Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 9 октября 2017 г. N 504-п
Основные направления
долговой политики Тюменской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Долговая политика Тюменской области является частью бюджетной политики Тюменской области.
Основные направления долговой политики Тюменской области разработаны с учетом положений бюджетного прогноза, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.01.2017 N 12-п "Об утверждении бюджетного прогноза Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года", и определяют цели, задачи, приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Тюменской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
1. Итоги реализации долговой политики в 2016 году и текущее состояние государственного долга Тюменской области
Тюменской областью проводится взвешенная долговая политика, в результате которой Тюменская область входит в число регионов с минимальным уровнем долговой нагрузки на бюджет.
Объем и структура государственного долга Тюменской области
Наименование показателя |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
На 01.01.2018 (оценка) |
|||
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
|
Государственный долг Тюменской области, всего, в т.ч. |
1 140 |
X |
2 089 |
X |
2 057 |
X |
Бюджетные кредиты |
321 |
28 |
321 |
15 |
321 |
16 |
Государственные гарантии |
819 |
72 |
1 768 |
85 |
1 736 |
84 |
Отношение государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, характеризующее уровень долговой нагрузки на бюджет, на 1 января 2017 года составило 1,8%, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2018 года - 1,6%.
Увеличение объема государственного долга Тюменской области за 2016 год на 949 млн рублей обусловлено предоставлением государственных гарантий Тюменской области. По итогам 2017 года ожидается уменьшение государственного долга области на 32 млн рублей в связи с уменьшением обязательств по государственным гарантиям Тюменской области.
Высокий удельный вес государственных гарантий Тюменской области в структуре государственного долга Тюменской области (2016 год - 85%, оценка 2017 года - 84%) объясняется незначительным прямым долгом Тюменской области (2016 год - 15%, оценка 2017 года - 16%).
Тюменская область не осуществляет заимствований с 2011 года, прямой долг Тюменской области в размере 321 млн рублей составляют реструктурированные обязательства по бюджетному кредиту, привлеченному в 2010 году из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).
Государственные гарантии Тюменской области выступают важным инструментом государственной антикризисной поддержки, способствуют реализации инвестиционных и социально значимых проектов, развитию малого бизнеса, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства в кредитных организациях.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планируются бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий. Расчеты предельных объемов этих ассигнований определяются исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области, и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев. В 2016 году на эти цели в расходах областного бюджета было предусмотрено 154 млн рублей, на 2017 год - 384 млн рублей в расходах и 45 млн рублей в источниках финансирования областного бюджета.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Тюменской области не было, обеспеченные государственными гарантиями обязательства исполнены принципалами своевременно и в полном объеме.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области в 2016 году состояли из расходов по обслуживанию реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту в сумме 0,3 млн рублей или 0,0003% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, в 2017 году они составят 0,3 млн рублей или 0,0002%.
Состояние государственного долга, наряду с другими сильными бюджетными показателями, обусловило уровень кредитного рейтинга Тюменской области на уровне суверенного рейтинга Российской Федерации, что свидетельствует о высоком уровне долговой устойчивости Тюменской области и создает возможности для осуществления государственных заимствований на более выгодных условиях.
В 2016 - 2017 годах Международное рейтинговое агентство FitchRatings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Тюменской области в иностранной и национальной валютах на уровне "ВВВ -", прогноз по рейтингу изменен с "Негативного" на "Стабильный", а 29 сентября 2017 года - на "Позитивный".
2. Цели и задачи долговой политики Тюменской области
Основной целью долговой политики Тюменской области в 2018 - 2020 годах является привлечение необходимых для социально-экономического развития Тюменской области заемных ресурсов для обеспечения сбалансированности бюджета Тюменской области, при поддержании долговой нагрузки на бюджет области на уровне, относящем Тюменскую область к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.
Основными задачами долговой политики Тюменской области являются:
- обеспечение соблюдения показателей долговой устойчивости Тюменской области, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики;
- привлечение государственных заимствований Тюменской области с учетом фактического исполнения и реальной потребности бюджета Тюменской области;
- минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований, при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;
- планирование обслуживания и погашения долга исключительно за счет доходов областного бюджета, равномерное распределение долговой нагрузки по годам, минимизация стоимости обслуживания заимствований;
- создание условий для сохранения кредитных рейтингов Тюменской области на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации.
3. Основные риски при реализации долговой политики Тюменской области и меры, принимаемые для их снижения
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Тюменской области на 2018 - 2020 годы, являются:
- риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- риск снижения ликвидности рынка - отказ инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Тюменской области) предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
- риск исполнения условных обязательств - наступление гарантийных случаев по государственным гарантиям Тюменской области.
Основными мерами, принимаемыми для снижения рисков, являются:
- проведение аналитической работы, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирование движения процентных ставок;
- осуществление постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок на горизонте планирования расходов бюджета;
- осуществление планирования государственных заимствований с проведением стресс-тестирования потоков по государственному долгу в целях определения уровня рисков по фактическому и прогнозируемому портфелю долговых обязательств с использованием таких показателей, как отношение краткосрочного долга к долгосрочным обязательствам, средний срок погашения (дюрация) долговых обязательств, наличие "пиков" платежей по долгу.
Для снижения рисков исполнения условных обязательств будут применяться следующие меры:
- совершенствование правовой основы для предоставления государственных гарантий Тюменской области;
- распределение рисков между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантирование обязательств только в части основного долга;
- осуществление контроля за финансовым состоянием принципалов - проведение проверок финансового состояния до полного исполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской области.
4. Основные направления долговой политики Тюменской области
В 2018 - 2020 годах в качестве основного источника заемных ресурсов рассматриваются исключительно долгосрочные рыночные заимствования. Наиболее ликвидным и масштабным инструментом заемного финансирования являются государственные облигации Тюменской области, диверсифицированные по срокам до погашения.
Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом в части, касающейся объемов и графиков платежей, использования ценных бумаг в рамках мероприятий по управлению ликвидностью бюджета Тюменской области, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области.
В качестве целевого ориентира средневзвешенного срока до погашения портфеля государственных облигаций Тюменской области устанавливается срок до 10 лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.
Кредиты кредитных организаций рассматриваются в качестве резервного инструмента заимствования для покрытия потребности в краткосрочных средствах.
Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Тюменской области, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
В 2018 - 2020 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки.
Государственные гарантии в 2018 году будут предоставляться на реализацию мероприятий в целях социально-экономического развития Тюменской области, реализацию совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предельные значения показателей долговой устойчивости бюджета Тюменской области в 2018 - 2020 годах:
Наименование показателя |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
На 01.01.2021 |
Отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Не более 15% |
Не более 30% |
Не более 35% |
Отношение расходов на обслуживание государственного долга к общим расходам бюджета |
Не более 5% |
Не более 5% |
Не более 5% |
Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Не более 10% |
Не более 10% |
Не более 10% |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
Не более 10% |
Не более 10% |
Не более 10% |
Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами (кредитными рейтинговыми агентствами) планируется осуществлять в 2018 - 2020 годах путем проведения регулярных встреч, семинаров, конференций и иных мероприятий.
Постоянное информационное взаимодействие с участниками рынка капитала, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении Тюменской области, проводимой бюджетной и экономической политике Тюменской области, планах по стратегическому развитию направлены на обеспечение инвестиционной привлекательности Тюменской области.
Реализация мер, предусмотренных долговой политикой Тюменской области на 2018 - 2020 гг., позволит обеспечить высокий уровень долговой устойчивости областного бюджета, направить ресурсы на решение приоритетных задач социально-экономического развития Тюменской области, оптимизировать структуру государственного долга Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 9 октября 2017 г. N 504-п "Об основных направлениях долговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.