Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 8 декабря 2016 г. N 597-п
По-видимому, в тексте нумерационного заголовка допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 8 декабря 2017 г."
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики"
Ответственный исполнитель Программы: |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Цель Программы: |
Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. |
Задачи программы: |
Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально-политического экстремизма. |
Сроки реализации Программы: |
2015 - 2020 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам): |
Всего за 2015 - 2020 годы - 898 794 тыс. руб., в том числе: областной бюджет - 879 845 тыс. рублей, федеральный бюджет - 18 949 тыс. рублей 2015 г. - 192 663 тыс. руб., 2016 г. - 219 207 тыс. руб., 2017 г. - 178 917 тыс. руб., 2018 г. - 102 656 тыс. руб., 2019 г. - 102 674 тыс. руб., 2020 г. - 102 677 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
В плановый период до 2020 года - отсутствие протестных акций на национальной и религиозной основе. |
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений
Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.
Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
- всё большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне формирующегося общероссийского гражданского самосознания;
- неудовлетворенность отдельных этнических групп объемом, предоставляемых этнокультурных прав;
- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- правовой нигилизм и значительный уровень преступности;
- попытки политизации этнического и религиозного фактора.
В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:
- присутствием в регионе приверженцев псевдорелигиозных течений;
- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;
- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.
На этих направлениях концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.
Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.
Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность к националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.
Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, которые могут иметь этническую окраску.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России залогом национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными элементами дальнейшего устойчивого развития страны.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений. Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.
Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Цель государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" соответствует приоритету "Повышение безопасности жизни населения" и задаче "Обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтов" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
Основными задачами государственной программы Тюменской области являются:
- содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде
- содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере;
- объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально-политического экстремизма.
Достижение поставленных задач осуществляется по следующим направлениям деятельности в рамках постановления Правительства тюменской области от 18.05.2005 N 30-п "Об утверждении Положения о Комитете по делам национальностей Тюменской области":
1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;
6. Развитие российского казачества в Тюменской области.
7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
8. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов.
9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4 (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Рис. 1
Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.
Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.
Работа по адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется на основе взаимодействия органов власти и руководителей национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития. При этом в приоритетном порядке к решению вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов привлекаются работодатели, использующих иностранную рабочую силу.
Мониторинг и контроль миграционных процессов в Тюменской области осуществляются с учетом полномочий межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Тюменской области, межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом, межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, антитеррористической комиссии Тюменской области.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования мигрантов, в котором с сентября 2012 г. осуществляется языковая и общекультурная подготовка приезжих, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений.
В сотрудничестве с головным центром тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Российского университета дружбы народов Центр адаптационных практик и тестирования стал Локальным пунктом тестирования, и в январе 2013 года провел первое лингводидактическое тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28.10.2014 N 1394 с 1 декабря 2014 года Тюменский государственный университет проводит тестирование по русскому языку как иностранному и выдает сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка.
Продолжая сотрудничество с Российским университетом дружбы народов в рамках государственной системы тестирования, с января 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования начал осуществлять прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек. В Тюменском индустриальном университете (далее - ТИУ) вопросами проведения тестирования иностранных граждан/трудовых мигрантов по русскому языку как иностранному занимается Региональный Центр тестирования ТИУ.
В целях скорейшей адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество в регионе функционирует Миграционный центр тюменского филиала ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД России, организованный по принципу "одного окна". В центре можно получить государственные услуги по постановке на миграционный учет, выдаче патентов, пройти дактилоскопию, медицинское освидетельствование, сдать Комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также получить другие услуги.
В ВУЗах региона с целью адаптации студентов-мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:
- профилактику экстремизма с учетом особенностей поликультурной среды;
- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, наблюдение за студенческими настроениями в сети Интернет, в ходе учебного и вне учебного процессов;
- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде ВУЗов на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;
- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.
Важной составной частью этой работы является проведение собраний конкретных этнических групп студентов с руководством ВУЗов, представителями и активом национальных общественных объединений, авторитетными гражданами диаспор.
С целью преодоления у детей возможных затруднений при общении в коллективах сверстников во всех школах, где обучаются дети мигрантов, реализуется четырёхуровневая модель адаптации, основными направлениями которой являются:
- языковая адаптация - овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком;
- учебная адаптация - усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, включение подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;
- социально-психологическая адаптация - обеспечение межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы, комфортности пребывания в учреждении;
- культурная адаптация - развитие способностей учащихся, межкультурной коммуникации, формирование культурной и этнокультурной компетентности, привитие знания истории и современной жизни региона.
Для повышения качества обучения детей мигрантов педагоги совершенствуют методику обучения детей русскому языку как иностранному, расширяют спектр технологий, направленных на адаптацию и социализацию детей из числа мигрантов.
В программу курсовой подготовки учителей начальных классов, русского языка и литературы, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования включены вопросы методики преподавания русского языка как иностранного, социально-культурной адаптации мигрантов, межкультурной коммуникации, психологического сопровождения адаптации обучающихся из семей мигрантов.
Используются возможности национальных общественных объединений по распространению среди соотечественников норм и правил бытового и общественного поведения, принятых в регионе, в стране, ведется совместная профилактическая работа по недопущению проявлений национализма и религиозной нетерпимости. Данные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.
Социально-культурной и общественной адаптации иммигрантов, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития (характера), проводимые национальными общественными объединениями, такие как: Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, молдавской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и др. культур), национальных праздников, областные фестивали национальных культур "Мост дружбы", "Радуга", "Тан йолдызы" - "Утренняя звезда", татарского фольклора "Тугарэк уен", культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи ("Встреча культур", "Разноцветье") и историко-мемориальные мероприятия, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.
Несмотря на постоянное увеличение миграционных потоков, межнациональные отношения в Тюменской области характеризуются как стабильные и управляемые вследствие постоянного контроля и своевременного реагирования на процессы в иммиграционном сообществе.
Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
Из 174 тысяч обучающихся дневных общеобразовательных школ 85% составляют русские, 8,5% - татары, по 1% - казахи, украинцы, азербайджанцы, армяне, другие национальности составляют менее 0,5%.
Кроме того, в рамках реализации внеучебной деятельности изучением национальных традиций и культуры народов, населяющих область, охвачены 847 детей. (415 - изучают немецкую культуру, 45 - армянскую, 67 - казахскую, 82 - чувашскую культуру, 53 - цыганскую, 14 - ингушскую, 32 - белорусскую, 10 - хантыйскую, 43 - молдавскую, 18 - узбекскую, 29 - украинскую).
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
Представители национально-культурных объединений вошли в состав 31 управляющих советов общеобразовательных учреждений.
Важной является и информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации (30 изданиями опубликовано более 1500 материалов), а также мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет на наличие в них проявлений экстремизма и радикализма, а также выявление реальных и потенциальных субъектов подобной деятельности.
Ведется системная работа по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера.
В области сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов. Разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера до 2025 года при участии общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Реализация мероприятий плана способствует повышению качества жизни, созданию условий для социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, а также усилению взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
С 2010 года непосредственно в стойбищах ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры всех без исключения лиц из числа коренных малочисленных народов Севера. Диспансеризация коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с региональным стандартом медицинского осмотра коренных малочисленных народов Севера.
На территории Уватского муниципального района в отдельных труднодоступных территориях проживает 31 ребенок в возрасте от 0 до 18 лет. Из общего числа детей кочевого населения - 10 детей дошкольного возраста и 21 человек - школьного. Школьники из числа коренных малочисленных народов Севера обучаются в общеобразовательных учреждениях: МАОУ "Демьянская СОШ им. А. Копотилова" и МАОУ "Уватская СОШ". В период обучения ребята размещены в пришкольном интернате, в котором созданы все условия для полноценного проживания: имеется комната для подготовки домашних заданий, комната отдыха для чтения книг и просмотра телепередач, игровая комната, оснащенная настольными играми и игрушками, имеется три компьютера с выходом в Интернет, а также санитарные комнаты.
В целях обеспечения качественного образования педагоги школы реализуют модели воспитания и развития детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), которые включают в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию обучения, и направлены на формирование у обучающихся своей этнической и гражданской идентичности, способности к самовыражению и самореализации.
С целью преодоления у детей КМНС возможных затруднений в коллективах сверстников школьными психологами ведётся работа по адаптации. В соответствии с ФГОС организована внеурочная деятельность по направлениям: спортивно-оздоровительное; общекультурное; духовно-нравственное. Школьники принимают участие в соревнованиях по биатлону, лыжным гонкам, греко-римской борьбе, волейболу, футболу, баскетболу, успешно сдают нормы ГТО.
Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах: становлению национального самосознания способствуют "Уроки предков", которые направлены на расширение круга познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, накопление экологических знаний, формирование уважительного отношения к своим предкам. По программе дополнительного образования "Живая нить времен" дети изучают национальный уклад жизни и отображают его в творческих проектах.
С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром.
Важной формой поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.
На постоянной основе в нашем регионе выпускаются аналитические, новостные, научно-популярные и другие материалы, посвященные истории, культуре, традициям и языкам коренных народов Севера Тюменской области.
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.
Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания будет способствовать участие самодеятельных цыганских коллективов в областном национальном фестивале "Мост дружбы", областном фестивале детского национального художественного творчества "Радуга", проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Ожидаемым результатом работы органов государственной власти, местного самоуправления, казачьих обществ по исполнению областного плана мероприятий по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года является создание организационных, материально-технических, финансовых и прочих условий для возрождения и становления казачества в целях его самоорганизации и самореализации, вовлечения в решение задач социально-экономического и общественного развития региона.
В Тюменской области ведется целенаправленная работа по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками в рамках реализации Сводного комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом на период до 2020 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
План определяет основные направления деятельности Тюменской области по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками.
Необходимость комплексного подхода в реализации государственной политики в отношении соотечественников обусловлена широким спектром и долговременным характером реализации планируемых мероприятий.
В Тюменской области наряду с удовлетворением этнокультурных запросов в приоритетном порядке осуществляется государственная поддержка мероприятий, пропагандирующих идеи общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации.
Ежегодно проводится 6 областных национальных фестивалей, свыше 50 национальных праздников, множество мероприятий в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Развитие этнокультурного потенциала народов России, проживающих в Тюменской области, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.
В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах, осуществляемых специалистами научных центров в форме социологических исследований, целевых информационно-аналитических материалов по актуальной проблематике, анализа публикаций в печатных и электронных СМИ, сети Интернет.
Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении единства гражданского согласия во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.
Общая характеристика ситуации в религиозной сфере
Ситуация в религиозной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития.
Её особенностью является:
- отсутствие протестных акций на религиозной основе;
- активное участие религиозных организаций в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
- усиление социальной направленности в деятельности религиозных организаций;
- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного просвещения и воспитания;
- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.
В регионе отсутствуют устойчивые религиозные группы, способные вести или ведущие системную деятельность по укоренению в общественном сознании экстремистских концепций и призывающие к насильственным действиям в отношении граждан в связи с их религиозной принадлежностью.
В тоже время, имеются факторы (явления), негативно влияющие на развитие межрелигиозных, общественно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области, способствующие снижению гражданской лояльности отдельных представителей религиозных объединений, действующих в Тюменской области, а также распространению радикальных религиозных воззрений.
Внешние факторы влияния:
- деструктивная деятельность международных фундаменталистских и экстремистских центров;
- распространение идей радикализма и экстремизма, литературы и агитационных материалов проповедующих ксенофобию в отношении инаковерующих и нерелигиозных граждан;
- активные миграционные процессы.
Внутренние факторы влияния:
- недостаточный образовательный уровень священнослужителей;
- наличие межконфессиональных предубеждений;
- попытки использования религиозного фактора в политических и иных целях;
- попытки придания религиозной окраски конфликтам на бытовой почве.
В целях предупреждения и предотвращения указанных негативных явлений, а также обеспечения межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе, дальнейшего развития сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, в рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:
- укоренение в общественном сознании принципов свободы совести и свободы вероисповедания;
- противодействие распространению религиозной ксенофобии;
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации и Тюменской области;
- повышение правовой и социальной компетентности руководителей и актива религиозных организаций, действующих в Тюменской области;
- поощрение религиозных организаций в осуществлении социального служения.
Предупреждение проявлений религиозного экстремизма в Тюменской области осуществляется путём системной реализации программных мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области совместно с религиозными объединениями, институтами гражданского общества, представителями науки, образования и бизнеса, а также территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В результате совместной реализации указанных мероприятий, направленных на возрождение и сохранение историко-культурного наследия и духовных ценностей народов, обеспечение межконфессионального согласия, взаимодействие и укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, общественно-религиозные и государственно-конфессиональные отношения в Тюменской области стали носить конструктивный, взаимовыгодный характер.
В религиозных организациях значительно активизировалась практика социального служения в форме непосредственной и адресной помощи людям в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам, бездомным, нарко и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.
Возросла роль религиозных организаций традиционных для России конфессий в духовно-нравственном воспитании молодёжи в результате их активного участия в реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях Тюменской области, деятельности многочисленных воскресных школ и групп по обучению основам религии и религиозному воспитанию своих последователей, а также реализации иных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Религиозные организации ведут активную информационно-просветительскую работу в печатных изданиях и электронных СМИ по обеспечению общественно-политической стабильности в регионе.
Реализация вышеуказанных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий осуществляется на основе системного взаимодействия органов государственной власти области, местного самоуправления и религиозных организаций.
Основная форма взаимодействия - это, прежде всего, индивидуальная работа и постоянный диалог с руководителями централизованных и местных религиозных организаций. Результатом работы являются конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание, информированность о проблемных вопросах, возникающих у религиозных организаций, и принимаемых мерах.
Важным инструментом данного взаимодействия является деятельность Координационного Совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений Тюменской области, Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области, Совета христианских церквей Тюменской области, Тюменского областного фонда "Оказания содействия религиозным организациям мусульман Тюменской области".
Руководители религиозных организаций традиционных для России конфессий принимают активное участие в работе Общественной палаты Тюменской области и межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Тюменской области.
Информация о религиозных организациях основных конфессий, действующих в Тюменской области
В Тюменской области действует 236 религиозных организаций 19 конфессий, зарегистрированных в установленном порядке законодательством Российской Федерации.
Информация об объектах религиозного назначения основных конфессий, действующих в Тюменской области
В настоящее время в Тюменской области действует 221 объект религиозного назначения.
Наибольшим числом культовых зданий располагает Тобольская Митрополия Русской Православной Церкви - 102 церкви (без учёта молитвенных домов и молитвенных комнат) и исламские общины - 84 мечети и молельных дома.
На партнерских условиях религиозным организациям оказывается государственная поддержка при реставрации и восстановлении культовых зданий. Данная финансовая и организационная помощь оказывается в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по противодействию экстремизму от 19.02.2013 г. N Пр-336.
Система религиозного образования и просвещения в Тюменской области
В Тюменской области сформирована и действует система религиозного образования и просвещения, способствующая удовлетворению граждан в свободе совести и вероисповедания, а также обеспечению религиозных организации подготовленными кадрами священнослужителей.
Сложившейся сетью духовного образования располагает православие, в том числе:
- Тобольская духовная семинария, образованная в 1743 году. В настоящее время, данное учебное учреждение является крупнейшим духовным образовательным центром от Урала до Дальнего Востока. С 2014 года в семинарии открыта магистратура. В стенах семинарии обучается 184 студента из 15 епархий. Возглавляет семинарию митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Количество преподавателей - 33 человека. Срок обучения - 5 лет. За время деятельности семинария осуществила 24 выпуска в количестве 1020 человек;
- Тюменское духовное училище - образовано в 1761 году. Учебное учреждение возрождено в 1997 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре. С 1997 года училище осуществило 19 выпусков учащихся в количестве 273 человек. В настоящее время в училище обучается 35 учащихся, срок обучения - 2 года;
- Тобольская православная гимназия - образована в 1994 году. В основу воспитательной системы в гимназии положен принцип раздельного обучения детей. Учебное учреждение осуществило 23 выпуска в количестве 292 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается 233 учащихся.
- Тюменская православная гимназия - образована в 1999 году. Учебное учреждение осуществило 14 выпусков в количестве 495 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается - 250 человек;
- Ялуторовская православная гимназия - образована в 2007 году. В настоящее время в ней обучается 45 учащихся с 1 по 4 класс. Гимназия осуществила 7 выпусков в количестве 84 человека;
- Ишимская православная гимназия образована в 2003 году. В настоящее время в ней обучаются 137 учащихся. За время своей деятельности осуществила 5 выпусков учащихся в количестве 51 человека.
В системе духовного образования в Тюменской области протестантизм представлен Тюменской библейской семинарией христиан веры евангельской, созданной в 1998 году. Данное учебное учреждение внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 14.08.2002. С 2006 года имеет лицензию по программе подготовки служителей и иного религиозного персонала, выданную Рособрнадзором. За период деятельности семинарии высшее духовное образование (по 5-летней программе образования) получили 115 выпускников. Кроме того 110 студентов прошли двухлетнюю программу духовного образования. В настоящее время в семинарии обучается 160 студентов (по 5-летней программе образования), а также 30 студентов (по программе магистратуры богословия).
В целях повышения уровня правовой, общекультурной и социальной компетентности имамов мечетей, председателей и активистов местных мусульманских религиозных организаций, в рамках государственной программы на системной основе проводятся учебные курсы, с привлечением преподавателей Российских исламских университетов и институтов г. Казани и г. Уфы, а также учёных и специалистов Тюменского государственного университета, Комитета по делам национальностей Тюменской области.
Духовное воспитание и просвещение осуществляется православными религиозными организациями в форме воскресных школ. При православных храмах в 59 воскресных школах обучается 1 645 человек.
При мечетях действует 16 групп по обучению основам ислама, которые посещают более 160 человек.
При протестантских церквях, входящих в состав Совета христианских церквей, действует 27 групп по религиозному обучению и воспитанию (воскресных школ), количество учащихся 675 человек.
Ситуация в сфере общественно-политических отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая в последние годы очевидную позитивную динамику. Общественная жизнь во всех поселениях Тюменской области носит конструктивный характер. По состоянию на 04.10.2017 г. в Тюменской области зарегистрировано 944 общественных объединений, 796 некоммерческих организаций. Действуют 49 региональных отделений общероссийских политических партий. В то же время публичную активность проявляет не более десятка партийных объединений.
В качестве примера, характеризующего партийно-политическую ориентацию избирателей Тюменской области, можно привести результаты распределения голосов избирателей по итогам выборов депутатов Тюменской областной Думы, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
Рис. 4
Данные о политических предпочтениях граждан по результатам голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы VI созыва (2016 г.), %
Результаты распределения голосов избирателей по итогам выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 2016 год (%)
Политическая партия |
Результаты выборов по Тюменской области |
Результаты выборов по РФ |
"Единая Россия" |
58, 35 |
54, 20 |
КПРФ |
12, 27 |
13, 34 |
"Справедливая Россия" |
11, 45 |
6, 22 |
ЛДПР |
14, 12 |
13, 14 |
Явка избирателей |
81, 14 |
47, 88 |
Рис. 5
Данные о политических предпочтениях граждан по результатам голосования на выборах Президента РФ (4 марта 2012 г.) (%)
В целях обеспечения общественно - политической стабильности в Тюменской области последовательно реализуется ряд специальных комплексных целевых проектов, направленных на поддержку институтов гражданского общества, в том числе:
- Общественная палата Тюменской области (в 2001 - 2013 гг. - Гражданский форум Тюменской области), образована в соответствии с Законом Тюменской области N 29 от 10.06.2010 г. "Об Общественной палате Тюменской области" в целях содействия согласованию общественно значимых интересов граждан, государственных органов Тюменской области и органов местного самоуправления при рассмотрении наиболее важных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Тюменской области, защиты прав и свобод граждан.
Общественная палата Тюменской области является дискуссионной площадкой и формой прямого диалога власти, бизнеса и общественности с целью построения конструктивных общественных отношений. Органами Общественной палаты Тюменской области являются совет и 15 комиссий Общественной палаты. Для изучения, подготовки к рассмотрению вопросов и выработки рекомендаций по основным направлениям деятельности могут создаваться рабочий группы Общественной палаты.
Сегодня региональная Общественная палата стала системообразующим элементом общественного контроля в регионе, авторитетнейшим институтом гражданского общества. При Общественной палате действуют 8 групп общественного контроля в сферах строительства, ЖКХ, здравоохранения, спорта и молодежной политики и т.д.
Действует общественная приемная Общественной палаты Тюменской области (г. Тюмень, ул. Котовского, 54). Ежедневно в Общественной приемной ведется прием граждан и их обращений по социально - бытовым вопросам, правовому просвещению, еженедельно проводятся гражданские слушания.
Осуществляется выпуск печатного издания Общественной палаты - газета "Гражданская трибуна Тюменской области" (издается с 2004 года, периодичность - 2 выпуска в квартал, тираж - 5000 экз.), освещает результаты мониторингов, гражданских слушаний, актуальные вопросы общественно-политической жизни, деятельности Общественной палаты Тюменской области. Функционирует официальный сайт: www.op72.ru.
- Координационный совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей (действует с 2003 г.) является формой консолидации ветеранских движений, общественных объединений, органов исполнительной власти, составной частью государственной и общественной системы гражданского и патриотического воспитания, способствует распространению инновационных форм и направлений работы, созданию условий для их практической реализации, повышению эффективности и качества реализуемых программ и проектов. Координационный совет объединяет 45 общественных организаций, представляющих около 300 тыс. жителей Тюменской области, содействует увековечению памяти погибших военнослужащих, оказанию помощи и поддержки членам их семей, военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, в Тюменской области созданы благоприятные институциональные условия для налаживания конструктивного диалога различных социальных и политических сил, общества и органов государственной власти региона, для реализации гражданских инициатив, участия населения в реализации социально полезных программ и мероприятий. Позитивный характер общественно-политических отношений подтверждается и снижением политически мотивированных протестных выступлений.
Реализация информационной кампании, направленной на обеспечение гражданского единства народов и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области
Комплексная информационная кампания, направленная на обеспечение гражданского единства народов России и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области (далее - Информационная кампания) осуществляется в рамках Госпрограммы по средством реализации целевого проекта "Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде" с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы.
На основе государственной поддержки в рамках Информационной кампании по инициативе и при непосредственном участии актива национальных общественных объединений, религиозных организаций в Тюменской области осуществляется поддержка производства и размещения в теле и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, создание тематических радио и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, издание художественной, научно-методической, справочной литературы, направленных на объективное информирование населения о деятельности общественных объединений граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
Информационные ресурсы, направленные на обеспечение гражданского единства народов и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области (при финансовой и организационной поддержке Правительства Тюменской области):
Печатные СМИ:
- газета "Янарыш"/ "Возрождение" (на русском и татарском языках, тираж - 3600 экз., периодичность - еженедельно.);
- журнал "Мир национальностей" (тираж 1500 экз., периодичность 1 - 2 раза в год);
- научно-методический и репертуарно-информационный альманах "Национальные культуры региона" (тираж 500 экз.);
Теле- и радиопрограммы:
- телепрограмма "Родина" - цикл телепередач о жизни, культуре, традициях народов многонациональной Тюменской области. В программе освещаются вопросы этнокультурного развития и взаимодействия народов, деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации. Проект рассказывает о жителях Тюменской области, сохраняющих национальные традиции и обычаи, народные художественные промыслы и ремесла, национальные виды спорта, народное творчество и искусство;
- "Яна сулыш" ("Новое дыхание") - еженедельный обзор событий, который помогает телезрителям ориентироваться в общественной жизни татарского народа Тюменской области и других регионов России. Новости татарских национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, рецензии новых книг, культура, литература, жизнь общественных деятелей, культурно-просветительские события: фестивали татарской культуры, чемпионаты татарской борьбы, национальные праздники;
- "Себер йолдызлары" ("Звезды Сибири") - цель телепроекта познакомить зрителя с самыми яркими национальными творческими коллективами и исполнителями, показать их становление и историю развития;
- радиопрограмма "Жизнь национальностей" - информационно-просветительская программа об этническом многообразии населения Тюменской области, направленная на упрочение межнационального сотрудничества. Информирует граждан по вопросам, связанным с созданием условий по обеспечению гражданского единства народов России и гармонизации этноконфессиональных отношений в Тюменской области, а также по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Тюменской области;
- радиопрограмма "Дусларга сукмак"/ "Дорога к друзьям" (на русском и татарском языках) - информационно-просветительская программа о жизни сибирских татар и татар Тюменской области, а также о деятельности мусульманских религиозных организаций. Представляет собой симбиоз информационного жанра и публицистики. Гости программы - видные общественные деятели, писатели, ученые, этнографы, руководители органов государственной власти, лидеры татарских национальных общественных объединений региона и другие.
Интернет-ресурсы:
- официальный портал органов государственной власти Тюменской области, admtyumen.ru;
- Интернет-портал общественных объединений "Диалог", www.dialog-urfo.ru;
- мусульманский информационно-просветительский портал "Аль-хакк" / "Истина", www.al-hakk.ru;
- Интернет-ресурсы национальных общественных объединений и религиозных организации Тюменской области.
Кроме того, религиозные организации традиционных конфессий, национальные общественные объединения Тюменской области являются учредителями средств массовой информации (печатных и электронных).
СМИ, учредителями которых являются национальные, религиозные общественные организации Тюменский области (оказывается финансовая поддержка Правительства Тюменской):
- "Таван"/ "Родня" (газета на русском и чувашском языках, учредитель Тюменская областная общественная организация "Ассоциация чувашей "Таван");
- журнал "Православный Сибирячок", журнал "Православный просветитель", "Сибирская православная газета" (учредитель ЦРО Тобольско-Тюменская епархия РПЦ МП );
- культурно-просветительская мусульманская газета "Хикмет"/ "Суть", (учредитель ЦРО Духовное управление мусульман Тюменский области);
Реализация Информационной кампании способствует решению задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации этноконфессиональных отношений, формированию в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Тюменской области, развитию культуры межнационального и межконфессионального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Подраздел организация работы по взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений по профилактике экстремистских проявлений
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 28.11.2014 N Пр-2753, разработаны и реализуются программные мероприятия, направленные на совершенствование работы органов государственной власти Тюменской области по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их регулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма.
В рамках программных мероприятий на основе системного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных, образовательных, культурно-просветительских учреждений, СМИ, общественных объединений проводятся:
- мониторинги этноконфессиональной и общественно-политической обстановки в муниципальных районах и городских округах Тюменской области, осуществляемых с 2006 года;
- аналитические исследования и мониторинги на темы: "Мусульманские сообщества г. Тюмени", "Влияние миграции на социально-экономические отношения в Тюменской области", "Религиозные сообщества Тюменской области", "Анализ социально-политической ситуации с учетом этнического и конфессионального факторов";
- систематический анализ материалов, публикуемых в Интернет-ресурсах, налажено оперативное информирование органов государственной власти о публикациях, содержащих признаки экстремизма и антиобщественных проявлений;
- ежегодные семинары для работников органов местного самоуправления на тему: "Задачи органов местного самоуправления по консолидации гражданского сообщества Тюменской области";
- совещания с руководителями администраций муниципальных районов и городских округов по вопросам государственной национальной политики, общественно-религиозных и общественно-политических отношений в Тюменской области;
- заседания межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, Общественной палаты Тюменской области.
Результатом реализации мероприятий по профилактике экстремистских проявлений должно стать формирование гражданских групп и объединений, содействующих консолидации гражданского сообщества региона и становящихся субъектами противодействия распространению экстремистских настроений и политических практик; создание системы мониторинга и коррекции зон формирования социальных деприваций, порождающих социокультурные и политические коллизии.
Последовательная реализация программных мероприятий способствует усилению координации и повышению эффективности работы территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления Тюменской области, вовлечению в работу по упрочению гражданского согласия широкого круга общественных объединений различной направленности, учреждений и организаций. Конфликтов, протестных акций на этнической, религиозной основе нет.
Угрозами экстремизма являются разрушение гражданской общности, отчуждение части населения от российского общества и государственности, легитимация политического насилия как нормативного и основного средства, деградация механизмов продуктивной позитивной внутриобщественной коммуникации, диалога и политического компромисса как способов достижения мирного решения социально-политических вопросов.
Оказать воздействие на причины возникновения экстремистских настроений и проявлений экстремизма можно, осуществляя системное и постоянное воздействие на ценностные, идеологические основания социального представительства, стратегии и деятельность религиозных и национальных организаций и органов государственной власти и органов местного самоуправления Тюменской области.
Задачами деятельности являются:
1. Достижение согласия (общего понимания) относительно сущности содержания концепций, представлений и действий, составляющих политический экстремизм и его недопустимости с правовой, политической, общественной и моральных позиций.
2. Создание и доведение до факторов алгоритма опознавания всяческих действий, ведущих или классифицируемых как политический экстремизм.
3. Разработка системы мероприятий по созданию климата доверия для обсуждения социально-политических и иных проблем, волнующих (актуальных) социокультурные сообщества и органов государственной власти и органы местного самоуправления, позволяющего выявлять предпосылки и признаки конфликтных ситуаций, могущих получить экстремистское осмысление.
4. Выявление проблемных групп и проведение с ними профилактической и интеграционной работы.
Взаимодействие Комитета по делам национальностей Тюменской области с субъектами антиэкстремистской деятельности осуществляется в соответствии с:
- Соглашением от 01.07.2009 N 167 "Об организации взаимодействия федеральных органов, органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления в целях реализации государственной политики в сферах межнациональных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений";
- Распоряжением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 N 269-рп "О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму";
- Соглашение между исполнительными органами государственной власти Тюменской области и национальными общественными объединениями Тюменской области в сфере межнациональных отношений от 10.02.2015.
Взаимодействие имеет своей целью организацию скоординированных работ по профилактике экстремизма, выработку предложений по ее совершенствованию, взаимообмен информацией о ситуации в курируемых сферах деятельности и перспективах ее развития, о мерах по профилактике экстремистских проявлений, нейтрализации их последствий, оценке эффективности проводимой работы.
Субъекты антиэкстремистской деятельности
Федеральные органы |
|
Областные органы и организации |
|
Органы МСУ |
Управление МВД России по Тюменской области |
|
Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму |
|
Администрации муниципальных районов и городских округов |
Региональное управление ФСБ России по Тюменской области |
|
Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Тюменской области |
|
Районные координационные органы |
Комитет по делам национальностей Тюменской области Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений | ||||
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области |
|
Общественная палата Тюменской области |
|
Местные национальные и иные общественные объединения, религиозные организации |
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области | ||||
Департамент образования и науки Тюменской области | ||||
Управление Министерства юстиции РФ по Тюменской области |
|
Департамент по спорту Тюменской области |
|
Местные СМИ |
|
|
Департамент культуры Тюменской области |
|
|
Совет ректоров высших учебных заведений Тюменской области |
|
|||
Совет директоров образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Тюменской области |
|
|||
|
|
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области |
|
|
Координационный Совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей | ||||
|
|
Координационный совет религиозных организаций, объединяющий ДУМ ТО, тюменский казыят ДУМ АЧР и тюменский махтасибат ЦДУМ |
|
|
Молодёжный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области | ||||
|
|
СМИ |
|
|
Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями и задачами Программы (Приложение N 1).
Раздел 3. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счёт средств областного бюджета в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 315 "О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области", Законом Тюменской области от 08.02.2001 г. N 263 "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 20.10.2008 N 307-П "О порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидий национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям на реализацию общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), религиозным организациям на реализацию общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий".
Для реализации программных мероприятий привлекаются средства федерального бюджета в рамках ежегодно заключаемых Соглашений между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Тюменской области о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета (2017 г. - 2 435 200 руб.).
В соответствии с Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" функции по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов осуществляются Уватским муниципальным районом, которому ежегодно на исполнение полномочия доводится соответствующий объем субвенций.
Привлечение внебюджетных средств не предусматривается.
Расходы по целям, задачам и мероприятиям Программы на 2015 - 2020 гг. приведены в Приложении N 1.
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы Тюменской области
С учетом достигнутого в Тюменской области уровня общественно-политической стабильности и межнационального и межконфессионального согласия применяемые показатели являются оптимальными, достаточными для поддержания и упрочения общественно-политической и этноконфессиональной стабильности, для национальной самореализации народов области, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности.
Ожидаемый конечный результат - отсутствие протестных акций на национальной и религиозной основе.
Система показателей отражена в приложении N 2.
Значение показателей по номерами 4, 5, 6 приложения N 2 определяются по результатам социологических исследований. Срок предоставления информации по итогам года до 1 февраля года следующего за отчетным.
Показатели под номером 2, 3 приложения N 2 - путем суммарного количества численности участников мероприятий национально-культурных автономий и иных общественных объединений. Срок предоставления информации до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Справочно:
Методика расчета значений показателей мероприятия "Обеспечение прав коренных малочисленных народов, содействие развитию народных промыслов и ремесел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"
Показатель 1 "Прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года" (%) определяется по формуле:
, где
- плановое значение занятого в экономике количества людей на 2017 год в Уватском муниципальном районе по данным баланса трудовых ресурсов, предоставляемого в Департамент труда и занятости населения Тюменской области,
- фактическое значение занятого в экономике количества людей в 2016 году в Уватском муниципальном районе по данным баланса трудовых ресурсов, предоставляемого в Департамент труда и занятости населения Тюменской области.
Плановое значение показателя на 2017 год - 1,4%, на 2018 год - 0,06%.
Показатель 2
Показатель "Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (тыс. руб.) определяется по формуле:
, где
ФОТ - фонд начисленной заработной платы в Уватском муниципальном районе на основании официальной статистической информации,
- среднегодовая численность населения в Уватском муниципальном районе на основании официальной статистической информации.
Плановое значение показателя на 2017 год - 38,8 тыс. рублей, на 2018 год - 41,6 тыс. рублей.
Значения показателей определяются Уватским муниципальным районом, Срок предоставления информации по итогам года до 15 января года, следующего за отчетным.
Раздел 5. Управление рисками реализации государственной программы Тюменской области
В результате проводимой в Тюменской области работы ситуация в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений оценивается как благоприятная, стабильная и управляемая, имеющая позитивные тенденции.
Показатели эффективности деятельности находятся в полном соответствии с целями устойчивого общественного развития. Плановые и фактические значения совпадают.
Неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать на реализацию программы и нанести угрозу нормальному общественному развитию представляют:
- негативные процессы в экономике и социальной сферах;
- снижение объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программных мероприятий;
- осложнения в межгосударственных отношениях;
- проявления национализма на бытовом уровне;
- активные иммиграционные процессы, проблемы трудовой и социальной адаптации иммигрантов, принимающие нередко национальную окраску;
- сращивание национального, религиозного и политического факторов, чреватое проявлениями этноконфессионального экстремизма;
- распространение в исламской среде фундаменталистских идей, литературы и агитационных материалов.
В целях реализации программных мероприятий к мерам, направленным на предотвращение неблагоприятных факторов следует отнести:
- мониторинг общественно-политической ситуации в Тюменской области, с целью выявления зон социальной депривации и состояния климата общественных настроений;
- работа по вовлечению общественных, национальных и религиозных объединений Тюменской области в общественно полезные (значимые) мероприятия, направленные на укрепление гражданской солидарности;
- установление круга лиц и организаций, подверженных усвоению экстремистских настроений и разработка мероприятий по их реинтеграции в конструктивные общественно-политические настроения.
Приложение 1
к государственной программе
Тюменской области
План
мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" до 2020 года
Наименование задачи |
N п/п |
Наименование мероприятия/ контрольного события |
Объемы финансирования на период действия программы, тыс. руб./ Значения контрольного события |
Получатели бюджетных средств |
|||||
2015 год (факт) |
2016 год (факт) |
2017 год (план) |
2018 год (план) |
2019 год (план) |
2020 год (план) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего по программе |
192 663 |
219 207 |
178 917 |
102 656 |
102 674 |
102 677 |
|
||
В том числе средства федерального бюджета |
|
|
9 989 |
5 444 |
2 435 |
351 |
365 |
365 |
|
Расходы на управление |
20 314 |
20 394 |
19 457 |
18 471 |
18 471 |
18 471 |
|
||
Цель: Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. | |||||||||
Всего расходы по цели |
172 349 |
198 813 |
159 460 |
84 185 |
84 203 |
84 206 |
|
||
В том числе средства федерального бюджета |
|
9 989 |
5 444 |
2 435 |
351 |
365 |
365 |
|
|
Задача 1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде |
Всего расходы по задаче, в том числе |
43 180 |
29 222 |
27 219 |
21 289 |
21 307 |
21 310 |
|
|
В том числе средства федерального бюджета |
7 073 |
5 144 |
2 435 |
351 |
365 |
365 |
|
||
1.1. |
Мероприятие. Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде |
4 958 |
3 270 |
2 789 |
2 300 |
2 300 |
2 300 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
2 083 |
1 270 |
389 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Количество в текущем году конфликтов на этнической основе, ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
1.2. |
Мероприятие. Государственная поддержка мероприятий национально-культурного развития, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов |
16 722 |
5 747 |
5 802 |
6 050 |
6 050 |
6 050 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
2 674 |
897 |
672 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Количество проведенных в текущем году мероприятий национально-культурного развития, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, ед. |
220 |
206 |
Не менее 200 |
Не менее 200 |
Не менее 200 |
Не менее 200 |
|||
1.3. |
Мероприятие. Государственная поддержка мероприятий в этнической среде, в том числе: |
19 499 |
17 680 |
14 811 |
11 439 |
11 457 |
11 460 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
2 016 |
1 552 |
1 029 |
351 |
365 |
365 |
|
||
Обеспечение прав коренных малочисленных народов, содействие развитию народных промыслов и ремесел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов |
8 241 |
7 728 |
8 116 |
8 189 |
8 208 |
8 210 |
Администрация Уватского муниципального района |
||
Контрольное событие. Доля удовлетворенных заявок национально-культурных автономий и иных общественных объединений из общего количества заявок, отобранных для получения в текущем году государственной поддержки (с учетом возможностей областного бюджета), % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
||
1.4. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий казачьих обществ в деле возрождения традиционной казачьей культуры |
2 001 |
2 525 |
3 817 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
300 |
1 425 |
345 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Количество казачьих художественных коллективов, принимающих участие в текущем году в областном фестивале казачьей культуры "Благовест", ед. |
82 |
82 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
|||
Задача 2. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере |
Всего расходы по задаче, в том числе |
104204 |
136827 |
105562 |
56321 |
56321 |
56321 |
|
|
В том числе средства федерального бюджета |
0 |
300 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
||
2.1. |
Мероприятие. Проведение научно-практических конференций, конкурсов, "круглых столов", семинаров, рабочих встреч и совещаний по вопросам государственно-конфессиональных отношений, подготовка методических и информационно-аналитических материалов |
1036 |
2793 |
1144 |
1125 |
1125 |
1125 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
Контрольное событие. Количество участников мероприятий по вопросам государственно-конфессиональных отношений, чел. |
1612 |
1742 |
Не менее 1600 |
Не менее 1600 |
Не менее 1600 |
Не менее 1600 |
|||
2.2. |
Мероприятие. Государственная поддержка общественно-значимых культурно-просветительских мероприятий религиозных организаций |
103 168 |
134 034 |
104 418 |
55 196 |
55 196 |
55 196 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
0 |
300 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Доля удовлетворенных заявок религиозных организаций из общего количества заявок, отобранных для получения в текущем году государственной поддержки (с учетом возможностей областного бюджета), % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
Задача 3. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально - политического экстремизма |
Всего расходы по задаче, в том числе |
24 965 |
32 764 |
26 679 |
6 575 |
6 575 |
6 575 |
|
|
В том числе средства федерального бюджета |
2 916 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
||
3.1. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданских целей |
22 089 |
30 295 |
20 028 |
5 875 |
5 875 |
5 875 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
2 046 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Количество участников мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданских целей, чел. |
6 800 |
9 532 |
Не менее 7000 |
Не менее 7000 |
Не менее 7000 |
Не менее 7000 |
|||
3.2. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий, направленных на позитивную социализацию молодежи |
2 876 |
2 469 |
6 651 |
700 |
700 |
700 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
В том числе средства федерального бюджета |
870 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контрольное событие. Количество организованных в текущем году мероприятий, направленных на позитивную социализацию молодежи, ед. |
35 |
51 |
Не менее 50 |
Не менее 30 |
Не менее 30 |
Не менее 30 |
|||
Распределение средств по бюджетополучателям |
|
||||||||
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
|
|
184422 |
211479 |
170801 |
94467 |
94466 |
94467 |
|
Администрация Уватского муниципального района |
|
|
8241 |
7728 |
8116 |
8189 |
8208 |
8210 |
|
Приложение 2
к государственной программе
Тюменской области
Показатели
реализации государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" до 2020 года
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 8 декабря 2017 г. N 597-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.