Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 25 февраля 2016 г. N 153-рп
Программа
Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2016 году
Паспорт
Программы Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2016 году
Основание для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Дата и номер правового акта об утверждении Программы |
Распоряжение Правительства Тюменской области от 25 февраля 2016 г. N 153-рп |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент труда и занятости населения Тюменской области |
Разработчик Программы |
Департамент труда и занятости населения Тюменской области |
Цель Программы |
Содействие повышению эффективной занятости населения и снижение напряженности на рынке труда региона |
Задачи Программы |
1. Создание работодателями дополнительных рабочих мест на предприятиях области. 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, в том числе относящихся к слабозащищенным категориям. 3. Поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. |
Система программных мероприятий |
1. Создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу. 2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу. 3. Содействие самозанятости безработных граждан. |
Сроки реализации Программы |
2016 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых средств на реализацию Программы за счет средств областного бюджета - 57 131,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец года) не превысит 0,7%. Коэффициент напряженности на рынке труда не превысит 0,3 человек на одну вакансию. Численность граждан, трудоустроенных на дополнительные рабочие места из числа безработных граждан и граждан, ищущих работу, составит 1000 человек. Численность граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование из числа граждан, ищущих работу, составит 176 человек. Численность безработных граждан, открывших собственное дело из числа получивших финансовую помощь, составит 70 человек. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2016 году (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и направлена на снижение напряженности на рынке труда региона, содействие повышению эффективной занятости населения, создание благоприятных условий для развитие малого предпринимательства.
1.1. Анализ ситуации на рынке труда Тюменской области
На рынок труда Тюменской области в 2016 году продолжают оказывать влияние факторы, обусловленные осложнением социально-экономической ситуации в регионе, одним из которых является процесс высвобождения работников, связанный с оптимизацией штатной численности предприятий, а также неполная занятость работников.
По данным проводимого органами службы занятости населения Тюменской области мониторинга на 1 февраля 2016 года о предстоящем высвобождении заявили 57 организаций области (с учетом переходящих организаций). Численность работников, предполагаемых к увольнению в данных организациях составляет 1468 человек, что на 9% больше чем на аналогичную дату прошлого года.
Уволено работодателями области 275 человек, из них преобладающую долю составили бывшие работники организаций, осуществляющих деятельность в области строительства (64%), пассажирского транспорта и электросвязи (14,9%), обрабатывающих производств (6,5%), оптовой и розничной торговли (4,7%).
Наибольшая численность предполагаемых к высвобождению работников заявлена войсковой частью 5866 (149 человек), филиалом ПАО "Сбербанк России" (104 человека), Тюменским отделением Уральского управления Центробанка России (73 человека), ОАО "Заводоуковский машиностроительный завод" (42 человека), филиалом ОАО "РЖД" (41 человек). Наибольшее число высвобожденных работников отмечено в ООО "Транснефтьстрой-Тюмень" (159 человек).
В целях сохранения кадрового потенциала работодателями вводится на предприятиях режим неполной занятости (установление неполного рабочего времени, простой по вине работодателя, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя). В настоящее время в организациях области в таком режиме работают 3303 человека, что на 1819 человек или 122,6% больше аналогичного периода прошлого года.
Осложнение социально-экономической ситуации в регионе стало одной из причин роста обращаемости граждан в органы службы занятости. Численность граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, за первый месяц 2016 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,5% и составила 3156 человек.
В общем числе обратившихся с данной целью граждан 15,1% являются уволенными в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников организаций, что на 3,8 процентных пункта больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основную долю граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составили бывшие работники организаций, осуществляющих деятельность в области торговли (11,8%), образования (10,3%), операций с недвижимым имуществом (8,6%), строительства (8,3%), государственного управления (7,9%), обрабатывающего производства (7,4%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (6,8%).
Увеличение числа обращающихся привело, в свою очередь, к росту числа зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных. Так, по состоянию на 1 февраля 2016 численность зарегистрированных безработных составила 5475 человек, увеличившись по сравнению с аналогичной датой 2015 года на 1034 человека или на 23,3%. Доля граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников организаций, в общем числе зарегистрированных безработных в первый месяц 2016 года составила 26,1%, увеличившись по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5,9 процентных пункта.
Об осложнении ситуации на предприятиях региона, повлекшей, в том числе, изменение функционала и условий труда работников при сохранении прежнего уровня оплаты труда, свидетельствует также рост числа граждан, уволившихся по собственному желанию - на 21,4% и граждан, уволенных по соглашению сторон - на 19,8%. Доля таких граждан в общем числе зарегистрированных безработных в первый месяц 2016 года составила 48,2% и 5,8% соответственно.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 февраля 2016 года достиг значения 0,78%.
Одновременно произошло снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона - по состоянию на 1 февраля 2016 года численность заявленных в органы службы занятости вакансий составила 17422 свободных рабочих места, снизившись по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 18,8%.
При этом, в целом по области вакансии полностью отсутствуют в отношении 684 безработных граждан по 388 профессиям. В том числе: администратор; аппаратчики (химводоочистки, мукомольного, крупяного производства и пр.); электромонтажник; электромонтер станционного оборудования телефонной связи; электрослесарь по ремонту оборудования; транспортировщик; техник (по эксплуатации и ремонту оборудования, по учету, по труду, техник-конструктор-системотехник и пр.); слесарь (по обслуживанию буровых установок, по обслуживанию тепловых сетей, по ремонту оборудования и пр.); сборщик (изделий из пластмасс, деталей и изделий, электрических машин и аппаратов и пр.); помощник бурильщика; печатник; оператор (очистных сооружений, по добыче нефти и газа, по исследованию скважин, поста управления и пр.); начальник (службы (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте), смены, производственного (производственно-технического, производственно-экономического) отдела, пункта, склада, отдела в промышленности и др.); механик; машинист различных установок, двигателей; контролер (материалов и изделий; станочных и слесарных работ; водопроводного, газового хозяйства и др.), инженер, заведующий, директор.
Совокупность таких факторов как увеличение числа обратившихся в органы службы занятости граждан и снижение числа заявленных работодателями вакансий привела к росту коэффициента напряженности на рынке труда, который по состоянию на 1 февраля 2016 года составил 0,5 человека на 1 заявленную вакансию при 0,3 на аналогичную дату 2015 года.
В целях стабилизации складывающейся ситуации на рынке труда, оперативного реагирования на возникающие проблемы и сохранения социальной стабильности в соответствии с распоряжениями Губернатора Тюменской области от 19.12.2014 N 75-р и от 26.01.2015 N 20-рп продолжена работа антикризисного штаба и комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
В рамках реализации превентивных мер на предприятиях, планирующих высвобождение работников, в целях оказания предувольнительных консультаций, выявления потребности в профессиональном обучении, а также подбора подходящих вариантов работы для трудоустройства граждан продолжают работу консультационные пункты.
1.2. Прогноз ситуации на рынке труда Тюменской области в 2016 году
По предварительному прогнозу развития ситуации на рынке труда в 2016 году на отдельных предприятиях Тюменской области будет сохраняться неполная занятость работников, происходить процессы высвобождения персонала в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников. По результатам проводимого Департаментом труда и занятости населения Тюменской области мониторинга регионального рынка труда численность работников, которые будут находиться под угрозой увольнения, прогнозируется на уровне 5,3 тыс. человек, численность высвобожденных работников в 2016 году может составить около 3,7 тыс. человек, из них в органы службы занятости обратятся около 1,8 тыс. человек.
В целом численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, в 2016 году может превысить 60 тыс. человек, из числа обратившихся около 17 тыс. человек получат официальный статус безработного, заявленная работодателями потребность в работниках может снизиться до 14 - 15 тыс. вакансий в среднем за месяц, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда.
В данных условиях необходима реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда за счет применения различных форм содействия занятости.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является Содействие повышению эффективной занятости населения и снижение напряженности на рынке труда Тюменской области.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- создание работодателями дополнительных рабочих мест на предприятиях области;
- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, в том числе относящихся к слабозащищенным категориям;
- поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программа является краткосрочной и реализуется в течение 2016 года.
3. Участники мероприятий Программы
Участниками мероприятий Программы могут стать безработные граждане и граждане, ищущие работу.
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления:
1. Создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу.
2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу.
3. Содействие самозанятости безработных граждан.
4.1. Создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу
Реализация в 2015 году мероприятия по организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу, повлияла на снижение напряженности на рынке труда области. Так, на территории Бердюжского района уровень регистрируемой безработицы относительно начала реализации мероприятия снизился на 0,28%, на территории Заводоуковского городского округа - на 0,67%, Казанского района - на 0,04%, Армизонского района - на 0,14%, города Тобольска - на 0,35%.
На созданные работодателями 988 временных рабочих мест было трудоустроено 1042 человека, из них 615 граждан из числа обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Вместе с тем, с начала 2016 года наблюдается рост обращаемости в органы службы занятости населения граждан, ищущих работу, и, как следствие, увеличение численности безработных граждан, которая по состоянию на 01 февраля 2016 года по сравнению с началом года выросла на 525 человек.
Основными причинами прекращения трудовой деятельности граждан являются: увольнение, в связи с окончанием срока трудового договора (36,6% от общего числа обратившихся), увольнение по другим причинам (28,4%), увольнение по собственному желанию (18,3%), увольнение в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (9,0%). Из них более 50% граждан не имеют высшего профессионального образования. При этом профессиональный и квалификационный состав обратившихся граждан не соответствует требованиям работодателей, сложившимся в настоящее время на региональном рынке труда.
В условиях нестабильной финансово-экономической ситуации в регионе, а также прогнозируемого роста обращаемости граждан за содействием в поиске работы, в целях снижения напряженности на рынке труда планируется реализация мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, в том числе с перспективой их постоянного трудоустройства.
В целях стимулирования работодателей к созданию дополнительных рабочих мест в рамках настоящей Программы планируется возмещение работодателям нормативных затрат на оплату труда работников в порядке и на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом. Период возмещения затрат составит не более трех месяцев.
С учетом складывающейся ситуации на рынке труда региона, прогнозная потребность в создании дополнительных рабочих мест составляет 1000 человек.
Создание дополнительных рабочих мест позволит гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, сохранить мотивацию к труду, а также обеспечить определенный материальный достаток вследствие участия в мероприятии.
4.2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу
В 2015 году профессиональное обучение по направлению органов службы занятости прошли 2,4 тыс. безработных граждан, в том числе 140 человек из числа инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний в виде лишения свободы (3,5% от числа граждан данных категорий, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве).
Вместе с тем, более 50% граждан вышеуказанных категорий, обратившихся в органы службы занятости, не имеют профессионального образования и вынуждены рассматривать варианты трудоустройства на рабочие места, не требующие квалификации.
В целях повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, в том числе относящихся к слабозащищенным категориям, в 2016 году планируется реализация мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Приоритетное право пройти профессиональное обучение будут иметь граждане, относящиеся к категориям:
- инвалиды,
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов,
- освобожденные из учреждений исполнения наказаний в виде лишения свободы.
Прогнозная потребность в организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу, составляет 176 человек.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, ищущих работу, будет осуществляться по профессиям, востребованным на рынке труда Тюменской области, в целях последующего трудоустройства по полученным квалификациям, в том числе под гарантированное рабочее место. В период прохождения профессионального обучения гражданам будет выплачиваться стипендия.
4.3. Содействие самозанятости безработных граждан
Создание условий для расширения возможностей развития предпринимательской инициативы и ориентации на самостоятельную занятость с учетом складывающейся ситуации на рынке труда региона является одним из приоритетных направлений деятельности органов службы занятости населения.
В 2015 году при содействии органов службы занятости открыли собственное дело и получили единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 117600 рублей 236 человек. В их число вошли:
- 113 жителей сельской местности;
- 85 граждан в возрасте от 18 до 29 лет;
- 68 женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
- 14 человек из числа высвобожденных в связи с ликвидацией предприятия;
- 7 человек из числа одиноких или многодетных родителей;
- 5 граждан, относящихся к категории инвалидов.
Наиболее распространенными видами экономической деятельности, по которым граждане открыли собственное дело, стали: торговля, деятельность ресторанов и кафе, строительство, ремонт и обслуживание автомобилей, предоставление парикмахерских услуг, ремонт бытовых изделий, сельское хозяйство.
Так, в Вагайском районе начинающим предпринимателем открыт технический центр по ремонту и обслуживанию автомобилей, в котором ежемесячно обслуживается более 16 автомобилей. В Викуловском районе организована работа цеха по производству мебели и столярных изделий, пользующихся спросом у местного населения, особенно у индивидуальных застройщиков.
В связи с прогнозируемым увеличением численности граждан, высвобожденных с предприятий бюджетного и внебюджетного сектора экономики, а также граждан, которые осуществляли свою трудовую деятельность в удаленном режиме от места постоянной регистрации, возрастает потребность в их трудоустройстве, в том числе посредством открытия собственного дела.
Особенно актуальным данный вопрос остается для жителей сельской местности, где наблюдается существенный дисбаланс между профессиональным составом уволенных граждан и граждан, которых планируют уволить, и имеющимися на территории муниципальных районов вакансий.
Открытие гражданами собственного дела позволит развивать на территориях региона виды деятельности, характерные для каждой конкретной местности, в том числе, направленные на развитие сельского хозяйства.
Прогнозная потребность в численности граждан, открывших собственное дело, составляет 70 человек.
5. Расчет объема расходов на реализацию Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Тюменской области.
Общий объем финансирования равен 57 131,6 тыс. рублей, в том числе:
1. Расходы на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, составят 43 165,8 тыс. рублей, в том числе:
1) Оплата расходов на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу:
1000 человек (численность трудоустроенных на дополнительные рабочие места безработных граждан и граждан, ищущих работу) х 10,203 тыс. рублей х 1,302 (размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроенного на дополнительное рабочее место гражданина, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной по Тюменской области на IV квартал 2015 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) х 3 месяца (средний период возмещения затрат) = 39852,9 тыс. рублей;
2) Оплата расходов на выплату компенсации за неиспользованный отпуск:
;
3) Оплата банковских услуг:
Всего:
2. Расходы на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, ищущих работу, составят 5 601,2 тыс. рублей, в том числе:
1) Оплата расходов за профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование:
176 человек (численность направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, ищущих работу) х 11,33 тыс. рублей (средняя стоимость профессионального обучения и дополнительного профессионального образования) =1994,1 тыс. рублей;
2) Возмещение затрат на стипендию:
176 человек х 10,203 тыс. рублей (размер стипендии, выплачиваемой в период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной по Тюменской области на IV квартал 2015 г.) х 2 месяца (средний период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования) = 3591,5 тыс. рублей;
3) Оплата банковских услуг:
Итого на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование:
3. Расходы на содействие самозанятости безработных граждан составят 8 364,6 тыс. рублей, в том числе:
1) Оплата расходов на предоставление финансовой помощи при государственной регистрации:
70 человек (численность граждан, признанных в установленном порядке безработными) х 118,9 тыс. рублей (сумма, равная 24-кратной максимальной величине пособия по безработице, увеличенная на сумму расходов на оформление предпринимательской деятельности - 1,3 тыс. руб.) = 8 323,0 тыс. рублей;
2) Оплата банковских услуг:
Всего:
6. Механизм реализации и показатели эффективности Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим функции ответственного исполнителя Программы, является Департамент труда и занятости населения Тюменской области.
Ответственный исполнитель согласовывает с соисполнителями программных мероприятий формы, методы и сроки реализации мероприятий, организовывает их исполнение, формирует отчет о реализации Программы.
Уполномоченный орган является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий Программы. Получателями бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение Программы являются ГАУ ТО Центры занятости населения.
Отчетность о реализации Программы представляется Департаментом труда и занятости населения Тюменской области в Департамент экономики и Департамент финансов Тюменской области.
Ответственность за реализацию Программы, достижение ее цели и целевое использование финансовых средств несет ответственный исполнитель Программы - Департамент труда и занятости населения Тюменской области.
Координацию реализации Программы и контроль за ее исполнением осуществляют Правительство Тюменской области и Департамент труда и занятости населения Тюменской области.
В реализации Программы участвуют:
- Департамент труда и занятости населения Тюменской области;
- государственные автономные учреждения Тюменской области центры занятости населения;
- администрации городских округов и муниципальных районов Тюменской области;
- работодатели-юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие проведение дополнительных мероприятий;
- образовательные организации.
Управление Программой осуществляется посредством выполнения следующих организационных мероприятий:
- издания нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения реализации Программы;
- проведения мониторинга регионального рынка труда в Тюменской области;
- анализа ситуации на рынке труда Тюменской области на основе данных установленных форм статистической и ведомственной отчетности;
- формирования, утверждения и доведения до государственных автономных учреждений Тюменской области центров занятости населения государственного задания на осуществление дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 12.10.2015 N 468-п "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Тюменской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" и контролем его исполнения.
К участию в реализации мероприятия Программы планируется привлечение работодателей - предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением государственных и муниципальных казенных учреждений) и индивидуальных предпринимателей.
Конкретные механизмы реализации мероприятий Программы раскрываются в разделах 4.1 - 4.3. Программы.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- снижение напряженности на рынке труда Тюменской области за счет применения различных форм содействия занятости;
- повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, в том числе относящихся к слабозащищенным категориям;
- развитие малого предпринимательства, активизация самозанятости населения.
Осуществление мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов (оценочных и количественных показателей):
- уровень регистрируемой безработицы на конец 2016 года не превысит 0,7%;
- коэффициент напряженности на рынке труда не превысит 0,3 человека на 1 заявленную вакансию;
- численность граждан, трудоустроенных на дополнительные рабочие места из числа безработных граждан и граждан, ищущих работу, составит 1000 человек;
- численность граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование из числа граждан, ищущих работу, составит 176 человек;
- численность безработных граждан, открывших собственное дело, получивших финансовую помощь, составит 70 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.