Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлениюобластной Думы
от 23.11.2017 N 882
Информация
Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О пчеловодстве" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 24.10.2017)
Закон Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел и источников медосбора, их использованию для опыления энтомофильных культур, производству продуктов пчеловодства, а также созданию условий для повышения эффективности пчеловодства, обеспечению защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, занимающихся пчеловодством на территории Тюменской области.
В соответствии с информацией территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 в Тюменской области содержалось 20 426 пчелосемей, что составило 105,2% по отношению к прошлому году (в 2016 году содержалось 19 424 пчелосемьи).
При этом распределение пчелосемей между хозяйствующими субъектами, занимающимися пчеловодством, было следующим: сельскохозяйственные предприятия - 29, личные подсобные хозяйства граждан - 20 022, крестьянские (фермерские) хозяйства - 375 пчелосемей.
Таблица 1
Динамика количества пчелосемей в Тюменской области на начало года
Хозяйствующие субъекты |
Пчелосемьи, семей |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2017 год к 2016 году |
|
Сельскохозяйственные предприятия |
9 |
21 |
9 |
11 |
29 |
2,6 раза |
Личные подсобные хозяйства граждан |
19 168 |
20 000 |
19 846 |
19 351 |
20 022 |
103,5% |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
540 |
130 |
37 |
62 |
375 |
6 раз |
Всего |
19 717 |
20 151 |
19 892 |
19 424 |
20 426 |
105,2 |
Данные статистического учета показывают, что на протяжении последних пяти лет существенных изменений в категориях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области пчеловодства, не произошло. Как и в предыдущие годы, основное количество пчелосемей (98%) содержится в личных подсобных хозяйствах граждан. Количество пчелосемей, содержащихся на сельскохозяйственных предприятиях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах, не превышает 2% от общего количества пчелосемей. В то же время за 2016 год на сельскохозяйственных предприятиях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах численность пчелосемей значительно увеличилась (в 2,6 раза и в 6 раз соответственно). Количество пчелосемей, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, за предшествующий год увеличилось на 671 пчелосемью, или на 3,5%. Наибольшее количество пчелосемей содержится в следующих районах области: Тюменском - 2 330, Исетском - 1 770, Викуловском - 1 719, Нижнетавдинском - 1 621, Ялуторовском - 11 512. Пасеки пчеловодов-любителей, как правило, небольшие; пасек, в которых имеется более 100 пчелосемей, в Тюменской области не более двух десятков.
Фактором, сдерживающим рост количества сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся пчеловодством в Тюменской области на промышленной основе, является низкая рентабельность крупных пасек, связанная с необходимостью несения дополнительных затрат на содержание собственных площадей посевов медоносных культур и на кочевку пасек.
Нерешенной проблемой в развитии промышленных пасек остается невысокая культура производства продукции пчеловодства, а именно: отсутствие собственной переработки и фасовки продуктов пчеловодства, что не позволяет пчеловодам Тюменской области конкурировать с предприятиями таких регионов, как Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Алтайский край, и выходить на рынки соседних субъектов Российской Федерации. Между тем следует отметить, что в 2015 - 2016 годах пчеловоды Тюменской области стали принимать более активное участие в продовольственных ярмарках, проводимых в г. Тюмени, и в выездных ярмарках, организуемых в городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таблица 2
Динамика производства меда в Тюменской области
Лица, занимающиеся пчеловодством |
Производство меда, тонн |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2016 год к 2015 году |
|
Сельскохозяйственные предприятия |
- |
- |
- |
0,4 |
1,0 |
2,5 раза |
Личные подсобные хозяйства граждан |
291 |
320 |
440 |
423 |
426 |
100,7% |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
7 |
3 |
0,4 |
0,3 |
5,0 |
16,7 раза |
Всего |
298 |
323 |
440,4 |
423,7 |
432 |
102,1% |
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, большая часть меда, произведенного в 2016 году, была получена на пасеках граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.
Валовое производства меда в 2016 году по сравнению с этим же показателем 2015 года выросло на 2,1% и составило 432,0 тонны, что обусловлено увеличением численности пчелосемей, а также относительно благоприятными погодными условиями лета 2016 года.
Структура производства меда за 2016 год в разрезе федеральных округов представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура производства меда в Российской Федерации по федеральным округам в 2016 году
N |
Федеральные округа |
Доля федеральных округов в общероссийском производстве меда, % |
1. |
Центральный |
18 |
2. |
Северо-Западный |
3 |
3. |
Южный |
12 |
4. |
Северо-Кавказский |
6 |
5. |
Приволжский |
37 |
6. |
Уральский |
3 |
7. |
Сибирский |
13 |
8. |
Дальневосточный |
8 |
В Российской Федерации в 2017 году сложилась крайне неблагоприятная ситуация для развития пчеловодства. От тяжелых погодных условий пострадали пчеловоды центральной России и самых "медоносных" регионов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан). В Тюменской области положение дел оказалось не столь критичным, однако холодная и затяжная весна, а также холодный и дождливый период первой половины лета также негативно сказались на отрасли пчеловодства. Массовое цветение основных медоносов запоздало как минимум на 2 недели, что не позволило получить весенний товарный мед.
В соответствии со статьей 7 Закона Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" на каждой пасеке должен быть ветеринарно-санитарный паспорт, выданный в соответствии с действующим законодательством. Паспортизация пасеки осуществляется при обращении пчеловода в государственное ветеринарное учреждение. Вместе с тем по причине использования меда для собственных нужд пчеловоды отказываются паспортизировать пасеки, что на протяжении нескольких лет подтверждается количеством выданных паспортов. В 2011 году было выдано 30 паспортов, в 2012 году - 42, в 2013 году - 47, в 2014 году - 21, в 2015 году - 12, в 2016 году - 17, за период с января по сентябрь 2017 года - 19 паспортов.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области ежегодно при проведении полевых работ доводит до сведения производителей сельскохозяйственной продукции информацию о необходимости соблюдения инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами, а именно: об обязательном информировании пчеловодов через средства массовой информации и органы местного самоуправления о проводимых обработках, сроках их проведения, применяемых препаратах. Все применяемые сельскохозяйственными товаропроизводителями Тюменской области пестициды имеют разрешение на использование в Российской Федерации. Случаев отравления пчел в 2017 году не зарегистрировано.
В целях информирования пчеловодов о сроках и местах посева медоносных культур органами местного самоуправления при соответствующем обращении заинтересованных лиц может быть предоставлена информация о местах, видах и сроках использования кормовых и масличных культур. Кроме того, органы местного самоуправления могут участвовать в согласовании маршрутов кочующих пасек для обеспечения безопасного сбора пчеловодческой продукции.
В рамках реализации ведомственной программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке начинающих фермеров в 2016 году была получена грантовая поддержка в размере 1,5 млн. рублей на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем из Нижнетавдинского района, основной деятельностью которого является производство продукции пчеловодства.
В настоящее время государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере пчеловодства осуществляется:
при экспорте-импорте пчел в Российскую Федерацию - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
при перемещении живых пчел и продуктов пчеловодства из других субъектов Российской Федерации, а также внутри Тюменской области - ветеринарной службой Тюменской области.
За 9 месяцев 2017 года в ГАУ ТО "Тюменская областная ветеринарная лаборатория" в рамках выполнения государственного задания исследовано 123 пробы материала (подмор пчел, пчелиный расплод) из всех муниципальных образований Тюменской области.
Специалистами ГАУ ТО "Тюменская областная ветеринарная лаборатория" проведено 657 исследований полученных проб. При исследовании пчел на паразитарные заболевания варроатоз выявлен в 16% проб, нозематоз - в 4,7% проб. Акарапидоз и браулез не выявлены. По результатам исследований пчеловодам даются рекомендации о принятии мер в целях профилактики и ликвидации болезней пчел.
В целях недопущения реализации на территории г. Тюмени некачественного и опасного в ветеринарно-санитарном отношении меда специалистами ГАУ ТО "Городская станция по борьбе с болезнями животных" (г. Тюмень) с 2015 года осуществляется контроль за местами организации ярмарок (ОАО "Тюменская ярмарка" (выставочный зал), ДК "Железнодорожник", ДНК "Строитель").
На базе лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы рынков города в соответствии с заявлениями владельцев продукции проводятся исследования проб, полученных от каждой партии натурального пчелиного меда, реализуемого в помещениях указанных выше организаций.
В 2017 году исследовано 9 539 кг меда. По причине несоответствия продукции требованиям ветеринарно-санитарных правил выведено из оборота 800 кг меда.
На подвергнутый исследованиям мед, соответствующий требованиям ветеринарно-санитарных правил, оформлены ветеринарные сопроводительные документы.
В адрес руководителей ОАО "Тюменская ярмарка" (выставочный зал), ДК "Железнодорожник", ДНК "Строитель" направлена информация о необходимости информирования ветеринарной службы о проводимых мероприятиях.
Работа по контролю за соблюдением ветеринарного законодательства при реализации меда в г. Тюмени будет продолжена в 2018 году.
Одним из основных каналов реализации меда и продуктов пчеловодства являются регулярно проводимые в Тюменской области ярмарки по расширенной продаже продовольственных товаров.
Организация ярмарочных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п "Об утверждении порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области".
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области совместно с органами местного самоуправления, ежегодно формируется сводный план организации и проведения ярмарок, который размещается на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети Интернет в разделе "Экономика и финансы/потребительский рынок/розничные рынки".
По данным органов местного самоуправления, в 2016 году в муниципальных образованиях области проведена 541 специализированная продовольственная ярмарка и ярмарка выходного дня (за 9 месяцев 2017 года - 393 ярмарки), в которых приняли участие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, представители малых форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства). Участниками ярмарочной торговли был представлен широкий ассортимент продукции, в том числе меда.
При реализации Закона Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве" затруднений, в том числе связанных с правовым регулированием, не возникает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.