Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 20.04.2017 N 378
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 17.03.2017)
1. О переводе земельных участков из одной категории в другую
Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п "О процедуре перевода земель из одной категории в другую".
За 2016 год из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности переведено 67 земельных участков общей площадью 372,6 га, в земли особо охраняемых территорий и объектов - 2 земельных участка общей площадью 3 га.
2. О принудительном изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), связанные с совершенствованием порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимо отметить, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможно только в случае неустранения собственником земельного участка правонарушения, выразившегося в неиспользовании его по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства, после назначения административного наказания. Учитывая, что с момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона прошел незначительный период времени, практику принудительного изъятия таких земельных участков нельзя считать сложившейся. С момента вступления в силу данного закона только по одному судебному процессу, инициированному уполномоченным исполнительным органом государственной власти области на основании материалов Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам об использовании земельного участка с нарушением земельного законодательства, его неиспользовании для сельскохозяйственного производства более 13 лет (район д. Черная Речка, кадастровый номер 72:17:..), было вынесено решение суда об удовлетворении исковых требований об его изъятии (к настоящему времени решение не вступило в законную силу).
Рассмотрение еще трех исковых заявлений должно состояться в первой половине текущего года. По двум случаям органу государственного земельного надзора сообщено о необходимости направления материалов, содержащих достаточные сведения для изъятия земельного участка в судебном порядке, поскольку полученные уполномоченным органом исполнительной власти области сведения не соответствуют пунктам 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
3. О преимущественном праве покупки земельного участка
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, статье 5 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать данный земельный участок.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п утвержден Порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию (далее - Порядок). Порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью и взаимодействия с органами местного самоуправления при предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.
В 2016 году в уполномоченный исполнительный орган государственной власти области поступили извещения в отношении 201 земельного участка общей площадью 11161,2287 га. По указанным земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в таком приобретении.
Кроме того, по указанному 201 земельному участку были получены письма от администраций муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, об отсутствии необходимости предоставления права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о целесообразности реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным исполнительным органом государственной власти области учитывается возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов в сельское хозяйство.
4. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях реализации данной нормы статьей 2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" определены требования к минимальным размерам земельных участков, а также случаи, на которые данные требования не распространяются.
По результатам анализа правоприменения соответствующих положений Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" по инициативе Правительства Тюменской области в него были внесены изменения, предусматривающие дополнительные случаи, на которые не распространяются требования к минимальным размерам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
предоставление земельного участка на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, когда в соответствии с земельным законодательством такое предоставление допускается без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий;
предоставление земельных участков гражданам по договорам аренды для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
образование земельных участков в случаях их предоставления для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Приведенные изменения внесены Законом Тюменской области от 14.02.2017 N 10 "О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования".
Постановлением Тюменской областной Думы от 21.04.2016 N 3621 Правительству Тюменской области было рекомендовано подготовить отзыв на проект федерального закона N 1007443-6 и направить его в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в соответствии с частью 3 статьи 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Необходимо отметить, что к моменту принятия указанного постановления областной Думы истек срок направления отзывов на данный законопроект (протоколом заседания Совета Государственной Думы от 03.03.2016 N 286 срок был установлен до 02.04.2016). К настоящему времени соответствующий федеральный закон принят (Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 20 апреля 2017 г. N 378 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.