Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 16.03.2017 N 320
Информация
Правительства Тюменской области о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 10.02.2017)
1. По поводу рекомендации, адресованной Правительству Тюменской области: "При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации Тюменской областью права на первоочередное приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения учитывать возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов" - сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ, статье 5 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать данный земельный участок.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п утвержден порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию (далее - Порядок). Порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью и взаимодействия с органами местного самоуправления при предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 2 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области по вопросам приема и регистрации письменного извещения продавца земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (далее - извещение) определен Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее -уполномоченный орган).
При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным органом учитывается возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов в сельское хозяйство.
В 2016 году в уполномоченный орган поступили извещения в отношении 201 земельного участка общей площадью 11161,2287 га. По указанным земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в таком приобретении.
Кроме того, по указанному 201 земельному участку были получены письма от администраций муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, об отсутствии необходимости предоставления права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.
2. По поводу рекомендации, адресованной Правительству Тюменской области: "В пределах своей компетенции продолжить формирование правоприменительной практики изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения" - сообщаем следующее.
Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании их по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации определен статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ.
Необходимо отметить, что положения названной статьи не предоставляют право исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления непосредственно принимать решения об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Статья 6 Федерального закона N 101-ФЗ регулирует вопросы изъятия таких земельных участков исключительно в судебном порядке.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" были внесены изменения в статью 6 Федерального закона N 101-ФЗ, связанные с совершенствованием порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Так, согласно внесенным изменениям в случае неустранения правонарушений, выразившихся в неиспользовании земельного участка по целевому назначению или использовании его с нарушением законодательства, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы, подтверждающие неустранение указанных правонарушений, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, в течение двух месяцев со дня поступления данных материалов обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Таким образом, положения статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ в качестве органа, уполномоченного на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, определяют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации орган государственного земельного надзора в случае неустранения правообладателем земельного участка нарушений земельного законодательства направляет соответствующую информацию в орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности, в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и их продаже с публичных торгов.
Практика применения вышеприведенных норм права в настоящее время находится в процессе формирования. Орган государственного земельного надзора начал активную работу по направлению соответствующей информации в адрес уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области с 4-го квартала 2016 года.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти области на основании материалов, поступивших из Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, в октябре 2016 года предъявлен иск к физическому лицу об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Червишевское МО, с кадастровым номером "72:17:...", площадью 40 000 кв. м, находящегося в собственности указанного физического лица, ввиду его неиспользования для сельскохозяйственного производства путем продажи с публичных торгов. Решением Тюменского районного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены (в настоящее время решение не вступило в законную силу).
На основании материалов Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам уполномоченным исполнительным органом государственной власти области также проведена работа по подготовке исковых заявлений об изъятии в судебном порядке следующих земельных участков (судебные решения в настоящее время еще не приняты):
1) кадастровый номер "72:17:..." площадью 190 000 кв. м, адрес: Тюменская область, Тюменский район, ТОО "Борковское", контур 10, собственник - "данные изъяты";
2) кадастровый номер "72:17:." площадью 60 000 кв. м, адрес: Тюменская область, Тобольский район, д. Ломаева, ПСК "Простор" (бывшее ТОО "Семакова"), участок N 4, собственник - "данные изъяты";
3) кадастровые номера "72:17:...", "72:17:..." площадью 42,2 и 276,2 га соответственно, адрес: Тюменская область, Тюменский район, МО п. Боровский, собственник - ПАО "Птицефабрика "Боровская".
Кроме того, статьей 9 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" определено, что одним из видов работ по изучению состояния земель, проводимых в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии, является инвентаризация земель, в связи с чем в настоящее время проинвентаризированы земельные участки на
территории семи сельских поселений Тюменского муниципального района: Кулаковского, Каменского, Каскаринского, Боровского, Винзилинского, Княжевского, Созоновского.
При проведении инвентаризации на территории данных муниципальных образований выявлены земельные участки общей площадью 130 652,88 га, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, права на которые не зарегистрированы, в том числе земельные участки общей площадью 12 466,04 га, площадь каждого из которых составляет более 1 га. Указанные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного производства в границах и за границами населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта.
Также выявлены земельные участки без установленной категории и разрешенного использования общей площадью 163,7 га. Перечни земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (площадью более 1 га), на которые зарегистрировано право собственности, были направлены в государственное казенное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" для проведения обследования.
В отношении земельных участков, на которых выявлены объекты строительства, а также на которых усматриваются признаки нарушения земельного законодательства, уполномоченным исполнительным органом государственной власти области направлены письма в Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам и администрацию Тюменского муниципального района для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В отношении земельных участков, на которые права не зарегистрированы, в том числе земельных участков без установления категории и разрешенного использования или категория земель которых не соответствует разрешенному использованию, уполномоченным исполнительным органом государственной власти области направлен запрос в адрес филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области о предоставлении информации о документах, на основании которых данные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет, а также о возможности исправления названных несоответствий.
3. По вопросу подготовки законодательной инициативы или обращения в Государственную Думу о разработке и принятии проекта федерального закона о внесении изменения в статью 232.2 ГПК РФ в части установления возможности признания права муниципального образования на невостребованные земельные доли в порядке упрощенного производства необходимо отметить следующее.
Данные изменения позволят ускорить процесс вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот и, следовательно, будут способствовать увеличению числа дополнительных источников пополнения местных бюджетов, что усилит заинтересованность муниципальных образований в более активной реализации права на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельную долю.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 16 марта 2017 г. N 320 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.