Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
Уватского
муниципального района
от 6 марта 2017 г. N 31
Стандарт
внутреннего муниципального финансового контроля общие правила проведения контрольного мероприятия
1. Общие положения
1.1. Стандарт внутреннего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, распоряжением администрации Уватского муниципального района от 07.06.2013 N 1045-р "Об утверждении Положения об отделе финансов и должностных инструкций муниципальных служащих отдела финансов и сектора казначейства администрации Уватского муниципального района" и постановлением администрации Уватского муниципального района от 18.07.2014 N 165 "О внутреннем муниципальном финансовом контроле" (далее - Постановление N 165).
1.2. Стандарт устанавливает общие принципы, требования и процедуры проведения контрольного мероприятия на всех его этапах и обязателен к применению должностными лицами отдела финансов администрации Уватского муниципального района.
1.3. Сфера применения Стандарта - деятельность отдела финансов администрации Уватского муниципального района, связанная с проведением контрольных мероприятий.
1.4. Целью Стандарта является установление правил и процедур осуществления контрольных мероприятий отделом финансов (далее - отдел финансов).
1.5. При организации и проведении контрольных мероприятий должностные лица отдела финансов обязаны руководствоваться Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановлением N 165, законами, нормативными правовыми и правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами.
2. Понятие и характеристики контрольного мероприятия
2.1. К контрольным мероприятиям относятся проверки, ревизии, обследования.
Контрольное мероприятие является формой осуществления отделом финансов внутреннего муниципального финансового контроля.
Контрольным мероприятием является мероприятие, которое отвечает следующим требованиям:
а) мероприятие проводится на основании плана контрольных мероприятий отдела финансов или поступивших поручений от Главы администрации Уватского муниципального района и первого заместителя Главы администрации Уватского муниципального района;
б) проведение мероприятия оформляется соответствующим приказом начальника отдела финансов;
в) мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной начальником отдела финансов, в случае его отсутствия заместителем начальника отдела финансов;
г) по результатам мероприятия составляется соответствующий акт (заключение), на основании акта составляется представление и (или) предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
2.2. Предметом контрольного мероприятия являются процессы, связанные с использованием:
а) средств местного бюджета, в том числе расходов, связанных с осуществлением закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
б) муниципальной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение;
в) межбюджетных трансфертов из бюджета Уватского муниципального района бюджетам сельских поселений Уватского муниципального района;
г) других бюджетных средств в случаях, установленных федеральным законодательством, областными нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами.
Предмет контрольного мероприятия отражается в его наименовании.
2.3. Контрольные мероприятия проводятся в сроки установленные Постановлением N 165.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие проводится на основании плана контрольных мероприятий отдела финансов и приказа о проведении контрольного мероприятия, определяющего наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, плановое или внеплановое контрольное мероприятие, перечень должностных лиц, осуществляющих проведение контрольного мероприятия с определением уполномоченного должностного лица, ответственного за проведение контрольного мероприятия (далее - уполномоченное должностное лицо), срок проведения контрольного мероприятия.
3.2. Проведение контрольного мероприятия включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
а) подготовительный этап контрольного мероприятия осуществляется в целях изучения объекта контрольного мероприятия, подготовки программы контрольного мероприятия;
б) основной этап контрольного мероприятия заключается в непосредственном проведении контрольных действий непосредственно на объекте контроля и составлении по их результатам соответствующего акта. Основной этап контрольного мероприятия осуществляется после утверждения программы контрольного мероприятия, на основании приказа начальника отдела финансов;
в) заключительный этап контрольного мероприятия - составление представления и (или) предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Контрольное мероприятие считается оконченным со дня подписания представления и (или) предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
3.3. Уполномоченное должностное лицо контрольного мероприятия отвечает за организацию контрольного мероприятия, координацию деятельности его участников на объектах контроля, оформляет акт, представление и (или) предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма.
3.4. Формирование перечня должностных лиц, осуществляющих проведение контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность должностного лица отдела финансов может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица отдела финансов, состоящие в родственной связи с руководством объекта контрольного мероприятия. Должностные лица отдела финансов обязаны заявить о наличии таких связей.
3.5. Должностные лица отдела финансов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов контрольного мероприятия, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и заключений.
3.6. В случаях, когда для достижения целей контрольного мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица отдела финансов, к участию в проведении контрольного мероприятия могут привлекаться специалисты из числа органов местного самоуправления, специализированных организаций. В этой связи до начала проведения контрольного мероприятия в органы местного самоуправления направляются обращения о выделении специалистов, заключаются договоры со специализированными организациями. Привлекаемые к участию в проведении контрольного мероприятия специалисты включаются в состав контрольной группы в соответствии с программой контрольного мероприятия.
3.7. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация в целях:
а) предварительного изучения предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия;
б) формирования доказательств в ходе контрольного мероприятия;
в) подтверждения результатов контрольного мероприятия, в том числе фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия;
г) подтверждения выполнения должностными лицами отдела финансов программы контрольного мероприятия.
К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контрольного мероприятия, других органов и организаций по запросам отдела финансов, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные должностными лицами отдела финансов самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
4. Подготовительный этап контрольного мероприятия
Подготовительный этап контрольного мероприятия состоит в предварительном изучении предмета и объектов контрольного мероприятия, определении целей и вопросов мероприятия, методов его проведения.
Результатом данного этапа является подготовка и утверждение программы контрольного мероприятия.
4.1. Предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия.
4.1.1. Способы и методы предварительного изучения предмета и объекта контрольного мероприятия, а также время на их проведение должны определяться с учетом специфики функционирования объекта, территориальной удаленностью и транспортной доступностью объектов и других факторов.
4.1.2. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации для получения знаний о предмете и объектах контрольного мероприятия в объеме, достаточном для подготовки программы контрольного мероприятия.
По результатам сбора информации, характеризующей использование средств местного бюджета в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия, формулируются тема и вопросы контрольного мероприятия, определяются методы его проведения, а также планируется объем необходимых контрольных процедур.
4.1.3. Получение информации при необходимости осуществляется путем направления запросов отдела финансов.
4.2. Программа контрольного мероприятия.
4.2.1. По результатам предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия подготавливается программа контрольного мероприятия, которая должна, в частности, содержать наименование объекта контроля, проверяемый период, тему контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, цель контрольного мероприятия и перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Программа контрольного мероприятия, подписывается начальником отдела финансов, а в случае его отсутствия заместителем начальника отдела финансов.
4.2.2. После утверждения программы контрольного мероприятия осуществляется подготовка приказа о проведении контрольного мероприятия.
4.2.3. До начала основного этапа контрольного мероприятия должностным лицом контрольного мероприятия направляются уведомления (информационные письма) о проведении контрольного мероприятия на данных объектах.
В уведомлении указываются наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия на объектах и предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
5. Основной этап контрольного мероприятия
5.1. Проведение основного этапа контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверок, ревизий на объектах контроля в соответствии с темой и вопросами контрольного мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
Основной этап контрольного мероприятия состоит в проведении контрольных действий непосредственно на объектах контроля, сборе и анализе фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с темой и вопросами контрольного мероприятия, содержащимися в программе его проведения. Результатом проведения данного этапа являются оформленные акты и рабочая документация.
5.2. При проведении основного этапа контрольного мероприятия проверяется соответствие совершенных объектом финансовых и хозяйственных операций законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам.
В ходе основного этапа контрольного мероприятия проводятся контрольные действия:
а) по документальному изучению бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;
б) по фактическому изучению в проверяемом периоде вопросов программы контрольного мероприятия путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных обмеров, инвентаризации;
в) по изучению учредительных и регистрационных документов (по форме и содержанию);
г) по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
д) по изучению фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, в том числе денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
е) в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым и расчетным счетам, операций с материальными ценностями;
ж) по соблюдению объектами контроля требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок;
з) по соблюдению правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона N 44-ФЗ;
и) по изучению обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
к) по применению объектом контроля мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
л) по изучению соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
м) по изучению соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки;
н) по изучению соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
5.3. Должностными лицами отдела финансов при проведении контрольных действий собираются доказательства, представляющие собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании средств местного бюджета и деятельности объектов контрольного мероприятия.
Фактические данные и информацию участники контрольной группы собирают на основании письменных и устных запросов в формах:
а) копий документов, представленных объектом контрольного мероприятия;
б) подтверждающих документов, представленных третьей стороной;
в) пояснений, информаций и справок, подготовленных объектом контроля;
г) статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к выявленным нарушениям и недостаткам.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы о результатах проведенного контрольного мероприятия.
В процессе сбора фактических данных необходимо учитывать, что не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательства. Это относится, в частности, к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также, если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования.
5.4. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в справках и рабочей документации, являющихся основой для оформления акта контрольного мероприятия.
В случае реализации в рамках одного контрольного мероприятия полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, предусмотренных статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ и контроля в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в обязательном порядке в справках и рабочей документации фиксируются все сведения, полученные в ходе контрольных действий, установленных подпунктами ж - н пункта 5.2 настоящего Стандарта не зависимо от установленного результата (т.е. фиксируются не только установленные нарушения, но и их отсутствие).
Справки по результатам проведения контрольных действий составляются по отдельным вопросам программы контрольного мероприятия, и подписывается участником контрольной группы, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченными на это лицами) объекта контроля.
5.5. По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт по результатам контрольного мероприятия, который должен иметь следующую структуру:
а) основание для проведения контрольного мероприятия;
б) предмет контрольного мероприятия;
в) проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
г) срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
д) краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
е) результаты контрольных действий по каждому вопросу программы контрольного мероприятия.
Если в ходе контрольного мероприятия установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны отделом финансов по результатам предшествующего контрольного мероприятия, проведенного на этом объекте, данный факт следует отразить в акте.
К акту прилагаются справки, составленные по отдельным вопросам программы контрольного мероприятия, а также при необходимости таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный участниками контрольной группы и должностными лицами объекта контроля.
5.6. При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба Уватскому району они отражаются в акте, при этом следует указывать:
а) наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
б) суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов), а также видам объектов муниципальной собственности и формам их использования;
в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
г) суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба Уватскому району;
д) информацию о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
е) принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
5.7. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
а) объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
б) четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
в) логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
г) изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных участниками контрольной группы.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте по всем вопросам, указанным в программе контрольного мероприятия. В случае, если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: "По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено".
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение".
Должностные лица отдела финансов, участвующие в контрольном мероприятии, несут персональную ответственность за достоверность и объективность фактических данных, изложенных в акте по результатам контрольного мероприятия на объекте.
5.8. Акт составляется в двух экземплярах в сроки установленные Постановлением N 165 и подписывается должностным лицом контрольного мероприятия, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченным на это лицами) объекта контроля.
Срок ознакомления и подписания акта проверки руководителем и главным бухгалтером не позднее 5 рабочих дней со дня вручения акта.
Объекты контроля в течение 5 рабочих дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения на акт. Письменные возражения объекта контроля приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
5.9. В ходе контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:
а) акт встречной проверки. Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля;
б) акт контрольного обмера. Контрольный обмер проводится с целью установления фактически выполненного объема работ, установленного оборудования, использованных конструкций и материалов (как правило, строительно-монтажных работ, капитального и текущего ремонтов), а также достоверности отражения выполненного объема работ, установленного оборудования, использованных конструкций и материалов и их стоимости в документах о приемке выполненных работ. В рамках контрольного обмера могут проводиться инструментальные обмеры физических объемов работ, визуальные обследования, анализ исполнительной документации и другие методы;
в) акт осмотра;
г) акт по факту отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля;
д) акт по факту непредставления информации, документов и материалов. Акт составляется в случаях отказа в предоставлении документов и материалов, несвоевременного и (или) неполного предоставления документов и материалов, представления запрошенных документов и материалов в искаженном виде.
6. Заключительный этап контрольного мероприятия
6.1. Контрольное мероприятие завершается составлением представления и (или) предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Решение о составлении представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения принимается начальником отдела финансов, в порядке, установленном Постановлением N 165.
6.2. Представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения оформляются по установленным распоряжениям администрации Уватского муниципального района формам и с соблюдением требований установленных Постановлением N 165.
6.3. Представления и предписания составляются уполномоченным должностным лицом контрольного мероприятия и подписываются начальником отдела финансов.
Уведомления о применении бюджетных мер принуждения составляются должностным лицом контрольного мероприятия и подписываются начальником отдела финансов.
6.4. В случае выявления правонарушений, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица, осуществляющие внутренний муниципальный финансовый контроль имеют право:
а) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.