Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия N 120
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 сентября 2017 года
Законодательное обеспечение и реализация
инвестиционной политики на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
Несмотря на сохранение значительного влияния на социально-экономическое развитие России, экономика Ямало-Ненецкого автономного округа в кризисный период, как и в большинстве регионов Российской Федерации, независимо от уровня их социально-экономического развития и собираемости доходной базы, характеризуется замедлением темпов экономического роста, снижением предпринимательской активности.
В этих условиях остается актуальным реализация политики, ориентированной на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Высоких объемов инвестиций в основной капитал на Ямале удается достигать вопреки ряду объективных сложностей, отражающих специфические особенности региона: экстремальный климат, удаленность от центров производства и рынков сбыта, сложная транспортная схема, высокая стоимость рабочей силы. Поэтому в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется ряд мер, направленных на минимизацию этих факторов: развивается производственная (в том числе транспортная) и социальная инфраструктура, реализуются меры, направленные на снижение себестоимости выпускаемой продукции, товаров, услуг.
Вместе с тем в регионе используются преимущества: высокая платежеспособность внутреннего спроса; высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах. Геополитическое расположение региона вблизи Северного морского пути работает на вовлечение инвестиций в уникальные ресурсы региональной экономики: углеводородные месторождения; месторождения твердых полезных ископаемых, рыбоводство и оленеводство, лесные ресурсы, а также потенциал развития спортивного, этнографического, исторического и экстремального туризма.
В Ямало-Ненецком автономном округе на протяжении ряда лет продолжается практика государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая предусматривает меры государственной поддержки от льготирования по налогам до прямой финансовой помощи, а действующая в автономном округе законодательная база позволяет реализовывать все поставленные задачи.
Такие законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере налогового законодательства, как Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций" и Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков", имеют ключевое значение для инвесторов.
Также реальной помощью для инвесторов являются государственные гарантии, предоставление которых регламентировано Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 марта 2010 года N 28-ЗАО "О порядке предоставления государственных гарантий Ямало-Ненецкого автономного округа".
Около семисот организаций пользуются различными налоговыми льготами на Ямале. Это около 43 миллиардов рублей за пять лет, в том числе сумма льгот инвесторам составляет около 20 миллиардов рублей.
Базовым законом автономного округа в сфере инвестиционной деятельности является Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 февраля 1998 года "Об инвестициях", который действует с 1998 года и постоянно актуализируется под меняющееся правовое пространство и законодательство Российской Федерации.
В рамках реализации данного закона в регионе сформирован и утвержден законом автономного округа Перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории автономного округа (далее - Перечень).
Организации, включенные в Перечень, имеют право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (в размере от 13,5% до 15,5% в зависимости от категории инвестиционного проекта) и налогу на имущество организаций (в размере 1,1%). При этом в 2016 году для создания максимально комфортных условий для развития в регионе производств с высокой степенью переработки была значительно снижена (до 10%) ставка налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.
По состоянию на 01 января 2017 года в Перечень включено 20 организаций, реализующих (реализовавших) 30 проектов на общую сумму более 2,8 трлн рублей.
Организациями, включенными в Перечень, начиная с 2008 года на реализацию инвестиционных проектов направлено порядка 935 млрд рублей, в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов создано (сохранено) около 6000 новых рабочих мест.
В Ямало-Ненецком автономном округе приняты исчерпывающие меры по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ямало-Ненецком автономном округе. В Ямало-Ненецком автономном округе утвержден "Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". В 2016 году за сопровождением обратилось 39 субъектов предпринимательской деятельности. Общая стоимость проектов составила более 2 млрд рублей. Инвестиционные проекты, в отношении которых принято решение о целесообразности сопровождения, включаются в реестр инвестиционных проектов. В настоящее время реестр содержит 23 проекта.
Отмечу, что такие инструменты, как заключение концессионных соглашений, выпуск государственных ценных бумаг, а также комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включая финансовую, имущественную и иные формы помощи, позволяют обеспечивать устойчивую положительную динамику изменений инвестиций в основной капитал на территории автономного округа.
Большую актуальность сегодня приобретает поиск и реализация новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности для создания объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, в том числе через государственно-частное партнерство, от реализации которых зависит благополучие нашего северного края, устойчивость экономики и рынка труда. Законодательные инициативы в сфере государственно-частного партнерства получили реализацию на территории автономного округа. Практическое применение механизмов государственно-частного партнерства в автономном округе при реализации инвестиционных проектов осуществляется с 2014 года.
В ближайших планах - корректировка положений Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающая расширение перечня оснований, по которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться инвесторам без торгов.
При безусловном исполнении своей миссии, как лидера по добыче углеводородного сырья, автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации. Диверсификация и модернизация экономики автономного округа может быть обеспечена развитием новых сфер экономической деятельности, таких как энергетика, нефтегазохимия, горнорудная промышленность, транспорт, связь. Поэтому для нас важен опыт наших соседей, и такие совместные встречи и обсуждения актуальных вопросов дают возможность находить нестандартные решения, применимые для наших территорий.
Наша задача на данном этапе посредством дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере найти и реализовать новые инструменты стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.