Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19.10.2017 N 811
Информация
о законодательном обеспечении и реализации инвестиционной политики на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (представлена первым заместителем председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа В.Н. Казариным)
Ямал оказывает значительное влияние на экономическое развитие страны, занимая весомую долю в социально-экономических показателях России.
При этом замедление темпов экономического роста и снижение предпринимательской активности в кризисный период характерны для экономики большинства регионов, независимо от уровня их социально-экономического развития и собираемости доходной базы.
В условиях снижения инвестиционной активности актуальной остается реализация политики, ориентированной на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Высоких объемов инвестиций в основной капитал на Ямале удается достигать вопреки ряду объективных сложностей: экстремальному климату, удаленности от центров производства и рынков сбыта, слабо развитой транспортной и производственной инфраструктуре, высокой стоимости рабочей силы. Поэтому в округе реализуется ряд мер, направленных на минимизацию этих факторов: развивается производственная (в том числе транспортная) и социальная инфраструктура, реализуются меры, направленные на снижение себестоимости выпускаемой продукции, товаров, услуг. Вместе с тем в регионе используют преимущества: высокую платежность внутреннего спроса; высокую бюджетную обеспеченность, определяющую возможность активного участия региона в инвестиционных процессах. Это "работает" на вовлечение инвестиций в уникальные ресурсы региональной экономики: углеводородные месторождения, месторождения твердых полезных ископаемых, геополитическое расположение региона вблизи Северного морского пути, рыбоводство, оленеводство, лесные ресурсы, а также потенциал развития спортивного, этнографического, исторического и экстремального видов туризма.
В автономном округе на протяжении ряда лет продолжается практика государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая предусматривает меры государственной поддержки от льготирования по налогам до прямой финансовой помощи, а действующая в автономном округе законодательная база позволяет реализовывать все поставленные задачи. Отмечу, что совершенствование законодательства в сфере инвестиций осуществляется с учетом Методических рекомендаций по применению проектного управления, разработанных автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Одной из важнейших задач является определение оптимального уровня налогового бремени, который позволил бы создать благоприятный климат для развития бизнеса и поступления инвестиций, способствующих пополнению регионального бюджета финансовыми средствами, которые, в свою очередь, направляются на финансирование социально значимых программ автономного округа. Такие законы автономного округа в сфере налогового законодательства, как Закон автономного округа "О налоге на имущество организаций" и Закон автономного округа "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков", имеют ключевое значение для инвесторов.
Реальной помощью для инвесторов являются государственные гарантии, предоставление которых регламентировано законом автономного округа "О порядке предоставления государственных гарантий Ямало-Ненецкого автономного округа".
Реализация этих законов имеет важное значение для стимулирования инвестиционной деятельности и развития экономики на территории автономного округа, а также увеличения налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в окружной бюджет, что особенно актуально в условиях отложенного эффекта от введения западных санкций в отношении предприятий ТЭКа, так как предоставляет право ряду компаний применять пониженные ставки налога на имущество и прибыль в части, зачисляемой в окружной бюджет. Дополнительный положительный социальный эффект - создание рабочих мест.
Около семисот организаций пользуются различными налоговыми льготами на Ямале. Это около 43 млрд рублей за пять лет, в том числе сумма льгот инвесторам составляет около 20 млрд рублей.
Базовым законом автономного округа в сфере инвестиционной деятельности является Закон "Об инвестициях", который действует с 1998 года и определяет правовые и экономические условия инвестиционной деятельности на территории автономного округа, устанавливает основные принципы инвестиционной политики, формы и порядок осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в автономном округе, а также обеспечивает равную защиту прав, интересов и имущества всех инвесторов.
В рамках реализации данного закона в регионе сформирован и утвержден законом автономного округа перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории автономного округа (далее - Перечень).
Организации, включенные в Перечень, имеют право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (в размере от 13,5% до 15,5% в зависимости от категории инвестиционного проекта) и налогу на имущество организаций (в размере 1,1%). При этом в 2016 году для создания максимально комфортных условий для развития в регионе производств с высокой степенью переработки была значительно (до 10%) снижена ставка налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.
По состоянию на 1 января 2017 года в Перечень включено 20 организаций, реализующих (реализовавших) 30 проектов на общую сумму более 2,8 трлн рублей.
Организациями, включенными в Перечень, начиная с 2008 года на реализацию инвестиционных проектов направлено порядка 935 млрд рублей, в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов создано (сохранено) около 6 000 новых рабочих мест.
В автономном округе приняты исчерпывающие меры по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе. В автономном округе утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". В 2016 году за сопровождением обратилось 39 субъектов предпринимательской деятельности. Общая стоимость проектов составила более 2 млрд рублей. Инвестиционные проекты, в отношении которых принято решение о целесообразности сопровождения, включаются в реестр инвестиционных проектов. В настоящее время реестр содержит 23 проекта.
Необходимо отметить, что такие инструменты, как заключение концессионных соглашений, выпуск государственных ценных бумаг, а также комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включая финансовую, имущественную и иные формы помощи, позволяют обеспечивать устойчивую положительную динамику изменений инвестиций в основной капитал на территории автономного округа.
Одним из основных ориентиров для внешних инвесторов является присвоение рейтингов международными независимыми рейтинговыми агентствами. Рейтинг автономного округа отражает низкий уровень долга, хорошие показатели исполнения бюджета, высокий уровень ликвидности окружного бюджета, а также сильные показатели кредитоспособности автономного округа. Рейтинг автономного округа находится на уровне рейтинга Российской Федерации.
Инвестиционный совет автономного округа является постоянно действующим общественным координационным совещательным органом, образованным в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, выработки конкретных мер по улучшению инвестиционного климата и обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности в автономном округе, а также в целях содействия развитию конкуренции в автономном округе.
Новые вызовы времени диктуют новые законодательные инициативы. В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сфере создания и модернизации промышленного производства на Ямале, перехода от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационному пути развития экономики автономного округа принят Закон автономного округа "О промышленной политике в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающий различные меры стимулирования в сфере промышленности в условиях новых политических и экономических процессов, происходящих в стране.
Это позволяет привлечь дополнительные внебюджетные финансовые ресурсы для программ капитальных вложений и, соответственно, наращивать налогооблагаемую базу, причем не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в других отраслях, таких как энергетика, нефтегазохимия, горнорудная промышленность, транспорт, связь. Тем самым стимулируются процессы диверсификации экономики автономного округа.
Большую актуальность сегодня приобретает поиск и реализация новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности для создания объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, в том числе через государственно-частное партнерство, от реализации которых зависит благополучие нашего северного края, устойчивость экономики и рынка труда. Законодательные инициативы в сфере государственно-частного партнерства получили реализацию на территории автономного округа. Практическое применение механизмов государственно-частного партнерства в автономном округе при реализации инвестиционных проектов осуществляется с 2014 года.
В ближайших планах - корректировка положений Закона автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающая расширение перечня оснований, по которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться инвесторам без торгов.
При безусловном исполнении своей миссии как лидера по добыче углеводородного сырья автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации. Диверсификация и модернизация экономики автономного округа могут быть обеспечены развитием новых сфер экономической деятельности.
Наша задача на данном этапе - найти конкретные решения, выработать механизмы грамотного управления процессами с учетом практики взаимодействия органов государственной власти автономного округа с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.