Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы
Исетского
муниципального района
от 29 ноября 2016 N 311
Местные нормативы
градостроительного проектирования Исетского муниципального района и 16-ти сельских поселений Исетского муниципального района Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Местные нормативы градостроительного проектирования Исетского муниципального района и 16-ти сельских поселений Исетского муниципального района Тюменской области (далее по тексту - "местные нормативы") разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, Исетского муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения Исетского муниципального района населения Исетского муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Исетского муниципального района.
1.2. Местные нормативы градостроительного проектирования Исетского муниципального района и 16-ти сельских поселений Исетского муниципального района Тюменской области (далее по тексту - "местные нормативы") устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселений Исетского муниципального района, указанными в части 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселений Исетского муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельских поселений Исетского муниципального района.
1.3. Применяемые на территории Исетского муниципального района расчетные показатели Местных нормативов района минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения Исетского муниципального района и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов соответствуют расчетным показателям, установленными Региональными нормативами градостроительного проектирования Тюменской области, утвержденных постановлением Правительства Тюменской области (далее по тексту - Региональные нормативы).
1.4. Применяемые на территории сельских поселений Исетского муниципального района расчетные показатели Местных нормативов поселений минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельских поселений Исетского муниципального района и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов соответствуют расчетным показателям, установленными Региональными нормативами.
2. Материалы по обоснованию расчетных показателей
Обоснование расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, установленных Местными нормативами района и Местными нормативами поселений, соответствует расчетным показателям, установленным в нормативных актах Правительства Российской Федерации (СанПин, СНиП, СП) и Региональных нормативах.
3. Область применения
3.1. Местные нормативы применяются:
- при подготовке документов территориального планирования, проведении государственной экспертизы, согласовании и утверждении проектов документов территориального планирования;
- при подготовке проектной документации, проведении государственной экспертизы проектной документации, рассмотрении проектной документации;
- в состав местных нормативов входят требования, которые применяются при проектировании, строительстве.
3.2. Местные нормативы распространяются на новые и реконструируемые жилые территориальные зоны Исетского района, включая объекты жилого, общественного и административного назначения, территории обслуживающих их сетей и объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
3.3. Местные нормативы обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории Исетского района.
3.4. Контроль за соблюдением местных нормативов осуществляется в следующих случаях:
- при выдаче разрешений на строительство;
- при осуществлении строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов градостроительной деятельности и благоустройства территории;
- при проведении государственной экспертизы документов территориального планирования, проектной документации.
3.5. Проверку соблюдения местных нормативов осуществляет администрация Исетского района.
3.6. Проектная документация, выполненная с нарушением местных нормативов, не подлежит утверждению.
4. Термины и определения
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Населенный пункт - часть территории муниципального образования, имеющая сосредоточенную застройку в пределах границ, установленных в соответствии с действующим законодательством, и предназначенная для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности населения.
Градостроительное зонирование - установление границ территориальных зон с регламентами их использования по функциональному назначению, параметрам застройки и ландшафтной организации.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Озелененные территории - часть территории природного комплекса, на которой располагаются искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты - парк, сад, сквер, бульвар; застроенные территории жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой часть поверхности занята растительным покровом.
Зона массового отдыха - участок территории, обустроенный для интенсивного использования в целях рекреации, а также комплекс временных и постоянных строений и сооружений, расположенных на этом участке и несущих функциональную нагрузку в качестве оборудования зоны отдыха. Зоны отдыха могут иметь водный объект или его часть, используемые или предназначенные для купания, спортивно-оздоровительных мероприятий и иных рекреационных целей.
Улица - территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.
Квартал - планировочная единица застройки в границах красных линий.
Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.
Коэффициент застройки (процент застроенной территории) - отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади земельного участка.
Коэффициент "брутто" (показатель плотности застройки "брутто") - отношение общей площади всех этажей зданий и сооружений к площади квартала с учетом дополнительно необходимых по расчету учреждений и предприятий повседневного обслуживания.
Коэффициент "нетто" (показатель плотности застройки "нетто") - отношение общей площади всех жилых этажей зданий к площади жилой территории квартала с учетом площадок различного назначения, необходимых для обслуживания (подъезды, стоянки, озеленение).
Реконструкция застройки - комплексное или частичное переустройство сложившейся застройки, благоустройства и инженерного оборудования территории с целью улучшения условий проживания населения, экономичной эксплуатации и эффективного использования территории.
Объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Многоквартирный жилой дом - жилой дом, жилые ячейки (квартиры) которого имеют выход: на общие лестничные клетки и на общий для всего дома земельный участок. В многоквартирном доме квартиры объединены: вертикальными коммуникационными связями (лестничные клетки, лифты) и горизонтальными коммуникационными связями (коридоры, галереи).
Жилой дом блокированной застройки - жилой дом с количеством этажей не более чем три; состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи; имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками; расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
Автостоянки - открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).
Открытая автостоянка - автостоянка (в том числе многоуровневая) без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь проемов, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
Гараж-стоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения, в том числе многоуровневая) с наружными стеновыми ограждениями, предназначенное для постоянного и временного хранения (стоянки) автомобилей.
Постоянное хранение автотранспортных средств - обеспечение для автотранспортных средств сохранности, безопасности, защиты от внешних факторов на срок более 24 часов.
Временное хранение автотранспортных средств - обеспечение безопасной стоянки автотранспортных средств на короткий (до 24 часов) срок.
Кратковременное хранение автотранспортных средств - обеспечение безопасной стоянки автотранспортных средств на короткий (до 8 часов) срок.
Гостевые стоянки - открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.
Парковка - временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.
Гаражи - здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - "линейные объекты").
За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения. В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение:
- объектов транспортной инфраструктуры (площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов);
- отдельных нестационарных объектов автосервиса для попутного обслуживания (АЗС, мини-мойки, посты проверки СО);
- отдельных нестационарных объектов для попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничная торговля и бытовое обслуживание).
Куртины - группа деревьев и кустарников одной породы в смешанном лесонасаждении, отдельный участок леса, сквера, парка.
5. Общая организация территории муниципального района и 16-ти сельских поселений
5.1. Планирование развития территории Исетского муниципального района осуществляется на основе положений о территориальном планировании, содержащихся в схеме территориального планирования Исетского района Тюменской области.
5.2. Основным документом, регулирующим развитие территории сельского поселения, служит генеральный план, подготовленный на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом комплексных отраслевых программ. Генпланом определяются принципиальные решения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировочной и инженерно-транспортной структуре, мерам по защите от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливаются границы и резервы территориального развития населенных пунктов и других территорий сельского поселения, предусматривается очередность освоения территории, а также планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. Расчетный срок генерального плана принимается до 10 - 12 лет.
5.3. Границы проектирования для генеральных планов сельских поселений устанавливаются схемой территориального планировании муниципального района.
5.4. Статус поселения определяется законодательством Тюменской области.
5.5. Размеры территорий населенных пунктов устанавливаются с учетом численности их населения.
5.6. Численность населения сельских населенных пунктов на расчетный срок определяется с учетом демографического прогноза, на основе данных о перспективах развития района, установленных в схемах территории Исетского планирования Тюменской области, схемах территориального планирования Исетского муниципального района, на базе отраслевых программ развития.
5.7. Территория Исетского муниципального района относится к I климатическому району, 1 В строительно-климатической зоны.
5.8. Градостроительное зонирование в целях определения территориальных зон: жилых, общественно-деловых, производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур, зон сельскохозяйственного использования, зон рекреационного назначения, зон особо охраняемых территорий, зон специального назначения и других видов территориальных зон - осуществляется с учетом преимущественного функционального использования территории.
5.9. Планировочная структура формируется с обеспечением комплексной взаимосвязи территориальных зон на основе принципа рационального использования земель с учетом их градостроительной ценности.
6. Расчетные показатели обеспеченности и интенсивности использования жилых зон
6.1. Общие положения
6.1.1. Структуру жилого фонда населенных пунктов муниципального района следует предусматривать следующих типов:
- индивидуальные жилые дома усадебного типа;
- двухквартирные жилые дома усадебного типа;
- многоквартирные жилые дома блокированного типа с земельными участками при квартирах;
- малоэтажные многоквартирные жилые дома с участками при квартирах;
- малоэтажные многоквартирные жилые дома без участков при квартирах;
6.1.2. Для семей, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, следует применять жилые дома с местом приложения труда (дом врача, дом продавца товаров повседневного спроса, дом фермера и др.).
Проектирование домов со слесарными, ремонтными, кузнечными мастерскими и подобными помещениями допускается при соблюдении необходимых гигиенических, экологических, противопожарных и санитарных требований, при согласовании соответствующих служб государственного надзора.
6.1.3. По уровню проживания проектируемое жилище следует подразделять на две основные категории:
социальное жилище для муниципального строительства с нормируемыми верхними пределами площадей квартир;
жилище для индивидуального строительства с нормируемыми нижними пределами площадей квартир.
Стандарт жилья экономического класса утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 N 508.
Основные критерии и параметры жилых помещений, характеризующие жилье экономического класса. Площадь земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов - не более 1000 кв. метров, для строительства блокированных домов - не более 400 кв. метров на один блок.
Общая площадь малоэтажных индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов - не более 150 кв. м.
Площади жилых помещений малоэтажных индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов - не менее:
общей жилой комнаты - 14 кв. м;
спальни - 10 кв. м;
кухни - 8 кв. м.
6.2. Расчетная плотность населения на селитебной территории сельского населенного пункта
Тип застройки |
Плотность населения, чел./га, при среднем размере семьи, чел. |
|||||
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
||
Индивидуальные жилые дома усадебного типа Двухквартирные жилые дома усадебного типа |
5000 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
2500 |
13 |
15 |
17 |
20 |
22 |
|
1500 |
17 |
21 |
23 |
25 |
28 |
|
1200 |
20 |
24 |
28 |
30 |
32 |
|
1000 |
25 |
30 |
33 |
35 |
38 |
|
800 |
30 |
33 |
40 |
41 |
44 |
|
600 |
35 |
40 |
44 |
45 |
50 |
|
Многоквартирные жилые дома блокированного типа с земельными участками при квартирах |
800 |
20 |
24 |
28 |
30 |
32 |
600 |
25 |
30 |
33 |
35 |
38 |
|
400 |
30 |
33 |
40 |
41 |
44 |
|
Малоэтажные многоквартирные жилые дома с участками при квартирах (с числом этажей) |
2 |
100 |
110 |
- |
- |
- |
3 |
110 |
120 |
- |
- |
- |
|
Малоэтажные многоквартирные жилые дома без участков при квартирах (с числом этажей) |
2 |
- |
130 |
- |
- |
- |
3 |
- |
150 |
- |
- |
- |
Примечание:
1. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10%.
2. При застройке территорий, примыкающих к лесам или расположенных в их окружении, суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.
6.3. Расчетная жилищная обеспеченность ( общей площади квартиры на 1 чел.)<*>:
- на одиноко проживающего человека - 33 ;
- на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, - 18 ;
- общежитие - не менее 6 .
Примечание:
<*> - расчетные показатели жилищной обеспеченности для индивидуальной жилой застройки не нормируются.
6.4. Показатели предельно допустимых параметров плотности застройки
Типы застройки плотности |
Коэффициент застройки |
Коэффициент застройки |
||||
"брутто" |
"нетто" |
|||||
Индивидуальные жилые дома усадебного типа |
|
|
|
|||
Двухквартирные жилые дома усадебного типа |
|
|
0,2 |
|
|
|
- 400 - 1000 |
0,05 |
0,08 |
|
|
|
|
- 1000 - 1500 |
0,04 |
0,06 |
|
|
|
|
- 1500 - 5000 |
0,03 |
0,04 |
|
|
|
|
Многоквартирные жилые дома блокированного типа с земельными участками при квартирах |
|
|
0,3 |
|
|
|
- 400 - 600 |
0,7 |
0,9 |
|
|
|
|
- 600 - 800 |
0,6 |
0,8 |
|
|
|
|
Малоэтажные многоквартирные жилые дома с участками при квартирах (2 - 3 этажа) |
|
|
0,5 |
0,7 |
0,22 |
|
Малоэтажные многоквартирные жилые дома без участков при квартирах (2 - 3 этажа) |
|
|
0,7 |
0,9 |
0,25 |
|
6.5. Минимально допустимые размеры площадок дворового благоустройства и расстояния от окон жилых и общественных зданий до площадок
Площадки |
Удельный размер площадки, м2/чел. |
Расстояние до окон жилых общественных зданий, м |
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста |
0,7 |
12 |
Для отдыха взрослого населения |
0,1 |
10 |
Для занятий физкультурой |
2,0 |
10 - 40 |
Для хозяйственных целей |
0,3 |
20 |
Для выгула собак |
0,3 |
40 |
Для стоянки автомашин |
2,0 |
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 |
Для гостевых автостоянок |
0,8 |
Не нормируется |
Примечание:
1. Хозяйственные площадки следует располагать не далее 100 м от наиболее удаленного входа в жилое здание.
2. Расстояние от площадки для мусоросборников до площадок для игр детей, отдыха взрослых и занятий физкультурой следует принимать не менее 20 м.
3. Расстояние от площадки для сушки белья не нормируется.
4. Расстояние от площадок для занятий физкультурой устанавливается в зависимости от их шумовых характеристик.
В жилых зонах допускается предусматривать на приквартирных земельных участках хозяйственные постройки для содержания скота и птицы, хранения кормов, инвентаря, топлива и других хозяйственных нужд, бани, а также хозяйственные подъезды и скотопрогоны. Состав и площади хозяйственных построек и построек для индивидуальной трудовой деятельности принимаются в соответствии с заданием на проектирование и правилами землепользования и застройки.
Постройки для содержания скота и птицы допускается пристраивать только к усадебным одно-, двухквартирным домам при изоляции их от жилых комнат не менее чем тремя подсобными помещениями; при этом помещения для скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом.
При устройстве гаражей (в том числе пристроенных) в цокольном, подвальном этажах одно-, двухэтажных усадебных, одноквартирных и блокированных домов (в усадебных, одно-, двухквартирных домах и в первом этаже) допускается их проектирование без соблюдения нормативов на проектирование предприятий по обслуживанию автомобилей.
6.6. Норма обеспеченности детскими дошкольными учреждениями и размер их земельного участка (кол. мест на 100 детей дошкольного возраста) - 50 мест.
Норма обеспеченности |
Размер земельного участка |
Примечание |
Устанавливается в зависимости от демографической структуры населения исходя из охвата детскими учреждениями в пределах 85%, в т.ч.: общего типа - 70% детей; специализированного - 3%; оздоровительного - 12%. |
На одно место при вместимости учреждений: до 100 мест - 40 |
Размер групповой площадки на 1 место следует принимать не менее: для детей ясельного возраста - 7,2 |
Примечание:
1. Вместимость ДОУ для сельских населенных мест и поселков городского типа рекомендуется не более 150 мест.
2. Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 30 - 40% - в условиях реконструкции.
6.7. Радиус обслуживания детскими дошкольными учреждениями территорий сельских поселений - 500 м.
- Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения.
6.8. Норма обеспеченности общеобразовательными учреждениями и размер их земельного участка (кол. мест на 1 тыс. чел.) - 160 мест.
Норма обеспеченности |
Размер земельного участка |
Примечание |
Устанавливается в зависимости от демографической структуры населения исходя из обеспеченности: - неполным средним образованием 100% детей; - средним образованием (10 - 11 кл.) - 75% детей при обучении в одну смену. |
На одно место при вместимости учреждений: от 40 до 400 - 50 |
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная Спортивная зона школы может быть объединена с физкультурно-оздоровительным комплексом для населения ближайших кварталов. |
Примечание:
1. Вместимость вновь строящихся, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек, I и II ступеней - 250 человек, I, II и III ступеней - 500 человек.
2. Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 40% - в условиях реконструкции; увеличены на 30% - в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки.
6.9. Радиус обслуживания общеобразовательными учреждениями территорий сельских населенных пунктов - 750 м (500 м - для начальных классов).
- допускается размещение на расстоянии транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения - 15 минут (в одну сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 минут (в одну сторону).
- Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные общеобразовательные учреждения.
6.10. Расстояние от стен зданий общеобразовательных школ и границ земельных участков детских дошкольных учреждений до красной линии:
- в сельских поселениях - 10 м.
6.11. Площадь озелененной и благоустроенной территории жилой зоны без учета участков школ и детских дошкольных учреждений ( на 1 чел.) - не менее 12
.
Примечание:
1. В площадь озелененной и благоустроенной территории включается вся территория микрорайона (квартала) с площадками для игр детей, занятий физкультурой и хозяйственные площадки, за исключением площади застройки жилыми домами, участками общественных учреждений, а также проездов.
6.12. Норма накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения (объем отходов в год на 1 человека).
- общее количество по поселению с учетом общественных зданий - 1,1 - 1,5 /чел.
6.13. Норма накопления крупногабаритных бытовых отходов (% от нормы накопления на 1 чел.) - 5%.
7. Расчетные показатели обеспеченности и интенсивности использования территорий общественно-деловых зон
7.1. Общие положения
7.1.1. Общественно-деловая зона предназначена для размещения преимущественно объектов культуры, торгово-бытового обслуживания, административных, физкультурно-оздоровительных и досуговых зданий и сооружений.
В перечень объектов застройки в центре могут включаться многоквартирные жилые дома с учреждениями обслуживания.
В общественной зоне следует формировать систему взаимосвязанных пространств - площадок (для отдыха, спорта, приема выездных услуг) и пешеходных путей.
В пределах общественного центра следует предусматривать общую стоянку транспортных средств из расчета: на 100 единовременных посетителей - 15 машино-мест.
7.1.2. На территориях малоэтажной жилой застройки допускается применение малых предприятий, размещение которых согласовывается с органами государственного надзора. В сельских поселениях допускается размещать малые предприятия, в том числе совмещающие обслуживание и производство услуг, не требующие устройства санитарно-защитных зон размером более 50 м.
7.1.3. Застройку общественного центра территории малоэтажного строительства возможно формировать как отдельно стоящими зданиями, так и учреждениями, и предприятиями, образующими в совокупности благодаря приемам кооперирования и блокирования многофункциональные комплексы общественного обслуживания, а также объектами, входящими в структуру жилого дома.
7.1.4. По сравнению с отдельно стоящими общественными зданиями следует уменьшать расчетные показатели площади участка для зданий: пристроенных - на 25%, встроенно-пристроенных - до 50% (за исключением дошкольных учреждений).
7.1.5. Для организации обслуживания на территориях малоэтажного жилищного строительства разрешается размещение учреждений и предприятий с использованием индивидуальной формы деятельности - детского сада, магазина, кафе, физкультурно-оздоровительного и досугового комплекса, парикмахерской, фотоателье и т.п., встроенными в малоэтажные жилые дома, с размещением преимущественно в 1-м и цокольном этажах. При этом общая площадь встроенных учреждений не должна превышать 150 . Упомянутые учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части поселения или жилого образования. При устройстве встроенных мастерских по ремонту автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещений ритуальных услуг такие объекты следует размещать на окраине поселения. Устройство встроенных предприятий, вредных для здоровья населения (рентгеноустановок, магазинов стройматериалов, москательно-химических и т.п.), в условиях малоэтажной застройки не допускается.
Встроенные учреждения общественного назначения должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. Участок встроенного учреждения должен быть подразделен на жилую и общественную части с размещением в последней зоне для посетителей и хозяйственного двора. Перед входом в здание необходимо предусмотреть стоянку транспортных средств.
7.1.6. Необходимо предусматривать подразделение учреждений и предприятий обслуживания на объекты первой необходимости в каждом поселении, начиная с 50 жителей, и базовые объекты более высокого уровня на группу населенных мест, размещаемые в центре сельского поселения. Помимо стационарных зданий необходимо использовать передвижные средства и сезонные сооружения с обустройством необходимых площадок.
7.1.7. Обеспечение жителей каждого населенного пункта услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. (2 - 2,5 км); при этом размещение учреждений более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать в пределах границ муниципального района с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 мин.
7.2. Норма обеспеченности учреждениями внешкольного образования и межшкольными учебно-производственными предприятиями и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Учреждения внешкольного образования |
10%, в том числе по видам: дворец культуры - 3%; детская спортивная школа - 4%; детская школа искусств (музыкальная, хореографическая, художественная) - 3%. |
% от общего числа школьников |
В соответствии с техническими регламентами |
Межшкольное учебно-производственное предприятие |
8% |
% от общего числа школьников |
Не менее 2 га, при устройстве автополигона не менее 3 га |
7.3. Радиус обслуживания учреждений внешкольного образования:
- зона многоквартирной и малоэтажной жилой застройки - 500 м;
- зона индивидуальной жилой застройки - 700 м.
7.4. Норма обеспеченности спортивными и физкультурно-оздоровительными учреждениями и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
Спортивные залы общего пользования |
60 - 80 |
|
В соответствии с техническими регламентами |
|
Крытые бассейны общего пользования |
20 - 25 |
|
В соответствии с техническими регламентами |
|
Примечание:
1. Для малых поселений нормы расчета залов и бассейнов необходимо принимать с учетом минимальной вместимости объектов по технологическим требованиям.
7.5. Радиус обслуживания спортивными и физкультурно-оздоровительными учреждениями:
- зона малоэтажной жилой застройки - 500 м;
- зона индивидуальной жилой застройки - 700 м.
7.6. Норма обеспеченности учреждениями культуры для сельских населенных пунктов или их групп.
Учреждение |
Размер населенного пункта |
Единица измерения |
Норма обеспеченности |
Примечание |
Помещения для организации досуга населения, детей и подростков (в жилой застройке) |
|
кол. мест на 1 тыс. чел. |
50 - 60 |
Возможна организация на базе школы |
Клубы, дома культуры |
св. 0,2 до 1 тыс. чел. |
кол. мест на 1 тыс. чел. |
500 - 300 |
Киноустановки предусматриваются в каждом клубе |
от 1 до 2 тыс. чел. |
300 - 230 |
|||
Дискотеки |
св. 1 до 2 тыс. чел. |
кол. мест на 1 тыс. чел. |
6 |
|
Сельские массовые библиотеки на 1 тыс. чел. зоны обслуживания (из расчета 30 мин. доступности) |
св. 1 до 2 тыс. чел. |
кол. ед. хранения / кол. читат. мест на 1 тыс. чел. |
6000 - 7500/ 5 - 6 |
Дополнительно в центральной библиотеке местной системы расселения на 1000 чел. 4500 - 5000 ед. хран. / 3 - 4 чит. места |
7.7. Норма обеспеченности учреждениями здравоохранения и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
Стационары всех типов со вспомогательными зданиями и сооружениями |
Вместимость и структура стационаров устанавливаются органами здравоохранения и определяется заданием на проектирование |
|
На одно койко-место при вместимости учреждений: до 50 коек - 300 |
Территория больницы должна отделяться от окружающей застройки защитной зеленой полосой шириной не менее 10 м. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка. |
Поликлиника, амбулатория, диспансер (без стационара) |
Вместимость и структура устанавливаются органами здравоохранения и определяется заданием на проектирование |
посещений в смену на 1000 чел. населения |
0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га |
Не допускается непосредственное соседство поликлиник с детскими дошкольными учреждениями. |
Станция скорой медицинской помощи |
1 авт. |
кол. спец. автомашин на 10 тыс. чел. |
0,05 га на 1 автомашину, но не менее 0,1 га |
В пределах зоны 15-минутной доступности на спец. автомашине. |
Выдвижные пункты скорой мед. помощи |
1 авт. |
Кол. Спец. автомашин на 5 тыс. чел |
0,05 га на 1 автомашину, но не менее 0,1 га |
В пределах зоны 30-минутной доступности на спец. автомобиле. |
Фельдшерские или фельдшерско-акушерские пункты, объект |
В соответствии с техническими регламентами |
|
0,2 га |
|
Аптеки |
В соответствии с техническими регламентами |
|
I - II группа - 0,3 га; III - V группа - 0,25 га; VI - VII группа - 0,2 га |
Могут быть встроенными в жилые и общественные здания. |
Примечание:
1. На одну койку для детей следует принимать норму всего стационара с коэффициентом 1,5.
2. При размещении двух и более стационаров на одном земельном участке общую его площадь следует принимать по норме суммарной вместимости стационаров.
3. Земельные участки больниц допускается уменьшать на 20%. Для реализации системы многоуровневого медицинского обслуживания необходимо предусмотреть Вертолетную площадку.
7.8. Радиус обслуживания учреждениями здравоохранения на территории населенных пунктов.
Учреждение |
Ед. изм. |
Максимальный расчетный показатель |
|
зона многоквартирной и малоэтажной жилой застройки |
зона индивидуальной жилой застройки |
||
Поликлиника |
м |
800 |
1000 |
Аптека |
м |
300 |
600 |
7.9. Доступность учреждений здравоохранения (поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, аптек) для сельских населенных пунктов или их групп - в пределах 30-мин. доступности на транспорте.
7.10. Расстояние от стен зданий учреждений здравоохранения до красной линии:
- больничные корпуса не менее 30 м;
- поликлиники не менее 15 м.
7.11. Норма обеспеченности предприятиями торговли и общественного питания и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
Магазины, в том числе: |
300 |
|
Торговые центры сельских поселений с числом жителей, тыс. чел.: до 1 тыс. чел. - 0,1 - 0,2 га на объект; св. 1 до 3 - 0,2 - 0,4 га. |
В случае автономного обеспечения предприятий инженерными системами и коммуникациями, а также размещения на их территории подсобных зданий и сооружений площадь участка может быть увеличена до 50%. |
Продовольственные |
100 |
|||
Непродовольственные |
200 |
|||
Рыночные комплексы |
24 - 40 |
|
При торговой площади рыночного комплекса: до 600 |
Минимальная площадь торгового места составляет 1 |
Предприятия общественного питания |
40 |
кол. мест на 1 тыс. чел. |
На 100 мест, при числе мест до 50 |
Потребность в предприятиях питания на производственных предприятиях, организациях и учебных заведениях рассчитываются по ведомственным нормам на 1 тыс. работающих (учащихся) в максимальную смену. Заготовочные предприятия общественного питания рассчитываются по норме - 300 кг в сутки на 1 тыс. чел. |
7.12. Норма обеспеченности предприятиями бытового обслуживания населения и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
|
Предприятия бытового обслуживания |
в том числе |
7 |
кол. рабочих мест на 1 тыс. чел. |
На 10 рабочих мест для предприятий мощностью: от 10 до 50 - 0,1 - 0,2 га; от 50 до 150 - 0,05 - 0,08 га; св. 150 - 0,03 - 0,04 га. |
Для производственных предприятий и других мест приложения труда показатель расчета предприятий бытового обслуживания следует принимать 5 - 10% от общей нормы. |
для обслуживания населения |
4 |
||||
для обслуживания предприятий |
3 |
0,5 - 1,2 га на объект |
|||
Прачечные |
в том числе |
60 |
кг. белья в смену на 1 тыс. чел. |
0,1 - 0,2 га на объект |
Показатель расчета фабрик-прачечных дан с учетом обслуживания общественного сектора до 40 кг в смену. |
для обслуживания населения |
20 |
||||
фабрики- прачечные |
40 |
0,5 - 1,0 га |
|||
Химчистки |
в том числе |
3,5 |
кг. вещей в смену на 1 тыс. чел. |
0,1 - 0,2 га на объект |
|
для обслуживания населения |
1,2 |
||||
фабрики- химчистки |
2,3 |
0,51 - 1,0 га |
|||
Бани |
|
7 |
кол. мест на 1 тыс. чел. |
0,2 - 0,4 га на объект |
|
Примечание:
1. В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до 3 мест.
7.13. Радиус обслуживания учреждениями торговли и бытового обслуживания населения<*>:
<*> - Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные учреждения. Доступность специализированных учреждений обслуживания всех типов обусловливается характером учреждения, эффективностью и прибыльностью размещения его в структуре поселения.
Учреждение |
Единица измерения |
Макс. расчетный показатель для сельских населенных пунктов |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения |
м |
2000 |
7.14. Учреждения торговли и бытового обслуживания населения для сельских населенных пунктов или их групп следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 минут.
7.15. Норма обеспеченности организациями и учреждениями управления, кредитно-финансовыми организациями, а также предприятиями связи и размер их земельного участка.
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
Отделения и филиалы банков |
1 |
кол. операц. мест (окон) на 1 - 2 тыс. чел. |
При кол. операционных касс, га на объект: 3 кассы - 0,05 га; 20 касс - 0,4 га. |
|
Отделение связи |
1 |
1 объект на 1 - 10 тыс. чел. |
Для населенного пункта численностью: 0,5 - 2 тыс. чел. - 0,3 - 0,35 га; 2 - 6 тыс. чел. - 0,4 - 0,45 га. |
|
Организации и учреждения управления |
|
объект |
Поселковых и сельских органов власти, м2 на 1 сотрудника: 60 - 40 - при этажности 2 - 3. |
Большая площадь принимается для объектов меньшей этажности. |
7.16. Радиус обслуживания филиалами банков и отделениями связи - 500 м.
7.17. Норма обеспеченности предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и размер их земельного участка
Учреждение |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Размер земельного участка |
Примечание |
Гостиницы |
6 |
кол. мест на 1 тыс. чел. |
|
|
Жилищно-эксплуатационные организации |
1 |
кол. объектов на 20 тыс. чел. |
0,3 га на 1 объект |
|
Пожарные депо |
2 |
кол. пож. машин на 1 тыс. чел. |
0,5 - 2 га на объект |
Количество пож. машин зависит от размера территории населенного пункта или их групп |
Кладбища традиционного захоронения |
- |
га |
0,24 га на 1 тыс. чел., но не более 40 га |
Определяется с учетом количества жителей, перспективного роста численности населения и коэффициента смертности |
7.18. Радиус обслуживания пожарных депо - 3 км.
7.19. Расстояние от похоронных бюро, бюро-магазинов похоронного обслуживания до жилых зданий, территорий лечебных, детских дошкольных и образовательных учреждений, спортивно-развлекательных, культурно-просветительных и учреждений социального обеспечения не менее 50 м.
7.20. Расстояние от предприятий ритуальных услуг и домов траурных обрядов до жилых зданий, территорий лечебных, детских дошкольных и образовательных учреждений, спортивно-развлекательных, культурно-просветительных и учреждений социального обеспечения не менее 100 м.
7.21. Расстояние от предприятий жилищно-коммунального хозяйства до стен жилых домов, общеобразовательных школ, детских дошкольных и учреждений здравоохранения:
Здания (земельные участки) |
Единица измерения |
Расстояние от зданий (границ участков) предприятий жилищно-коммунального хозяйства |
||
До стен жилых домов |
До зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и учреждений здравоохранения |
До водозаборных сооружений |
||
Приемные пункты вторичного сырья |
м |
20 |
50 |
|
Кладбища традиционного захоронения (площадью от 20 до 40 га) |
м |
500 |
500 |
Не менее 1000 (по расчетам поясов санитарной охраны источника водоснабжения и времени фильтрации) |
Кладбища традиционного захоронения (площадью менее 20 га) |
м |
300 |
300 |
Примечание:
1. В сельских поселениях, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.
2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
8. Расчетные показатели обеспеченности и интенсивности использования территорий с учетом потребностей маломобильных групп населения
8.1. Общие положения
8.1.1. Проектные решения застройки должны учитывать физические возможности всех категорий населения, включая инвалидов, и должны быть направлены на повышение качества среды по критериям доступности, безопасности, комфортности.
8.1.2. Основным принципом формирования безопасной и удобной для инвалидов среды является создание условий для обеспечения беспрепятственной доступности объектов обслуживания в зонах застройки различного функционального назначения, зонах рекреации, а также в местах пользования транспортными коммуникациями, сооружениями, устройствами, пешеходными путями. Следует учитывать не только физическую и пространственную, но и информационную доступность объектов.
8.1.3. При создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности необходимо обеспечивать:
- возможность беспрепятственного передвижения с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также при использовании транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);
- создание внешней информации: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой;
- комплексное решение системы обслуживания: размещение (согласно проектному расчету) специализированных объектов и объектов обслуживания общего пользования при различных формах собственности на недвижимость.
8.2. Специализированные жилые дома или группа квартир для инвалидов колясочников (кол. чел. на 1000 чел. населения) - 0,5 чел.
8.3. Количество мест парковки для индивидуального автотранспорта инвалида не менее:
Место размещения |
Норма обеспеченности |
Единица измерения |
Примечание |
на открытых стоянках для кратковременного хранения легковых автомобилей около учреждений и предприятий обслуживания |
10 |
% мест от общего кол. парковочных мест |
Но не менее одного места. |
на открытых стоянках для кратковременного хранения легковых автомобилей при специализированных зданиях |
10 |
% мест от общего кол. парковочных мест |
|
на открытых стоянках для кратковременного хранения легковых автомобилей около учреждений, специализирующихся на лечении опорно-двигательного аппарата |
20 |
% мест от общего кол. парковочных мест |
Примечание:
1. Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов, в которых проживают инвалиды, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
8.4. Расстояние от жилого дома до мест хранения индивидуального автотранспорта инвалида не более 100 м.
8.5. Размер машино-места для парковки индивидуального транспорта инвалида, без учета площади проездов ( на 1 машино-место) - 17,5
.
8.6. Размер земельного участка крытого бокса для хранения индивидуального транспорта инвалида ( на 1 машино-место) - 21
.
8.7. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида не менее 3,5 м.
8.8. Перед входами в общественные здания районного значения рекомендуется формировать небольшие озелененные и благоустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией, что позволит создать условия для комфортного кратковременного отдыха инвалидов.
8.9. В местах массового отдыха наряду с обеспечением доступности для инвалидов существующих рекреационных объектов рекомендуется выделять для инвалидов и лиц старшего возраста зону кратковременного отдыха и общения. Должна быть предусмотрена специальная система указателей. Дорожки в пределах такой зоны рекомендуется обозначать с помощью покрытий различных видов и цвета. Они должны хорошо освещаться и иметь ширину не менее 1,8 м (для разъезда двух инвалидов на креслах-колясках).
8.10. Остановки всех видов общественного транспорта и стоянки такси должны обеспечивать возможность посадки-высадки пассажиров-инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Расстояние от жилых зданий, в которых проживают инвалиды, до остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, не более 300 м.
8.11. Жилые зоны населенных мест и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.
8.12. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1%. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска. Вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Исетского муниципального района Тюменской области от 29 ноября 2016 г. N 311 "Об утверждении местных нормативов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.