Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 15 сентября 2016 г. N 3951
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 10.08.2016)
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" (далее - Закон) регламентирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяет полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.
В рамках указанного Закона осуществляется решение задач по оптимизации структуры государственной собственности Тюменской области, обеспечению сохранности и эффективного использования государственной собственности, повышению эффективности управления государственной собственностью.
1. Эффективность управления и распоряжения областной собственностью с точки зрения решения задач социально-экономического развития Тюменской области
Целью деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области в сфере имущественных отношений при реализации Закона является содействие социально-экономическому развитию Тюменской области путем повышения эффективности использования государственной собственности, включающее в себя обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности Тюменской области в интересах населения.
Одним из средств повышения эффективности использования областной собственности является реструктуризация государственной собственности. При реализации данного направления осуществляется сокращение избыточной части имущества государственного сектора, не используемого для выполнения закрепленных за Тюменской областью публичных полномочий. При этом управление собственностью Тюменской области основывается на принципах строгого соответствия состава областного имущества полномочиям Тюменской области и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области осуществляется комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Тюменской области.
Так, за 2014 год издано 211 приказов о закреплении 22950 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 2249813,91 тыс. руб. за исполнительными органами государственной власти Тюменской области и государственными учреждениями Тюменской области.
За 2015 год издано 214 приказов о закреплении 14800 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 1838870,89 тыс. руб. за исполнительными органами государственной власти Тюменской области и государственными учреждениями Тюменской области.
За первое полугодие 2016 года издано 92 приказа о закреплении 13439 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 791967,52 тыс. руб. за исполнительными органами государственной власти Тюменской области и государственными учреждениями Тюменской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются решения об изъятии у исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений закрепленного за ними государственного имущества.
В 2014 году было издано 53 приказа об изъятии 173 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 58179,097 тыс. руб.
В 2015 году было издано 62 приказа об изъятии 1864 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 385348,06 тыс. руб.
В первом квартале 2016 года было издано 42 приказа об изъятии 5033 единиц недвижимого и движимого имущества на общую сумму 233874,57 тыс. руб.
Изъятое имущество передается в собственность муниципальных образований или передается по договорам безвозмездного пользования организациям, не являющимся государственными учреждениями Тюменской области, либо планируется к включению в прогнозный план приватизации.
В 2014 году было принято 27 решений о согласовании актов о списании государственного имущества (недвижимого и движимого имущества). Так, согласованы решения о списании 24 объектов недвижимого имущества на сумму 9485,722 тыс. руб.
В 2015 году было принято 10 решений о согласовании актов о списании государственного имущества (недвижимого и движимого имущества). Так, согласованы решения о списании 26 объектов недвижимого имущества на сумму 2573,37 тыс. руб.
В 2014 году было принято 287 решений о даче согласия на распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении государственных учреждений Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области, и 46 решений об отказе в даче согласия на распоряжение имуществом.
В 2015 году было принято 175 решений о даче согласия на распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении государственных учреждений Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области, и 16 решений об отказе в даче согласия на распоряжение имуществом.
В первом полугодии 2016 года принято 7 решений о даче согласия на распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области.
2. Исполнение прогнозного плана приватизации в 2014 - 2016 годах
В соответствии со статьей 16 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" в 2014 - 2016 годах приватизация объектов, находящихся в областной собственности, осуществлялась в соответствии с прогнозными планами приватизации государственного имущества Тюменской области, утвержденными следующими нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области:
- постановлением Правительства Тюменской области от 10.12.2013 N 555-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2014 год";
- постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 692-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2015 год";
- постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 636-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2016 год".
Выполнение прогнозных планов приватизации имущества Тюменской области в 2014 - 2016 годах характеризуется показателями, отраженными в таблице 1.
Таблица 1
(единиц)
Период |
Пакеты акций, доли |
Имущество, всего |
В том числе: |
|||
объекты недвижимости |
земельные участки |
движимое имущество |
||||
2014 год: |
Включено |
4 |
138 |
64, из них 56 в составе семи комплексов |
12 |
62 |
Продано |
2 |
17 |
3 |
0 |
14 |
|
2015 год: |
Включено |
3 |
189 |
91, из них 80 в составе десяти комплексов |
21 |
77 |
Продано |
2* |
21 |
8 |
4 |
9 |
|
Первое полугодие 2016 года: |
Включено |
3 |
180 |
83, из них 76 в составе семи комплексов |
14 |
83 |
Продано |
0 |
36 |
2 |
2 |
32 |
* Внесено в уставные капиталы акционерных обществ, акции которых принадлежат Тюменской области, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В данной таблице приведена обобщенная информация. В связи с длительностью процедуры приватизации (оценка имущества, приватизация имущества несколькими способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), а также отсутствием покупательского спроса объекты, включенные в прогнозный план приватизации и не проданные в текущем году, включаются в прогнозный план на очередной год. Например, объекты незавершенного строительства (23 объекта), расположенные по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское муниципальное образование, 6-й км автомобильной дороги Посохова - Гусево; объекты оздоровительного комплекса "Радужный" (19 объектов), расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, оздоровительный комплекс "Радужный", а также ряд других объектов были включены в прогнозный план на 2014 год, а затем и на 2015 - 2016 годы.
В настоящее время по нереализованному имуществу:
- документы переданы в государственное казенное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" для продажи (2 пакета акций, 45 объектов недвижимого имущества, 9 земельных участков, 23 единицы движимого имущества);
- проводятся мероприятия, связанные с реализацией доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицам, имеющим преимущественное право покупки в силу закона (направлена оферта);
- проводятся мероприятия по подготовке к приватизации 12 объектов недвижимого имущества, 2 земельных участков, 3 единиц движимого имущества (оценка, подготовка решений об условиях приватизации).
В связи с несостоявшейся продажей несколькими способами:
- 6 объектов недвижимого имущества и 1 земельный участок переданы в муниципальную собственность;
- 19 объектов недвижимого имущества и 24 единицы движимого имущества предложены к передаче в муниципальную собственность.
Доходы от приватизации государственного имущества Тюменской области характеризуются показателями, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Период |
От реализации имущества (тыс. руб.) |
От продажи акций (тыс. руб.) |
От продажи земельных участков под объектами приватизации (тыс. руб.) |
|||
по закону об областном бюджете |
фактически поступило средств |
по закону об областном бюджете |
фактически поступило средств |
по закону об областном бюджете |
фактически поступило средств |
|
2014 год |
29656,4 |
30946,5 |
122217 |
122217,3 |
0 |
0 |
2015 год |
32569,0 |
13346,2 |
0 |
0 |
17590,0 |
17596,9 |
Первое полугодие 2016 года |
33317,0 |
9615,7 |
0 |
0 |
5490,0 |
0 |
Невыполнение запланированных значений доходов от реализации имущества в соответствии с прогнозным планом приватизации государственного имущества Тюменской области в 2015 году было обусловлено отсутствием покупательского спроса на объекты приватизации, а также в связи с уклонением покупателя от подписания договора купли-продажи по итогам состоявшихся торгов. В 2016 году отставание по достижению запланированных значений по доходам наблюдается по тем же причинам - имущество выставляется на торги неоднократно и различными способами (аукцион, торги посредством публичного предложения), однако остается нереализованным ввиду отсутствия заявок на приобретение.
3. Соблюдение принципа целевого использования областной собственности, закрепленной за исполнительными органами государственной власти Тюменской области, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Тюменской области
По итогам оптимизации государственного имущества в собственности Тюменской области по состоянию на 01.07.2016 находилось 4 государственных унитарных предприятия Тюменской области:
- государственное предприятие Тюменской области "Комтех";
- государственное унитарное предприятие Тюменской области "Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды Тюменской области "Тюменьгеомониторинг";
- государственное унитарное предприятие Тюменской области "Ишимский ветеринарно-санитарный утилизационный завод";
- государственное унитарное предприятие Тюменской области "Тюменский региональный телекоммуникационный центр".
На 01.07.2016 в реестре государственного имущества учитывалось закрепленное за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения имущество:
- объекты недвижимого имущества - 83 единицы, в том числе 43 единицы сооружений связи (антенно-мачтовые сооружения, башенные опоры связи);
- транспортные средства - 71 единица;
- объекты движимого имущества стоимостью более 200 тыс. руб. - 409 единиц.
Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Тюменской области, используется ими в соответствии с уставом и назначением этого имущества. В течение 2014 года 18 объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием Тюменской области "Комтех", в целях создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых для переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в Тюменской области, переданы в соответствии с условиями концессионного соглашения, заключенного в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 N 183-п.
Предприятия за счет собственных средств осуществляют финансовые расходы по поддержанию принадлежащего им на праве хозяйственного ведения имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, регистрации имущественных прав, охране, оплате коммунальных услуг, налогов.
По состоянию на 31.12.2014 в реестре государственного имущества Тюменской области учитывалось 215 государственных учреждений Тюменской области, из них 13 казенных, 58 бюджетных, 144 автономных.
По состоянию на 31.12.2015 в реестре государственного имущества Тюменской области учитывалось 180 государственных учреждений Тюменской области, из них 13 казенных, 41 бюджетное, 126 автономных.
По состоянию на 01.07.2016 в реестре государственного имущества Тюменской области учитывалось 182 государственных учреждения Тюменской области, из них 12 казенных, 41 бюджетное, 129 автономных.
За 2014 год проверено 298 отчетов по имуществу, предоставляемому в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2009 N 58-п "Об утверждении Положения об учете государственного имущества и порядке ведения реестра государственного имущества Тюменской области".
Государственное имущество Тюменской области, закрепленное за исполнительными органами государственной власти Тюменской области и государственными учреждениями Тюменской области, используется по целевому назначению.
4. Участие Тюменской области в деятельности хозяйствующих субъектов (управление акциями, долями)
Участие государства в управлении акционерным обществом осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также нормативными актами федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем назначения представителей государства в органы управления акционерных обществ - советы директоров (наблюдательные советы), а также назначение представителей для участия в общих собраниях акционеров.
Представители государства в свою очередь реализуют свои полномочия посредством участия в голосовании при принятии решений.
Посредством участия Тюменской области в уставных капиталах акционерных обществ реализуется государственная политика области, направленная на решение социально-экономических задач, при этом приоритетными являются те сферы деятельности, которые позволяют наиболее эффективно реализовать полномочия Тюменской области.
Структура находящихся в областной собственности акций, долей хозяйственных обществ характеризуется показателями, приведенными в таблице 3.
Таблица 3
Процент участия в уставном капитале |
2014 год |
2015 год |
Первое полугодие 2016 года |
Количество хозяйственных обществ, акции которых принадлежат Тюменской области, всего |
29 |
24 |
25 |
в том числе с размером пакета: |
|
|
|
- до 25% уставного капитала (включительно) |
6 |
4 |
4 |
- от 25% до 50% уставного капитала (включительно) |
2 |
2 |
2 |
- от 50% до 100% уставного капитала |
6 |
4 |
5 |
- 100% уставного капитала |
15 |
14 |
14 |
Хозяйственные общества, акции которых принадлежат Тюменской области, осуществляют свою деятельность в различных сферах экономической деятельности, в том числе:
- в агропромышленном секторе - 4 хозяйственных общества (ПАО "Птицефабрика "Боровская" имени А.А. Созонова", АО "Тюменская мясная компания", АО "Агротехнический центр", АО "Тюменская агропромышленная лизинговая компания");
- в сфере жилищного строительства, дорожного строительства и жилищно-коммунального хозяйства - 4 хозяйственных общества (АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области", АО "Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие", АО "Дорожно-эксплуатационное управление Калининского административного округа", ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр");
- в сфере оказания медицинской помощи, реабилитации, обеспечения лекарственными средствами - 4 хозяйственных общества (ОАО "Медико-санитарная часть "Нефтяник", ОАО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сибирь", АО "Фармация", ОАО "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор-А");
- в сфере транспорта, связи, телекоммуникаций - 5 хозяйственных обществ (АО "Терминал-Рощино", ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ЗАО "Тюменское региональное телевидение и радио", ОАО "ТТТ "23-канал", ООО "Радио-7");
- в инвестиционной сфере, поддержке малого предпринимательства - 2 хозяйственных общества (АО "Управляющая компания "Индустриальные парки Тюменской области", АО "Корпорация Развития") и т.д.
Управление находящимися в собственности Тюменской области акциями (долями) хозяйственных обществ регулируется Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" и принятым в соответствии с ним постановлением Губернатора Тюменской области от 28.12.2009 N 95 "Об утверждении Положения о порядке выдвижения и деятельности представителей интересов Тюменской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Тюменской области, а также в органах управления иных хозяйствующих субъектов", регламентирующими порядок деятельности представителей в органах управления и контроля хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля областной собственности.
Для наиболее эффективного управления акционерным обществом назначение представителей в органы управления осуществляется по отраслевому принципу из числа государственных служащих органов власти Тюменской области, обеспечивающих проведение единой государственной политики в соответствующих отраслях (сферах) управления. Кроме того, в состав советов директоров акционерных обществ включаются государственные служащие Департамента имущественных отношений Тюменской области, реализующего от имени Тюменской области права акционера обществ.
Участие представителей Тюменской области в общих собраниях акционеров (участников) и заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) характеризуется показателями, приведенными в таблице 4.
Таблица 4
Участие представителей Тюменской области в общих собраниях акционеров (участников) и заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) |
2014 год |
2015 год |
Первое полугодие 2016 года |
Количество решений уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области по вопросам годовых и внеочередных общих собраний акционеров (участников) хозяйственных обществ с долей участия Тюменской области в уставном капитале в размере 100% |
32 |
32 |
28 |
Количество общих собраний акционеров (участников) хозяйственных обществ с долей Тюменской области менее 100% уставного капитала, в которых приняли участие представители Тюменской области |
24 |
18 |
13 |
Количество заседаний советов директоров (наблюдательных советов), в которых приняли участие представители Тюменской области |
185 |
189 |
128 |
Представителями области осуществляется контроль за размером вознаграждения, выплачиваемого исполнительным органам обществ (генеральным директорам).
В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий Тюменской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 распоряжением Правительства Тюменской области от 31.08.2015 N 1416-рп утверждено Положение о системе ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в государственной собственности Тюменской области. Использование указанной системы позволит производить оценку достижения стратегических целей и планируемых значений показателей деятельности хозяйственного общества, а также мотивировать генеральных директоров на достижение приоритетных для каждого общества целей путем внесения изменений в трудовые договоры обязанности по достижению КПЭ. Утверждение перечня КПЭ для каждого акционерного общества обеспечивается представителями Тюменской области, избранными в советы директоров.
Контроль за эффективным использованием имущества акционерных обществ с участием Тюменской области осуществляется посредством установления специальных правил совершения сделок с имуществом таких акционерных обществ. Так, в уставах акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Тюменской области, предусматривается, что совершение сделок с недвижимым имуществом независимо от суммы сделки, а также совершение иных сделок, цена которых превышает 5% активов общества, возможно только с одобрения совета директоров.
С целью повышения эффективности расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых находится в собственности государства, такие общества осуществляют закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ). Советом директоров общества утверждается Положение о закупке товаров, работ, услуг, регламентирующее закупочную деятельность общества, содержащее требование к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.
На сегодняшний день, с учетом более чем трехлетнего опыта применения обществами норм Федерального закона N 223-ФЗ, можно сделать вывод о реальном сокращении затрат обществ на приобретение товаров, работ, услуг, обращающихся на высококонкурентных рынках.
Учитывая социальную направленность деятельности обществ, акционером которых является Тюменская область, посредством представителей области проводится гибкая дивидендная политика, при которой полученная обществами чистая прибыль зачастую направляется не на выплату дивидендов, а на развитие общества для эффективного осуществления основных видов деятельности и реализации поставленных перед обществом задач.
Доходы Тюменской области от участия в уставных капиталах хозяйственных обществ характеризуются показателями, отраженными в таблице 5.
Таблица 5
Объем дивидендов |
2014 год |
2015 год |
Ожидаемые поступления в 2016 году согласно принятым на общих собраниях акционеров решениям |
План по закону о бюджете в части перечисления дивидендов, тыс. руб. |
5866,0 |
3081,0 |
3266,0 |
Фактически перечислено дивидендов в областной бюджет, тыс. руб. |
5866,8 |
3081,2 |
6555,0 |
5. Объем поступивших в областную собственность объектов, переданных в порядке разграничения и перераспределения государственной и (или) муниципальной собственности, и эффективность их использования
Формирование объектов областной собственности осуществляется не только путем их создания или приобретения за счет средств бюджета Тюменской области, но и посредством поступления имущества, переданного в порядке разграничения и перераспределения государственной и (или) муниципальной собственности.
Принятое в государственную собственность Тюменской области имущество используется для реализации полномочий органов государственной власти Тюменской области в соответствии с действующим законодательством.
Имущество, поступившее в государственную собственность Тюменской области за период с 2014 по 2016 год, характеризуется показателями, отраженными в таблице 6.
Таблица 6
Период |
Недвижимое имущество, количество (ед.) |
Движимое имущество, количество (ед.) |
Из федеральной собственности | ||
2014 год |
11 |
- |
2015 год |
5 |
900 |
Первое полугодие 2016 года |
5 |
39459 |
Из муниципальной собственности | ||
2014 год |
18 |
244 |
2015 год |
12 |
7 |
Первое полугодие 2016 года |
10 |
2 |
В целях эффективного использования государственного имущества Тюменской области все объекты, переданные в государственную собственность Тюменской области в порядке разграничения и перераспределения государственной и (или) муниципальной собственности, закреплены на праве оперативного управления за государственными учреждениями Тюменской области и на праве хозяйственного ведения за предприятиями Тюменской области и используются в соответствии с уставной деятельностью.
6. Основные проблемы, возникающие в процессе реализации Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области"
В целом сфера действия указанного Закона регламентирована нормативными правовыми актами в достаточной степени. Решение текущих вопросов осуществляется путем реализации государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 679-п.
Целью государственной программы Тюменской области является формирование эффективной структуры собственности и системы управления имуществом и земельными ресурсами, позволяющих обеспечить исполнение государственных функций. Данная цель одновременно является и целью деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области в сфере управления имущественным комплексом.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач.
1. Оптимизация состава, а также повышение эффективности использования государственной собственности Тюменской области.
2. Повышение качества предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
Однако при реализации ряда полномочий (при оформлении прав на объекты, созданные за счет средств областного бюджета, при разграничении государственной собственности и др.) возникают проблемы, связанные с взаимодействием с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в части оперативного решения вопросов, относящихся к сфере регулирования указанного Закона.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области осуществляется комплекс мер, направленных на повышение эффективности управления и распоряжения находящимся в собственности Тюменской области имуществом, что является важной стратегической целью проведения государственной политики Тюменской области в сфере земельно-имущественных отношений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3951 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.