Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", решение комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в целях реализации пункта 13 задач, поставленных Стратегией деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации, пунктом 18 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
2. Направить настоящее постановление и указанный проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сайфитдинов Ф.Г.).
Председатель областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Вносится
Тюменской областной Думой
Проект Федерального закона
О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть 1 статьи 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 18.11.2002, N 46, ст. 4532; 07.03.2016, N 10, ст. 1319) изменение, дополнив ее пунктом 4 следующего содержания:
"4) по исковым заявлениям о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Проблема использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, одна из самых острых в сельском хозяйстве. По данным аналитиков, в России почти 25 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, приходящихся на земельные доли, используются незаконно (без оформления каких-либо документов).
Кроме того, значительное количество земельных долей являются невостребованными, земельные участки в составе общей долевой собственности не используются по целевому назначению.
В целях решения обозначенных проблем законодательством установлены случаи обращения в муниципальную собственность "проблемных" земельных долей для обеспечения последующего их вовлечения в гражданский оборот и рационального использования.
В настоящее время Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) закреплены два основания возникновения права муниципальной собственности на земельную долю:
1) при отказе от права собственности на земельную долю;
2) в результате признания земельной доли невостребованной.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
Под невостребованной земельной долей Закон об обороте земель понимает участки сельскохозяйственных земель, имеющих собственника, но не использующихся по целевому назначению, причем в данном случае Закон об обороте земель обязывает собственника использовать принадлежащий ему объект либо лично, либо передать в аренду третьему лицу. Если указанные виды использования не реализуются в течение более трех лет подряд, земельные участки, входящие в состав земельной доли, признаются невостребованными.
Кроме того, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и наследники которой отсутствуют как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Таким образом, для признания права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли необходимо соответствующее решение суда.
Схематично порядок оформления права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли выглядит следующим образом:
1) составление списков невостребованных земельных долей на территории муниципального образования;
2) размещение списка невостребованных долей в средствах массовой информации с указанием даты проведения общего собрания участников долевой собственности;
3) утверждение списка невостребованных долей на общем собрании участников долевой собственности (если общим собранием в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях), указанный список утверждается органом местного самоуправления муниципального образования;
4) направление исковых заявлений в суд органом местного самоуправления муниципального образования;
5) признание права муниципальной собственности;
6) регистрация права муниципальной собственности.
Главным отличием рассмотрения дел по правилам упрощенного производства от рассмотрения дел по общим правилам искового производства является их рассмотрение без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также по желанию сторон в иных случаях. При этом процедура упрощенного производства предполагает рассмотрение дел по существу заявленных требований в состязательном процессе с учетом позиции обеих сторон спора, но с сокращенными временными и финансовыми затратами сторон и временными затратами суда.
Кроме того, принятие законопроекта будет означать применение к процедуре признания судом права муниципального образования на невостребованные земельные доли следующих процессуальных особенностей, установленных статьями 232.3, 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила о ведении протокола и об отложении разбирательства дела;
предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится;
решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия и которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (суд составляет мотивированное решение только по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу);
мотивированное решение суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, его представителя соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы;
решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление (при обычном порядке срок вступления в силу решения суда первой инстанции - один месяц).
Таким образом, принятие законопроекта позволит сократить процессуальные сроки признания судом права муниципального образования на невостребованные земельные доли, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 232.2
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации"
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Председатель областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 232.2
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 21 сентября 2017 г. N 700 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Вестник Тюменской областной Думы" (http://vestnik.duma72.ru) 28 сентября 2017 г.
Настоящий документ снят с контроля