственными наградами Российской Федерации и о присвоении почетных званий в отношении 61 человека и 1 трудового коллектива (в 2014 году - 38 человек).
Взаимодействие депутатов с жителями города проходит и в рамках совместного решения вопросов, поднимаемых избирателями. В отчетном периоде, решая такие проблемы, депутаты провели 260 коллективных встреч с жителями своих избирательных округов, в которых приняли участие более 7 тысяч человек!
Большое внимание депутатов уделяется и будущему поколению. В целях формирования гражданской позиции, правовой культуры, социальной и политической активности у детей и молодежи, депутаты Тюменской городской Думы Ачкасова Н.Н., Баранчук Ю.А., Брехунцов А.А., Бровкин В.А., Еремеев Д.В., Зиганшин Р.С., Колосов М.А., Ольховский А.В., Осипов Д.А., Пивторак А.Я., Потапов А.В., Проскурякова Н.Г., Разницын Г.Ю., Романов Н.В., Селезнева А.М., Тулебаев М.К., Чепик А.Ф., Чирков А.И. принимали участие:
в соревнованиях по функциональному многоборью среди молодежи, воркауту и силовому троеборью;
в уроках физической культуры, проводимых Олимпийскими чемпионами;
в турнирах по мини-футболу среди учащихся школ;
в городских спартакиадах, проводимых детскими оздоровительными лагерями с дневным пребыванием детей;
в спортивных мероприятиях, организованных с целью поддержки дворового спорта, пропаганды здорового образа жизни;
в мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию подростков и молодежи, в том числе в проекте "Времен связующая нить", созданном на базе детско-юношеского центра "Пламя", в "уроках мужества", проводимых в школах города;
во встречах с учащимися средних специальных образовательных учреждений, посвященных вопросам экстремизма;
в Парламентских уроках, в ходе которых студентам и учащимся школ города Тюмени была предоставлена возможность почувствовать себя депутатами, поучаствовать в дебатах по острым проблемам города, показать депутатам Тюменской городской Думы свое видение перспектив развития города;
в социальных проектах и программах, таких как "Пламя добра" (работа с молодыми семьями), "Пламенные" (работа с активной молодежью по развитию волонтерского движения с целью помощи пенсионерам, ветеранам и другим слоям населения), "Траектория взросления" (трудоустройство несовершеннолетних из группы риска), "Стратегия жизни" (профессиональная ориентация старшеклассников), "Гражданский университет" (проблемы занятости, образования, выбора профессии молодежи);
в создании и развитии региональной лиги международного союза КВН.
Отдельно следует отметить участие депутатов в мероприятиях, посвященных основному событию прошлого года, - празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В ходе подготовки и празднования юбилея Великой Победы депутаты осуществили не только меценатскую деятельность, но и вели активную работу в организации и проведении митингов, выставок, концертных программ, встреч и бесед ветеранов Великой Отечественной войны с подрастающим поколением.
Помимо этого депутаты Баранчук Ю.А., Зиганшин Р.С., Колосов М.А., Михайлов В.В., Моисеев Н.А., Сартаков В.Ф. участвовали:
в организации велопробега "Кузнецовская тропа";
в открытии музея-библиотеки, музея боевой славы, постановке спектакля, посвященного юбилею Победы, оказании помощи в издании памятной книги и других мероприятиях.
Коллеги! Показателем депутатской деятельности является как завершенное дело по вопросу, с которым обратились избиратели, так и оценка результативности нашей работы, которую дают нам горожане. На имя Председателя Тюменской городской Думы стали все чаще приходить обращения, содержащие слова благодарности всему депутатскому корпусу за содействие в решении вопросов, которые жители не могли решить самостоятельно, а по ряду вопросов бегали по инстанциям, не в силах изменить сложившуюся ситуацию, беспокоившую их годами. За отчетный период поступило более двух десятков обращений со словами благодарности за содействие в защите прав горожан, за доброжелательное и внимательное отношение к рассмотрению жалоб и просьб заявителей.
Подводя итоги деятельности городской Думы в 2015 году, можно отметить, что Тюменская городская Дума в течение прошедшего года успешно реализовала полномочия, возложенные законодательством на представительный орган местного самоуправления: мы повысили уровень правотворчества, эффективность в работе с избирателями, выстроили взаимоотношения с иными органами местного самоуправления, органами власти, общественными организациями, участвующими в жизни города. Верю, что тот конструктив, который был налажен за период полномочий депутатов Тюменской городской Думы VI созыва, в 2016 году будет сохранен и получит дальнейшее развитие, чтобы сообща мы смогли помочь еще большему количеству людей, чтобы наш город стал тем местом на карте страны, куда хочется возвращаться и совсем не хочется покидать!
Благодарю всех за активное участие в этой работе, ведь результаты, которые, безусловно, имеются, - это плод наших совместных усилий!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.