Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия N 119
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 сентября 2017 года
О взаимодействии
Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления Тюменской области
Взаимодействие Тюменской областной Думы и органов местного самоуправления осуществляется в рамках конституционных принципов и положений действующего законодательства.
Одной из основных форм взаимодействия областной Думы с органами местного самоуправления является участие представительных органов муниципальных образований области в законотворческом процессе.
Реализация законодательных инициатив органами местного самоуправления Тюменской области осуществляется в соответствии с положениями Закона Тюменской области от 20 февраля 1996 года N 26 "О порядке осуществления права законодательной инициативы в Тюменской областной Думе представительными органами местного самоуправления".
Представительные органы муниципальных образований имеют право законодательной инициативы в Тюменской областной Думе по всем требующим законодательного регулирования вопросам, относящимся к предметам ведения Тюменской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области в пределах полномочий области.
Несомненным является то, что органы местного самоуправления наиболее близки к реальным проблемам людей, они лучше, чем кто-либо другой, знают положение дел на местах. Но практика реализации права законодательной инициативы представительными органами в областной Думе показала, что право это реализуется недостаточно активно.
Наиболее распространенной в областной Думе формой реализации права законодательной инициативы муниципальными образованиями является внесение замечаний и предложений к рассматриваемым Думой законопроектам.
Несколько реже представительные органы муниципальных образований осуществляют законодательную инициативу в форме внесения законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Тюменской области. В основном такие законопроекты касаются следующих вопросов:
изменение границ муниципальных образований;
упразднение населенных пунктов;
переименование населенных пунктов.
Одной из форм реализации права законодательной инициативы муниципальными образованиями в Тюменской областной Думе является внесение замечаний и предложений к рассматриваемым Тюменской областной Думой законопроектам.
Другой формой взаимодействия Тюменской областной Думы и органов местного самоуправления является реализация Тюменской областной Думой инициатив в части внесения изменений в федеральные законы.
На заседаниях Тюменской областной Думы регулярно рассматривается информация органов местного самоуправления о реализации законов Тюменской области.
В соответствии с Регламентом Тюменской областной Думы представительные органы местного самоуправления разрабатывают предложения к Плану законопроектных работ на очередной год.
Немаловажными являются отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Учитывая требования федерального законодательства, в целях перераспределения административной и финансовой нагрузки Законом Тюменской области от 08 декабря 2015 года N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" установлен перечень государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. В 2017 году органам местного самоуправления передано 21 государственное полномочие. Среди них полномочия:
в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения;
по государственной регистрации актов гражданского состояния;
по поддержке сельскохозяйственного производства;
в сфере материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях;
в сфере обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
по поддержке труднодоступных территорий;
по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений;
по участию в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении;
по организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;
по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и другие.
Закон содержит методики расчета субвенций местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, определяет права и обязанности органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления при осуществлении передаваемых полномочий, а также финансовое и материально-техническое обеспечение передаваемых полномочий и контроль за их осуществлением.
Взаимодействие Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления не ограничивается только сферой законодательства.
Положительным опытом является регулярное проведение Тюменской областной Думой (не менее двух раз в год) заседаний Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области.
Совет представительных органов муниципальных образований Тюменской области образован постановлением Тюменской областной Думы от 25.11.2008 N 1177 "О Положении о Совете представительных органов муниципальных образований Тюменской области", который является совещательным органом при Тюменской областной Думе и создан для координации нормотворческой деятельности и иного взаимодействия областной Думы и представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно Положению о Совете в состав входят от муниципальных образований - председатели представительных органов муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), от Тюменской областной Думы - председатель областной Думы и по его предложению четыре депутата областной Думы.
С момента создания Совета было проведено 16 заседаний Совета, на которых было рассмотрено более 60 вопросов. Ежегодно на заседаниях Совета рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей соблюдения принципов взаимоотношений областного бюджета и местных бюджетов при формировании областного бюджета на очередной год, а также вопросы проведения избирательных кампаний в Тюменской области. Кроме того, в повестку дня заседаний Совета включаются и наиболее актуальные вопросы, поступившие от представительных органов муниципальных образований области.
Основные рассматриваемые вопросы:
1. О совершенствовании муниципальной геральдики Тюменской области.
2. Правовые основы взаимодействия Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления.
3. Об особенностях реализации Тюменской городской Думой права законодательной инициативы в Тюменской областной Думе.
4. О практике работы Общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе.
5. О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области "Роль территориального общественного самоуправления в современных условиях".
6. О реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области.
Начиная с 2011 года Тюменской областной Думой регулярно проводятся Дни Тюменской областной Думы в муниципальных образованиях и Дни муниципальных образований в областной Думе. Данная форма взаимодействия позволяет обсудить проблемы социально-экономического развития территорий, встретиться с населением муниципального образования. В рамках данного мероприятия населению оказываются юридические консультации, проводятся прием граждан, встречи с ветеранами, другими общественными организациями, депутатами муниципального образования, организуются спортивные мероприятия, в школах проводятся парламентские уроки. По итогам каждой такой поездки составляется план мероприятий, предусматривающий устранение выявленных проблем в муниципальном образовании.
Проведение областной Думой ежегодного конкурса представительных органов муниципальных образований - еще одна из форм взаимодействия областной Думы с органами местного самоуправления. Конкурс проводится в целях выявления и поддержки лучшего опыта организации деятельности представительных органов муниципальных образований Тюменской области, повышения их роли в социально-экономическом развитии муниципальных образований, более эффективного решения вопросов местного значения.
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Тюменской области с 2006 года создан и функционирует Совет муниципальных образований Тюменской области, в состав которого входят все 318 муниципальные образования Тюменской области.
Взаимодействие областной Думы с органами местного самоуправления осуществляется посредством их участия в выездных заседаниях Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности Тюменской области.
Кроме того, органы местного самоуправления принимают активное участие в мероприятиях, проводимых комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в том числе по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности населения (областной форум "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", круглые столы и конференции).
Взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется также посредством участия депутатов областной Думы в конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.