Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
Тюменского муниципального района
от 29 сентября 2016 г. N 3486 ро
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии муниципального образования Тюменский муниципальный район
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет процедуру и условия проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии, а также после предоставления муниципальной гарантии муниципального образования Тюменский муниципальный район (далее - Муниципальная гарантия).
1.2. Принципал представляет в Администрацию Тюменского муниципального района документы по перечню для юридических лиц согласно приложению 1 к настоящему Порядку, для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
1.3. Проведение анализа финансового состояния принципала осуществляется на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка, и включает в себя:
Для юридических лиц:
- анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
- состояние расчетов с бюджетами всех уровней;
- оценку финансового положения;
- оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности.
Для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- соответствие требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- анализ исполнения бюджета по доходам;
анализ кредиторской задолженности;
- анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам.
1.4. Проведение анализа финансового состояния принципала после предоставления Муниципальной гарантии осуществляется с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных принципалом документов, перечень которых установлен в приложении 3 настоящего Порядка.
2. Анализ финансового состояния принципала - юридического лица
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принципала (при анализе баланса) и выручка (при анализе отчета о прибыли и убытках) принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности принципала за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
- состав основных средств, являющихся собственностью принципала, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
- характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
- стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
- характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
- наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
- изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
- изменения за анализируемый период капитала, резервов принципала.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании справки из налогового органа о наличии (отсутствии) просроченной (неурегулированной) задолженности принципала по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Сведения о наличии или отсутствии просроченной задолженности по бюджетным средствам, предоставленным на возвратной основе, определяются по данным анализа строк 1410, 1510 бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 071001).
2.3. Для оценки финансового состояния принципала используются две группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность принципала оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность принципала оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (КЗ) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность принципала оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
Для расчета коэффициента текущей ликвидности кроме названных при расчете К3 статей корректируются статьи "Дебиторская задолженность", платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, "Запасы", "Прочие оборотные активы" на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".
2.3.2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (К4) является характеристикой финансовой устойчивости принципала, показывает степень зависимости принципала от займов (кредитов) и рассчитывается по следующей формуле:
2.4. Для оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности принципала используются две группы индикаторов:
показатели рентабельности;
коэффициенты оборачиваемости.
Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД 071002).
2.4.1. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:
для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);
для торговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).
2.4.2. Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр. 2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).
2.4.3. При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:
Тооа = количество дней в анализируемом периоде
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания) дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:
Тодз = количество дней в анализируемом периоде
Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:
Коз =
Тоз = количество дней в анализируемом периоде
3. Анализ финансового состояния принципала - другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации
3.1. Анализ исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации включает проведение проверки соответствия:
предельного объема муниципальных заимствований, предельного объема муниципального долга, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга;
дефицита бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для соответствующего бюджета;
3.2. Анализ исполнения бюджета по доходам проводится на основании данных отчетности об исполнении бюджета, пояснительной записки.
3.3. Анализ кредиторской задолженности проводится на основании бюджетной отчетности, информации о кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
3.4. Анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам проводится на основании выписки из долговой книги, копий договоров (соглашений), информации по просроченной (неурегулированной) задолженности.
4. Оценка результатов анализа
4.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении принципалу - юридическому лицу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (не удовлетворительное значение показателя) |
К1 |
0,2 и выше |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
2,0 и выше |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
Для неторговых организаций |
1,0 и выше |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
Для торговых организаций |
0,6 и выше |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
менее 0,15 |
менее 0 |
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики принципала, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель |
Вес Показателя |
К1 |
0,11 |
К2 |
0,05 |
К3 |
0,42 |
К4 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
Формула расчета сводной оценки (S):
На основе значения сводной оценки принципал - юридическое лицо относится к одному из трех классов финансового состояния:
Финансовое состояние является хорошим, если значение для предприятий торговли, > 1,14 для предприятий других отраслей;
Финансовое состояние является удовлетворительным, если значение , но >= 0,54 для предприятий торговли, <= 1,14, но >= 0,6 для предприятий других отраслей;
Финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение для предприятий торговли, < 0,6 для предприятий других отраслей.
4.2. Для оценки финансового состояния принципала - другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации используются следующие индикаторы:
N п/п |
Содержание требования к значению индикатора |
Нормативное значение |
1. Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации | ||
1 |
1.1. Предельный объем государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений |
<= 1 |
Предельный объем государственного долга у субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,5 |
|
1.2. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<= 1 |
|
Предельный объем муниципального долга у муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,5 |
|
2 |
Предельный объем государственных (муниципальных) заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств. |
<= 1 |
3 |
Предельный объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга, утвержденный законом (решением) о бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. |
<= 0,15 |
4 |
4.1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,15 |
Для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,1 |
|
4.2. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<= 0,1 |
|
|
Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из бюджетов субъектов Российской Федерации и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета, утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,05 |
2. Исполнение бюджета по доходам | ||
1 |
1.1. Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения. |
>= 0,95 |
1.2. Исполнение местного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения. |
>= 0,95 |
|
3. Кредиторская задолженность | ||
1 |
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату. |
0,0 |
4. Просроченная (неурегулированная) задолженность по долговым обязательствам | ||
1 |
Отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам за последний отчетный финансовый год, последний отчетный период. |
0,0 |
При расчете индикаторов использована методика, установленная Министерством финансов Российской Федерации (Департаментом финансов Тюменской области) в целях проведения мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами.
4.3. На основании проведенного анализа (проверки) финансового состояния принципала Управление финансов и муниципального имущества Администрации Тюменского муниципального района готовит заключение о финансовом состоянии принципала.
Положительное заключение о финансовом состоянии принципала может быть вынесено:
1. В отношении юридического лица - если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, является хорошим или удовлетворительным.
2. В отношении другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации - если индикаторы, установленные пунктом 4.2 настоящего Порядка, не превышают нормативных значений, указанных в этом пункте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.