Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 9 февраля 2017 г. N 256
Информация
о выполнении Правительством Тюменской области постановлений Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3619 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" и от 16.06.2016 N 3813 "Об информации Правительства Тюменской области о состоянии рынка труда в муниципальных образованиях Тюменской области, реализации мер по содействию занятости населения в 2016 году" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 20.01.2017)
Реализация мероприятий по сохранению и развитию трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области. Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения
Реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области, проводится в рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 651-п. Целями данной программы являются содействие повышению эффективной занятости населения, развитие кадрового потенциала региона, содействие повышению уровня жизни населения, улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций.
Также в целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда распоряжением Правительства Тюменской области от 25.02.2016 N 153-рп утверждена программа Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2016 году.
В течение 2016 года в органы службы занятости за содействием в поиске работы обратились 57 174 человека, что на 2,9% меньше, чем за предыдущий год. При этом численность граждан, трудоустроенных в результате реализации программных мероприятий, увеличилась по сравнению с показателем 2015 года на 2,4% и составила 46 927 человек.
Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, по данным за январь - декабрь 2016 года увеличился на 4,3 процентных пункта и составил 82,1%.
Достижению соответствующего результата способствовала реализация мероприятий активной политики занятости, участие в которых по итогам 2016 года приняли 67 502 человека при годовом плане 64 798 человек, или 104,2%, в том числе:
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 23 915 человек при годовом плане 23 740 человек;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ - 3 657 человек при годовом плане 3 600 человек;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 1 106 человек при годовом плане 1 100 человек;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, - 10 человек при годовом плане 15 человек;
- содействие самозанятости безработных граждан - государственную услугу получили 807 человек, из них открыли собственное дело 303 безработных гражданина (при годовом плане 303 человека); при этом численность граждан, получивших единовременную финансовую помощь на подготовку документов для государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, составила 301 человек, численность безработных граждан, получивших единовременную финансовую помощь при соответствующей государственной регистрации, составила 282 человека;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 18 человек при годовом плане 17 человек;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности, - 2 018 человек при годовом плане 1 923 человека;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования - 31 521 человек при годовом плане 29 996 человек;
- психологическая поддержка безработных граждан - 1 817 человек при годовом плане 1 645 человек;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 2 633 человека при годовом плане 2 459 человек.
Повышению уровня трудоустройства помимо основных мероприятий способствовало продолжение организации в 2016 году дополнительных мероприятий в области содействия занятости.
Всего в течение 2016 года 4 272 человека, или 115,4% от планируемой численности, приняли участие в следующих дополнительных мероприятиях:
- организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, работников предприятий, реализующих инвестиционные проекты (план на год 80 человек), - обучение прошли 93 человека;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (план на год 240 человек) - прошли профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 244 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (план на год 51 человек), - прошли профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 64 человека;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан Украины, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших в Тюменскую область (план на год 24 человека), - завершили профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 11 человек;
- стажировка выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу (план на год 320 человек), - стажировку прошли 345 человек;
- содействие трудоустройству незанятых инвалидов (план на год 800 человек) - трудоустроено 911 человек;
- содействие трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов (план на год - 13 человек), - трудоустроено 10 человек;
- содействие трудоустройству многодетных родителей (план на год 90 человек) - трудоустроено 85 человек;
- содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (план на год 60 человек), - трудоустроено 68 человек;
- создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, фермерами из числа бывших безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан (план на год 49 единиц), - создано 49 рабочих мест, на которые трудоустроено 56 человек;
- создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу (план на год 1 800 человек), - трудоустроено 2 207 человек;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу (план на год 176 человек), - профессиональное обучение прошли 178 граждан из числа ищущих работу.
Реализация программных мероприятий в целом оказала положительное влияние на значение основных показателей, характеризующих состояние рынка труда Тюменской области.
Уровень безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда за ноябрь 2016 года составил 5,4% (в ноябре 2015 года значение показателя составляло 5,9%) при плановом значении показателя 6,3% (значение показателя по Уральскому федеральному округу - 6,4%).
Уровень регистрируемой безработицы сохранил стабильное значение и составил 0,7% при соответствующем плановом значении показателя на конец года.
Коэффициент напряженности на рынке труда, характеризующий соотношение численности незанятых граждан к числу заявленных в органы службы занятости вакансий, по состоянию на 01.01.2017 составил 0,3 человека на 1 заявленную вакансию при соответствующем значении на аналогичную дату прошлого года и плановом значении на 2016 год.
Органами исполнительной власти Тюменской области совместно с образовательными организациями и предприятиями ведется комплексная работа по обеспечению трудоустройства выпускников.
Службы содействия трудоустройству выпускников созданы во всех образовательных организациях Тюменской области.
В результате проводимой работы доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, составляет 69%.
В Тюменской области продолжена практика по реализации специализированных программ профессионального обучения для выпускников школ, освоивших специальные коррекционные программы. Потребности детей-инвалидов, сформулированные областными общественными организациями инвалидов, учитываются при формировании перечня образовательных программ социально-профессиональной адаптации, который постоянно расширяется.
В целях обеспечения потребности региональной экономики в подготовке кадров и организации приема в профессиональные образовательные организации по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации для обучения за счет средств областного бюджета установлены цифры приема на 2017/18 учебный год - более 800 учебных мест по различным модульным программам профессионального обучения.
Проведение мониторинга своевременной выплаты заработной платы в организациях области
Заседания областной межведомственной рабочей группы по работе с убыточными организациями, обеспечению своевременности выплаты заработной платы, уплаты налогов и страховых взносов проводятся регулярно с 2009 года. В ее заседаниях принимают участие представители прокуратуры Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы, Управления Росреестра по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов, Государственной инспекции труда, УМВД России по Тюменской области, аппарата главного федерального инспектора по Тюменской области, органов исполнительной власти области. Заслушиваются руководители и собственники организаций, имеющих долги по зарплате, арбитражные управляющие организаций-банкротов, рассматриваются возможности погашения задолженности по заработной плате. После всестороннего обсуждения ситуации по каждой рассматриваемой организации вырабатываются согласованные меры, принимаются решения и даются поручения руководителям организаций и членам рабочей группы. Ситуация контролируется до полной ликвидации задолженности по заработной плате.
В 2016 году проведено 12 заседаний областной межведомственной рабочей группы по работе с убыточными организациями, обеспечению своевременности выплаты заработной платы, уплаты налогов и страховых взносов по погашению задолженности по заработной плате в организациях Тюменской области, на которых рассмотрена ситуация в 57 организациях.
В уполномоченном органе исполнительной власти области организована работа "горячей линии" по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы. В 2016 году поступило 28 обращений.
Вся поступившая информация направлена для проверки в Государственную инспекцию труда в Тюменской области и в прокуратуру Тюменской области.
Взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами, иными общественными организациями по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
Решение вопросов социально-трудовых отношений строится на основе конструктивного диалога Правительства Тюменской области с объединениями профсоюзов и работодателей в рамках реализации Регионального трехстороннего соглашения.
В 2016 году разработано и заключено Региональное соглашение между Правительством Тюменской области, Союзом ТМООП "Тюменский областной совет профессиональных союзов" и Союзом "Объединение работодателей Тюменской области" на 2017 - 2019 годы. Соглашение дополнено новыми обязательствами в области молодежной политики, культуры и спорта, пенсионного обеспечения.
Основные вопросы социально-экономического развития региона рассматриваются на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В числе рассмотренных в 2016 году вопросов:
- итоги выполнения Регионального трехстороннего соглашения;
- итоги социально-экономического развития Тюменской области;
- меры по мобилизации предпринимательской и деловой активности регионального бизнес-сообщества;
- информация об уровне заработной платы иностранных работников и о количестве полученных иностранными гражданами патентов на осуществление трудовой деятельности в Тюменской области;
- реализация комплекса мер, направленных на совмещение женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;
- параметры областного бюджета на предстоящий год и на плановый период.
В целях содействия повышению уровня жизни населения региона сторонами социального партнерства Тюменской области принимаются меры по поэтапному повышению минимальной заработной платы. С 1 сентября 2016 года размер минимальной заработной платы для работников реального сектора экономики установлен в размере 9 950 рублей, для работников бюджетной сферы с 1 января 2017 года - 8 500 рублей.
По состоянию на 31.12.2016 в Тюменской области действует 53 соглашения различного уровня. Заключено 1 535 коллективных договоров, охват работников коллективными договорами в организациях региона (без субъектов малого предпринимательства) составил 70,2%.
С участием объединений профсоюзов и работодателей ежегодно проводится региональный этап Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности". Итоги регионального этапа конкурса подводятся на заседании областной трехсторонней комиссии. В 2016 году две организации Тюменской области стали призерами конкурса на федеральном уровне.
В настоящее время реализуется практика формирования попечительских советов при профессиональных образовательных организациях с введением в их состав руководителей наиболее современных крупных предприятий и отраслевых инвесторов, создающих предприятия по профилю профессиональной образовательной организации. Данная модель создания попечительских советов внедрена в 3 профессиональных образовательных организациях (Тюменский лесотехнический техникум, Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства, Ишимский многопрофильный техникум).
Данная практика в 2017 году будет распространена во всех профессиональных образовательных организациях. Деятельность попечительских советов позволяет организовать эффективное взаимодействие между работодателями и потенциальным кадровым ресурсом.
Осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством
Одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти Тюменской области в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством.
Реализация мероприятий в области охраны труда в Тюменской области с 2012 года осуществляется в рамках программ улучшения условий и охраны труда.
В 2016 году продолжилась реализация подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года.
В 18 муниципальных образованиях области приняты программы по улучшению условий и охраны труда.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере охраны труда в 2016 году приняты 4 нормативных правовых акта Тюменской области.
Координацию деятельности всех участников государственного управления охраной труда в Тюменской области осуществляют областная и 25 муниципальных межведомственных комиссий по охране труда. В 2016 году проведено более 100 заседаний, на которых рассмотрен комплекс вопросов по охране труда в муниципальных образованиях, отраслях, организациях области, проанализированы причины несчастных случаев на производстве, выработаны и рекомендованы меры по повышению эффективности профилактической работы.
В целях комплексной оценки ситуации в области условий и охраны труда и разработки мер по ее улучшению с 2013 года в Тюменской области внедрено программное обеспечение, позволяющее в автоматизированном режиме осуществлять мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области.
В результате в регионе создано единое информационное поле на основе объединения информационных баз для получения наиболее достоверной и оперативной информации о состоянии дел в сфере охраны труда, а также планирования мероприятий и принятия мер, направленных на решение поставленных задач.
Мониторинг предоставляет возможность в электронном виде проводить анализ ситуации по охране труда в разрезе муниципальных образований, организаций, видов экономической деятельности, форм собственности. На каждую организацию формируется паспорт, характеризующий состояние условий и охраны труда по 15 показателям в динамике за 5 лет.
В настоящее время мониторингом охвачено около 31% организаций области. Итоги мониторинга ежеквартально направляются в межведомственные комиссии по охране труда муниципальных образований для принятия мер, направленных на улучшение ситуации в сфере охраны труда.
Для активизации работы по специальной оценке условий труда в Тюменской области вопросы ее проведения рассматриваются на всех проводимых мероприятиях по охране труда.
Создан экспертный совет по вопросам проведения специальной оценки условий труда, основной задачей которого является выявление проблемных вопросов, возникающих в процессе проведения специальной оценки условий труда, а также выработка практических рекомендаций по их решению. В 2016 году проведено 3 заседания совета.
По предварительным данным, за период 2012 - 2016 годов с учетом аттестации рабочих мест оценка условий труда проведена на 267,7 тыс. рабочих мест, что составляет 61,6% от числа рабочих мест, подлежащих оценке.
В целях непрерывной подготовки работников по охране труда в Тюменской области функционирует более 40 специализированных организаций, аккредитованных в установленном порядке, внедряются эффективные способы обучения с использованием программ модульного и дистанционного обучения, позволяющих проходить обучение непосредственно на рабочих местах.
По предварительным данным, за период 2014 - 2016 годов обучено по охране труда более 47 тыс. человек, или 25,4% от численности подлежащих обучению в учебных центрах.
Для улучшения условий труда работающих лиц, установления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, предупреждения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве осуществляется государственная экспертиза условий труда. Всего за 2016 год проведено 79 экспертиз, в том числе 78 экспертиз в целях оценки фактических условий труда работников и 1 экспертиза в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости проводится постоянная работа по информационному обеспечению и пропаганде охраны труда. Тематика мероприятий охватывает широкий комплекс актуальных вопросов в сфере охраны труда, представляющих практический интерес для специалистов, с анализом нормативной правовой базы и направлений ее совершенствования, а также представлением лучших практик по основным направлениям охраны труда.
В апреле 2016 года подведены итоги Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность". По итогам конкурса в десятку лучших по России вошли Ишимский муниципальный район (8-е место) и две организации: МАУК "Объединение Ишимский городской культурный центр" и филиал АО "Тюменьэнерго" Тюменские распределительные сети" Ишимское территориальное производственное отделение (7-е место).
За работу по организации и проведению Всероссийского конкурса уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области отмечен дипломом Минтруда России.
Проведен традиционный ежегодный месячник охраны труда, посвященный Всемирному дню охраны труда. Так, органами исполнительной власти Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями реализовано более 180 информационных, пропагандистских и практических мероприятий, в средствах массовой информации опубликовано более 100 информационных материалов по охране труда.
В целях повышения правовой грамотности руководителей и специалистов в области проведено 29 публичных мероприятий по вопросам охраны труда (семинары, конференции, совещания, круглые столы), в том числе в рамках государственно-частного партнерства организована акция - 8 бесплатных семинаров-совещаний для работодателей.
На официальном портале органов государственной власти Тюменской области, официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области созданы разделы "Охрана труда", сформирована электронная библиотека по охране труда, открыта рубрика "Внедрение передового опыта", опубликованы учебные материалы в форме серии видеороликов по охране труда. Актуальная информация по вопросам охраны труда публикуется на страницах уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области в социальных сетях и на YouTube.
В средствах массовой информации в течение года даны радио- и телевизионные интервью, опубликовано 50 информационных материалов, проведена пресс-конференция "Реализация государственной политики в сфере охраны труда в Тюменской области".
Организована работа консультационных пунктов по вопросам охраны труда во всех муниципальных образованиях области.
В результате реализации мероприятий в области охраны труда в Тюменской области сохраняется устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма. По оперативным данным Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2016 году на производстве пострадало 383 человека, что на 88 человек (19%) меньше, чем в 2015 году.
Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок и регионального рынка труда
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 N 46-п "Об организации мониторинга рынка труда Тюменской области" уполномоченный орган исполнительной власти области ежегодно организует работу по проведению социологических исследований по перспективному развитию регионального рынка труда.
В рамках социологических исследований осуществляется сбор сведений о составе и перспективной потребности в кадрах организаций, расположенных в Тюменской области, в том числе предприятий, реализующих и планирующих к реализации инвестиционные проекты.
В 2016 году на основе собранной информации сформирован отчет о состоянии прогнозных оценок рынка труда Тюменской области на 2016 - 2020 годы. Отчет рассмотрен и утвержден экспертным советом по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей региона, опубликован на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти области (http://trud.admtyumen.ru/zan_to/Work_sphere/monitoring/itogi.htm).
В декабре 2016 года уполномоченным органом исполнительной власти области принят в работу отчет в рамках исполнения государственного контракта N 5 от 10.08.2016 на выполнение работ по изучению перспективного развития рынка труда Тюменской области (без автономных округов) на 2017 - 2021 годы. Ведется работа по анализу данных, поступивших от органов государственной власти и местного самоуправления, в целях подготовки отчета по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей региона на 2017 - 2021 годы.
На основе полученных данных, а также на основе анализа ситуации на рынке труда Тюменской области формируется прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона. Как показали результаты проведенной работы, в настоящее время ключевым ресурсом развития экономики являются не только кадры с высшим образованием, научный персонал и инженерно-технические работники, но и рабочие кадры, обладающие востребованными на рынке труда компетенциями, непосредственно участвующие в процессе производства.
Наибольшая часть заявленных вакансий приходится на рабочие профессии и инженерно-технические специальности преимущественно сферы строительства (бетонщик, каменщик, штукатур, плотник, арматурщик, монтер пути, маляр) и общеотраслевые профессии, в том числе машинист (бульдозера, электровоза, крана, технологических насосов), водитель (в основном категорий B, C, D, карьерных самосвалов, погрузчиков), слесарь (слесарь-ремонтник, слесарь технологического оборудования и установок, слесарь электрооборудования, слесарь-сантехник, слесарь механосборочных работ, подвижного состава, слесарь-сборщик летательных аппаратов, слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов), оператор (технологических установок, связи, электронно-вычислительных и вычислительных машин, автоматизированного лесотранспортера, оператор товарный, заправочных станций, станков с программным управлением), сварщик (электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, сварщик арматурных сеток и каркасов).
Отмечается перспективная потребность в специалистах высшего и среднего уровня квалификации сфер здравоохранения (врачи различных специализаций: терапевты, педиатры, анестезиологи-реаниматологи, рентгенологи, акушеры-гинекологи, неврологи), образования (учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы, дополнительного образования, английского языка, музыки), в инженерах различных специализаций (инженер-технолог, инженер по ремонту, инженер-инспектор, инженер руководящих должностей в промышленности, инженер производственного отдела, инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике, инженер по испытаниям, инженер связи), а также воспитателях (воспитатель детского сада (яслей-сада), воспитатель группы продленного дня и др.) и мастерах производства (мастер участка, контрольный мастер, мастер погрузо-разгрузочных работ подвижного состава, мастер-технолог, мастер механосборочных работ).
Мониторинг кадровых потребностей организаций, реализующих инвестиционные проекты в Тюменской области, и содействие в их кадровом обеспечении, в том числе развитие системы "подготовки кадров под ключ" для инвестиционных проектов
В области осуществляется опережающая подготовка кадров для инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации, путем получения данных о потребностях инвестора в конкретных кадрах на ранней стадии реализации проекта и выдачи информации в виде государственных заданий профессиональным образовательным организациям.
Выстроено тесное взаимодействие профессиональных образовательных организаций с ведущими отраслевыми предприятиями и ассоциациями. Инициатор инвестиционного проекта, нуждающийся в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием, может подать свою заявку на подготовку кадров в уполномоченный орган исполнительной власти области.
В соответствии с заявленной потребностью обеспечивается профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации рабочих кадров предприятий, реализующих инвестиционные проекты, на базе профессиональных образовательных организаций, а также на базе многофункциональных центров подготовки кадров.
За период с 2011 года по настоящее время заключено 189 трехсторонних соглашений между Правительством Тюменской области, предприятиями-работодателями и профессиональными образовательными организациями по взаимодействию в сфере подготовки квалифицированных кадров.
За счет концентрации имеющихся ресурсов, развития сетевых форм реализации образовательного процесса в многофункциональных центрах прикладных квалификаций, являющихся структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций, обеспечивается подготовка специалистов (20% за счет предприятия заказчика и 80% за счет средств областного бюджета) под конкретные инвестиционные проекты региона. В 9 многофункциональных центрах прикладных квалификаций ежегодно обеспечивается подготовка около 4 000 человек, в том числе для инвестиционных проектов региона. На их базе продолжена работа по расширению доступа к получению профессиональных квалификаций занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения.
Под запросы работодателей только за последние 3 года открыта подготовка более чем по 50 новым профессиям и специальностям. При непосредственном участии работодателей разработаны и реализуются программы подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, программы практик и стажировок (360 основных профессиональных образовательных программ по всем направлениям подготовки кадров).
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2014 N 71-п "Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядка определения общего объема контрольных цифр приема) для обучения за счет средств областного бюджета" уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проведен конкурс по установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета.
План приема на 2017/18 учебный год для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета составляет 7 040 учебных мест.
Правительством Тюменской области утверждено распоряжение от 27.10.2016 N 1222-рп "Об утверждении списка ТОП-Регион наиболее приоритетных и востребованных на рынке труда Тюменской области перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования". Формирование данного списка осуществлялось в целях обеспечения соответствия спроса и предложения по количеству и качеству подготавливаемых рабочих и специалистов по актуальным требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития региона с учетом контрольных цифр приема, общего контингента обучающихся по профессиям (специальностям) в системе среднего профессионального образования, а также с учетом компетенции участников конкурсов, проводимых в рамках чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). По профессиям (специальностям), предусмотренным данным списком, будут внедряться эффективные формы подготовки работников в системе среднего профессионального образования.
В профессиональных образовательных организациях внедряется новая модель подготовки кадров, предусматривающая:
1) формирование наблюдательных советов с введением в их состав руководителей современных крупных предприятий и отраслевых инвесторов, создающих предприятия по профилю профессиональной образовательной организации;
2) предоставление таким советам полномочий по аттестации преподавателей профессиональных образовательных организаций и по корректировке структуры и состава учебного плана;
3) организацию взаимообмена стажировками между профессиональными образовательными организациями и предприятиями (ключевые сотрудники предприятия направляются на период до 3 месяцев для работы в качестве преподавателей в профильной профессиональной образовательной организации с сохранением оплаты труда по месту постоянной работы; преподаватели, прошедшие аттестацию, стажируются на предприятиях, входящих в наблюдательный совет, на регулярной основе - не реже 1 раза в три года и не менее чем 3 месяца подряд).
Органами службы занятости Тюменской области обследовано более 60% организаций, реализующих инвестиционные проекты. По результатам данного обследования сформированы сведения о текущей и перспективной потребности в кадрах в регионе. Центрами занятости населения разработаны комплексные планы по содействию кадровому обеспечению предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
По состоянию на 01.10.2016 получена информация от 75 организаций, реализующих в период 2016 - 2019 годов инвестиционные проекты, о потребности в 1 045 работниках.
Наиболее востребованными профессиями (специальностями) являются технолог, инженер-аппаратчик производства, ветеринарный врач, администратор комплекса, водитель, машинист, электрик, слесарь. Замещение имеющейся потребности в работниках органами службы занятости планируется обеспечить за счет:
- организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан;
- организации опережающего профессионального обучения работников организаций, реализующих инвестиционные проекты;
- трудоустройства граждан из числа обращающихся в органы службы занятости населения.
В регионе продолжено дальнейшее развитие системы "подготовки кадров под ключ", позволяющее обеспечить гибкое реагирование на динамичные изменения в экономическом секторе Тюменской области, в том числе направленное на эффективное решение задач, поставленных работодателями.
Внедрение в профессиональных образовательных организациях практико-ориентированных моделей обучения, в том числе дуальной системы обучения
В Тюменской области выстроена системная работа с ведущими отраслевыми предприятиями и ассоциациями в части отработки практико-ориентированных моделей обучения с использованием механизмов государственно-частного партнерства, с 2011 года заключено 189 трехсторонних соглашений о сотрудничестве в области подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, в которых предусмотрены мероприятия, в том числе и по укреплению учебно-производственной базы. Обучающимся в рамках соглашений предоставляется возможность закреплять теоретические основы и получать практические навыки, совершенствовать профессиональные компетенции в реальных производственных условиях, на базе предприятий создано 22 учебных площадки, на которых проводится более 70% практической подготовки будущих рабочих и специалистов.
Дуальное обучение и его элементы реализуются во всех профессиональных образовательных организациях Тюменской области.
В настоящее время практико-ориентированное обучение реализуется по следующим профессиям и специальностям:
- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - 75 человек;
- операционная деятельность в логистике - 45 человек;
- механизация сельского хозяйства - 50 человек;
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 55 человек;
- технология продукции общественного питания - 105 человек;
- мастер общестроительных работ - 72 человека;
- сварочное производство - 125 человек;
- технология деревообработки - 25 человек;
- автоматизация технологических процессов и производств - 12 человек;
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства - 150 человек;
- мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка - 75 человек;
- строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 25 человек;
- электрификация и автоматизация сельского хозяйства - 50 человек.
Примерами реализации дуального обучения являются образовательные проекты "Время работать вместе" ГАПОУ ТО "Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса" совместно с КЦА ДОЙТАГ Дриллинг ГМБх и в Центре непрерывного аграрного образования Тюменской области агротехнологического колледжа совместно с Академией Дойла Нинбург (Германия).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 9 февраля 2017 г. N 256 "Об информации о выполнении Правительством Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.