Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Департамента финансов
Тюменской области
от 18 декабря 2017 г. N 30-р
Порядок
проведения проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита (заемщика), а также его гаранта и поручителя
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет процедуру проведения проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита (заемщика), а также его гаранта и поручителя (вместе именуемые - юридическое лицо).
1.2. Проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица в целях предоставления бюджетного кредита осуществляется на основании представленных юридическим лицом документов в соответствии с Положением о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области.
1.3. Проведение проверки финансового состояния юридического лица после предоставления бюджетного кредита осуществляется с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных юридическим лицом документов в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
1.4. Проверка финансового состояния юридического лица включает в себя:
анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
состояние расчетов с бюджетами всех уровней;
оценку финансового состояния;
оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности.
2. Проверка финансового состояния юридического лица
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
состав основных средств, являющихся собственностью юридического лица, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
стоимость запасов товарно - материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
изменения за анализируемый период капитала, резервов юридического лица.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности юридического лица по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.3. Для оценки финансового состояния юридического лица используются 2 группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности; показатели платежеспособности.
Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - ф. 0710001).
2.3.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность юридического лица оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (КЗ) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
Для расчета коэффициента текущей ликвидности, кроме названных при расчете КЗ статей, корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".
2.3.2. Показатель платежеспособности - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (К4) является характеристикой финансовой устойчивости юридического лица, показывает степень зависимости от займов (кредитов), и рассчитывается по следующей формуле:
2.4. Для оценки и анализа результативности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица используются 2 группы индикаторов:
показатели рентабельности;
коэффициенты оборачиваемости.
Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форма по ОКУД 0710002, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - ф. 0710002).
2.4.1. Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:
1. для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);
2. для торговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).
2.4.2. Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр. 2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).
2.4.3. При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания) дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:
Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:
3. Оценка результатов проверки финансового состояния юридического лица
3.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, КЗ, К4 и К5) заключается в присвоении юридическому лицу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
0,2 и выше |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
КЗ |
2,0 и выше |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
Для неторговых организаций |
1,0 и выше |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
Для торговых организаций |
0,6 и выше |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
менее 0,15 |
менее 0 |
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики юридического лица, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.
На основе категорий определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по формуле:
,
где:
Вес - вес показателя в сводной оценке;
Категория - категория, к которой относится значение показателя.
Категория = 1,2 или 3.
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель |
Вес Показателя |
К1 |
0,11 |
К2 |
0,05 |
КЗ |
0,42 |
К4 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
Результаты проверки финансового состояния юридического лица сводятся в таблицу:
Коэффициент |
Значение коэффициента |
Категория |
Вес показателя |
Сводная оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К3 |
|
|
|
|
К4 |
|
|
|
|
К5 |
|
|
|
|
Сводная оценка |
|
|
|
|
На основе значения сводной оценки юридическое лицо относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение S не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S больше 1,05, но не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S - больше 2,4.
3.2. На основании проведенной проверки финансового состояния юридического лица Департамент финансов Тюменской области готовит заключение о результатах проведения проверки финансового состояния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.