Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 20.04.2017 N 380
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Развитие физической культуры и спорта в Тюменской области. Проблемы и перспективы"
Заслушав и обсудив выступления участников "круглого стола" по теме: "Развитие физической культуры и спорта в Тюменской области. Проблемы и перспективы", депутаты областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, спортивных организаций, молодежных объединений, общественных организаций Тюменской области и другие участники заседания "круглого стола" отмечают следующее.
Одним из основных направлений по улучшению качества жизни населения в Тюменской области является повышение уровня здоровья и продолжительности жизни населения, которое напрямую зависит от уровня развития физической культуры и спорта региона.
Действующее в настоящее время федеральное и региональное законодательство представлено Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2020 годы", государственной программой Тюменской области "Развитие физической культуры и спорта" до 2020 года. Полномочия органов государственной власти Тюменской области в данной сфере определены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 329 "О физической культуре и спорте в Тюменской области".
Приоритетными задачами в сфере физической культуры и спорта являются: формирование здорового образа жизни, привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом (по месту жительства, образовательной и трудовой деятельности) путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта, совершенствование подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений.
Уровень физкультурно-спортивной активности населения региона характеризуется показателем численности систематически занимающихся физической культурой и спортом и их долей в структуре всего населения. В 2016 году данный региональный показатель составил 35,5%, или 513,5 тыс. человек, при плановом показателе 35,0%. В большинстве муниципальных образований области было отмечено увеличение данного показателя (Ишимский район - 41,3%, Упоровский район - 40,1%, Тюменский район - 40,0%, Уватский район - 39,2%). Вместе с тем минимальное значение показателя было зарегистрировано в Заводоуковском городском округе (32,4%), Армизонском районе (32,6%), Ялуторовском районе (33,7%), в г. Ишиме (33,8%).
В регионе создано 34 центра тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в которых в 2016 году в выполнении нормативов комплекса ГТО участвовали 20 835 учащихся.
Одним из приоритетных направлений работы по формированию здорового образа жизни населения и развитию массового спорта является совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства. В муниципальных образованиях Тюменской области функционирует 26 центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в которых в 2016 году регулярно занимались физической культурой и спортом 134,6 тыс. человек, что превышает результат, достигнутый в 2015 году, на 7,8 тыс. человек.
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений. В настоящее время в Тюменской области насчитывается 3 493 спортивных сооружения, в том числе 18 стадионов, 1 797 плоскостных спортивных сооружений, 1 076 спортивных залов, 9 крытых спортивных объектов с искусственным льдом, 4 манежа, 65 плавательных бассейнов, 74 лыжные базы, 3 биатлонных комплекса, 72 сооружения для стрелковых видов спорта, 375 иных спортивных сооружений. Фактическая единовременная пропускная способность объектов спорта Тюменской области в 2016 году составила 90 625 человек, или 32,8% от нормативной единовременной пропускной способности.
Действенным средством пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом является сформированная в Тюменской области система спортивно-массовых мероприятий. По итогам 2016 года было проведено 381 спортивно-массовое мероприятие, в том числе 310 мероприятий областного значения, 65 мероприятий всероссийского значения и 6 мероприятий международного значения с общим количеством участников 84,6 тыс. чел. Наиболее масштабными и массовыми проектами, направленными на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни, остаются физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением всех возрастных групп населения: "Дни здоровья" (670 тыс. чел.), "Лыжня России" (10,8 тыс. чел.), "Российский азимут" (2,1 тыс. чел.), "Оранжевый мяч" (1,9 тыс. чел.), "Кросс нации" (11,5 тыс. чел.). Активно используются новые методы привлечения всего населения (в первую очередь детей и молодежи) к здоровому образу жизни. Так, с июня по август 2016 года в городах Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковском городском округе прошло областное физкультурное мероприятие "Здравый смысл", направленное на популяризацию и пропаганду здорового образа жизни и включающее в себя 3 проекта: "Общие тренировки", экстремальный забег "Стальной характер" и "Турник в каждый двор".
Приобщению максимального числа работников к здоровому образу жизни, активным формам отдыха способствует ежегодное проведение спартакиад трудовых коллективов. Вместе с тем фактическое значение показателя "Доля граждан Тюменской области, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы" в 2016 году составило 14,1%, или 93,3 тыс. человек при плановом значении 15,0%.
С целью развития двигательной активности детей и подростков школьного возраста, формирования у учащихся приверженности к здоровому образу жизни в регионе осуществляется деятельность в рамках учебных, факультативных занятий и внеклассной (кружковой, секционной) работы, ежегодно проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. В рамках образовательного процесса в учебный план всех дневных общеобразовательных организаций введен третий час физической культуры. В образовательных организациях области ведется работа по созданию спортивных клубов, что позволяет систематизировать деятельность разрозненных секций, расширяя возможности эффективного использования спортивной инфраструктуры образовательных организаций. С целью повышения интереса студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования проводятся массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, спартакиады, соревнования по видам спорта. В финальных соревнованиях IV Всероссийской зимней универсиады 2016 года команда Тюменского государственного университета заняла 3-е общекомандное место среди вузов России. В целом фактическое значение показателя "Доля учащихся и студентов (в общей численности населения в возрасте 6 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом" в 2016 году составило 87,4%, или 389,3 тыс. человек, превысив плановое значение (81,0%).
В 2016 году доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Тюменской области составила 13,0% от общей численности населения данной категории, или 13,2 тыс. человек. В целях привлечения инвалидов к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Тюменской области ежегодно проводятся областные спартакиады инвалидов (взрослая и детская), слет туристов-инвалидов "Робинзонада", соревнования по баскетболу на колясках, мини-футболу, дзюдо, шахматно-шашечный турнир. Положительная динамика в организации работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения наблюдается в Викуловском, Ишимском, Исетском, Тюменском, Упоровском муниципальных районах, городах Тюмени и Тобольске. Важным фактором популяризации физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями являются успехи спортсменов-инвалидов на всероссийских и международных соревнованиях. За 2016 год спортсмены области приняли участие более чем в 30 соревнованиях всероссийского и международного уровней.
В настоящее время в Тюменской области осуществляют свою деятельность 69 региональных спортивных федераций, получивших государственную аккредитацию, по 72 видам спорта. Все федерации имеют программы развития вида спорта на четырехлетний период. В 2016 году было аккредитовано 18 федераций по различным видам спорта. В целях оказания государственной поддержки региональным спортивным федерациям в рамках государственной программы в 2016 году 8 региональным федерациям предоставлена государственная поддержка в форме грантов Губернатора Тюменской области в сфере физической культуры и спорта на реализацию 8 программ по видам спорта: волейбол, карате, конный спорт, лапта, спортивное ориентирование, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, шахматы, шашки.
В 2016 году в Тюменской области подготовку спортивного резерва осуществляли 62 физкультурно-спортивные организации. Фактическое значение показателя "Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет" в 2016 году в Тюменской области составило 33%, или 54,2 тыс. чел., при плановом значении показателя 34%. С целью достижения значения данного показателя в 2017 году в двух муниципальных районах (Тюменский и Ялуторовский) будут открыты спортивные школы.
Развитием спорта высших достижений в Тюменской области занимаются 2 областных физкультурно-спортивных учреждения: ГАУ ТО "Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий" и ГАУ ДО ТО "ЦОП "Тюмень-дзюдо", в которых повышают уровень спортивного мастерства 300 спортсменов по олимпийским видам спорта. Также деятельность по подготовке высококвалифицированных спортсменов за счет внебюджетных средств осуществляют 3 учреждения: ГАУ ТО "Футбольный клуб "Тюмень", ГАУ ТО "Волейбольный клуб "Тюмень", ГАУ ТО "Хоккейный клуб "Рубин".
Всего ведущими спортсменами Тюменской области за 2016 год было завоевано 1 249 медалей различного достоинства, в том числе на официальных всероссийских (1 071 медаль), международных (178 медалей) соревнованиях. Фактическое значение показателя "Численность спортсменов Тюменской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации" в 2016 году составило 282 человека при плановом значении показателя 275 человек.
В сфере физической культуры и спорта в Тюменской области занят 4 721 штатный работник. При этом со средним профессиональным и высшим образованием тренерско-преподавательскую деятельность осуществляет 3 691 человек, или 78,1% от общего числа специалистов.
Реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта в Тюменской области основывается на системном использовании потенциала печатных СМИ, радио- и телеканалов, веб-сайтов и социальных сетей. Основными направлениями информационного сопровождения являются освещение мероприятий в соответствии с календарным планом физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, популяризация достижений спортсменов области на соревнованиях различного уровня, пропаганда здорового образа жизни, продвижение услуг организаций физической культуры и спорта.
В целом высоко оценивая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, общественных организаций и социально-ответственных граждан по сохранению и развитию в Тюменской области физической культуры и спорта, участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Тюменской областной Думе:
1.1. Продолжить системную работу по совершенствованию региональной нормативной правовой базы и осуществлению контроля за исполнением законов и государственных программ в сфере физической культуры и спорта.
1.2. Рассмотреть вопрос о проведении в период осуществления деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва следующих мероприятий:
- мониторинга правоприменения Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 329 "О физической культуре и спорте в Тюменской области";
- выездного заседания комитета Тюменской областной Думы по социальной политике (или дня депутата Тюменской областной Думы), посвященного вопросам развития физкультуры и спорта, здоровому образу жизни.
II. Правительству Тюменской области и органам исполнительной власти Тюменской области в рамках представленной компетенции:
2.1. Повысить уровень участия Тюменской области в реализации положений федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2016 - 2020 годы, вместе с тем продолжить целенаправленную работу по реализации государственной программы Тюменской области "Развитие физической культуры и спорта" до 2020 года с целью достижения плановых значений следующих показателей:
- "Доля граждан Тюменской области, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы" (с 14,1 до 15%);
- "Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет" (с 33 до 34%);
- "Фактическая единовременная пропускная способность объектов спорта Тюменской области" (с 32,8 до 48%).
2.2. Продолжить целенаправленную работу по развитию в Тюменской области физической культуры и спорта, в том числе в сельских территориях области, уделив особое внимание следующим направлениям деятельности:
- повышение уровня физкультурно-спортивной активности населения и популяризации здорового образа жизни через развитие соответствующей дворовой инфраструктуры, повышение доступности спортивных залов и спортивных площадок образовательных учреждений Тюменской области, содействие в организации спортивных площадок и проведении физкультурно-спортивных мероприятий в местах традиционного массового отдыха граждан;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- дальнейшее развитие материально-спортивной базы региона, в т.ч строительство плоскостных спортивных сооружений в сельских поселениях Тюменской области;
- развитие и укрепление кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта;
- повышение оплаты и стимулирование труда работников государственных физкультурно-спортивных учреждений, в том числе тренерско-преподавательского состава;
- сохранение для детей, выполняющих установленные спортивные нормативы, возможности посещать тренировки в государственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школах бесплатно;
- организация и проведение в Тюменской области всероссийских и международных спортивных соревнований;
- повышение уровня информированности населения Тюменской области о действующей в регионе инфраструктуре для занятий физической культурой и спортом.
2.3. В рамках представленной компетенции рассмотреть вопросы:
- выделения земельного участка под строительство спортивного манежа в г. Тюмени с целью развития профессионального и массового спорта;
- организации проведения в Тюменской области мониторинга качества и безопасности услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями в сфере физической культуры и спорта;
- организации и проведения спартакиад между спортсменами трех субъектов Российской Федерации: Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по различным видам спорта;
- проведения массовых зимних спортивных мероприятий на базе биатлонного центра "Жемчужина Сибири".
2.4. В рамках представленной компетенции рассмотреть возможность:
- повышения (индексации) нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий и учебно-тренировочных сборов (распоряжение Правительства Тюменской области от 26.12.2005 N 1201-рп) в части выплаты зарплаты судей, питания и суточных спортсменов;
- создания более привлекательных условий для участия бизнеса в работе по созданию в муниципальных образованиях Тюменской области спортивной инфраструктуры для занятий массовыми видами спорта, с использованием механизма государственно-частного партнерства;
- курирования участия проектов общественных организаций региона в грантовых конкурсах, проводимых на федеральном уровне;
- присвоения имени Валентина Никифоровича Зуева строящемуся спортивному комплексу по адресу: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 37;
- создания в музейном комплексе постоянно действующей экспозиции, посвященной истории тюменского спорта.
2.5. В целях поддержки, развития и популяризации физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, рассмотреть возможность:
- предоставления удобного времени для занятий спортом на спортивных объектах лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- развития адаптивной физкультуры в общеобразовательных школах, подготовки специалистов в этой области, а также оказания поддержки имеющемуся учебному центру;
- оказания содействия в приобретении и выделении специализированного транспорта, экипировки, инвентаря и спортивного оборудования, а также в ремонте и замене запчастей к нему.
2.6. Уполномоченным органам исполнительной власти в сферах здравоохранения, образования, молодежной политики продолжить целенаправленную работу по развитию физической культуры и спорта, уделив особое внимание следующим направлениям деятельности:
- дальнейшее развитие системы здравоохранения Тюменской области, в том числе развитие санитарного просвещения в Тюменской области;
- проведение в Тюменской области мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- обеспечение здоровым питанием детей и молодежи в образовательных организациях Тюменской области за счет закупки качественной продукции у зарекомендовавших себя местных товаропроизводителей;
- усиление разъяснительной и методической работы в образовательных организациях области в части активизации работы педагогов по привлечению учащейся молодежи к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
2.6.1. Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области рассмотреть вопросы:
- о проведении мероприятия (совещания) по вопросу организации исследований по закаливанию организма холодовыми нагрузками;
- об осуществлении ревизии всех нормативных правовых документов по проведению закаливания в детских садах и школах с целью принятия необходимых документов для формирования основ закаливания и оздоровления населения в детском возрасте.
2.6.2. Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области рассмотреть вопрос проведения рабочего совещания с владельцами загородных клубов по изучению существующего опыта закаливания и спортивного зимнего плавания с целью организации ими новых услуг, связанных с окунанием в прорубь в зимний период.
III. Органам местного самоуправления Тюменской области в рамках представленной компетенции:
3.1. Привести перечень показателей муниципальных программ в сфере физической культуры и спорта в соответствие с целевыми показателями государственной программы Тюменской области "Развитие физической культуры и спорта" до 2020 года и государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (в т.ч. Армизонский, Ялуторовский районы, Заводоуковский городской округ, город Ишим).
3.2. Продолжить реализацию комплекса мер по совершенствованию спортивно-массовой работы и привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом по месту жительства.
3.3. С целью решения вопроса обеспеченности муниципальных образований Тюменской области спортивными сооружениями для занятий населения массовыми видами спорта:
- подготовить и не позднее 01.05.2017 представить в Тюменскую областную Думу информацию о потребности муниципальных образований Тюменской области в плоскостных физкультурно-спортивных сооружениях;
- обеспечить в муниципальных образованиях Тюменской области формирование земельных участков в целях их предоставления для строительства физкультурно-спортивных сооружений.
3.4. Рассмотреть возможность разработки стимулирующих мер для руководителей предприятий и организаций различных форм собственности за организацию физкультурно-спортивной работы для сотрудников и их семей.
IV. Общественной палате Тюменской области активизировать взаимодействие с общественными спортивными организациями Тюменской области и оказывать им методическую и консультационную поддержку для активного участия в конкурсах грантовой поддержки регионального и всероссийского уровней.
V. Средствам массовой информации Тюменской области продолжить информационно-просветительскую и пропагандистскую работу в сфере физической культуры и спорта с использованием всех видов медиаресурсов, включая печатные средства массовой информации, радио, телевидение, интернет-ресурсы, с целью вовлечения населения в занятия спортом и пропаганду ценностей физической культуры и спорта.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 20 апреля 2017 г. N 380 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.